Русская линия
Русская линия Марина Михайлова01.03.2008 

Церковь и наука: противопоставление или сотрудничество?
В соборе Владимирской иконы Божией Матери прошел вечер памяти митрополита Антония (Мельникова)

Памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова; 19.2.1924 — 29.5.1986) была посвящена презентация научного сборника «Русская история и культура. Статьи. Воспоминания. Эссе» (СПб, Наука, 2007), состоявшаяся в соборе Владимирской иконы Божией Матери.
Митрополит Антоний (Мельников). 1924-1986В разделе «Выдающиеся деятели русской культуры» этого сборника были помещены воспоминания протоиерея Владимира Фоменко, ключаря Владимирского собора, о приснопоминаемом владыке Антонии (частично публиковавшиеся на РЛ), что и послужило поводом к встрече священнослужителей с известными петербургскими учеными-гуманитариями.
Вечер памяти прошел после Божественной литургии и панихиды по приснопоминаемому владыке Антонию.

Тему встречи предложил настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, задав собравшимся вопрос для обсуждения: являлась ли просветительская деятельность митрополита Антония противопоставлением современной ему безбожной жизни, либо это было сопоставление и позитивный поиск точек соприкосновения?

Отвечая на поставленный вопрос, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) Гелиан Михайлович Прохоров, напомнил, что митрополит Антоний одним из первых архиереев начал налаживать сотрудничество Церкви и светской науки:

— Необходимо сказать, что идея создания «Православной энциклопедии» принадлежит владыке Антонию. В наши дни это начинание осуществилось, а начало ему положил он.

Обращаясь к присутствующим, ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко сказал:

На вечере памяти митрополита Антония (Мельникова)— Дорогие мои, Бог дал нам сегодня такое чудное общество… Одно то, что мы друг с другом беседуем, свидетельствует о взаимопонимании. А начало ему положил митрополит Антоний. Вся жизнь владыки — это служение Богу и Церкви Христовой, а также труд на благо Родины, русской науки и культуры.

Владыка Антоний был ректором Жировицкой семинарии в трудное время. Послевоенное потепление к Церкви длилось недолго, и уже в конце 50-х годов начали закрываться Духовные школы. В начале учебного года мы не были уверены, что закончим курс. Только авторитетом владыки Антония держалась в те годы Жировицкая семинария…

Вспоминается его великопостная проповедь перед нами, студентами, которую он произносил со слезами на глазах, скорбя о том, что, как и 2000 лет назад, распинается Церковь…

Благодаря своей культуре, образованности, широкому кругозору он был знаком со многими выдающимися деятелями науки и культуры. Помню, он рассказывал, что в правительстве стали появляться люди уже другого склада. И высказал надежду на то, что, дай Бог, мы доживем до того времени, когда отношение к Церкви изменится. Действительно, мы все ощутили это в год 1000-летия Крещения Руси. Отношение государства к Церкви стало меняться. Мы воспряли духом тогда. Над подготовкой этой программы как раз и трудился митрополит Антоний. К сожалению, Господь не судил ему дожить до этого события и до наших дней, когда храмы строятся и восстанавливаются, в изобилии издается духовная литература. Но я свято верю, что владыка Антоний внес свою лепту в подготовку этих событий. — заключил о.Владимир.

Отвечая на поставленный о. Владимиром Сорокиным вопрос, ключарь Владимирского собора сказал:

— Митрополит Антоний не был новатором, он ничему себя не противопоставлял, ясно понимая обстановку в стране и в мире. Но владыка уповал на Промысел Божий и свято верил, что все совершается по воле Господа нашего Иисуса Христа.
Протоиерей Владимир Фоменко поблагодарил редактора-составителя сборника Ю.К.Руденко за публикацию и высказал мнение, что появление воспоминаний о митрополите Антонии в научном сборнике состоялось промыслительно.

В свою очередь, доктор филологических наук, завкафедрой истории русской и западноевропейской культуры исторического факультета СПбГУ, Юрий Константинович Руденко поделился с присутствующими впечатлением, произведенным на него мемуарами о. Владимира Фоменко:

— Воспоминания отца Владимира открыли мне глаза на личность владыки Антония, с которым мне не пришлось быть знакомым. Поражает широчайшая эрудиция митрополита, живой интерес к культуре во всех ее проявлениях. Не всякому христианину дано быть настолько открытым к красоте мира и воспринимать ее именно как Божью красоту, — отметил профессор.
Касаясь темы вечера, Юрий Константинович высказал следующее мнение:

— В разных исторических обстоятельствах альтернатива сервилизму, соглашательству может выглядеть по-разному. Можно противостоять безбожию открыто, явно, а можно просто делать то, что считаешь правым, что велит тебе совесть. Одних Господь соделывает мучениками, других хранит.

Протоиерей Владимир Сорокин и И.Я.ФрояновВ продолжение темы, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России с древнейших времен до XX века СПбГУ, Игорь Яковлевич Фроянов поделился следующими размышлениями:

— Думаю, необходимо расширить проблематику обсуждаемой темы, добавив понятие «сохранение». Наверное, после революции 1917 года главнейшей задачей Церкви являлось сохранение в чистоте и неповрежденности православного вероучения, богослужения. Возникает вопрос: каковы условия выполнения этой задачи? Первое, конечно, истовое служение клира, преданность Церкви. Но этого, думается, недостаточно. Прежде всего необходимо говорить о существовании России как державы. Мне кажется, что это актуально и сейчас: будет Россия неделима, великодержавна, сохранится и Русская Православная Церковь. Если же она рассыплется, как распался Советский Союз, то Церковь ожидают очень тяжелые времена. Исходя из этих соображений, нельзя рассматривать советский период однозначно. Можно сказать, что задача сохранения Церкви оказалась выполненной, а сохранение русской державности служит залогом ее сохранения и в будущем.

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Валентина Евгеньевна Ветловская обратилась к присутствующим со следующим словом:

— Мне кажется, что митрополит Антоний предвосхитил ситуацию, в которой мы сейчас существуем. Он настолько был широк душой, что все люди, которые служили славе, величию России, привлекали его внимание. Он их находил, привлекал к сотрудничеству. Мы долгие годы служили России и Православию, даже порой не осознавая этого. Потому что были воспитаны русской культурой, а стало быть — православной культурой. Теперь наконец пришло время, когда представители разделенных прежде ветвей церковной и светской культуры общаются, сотрудничают, понимают друг друга.

В подтверждение слов Валентины Евгеньевны Г. М.Прохоров рассказал, как митрополит Антоний привлекал его самого и С.С.Аверинцева к работе над проектом «Православная энциклопедия». Протоиерей Владимир Фоменко напомнил, что духовной дочерью владыки являлась великая русская певица Елена Образцова, а о. Владимир Сорокин сообщил, что к сотрудничеству в альманахе «Богословские беседы» митрополит Антоний привлекал монахиню Елену (Казимирчак-Полонскую), что в те годы было особенно удивительно.

О.Б.СокуроваОб этом общении подробнее рассказала кандидат искусствоведения Ольга Борисовна Сокурова:

— Мы дружили с матушкой Еленой Ивановной, некоторые работы она давала мне на редактуру. В том числе и труд об ее учителе о. Сергии Булгакове, опубликованный в «Богословских трудах». Несмотря на их дружбу с владыкой, митрополит сделал ряд замечаний по работе. Надо сказать, что матушка Елена была очень вдохновенной, романтичной натурой. Владыка обратил внимание на излишнюю восторженность текста и попросил снять все ее восклицания. Кроме того, он очень строго относился к софианству о. Сергия Булгакова.

Как раз на принципиальную позицию митрополита Антония в вопросах православного вероучения и хотелось бы обратить особое внимание, поскольку в наше время идет размывание понятий даже со стороны искренне верующих людей. Митрополит Антоний имел четкую, очень строгую и принципиальную позицию по защите чистоты православного вероучения. Он всегда очень аргументировано отстаивал свои убеждения. Известно его открытое письмо о. Александру Меню (правда, стоит вопрос об авторстве), в котором ясно выражена его позиция.

В заключение Ольга Борисовна добавила:

— Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал, что избранным, в какие бы трудные времена они ни жили, дается покой в Господе. Хочу в связи с этим вспомнить необыкновенную тишину, которая сопутствовала владыке Антонию. Архиерей был великим молитвенником и аскетом, это чувствовали все прихожане. Он являлся словно связующим звеном между древним благочестием и современной жизнью, это был образец православного архипастыря. Ему были присущи духовный аристократизм, высота благородства, гармония личности — то, чего нам так не хватает сегодня. Глядя на него, мы понимали, что такие люди существуют и в наше время, и на них необходимо равняться.

Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве. Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний — в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. В том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Работал инспектором в Одесской, затем в Саратовской Духовной семинарии. В 1956 году назначен ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Был ректором Одесской Духовной семинарии и наместником Успенского мужского монастыря в Одессе. В мае 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским. В сентябре 1975 года Высокопреосвященный Антоний удостоен сана митрополита. С октября 1978 года и до кончины, последовавшей 29 мая 1986 года, владыка Антоний был митрополитом Ленинградским и Новгородским и являлся постоянным членом Священного Синода. Более пятнадцати лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды». С 1981 года митрополит Антоний руководил Богословской группой Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

http://rusk.ru/st.php?idar=112533

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика