Русская линия
Русская линия14.02.2008 

Нерусская история «Западной России»
Текст передачи на радиостанции «Русский край» (Калининград)

В студии Максим Котов и программа «Оранжевая западня».
В своих передачах мы уже на раз рассказывали о неприглядной истории с учебным курсом «История Западной России», настойчиво проталкиваемым «авторским коллективом» и чиновниками от образования для преподавания в школах Калининградской области в рамках регионального компонента. История эта началась еще прошлым летом, когда в руки независимых историков и краеведов попали «экспериментальные образцы» учебников и методических пособий этого самого «курса», который предполагалось изучать во всех школах с 6 по 11 класс. «Образцы» эти повергли непредвзятых историков в шок. О фактических ошибках, допущенных «авторским коллективом» историков из РГУ им. Канта в этих «учебных пособиях» говорилось не раз и не два. Список этих ошибок с комментариями мог бы составить издание порядочной толщины. Не меньше, наверное, чем сами «учебники».

И это не говоря о явной прогерманской «составляющей» этого учебного курса. Начиная с его, весьма невразумительного названия, — «История Западной России». Непонятно, почему нельзя было назвать учебный курс, к примеру, «Историческое краеведение Калининградской области»? Ведь об истории других западных регионов России в учебниках нет ни слова. Хотя, честнее было бы назвать этот курс «историей Восточной Пруссии и Тевтонского ордена», ведь именно их изучению посвящена большая часть учебников и методических пособий. Ставшие, благодаря стараниям непредвзятых журналистов, историков и общественных организаций, достоянием общественности, эти факты заставили авторов учебников и их заказчиков умерить пыл по внедрению этого учебного курса в школы и даже «вступить в диалог» с оппонентами.

Впрочем, отбивался от критики «авторский коллектив» весьма вяло и неохотно. Дескать, да, ошибки в учебниках имеются, но это же экспериментальный вариант, вот опробуем, соберем все замечания и пожелания, и все исправим и выпустим уже окончательный вариант. Дело-то, мол, нужное, изучать историю региона, к тому же Минобразования РФ приказало вводить «региональный компонент» в учебный процесс. И вообще, все «критиканы» какие-то, свои корыстные цели преследуют, и «большую личную неприязнь» к авторам испытывают, отсюда и все нападки. При этом «по существу предъявленных критиками претензий» авторам возразить было абсолютно нечего.

Понять «авторский коллектив» и заказчиков этих учебных пособий конечно можно. Первые, особо не утруждаясь, выдали «на гора» продукт, за который получили неплохие деньги. Была им охота что-то там переделывать, за это ведь дополнительно никто не заплатит?! Вторым нужно было быстренько отрапортоваться «наверх» об исполнении указаний. Общественность успокаивали обещаниями, что работа над учебниками продолжается.

Не будем подробно пересказывать все перипетии борьбы за историческую правду. Скажем лишь, что, несмотря на вал критики, и предложений не спешить с изданием учебных пособий, изобилующих фактическими ошибками и имеющих, по мнению многих историков, явную «нероссийскую» направленность, учебники эти (якобы исправленные!) были отпечатаны.

Вот так школы области получили оригинальный новогодний подарок: отпечатанный в количестве 6 тысяч экземпляров тираж учебников, рабочих тетрадей и методических пособий для учителей по курсу «История Западной России». Этот тираж был распределён по школам области, и после окончания зимних каникул началось повсеместное добровольно-принудительное преподавание курса, вызвавшего столько споров и нареканий в ушедшем году. Следует отметить, что учебники были направлены и в те школы, которые никогда не высказывали желания участвовать в эксперименте, в которых «История Западной России» в первом полугодии не преподавалась, в которых учителя к преподаванию данного курса никогда не готовились.

Мало того, количество фактических ошибок в этих самых учебниках и пособиях не то что не уменьшилось, а, похоже, даже выросло! А с обложки и титульного листа учебников исчезло всякое упоминание о Калининградской области!

Но, давайте же заглянем внутрь всего лишь одного из томов сего «исторического труда». К примеру, «Методического пособия для учителей. 10−11 классы». Как пишут его составители, учителю предоставляется «достаточный объём информации (документальной, справочной и т. д.), которая, не повторяя материалы учебника, поможет ему подготовиться к уроку, прочитать лекцию, провести беседу, разработать собственные индивидуальные и коллективные задания для школьников». Пособие это призвано дать учителю «ключ к поиску нужной информации по истории края, расширит его методическую оснащенность, будет способствовать внедрению деятельного подхода в обучении, в том числе через организацию и поощрение самостоятельной работы школьников».

Методическое пособие открывается подборкой документов, касающихся наиболее значимых событий и проблем в истории области с 1945 года до наших дней. Однако, ознакомившись с перечнем помещённых в нём документов, испытываешь недоумение. Первые восемь документов периода 1945−1947 годов (приказ военного коменданта города и крепости Кенигсберг, постановления Военных советов 3-го Белорусского фронта и Особого Военного округа, Указ Верховного Совета СССР, Постановления Совета Министров СССР, письмо Сталину секретаря Калининградского обкома, Постановление Политбюро ЦК ВКП (б)) — дают материал о проблемах и трудностях создания Калининградской области, организации на её территории мирной жизни и хозяйственной деятельности. Но, любопытно, что на этом сей блок документов завершается. И далее тематика меняется коренным образом. Последующие документы, помещённые в пособии, относятся к кругу интересов довольно малочисленной, но активной группы калининградцев, относящих себя к деятелям культуры. Возможно, составители методического пособия сделали таким образом реверанс в сторону Совета по культуре при губернаторе. Так, девятый документ, уже 1952 года, касается зоопарка, десятый — мероприятий по учёту и сохранению памятников истории, археологии, искусства и культуры. Целых четыре последующих документа касаются разборки руин Королевского замка, ещё два — строительства Дома Советов, ещё один — сохранения стен кафедрального собора… Затем идут документы о штормовых разрушениях Калининградского побережья в 1981 году, о судне «Витязь», опять о памятниках истории и культуры. Затем начинается блок документов о зоне, тогда ещё не игорной, а свободной.

Такое впечатление, что вся послевоенная жизнь нашей области крутилась вокруг «культурных мероприятий», а экономические и политические «составляющие» истории оказались выведены «за рамки» курса.

Что же осталось за этими «рамками»? А вот здесь уже возникает серьёзная претензия к составителям методического пособия:

— совершенно непонятно отсутствие в вашем пособии ВАЖНЕЙШИХ ДОКУМЕНТОВ, обосновывающих права России на территорию Калининградской области;

— совершенно очевидно негативное влияние на общественное сознание калининградцев факта анклавности области, отрыва её от основной части России. Окружение НАТО, Евросоюзом, поездки в Москву с загранпаспортом, проблемы с визами, литовская пропаганда «Малой Литвы» и «Караляучуса», возникновение местечкового сепаратизма — всё это способствует появлению у местных жителей чувства неопределённости, неуверенности в завтрашнем дне. Конечно, федеральный центр прилагает усилия для обеспечения связи Калининградской области с основной частью России. Тех же школьников на каникулах регулярно возят в Москву, по Золотому кольцу, в Санкт-Петербург… Но составители методического пособия по курсу «История Западной России» не в ногу идут! Или им не понятно, что и для калининградского учителя, и для калининградского школьника гораздо важнее иметь в своём распоряжении конкретные документы, обосновывающие их право на эту землю, чем обрывок статьи о пятилетии Калининградского зоопарка?!

Итак, каких источников и каких международно-правовых актов лишили учителей составители данного учебного пособия? Что бы следовало поместить в нём в первую очередь, чтобы у учителя, а затем и у ученика сложилась объективная картина событий, приведших к ликвидации германской Восточной Пруссии и включению Янтарного края в состав России?

Прежде всего:

— записи бесед 27 ноября и 7 декабря 1941 года премьер-министра Великобритании Черчилля с послом СССР, на которых Черчилль предложил идею раздробления и разоружения послевоенной Германии и отделения от неё Восточной Пруссии.

— текст предложения Сталина на переговорах в Москве с министром иностранных дел Великобритании Иденом об отделении Восточной Пруссии от Германии и передаче на срок в 20 лет Кенигсберга Советскому Союзу в качестве гарантий возмещения убытков от войны. Текст ответного предложения Идена.

— стенограмму заседания 1 декабря Тегеранской конференции 1943 года, на котором президент США Рузвельт предложил официально обсудить вопрос о возможности расчленения Германии, а Сталин предложил передать русским незамерзающие порты Кенигсберг и Мемель, указав, что исторически это — исконно славянские земли.

— текст послания Сталина Черчиллю от 4 февраля 1944 года,

— текст послания Черчилля Сталину 27 февраля 1944 года;

— материалы Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года в части, касающейся передаче СССР Кенигсберга и прилегающего к нему района;

— текст закона, принятого в 1947 году Союзным Контрольным Советом в Германии о ликвидации прусского государства;

— тексты двухсторонних договоров между СССР, ФРГ, ГДР, Польшей в части, касающейся принадлежности СССР Калининграда и прилегающей территории;

— раздел «Нерушимость границ» Заключительного акта Совещания в Хельсинки в 1975 году руководителей 33 европейских государств, США и Канады;

— Договор об окончательном урегулировании германских проблем, подписанный 12 сентября 1990 года в Москве министрами иностранных дел ФРГ, ГДР, Франции, СССР, Великобритании и США.

Составители методического пособия для учителей 10−11 классов по курсу «История Западной России» проигнорировали эти важнейшие международно-правовые акты, касающиеся судьбы Калининграда и прилегающего к нему региона. Нашлось место в пособии и для зоопарка, и для Королевского замка, и для Дома Советов… Вполне обоснованно предположить, что в результате занятий по данному курсу и учителя, и ученики будут программироваться на проблемах Королевского замка и им подобных. Однако объяснить даже самим себе, почему эта земля — российская, не смогут. Тем более не смогут дать отпор литовским националистам, германским ревизионистам и местечковым сепаратистам.

И вот такое ущербное пособие с однобоко представленным материалом сегодня внедряется в калининградские школы!

Надеемся, одного этого примера достаточно для того, чтобы наши слушатели поняли, какой «подарочек» для наших детей преподнес «авторский коллектив» историков, «изготовивший» сей учебный курс. Хотелось бы заметить, что мы, в отличие от некоторых критиков учебников «Истории Западной России», не считаем, что проблему можно решить, просто исправив все фактические ошибки в учебниках и методических материалах. На наш взгляд «авторский коллектив» изначально выбрал неправильную концепцию этого курса, сделав основной упор на углубленное изучение истории иностранного государства и рыцарского ордена, бывших на протяжении многих лет врагами Российского Государства и очень мало внимания уделил именно русским и советским страницам истории нашего края.

Остается надеяться, что у «государственных мужей» хватит мужества и объективности признать этот «эксперимент» неудачным и объявить конкурс на создание действительно российского курса «Историческое краеведение Калининградской области», изучая который наши дети, не только получали некий «набор знаний по истории», но становились бы настоящими патриотами России.

http://rusk.ru/st.php?idar=112476

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  протоиерей Георгий Бирюков    16.02.2008 22:00
Кстати, именно это пособие "обсуждали" 24 января на экспертно-методическом совете Министерства образования Правительства Калининградской области. И одобрили! Несмотря на то, что в пособие для 10-11 классов включены темы для 6-9 классов. Такие, вот, эксперты. Такие методисты.
  протоиерей Георгий Бирюков    15.02.2008 21:58
Держу в руках как раз это методическое пособие для учителей "История Западной России" для 10-11 классов. На странице 243-257 обнаруживаю "История и культура нашего края: путешествие в прошлое, настоящее и будущее" (интеллектуальный турнир для учащихся 9-х классов). Обратите внимание: для учащихся ДЕВЯТЫХ классов! На стр. 270-272 обнаруживается "Экскурсия "Следы Средневековья в моём городе" (для 6-го класса, 2 часа учебного времени). Для ШЕСТОГО! На стр.272-275 – "Классный час "Моя семья – моему городу" (для 6-9 классов). И так далее, и тому подобное. А ведь это методическое пособие для… 10-11 классов!
Первое впечатление: у авторов не хватило материала, чтобы соделать методическое пособие заданного объёма. Тогда эти авторы включили в пособие всё, что было под рукой, лишь бы заполнить 21 условный печатный лист. Авось пройдёт! И ещё место осталось: несколько страниц в конце пособия чистые. Лишь сверху надпись "Для заметок".
Итак, в пособие включён материал, потенциально изучаемый в других классах. Зато не включено то, что действительно стоило иметь под рукой и учителю, и школьнику. Таким образом учебники по истории скрывают от учеников историю.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru