Русская линия
Русская линияСвященник Алексий Плужников26.02.2008 

«Щит и меч» православных христиан

Приходит в храм женщина:
— Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить?
— Богу!
— КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить…

А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: «Молитвенный щит православного христианина».

Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: «наилучше продаваемой» книгой среди православных. Этот «щит» скован в Воронеже (Издательство НПО «МОДЭК») и выдержал уже несколько переизданий. Благословение «Епископа Задонского Никона», как оказалось, липовое…

Особую популярность этот «щит» приобрёл благодаря огромному количеству молитв «на всякую потребу». Но центральная «молитва», ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане — это «молитва задержания».

О чём же предлагают помолиться составители «Молитвенного щита»? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: «Молитва на освящение всякия вещи», «Молитва на освящение воды», причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана.

Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность — читать молитву «о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу». Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне… Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых «замучил» страждущий родственник!

Также православным мирянам предлагается примерить на себя роль неких библейских персонажей: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19:13−16).

Для тех, кто не знаком с этим текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с тёмными силами: чтобы «избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы» советуется «ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике». Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради «приложения». Как происходит это «приложение» иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону «Всех скорбящих Радость». Она где-то прочитала, что её, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею «полечиться"…

Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься — рекомендуется «просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь». Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных «подвижников"-экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий «гонять» бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких «подвижников» надо бежать, как от огня, а не за ними бегать.

Большое внимание в борьбе с бесовщиной уделяется принятию святой воды разных видов: «с копием, с мацани (? Что это за слово выяснить не удалось. — А.П.) и чудотворной иконой». Святая вода здесь явно аналогична некой «белой» магии, охраняющей от «чёрной» (как в сказках: «побрызгали его мёртвой водой — срослось тело, побрызгали живой водой — ожил Иван-царевич»).

Нужно ещё «носить освящённый пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)». Священник становится аналогом шамана с бубном — и ко мне не раз обращались с подобной просьбой.

Предлагая подобные суеверно-магические обряды, составители призывают «ни в коем случае не прибегать к бабкам и колдунам». Действительно, с «Молитвенным щитом» все бабки отдыхают…

А чтобы избавиться от «лукавых духов, от вреда со стороны волшебников, от злых людей, от беснования», предлагается список святых, «ответственных» за «бесогонство». Во главе этих святых — священномученик Киприан и мученица Иустина, имена которых, к сожалению, давно превратились в амулет, в тотем, «охраняющий» от злых духов (иконки-складни с молитвой им — наиболее продаваемый церковный товар).

Рекомендуется «молитва об исцелении от порчи» — молиться нужно пророку Малахии: «на пророка Малахию отчитывают каженика (порченого)». Скорее, «каженики» — это те, кому «кажется», что они православные, когда пользуются «Молитвенным щитом». (А может, это последователи Гарри Поттера — там тоже употреблялись «Щитовые чары"…)

Полон сей молитвослов (хотя хочется его назвать «суесловом»!) молитв «в болезнях». Особо любопытны некоторые названия: молитвы «при расслаблении тела с потерей аппетита, бессонницей, при парализации и лишении телесных членов» (интересно: Богу нужно при молитве предъявлять полный диагноз, чтобы Он не ошибся в лечении?), «об исцелении от немоты», «при умалишении» (я тоже знаю такую молитву: все молятся иконе «Прибавление ума»! Не Божьей Матери, ибо ума на это не хватает, а именно названию иконы. Как говорят гомеопаты: грецкий орех — лучшее средство для мозгов…).

Но ведь именно такие «диагностические» молитвы наиболее востребованы нашими православными. Мне рассказывали, что на могилке у Марфы Царицынской на молебне читают прошения: «еще молимся об исцелении от рака, от болезней желудочно-кишечного тракта…». Мало кому сейчас требуется спасение души, всем нужно спасение тела и дела.

А дел у нас много, молиться нужно и «на устроение лодки», и «над семенами», и «над гумном». А знаете, кому надо молиться «об урожае огурцов», по «народному верованию»? Никогда не догадаетесь! Равноапостольному Константину Великому, византийскому императору! Наверно, он в свободное от государственной службы время в огородике ковырялся, разводил новые сорта огурчиков…

Самая «смиренная» «щитовая» молитва — это молитва «о даре прозорливости».(!!!) И правда, что ж так скромно: не хватает молитв о «способности воскрешать мёртвых», «летать до седьмого неба», «о даре ангельских языков» и подобных из обихода клиентов психиатрической больницы…

Но главный, так сказать, эпицентр сего молитвенного ядерного взрыва — это «молитва задержания». Перед самой «молитвой» есть пояснение: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Вообще-то, в «утаении от слуха и взора» силу ищет колдовство и зло, а сила православных молитв — в любви к Богу и ближним. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин., 3:20−21).

Суть молитвы задержания можно выразить так: «Господи! Всюду враги и злопыхатели! Я долго их терпел, но теперь дай им, Господи, так, чтобы не совались ко мне боле!». Вот цитата из сей «задержалки»:

«И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.
Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя.
Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.».

Теперь сравните слова этого заклинания с Евангельскими словами Спасителя:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.» (Мф., 5:10−12).
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.»
(Мф., 5:44−45).
Думается, комментарии излишни.

Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует — мужики начинают побаиваться… Другая регулярно читает перед каждым выходом на работу, а то начальник что-то часто стал придираться… «Задержалка» настолько популярна, что кочует по разным молитвословам, увеличивая тиражи.

И подержав в руках такой «щит», хочется воскликнуть: «Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников»!

К сожалению, не «Молитвенный щит» виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное, был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами «на потребы», хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы «от зубной боли», «от глазных болезней»? Почему в 21-м веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство.

Также и другие многопотребные молитвы — зачем они? Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чём забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Пётр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно об этой «многомолитвенности» говорил Спаситель:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф., 6:7−8).

Многословия в молитве — признак языческого отношения к жизни. Язычники верили во многих богов, множество олицетворённых сил в природе, поэтому с каждым богом нужно было договариваться отдельно, приносить именно ему пригодные жертвы. Это языческое отношение сохраняется и сейчас в отношениях с Богом у «православных». Стандартный вопрос у всех приходящих в храм: кому свечку поставить о здравии, кому об учении, сколько именно свечей, какого размера, а можно ли от чужой свечи зажечь? И никто не спрашивает: а насколько усердно я должен помолиться, а как я должен любить Бога, что я могу сделать для Него?

Какие нужды не выражены в молитве: «Господи, помилуй меня, грешного»? Всё доверие Богу, всю любовь, всю надежду вкладывает верующий в эту краткую молитву, как лепечущий ребёнок вкладывает свою ручонку в руку матери. Святые подвижники в положенные часы выполняли своё молитвенное правило, а всё оставшееся время заполняли этой главной молитвой, «дышали» ей.

Как много благ получили бы наши верующие, если бы приходили так же усердно на всенощное бдение, как ищут они молитвы на «потребы»! Какое богатство духовной поэзии, богословия, возвышенных, умилительных мыслей они почерпнули бы, напитались бы, просветились бы духовно! Вот наши истинные молитвы на всякую потребу — стихиры, каноны, псалмы, поемые и читаемые на вечернем богослужении. Вот время и место, где мы можем быть услышаны Господом, Божьей Матерью, святыми, где мы становимся Церковью Христовой, единым Телом.

Но, увы, пусты почти наши храмы вечерами, а те, кто и приходят, часто ждут лишь «помазания» (или, как обычно говорят старушки: «миропомазания») на полиелее, чтобы от болезней исцелиться…

Бросили мы свои истинные щит и меч: богослужение и трезвомыслие, и «вооружились» фиговым листиком и «щитовыми чарами"… «Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо…». Христос стучится к нам в сердца, а мы отвечаем Ему: «имей мя отреченна — я читаю молитву «о даре покаянных слёз», не мешай мне, Господи…».
Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда

http://rusk.ru/st.php?idar=112510

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  АННА ВИКТОРОВНА    19.07.2014 14:01
Хорошо рассуждать, имея знание (1 кор.8,1).
К сожалению, в наше время, знание имеют немногие.
И с христианской любовью редко встретишься на деле.
Нужно ввести цензуру, как было до революции и обязать отцов настоятелей проверять в свете священного писания, священного предания и святых отцов всю приходящую на их приходы информацию, и не только в виде литературы, но аудио и видео. Там тоже полно всяких "нелепостей".
Помоги, Господи.
  Викк    26.03.2011 23:06
Почитал я всё это и скажу Вам друзья следующее!
Есть и в церкви недостатки, но что же теперь делать?
И в милиции есть недостатки, но нельзя же милицию устранить!
Конечно хотелось бы чтобы в церкви читали на русском языке, а не на старославянском! Надеюсь я доживу когда будут читать на современном русском языке (ну хотя бы Евангилие)
А утренние и вечерние молитвы можно читать (для себя) и в переводе на современный русский язык, в интернт(е) уже много переводов!
Некоторые прихожане (особенно пожилые) утверждают что старославянский язык имеет большую силу, но разве это не похоже на склонность к язычеству?
Тогда изначально нужно было служить литургию на том языке – на котором
она первоночально была написана Иоанном Златоустом!
Хотя пути Господни неисповедимы и непостижимы!
У каждого человека свой путь к Богу!
По вере вашей и дано будет вам, как сказал Христос!
  Федоровна    28.01.2011 08:43
Уважаемый отец Алексий! Если такой плохой молитвослов, да еще с липовым благословением, почему его продают в церковных лавках повсеместно? Неужели настоятели церквей не могут отсеивать хотя бы такие книги? Неужели польза от дохода от их продажи (пожертвования) может перевесить вред от чтения? Одной рукой значит раздаем духовные блага и зовем ко спасению , а другой рукой раздаем губительное. Почему так?
  Сергей Рябуха    07.07.2009 16:00
Лучше бы православные христиане учились молиться сами, сами просили бы Бога о своих нуждах, а не искали молитвы на все случаи жизни, заменяя молитву, как возношение сердца к Богу, вычитыванием готовых молитвословий.
  Василий Николаев    06.07.2009 14:27
Но, увы, пусты почти наши храмы вечерами, а те, кто и приходят, часто ждут лишь "помазания"… Бросили мы свои истинные щит и меч: богослужение и трезвомыслие.

Статья очень поучительна.
Только автор забыл рассказать, как в храме на богослужении бубнят канон, что ничего не понятно, даже если стоять рядом со чтецом.
Как певчие тараторят стихиры на хвалитех, что даже если немного знаешь текст, и то с трудом улавливаешь смысл.
Как женский голос концертно пищит с клироса: "От юности моея мнози борют мя страсти" – и невольно представляешь, какие же страсти ее одолевают.

Любовь к молитве начинается с любви к богослужению. А неспешное благоговейное богослужение с четким понятным чтением и пением – увы, большая редкость.
  Писарь    05.07.2009 17:44
Прочел.Плакать или смеятся? Скорее плакать.
  SIQNAL    05.07.2009 13:02
Уважаемый Отче Алексий !Может ли православный христианин освятить воду, если да, то какая читается молитва т.е. ( Самосвят)
С Уважением раб божий Петр.
  Раб божий Мирянин    04.07.2009 23:16
Уважаемый Алексей ! Пожалуста , подробнее напишите , какая "Молитва на освящение воды" может использовать Мирянин и не грез ли это.
С/У. Раб божий Владимир
  Родкина    02.07.2009 17:40
Счастливый Вы человек, Батюшка, если можете вылечиться, просто сходив в больницу. А у нас чаще либо нет денег на стоматологов и окулистов, либо врачи некудышные. Вот и получается, что без "молитв "от зубной боли", "от глазных болезней" нам и в 21 веке не обойтись.
  Православная прихожанка    20.10.2008 18:05
О молитве Задержания.
Эта молитва направлена не против плоти и крови человека , а против духа ,кот человек по своему либо умышленному намерению или неумышленному злонамерению, впустил в себя и направляет против другого человека.Мы просим задержать духа, который действует в этом человеке против нас .Мы не просим наказания человеку,наказывается этот человек тем духом, который жил в нем, это он начинаеит ему мстить.Когда дьявол выходит , он как рыкающий лев ищет отомстить тому человеку, в котором он жил, а если этот человек не возопиет ко Господу, то будет долго не мучим этим духом и его кознями.
Василий Великий пишет , что зависть хуже колдовства.Значит завистливые глаза человека могут навредить и не только некрещеным, но также и крещеным, т.к. наша вера не всегда тверда и нам такие испытания посылаются во благо, во укрепление нашей веры.Если воззовем ко Господу, то увидим Его милость к нам, если просимое не исполняется , то все равно сие воззвание даст нам силы перетерпеть горе, а в наше время это самое главное, ибо Бог сказал:"Терпением спасайте души ваши".А без Бога разве приобретешь терпение?
Будьте внимательны к псалму 90.Молитва Задержания созвучна этому псалму.Ибо мы взываем в этом псалме заступится за нас и в этом же тоже усматривается изгнание злого духа, потому что не мы , а Бог будет изгонять лукавого по нашей просьбе и ,конечно же, на Его усмотрение.А Псалтирь Давида, если вы его читаете, он так же созвучен молитве Задержания, но мы должны понимать, когда Давид просил отмщения врагам, то тоже имел ввиду не плоть и кровь его обидчиков , а духа, который в них жил ,ивсе это употреблял во их же спасение и очищение.
Тот кто боится читать молитвы, пусть вспомнят слова Христа "Трусливые и боязливые сердца Царствия Божия не наследуют, и помните, что Царствие Божие внутрь нас есть, это значит, что в нас должна жить ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ, это она изгоняет бесов и когда мы имея Царствие Божиме сталкиваемся с миром, то миру мы должны стать солью, без нее он был бы просто пресным и бесвкусным.Но заметьте можно иногда недосолить, а иногда пересолить , как важно знать меру, чего нам православным в наше время так не хватает!

Православным стоит мужаться и держаться в нашем весьма интересном мире.Потому что то , что создал Бог, не может быть быть неинтересным.Горе и радость они всегда рядом и все для человека, только нужно уметь правильно понять и извлечь из этого пользу.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru