Русская линия
Русская линияЕпископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов)01.02.2008 

Место Вооруженных Сил в деле духовно-нравственного воспитания молодежи
Выступление на секции «Церковь и Армия. Православные ценности в духовно-нравственном воспитании военнослужащих» в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений

Уважаемые участники конференции!

Заявленная сегодня тема выступления имеет, на мой взгляд, чрезвычайно важное методологическое значение для понимания того места, которое Вооруженные силы призваны занимать в жизни современного российского общества. Речь пойдет не о специфических задачах духовно-нравственного воспитания военнослужащих, а о том влиянии, которую Армия оказывает и может оказывать на духовно-нравственное состояние молодежи в целом.

Армия — это сила, которая на протяжении всего существования Российского государства сплачивает наше общество. Во все века она являлась воплощением всего самого лучшего, самого стойкого и самого передового, что только было в России. Армия — становой хребет государства, а государство — важнейшая внешняя форма организации общественной жизни, без которой сама эта жизнь попросту оказывается невозможной.

Не так давно мы были свидетелями того, как средства массовой информации устами людей, чаще всего никогда не имевших никакого отношения к Вооруженным силам, зачастую представляли нашу Армию в искаженном свете, раздували ее внутренние проблемы, фактически запугивая наших граждан. Слава Богу, эти времена проходят. Сегодня в обществе ширится понимания того, что человек в погонах — это достойный гражданин своего Отечества, призванный занимать соответствующее место в жизни.

Конечно, в нашей Армии, как и во всех частях российского общества, имеются свои проблемы. Но именно Вооруженные силы оказываются богатейшим кладезем педагогического потенциала, чрезвычайно важного в нашу переломную эпоху возрождения и укрепления российской государственности. Сегодня, может быть даже в большей степени, чем в предыдущие эпохи они призваны стать действенным инструментом воспитания подрастающих поколений.

Что же представляет собой этот воспитательный потенциал?

В основе воинского дела лежит необычайно важный для нас принцип служения. С сожалением приходится признавать, что наше общество сегодня в значительной части является инфантильным. Очевидно, что навязываемое рекламой стремление «взять от жизни всё» стало главной установкой огромного количества наших соотечественников, особенно молодежи. Но принцип отказа от своего эгоизма, служения тому, что выше отдельного человека — своему народу, Родине, не дает окончательно восторжествовать в нашем обществе безнравственным эгоистическим началам. Этот принцип всегда был храним нашей Армией с незапамятных времен.

Всем хорошо известно, что согласно Федеральному закону, подписанному Президентом еще в 2006 году, Вооруженные силы Российской Федерации с 1 января 2008 года перешли на одногодичный срок по призыву. Всего лишь год нужно прослужить своей стране, исполняя воинский долг. Это очень небольшое время, которое не может всерьез оторвать молодого человека ни от учебы, ни от работы, ни от семьи. И в то же время, сокращение срока службы не приводит пока к коренному изменению отношения нашего общества к ней самой. Создается впечатление, что многие люди как огня боятся Армии, не умея рационально объяснить свои страхи. Раздаются невнятные рассуждения о «дедовщине», о несчастных случаях в войсках, раздуваются единичные примеры чрезвычайных происшествий. На самом деле общество просто боится признаться себе самому, что главное здесь — не армейские проблемы, но стоящая перед будущим защитником необходимость преодолеть свою инфантильность, выйти за рамки привычного ритма жизни, заставить себя вспомнить о таких словах, как «долг» и «ответственность».

Одна из чрезвычайно острых проблем, связанных с комплектованием наших Вооруженных сил — это отсрочка от призыва, предоставляемая студентам. Конечно, современная экономическая жизнь создает большую потребность в специалистах с высшим образованием. Однако это требование является вовсе не безусловным. Парадоксально, но по количеству студентов на 10 тысяч населения Россия уже вдвое обошла страну с более развитой экономикой — США — 500 против 234. У нас сейчас учится около 7 миллионов студентов. При этом нужно заметить, что в ряды Вооруженных сил ежегодно призывается всего лишь 300 тысяч человек. В США в вузы поступает 65% выпускников школ, в России — 76%. Следовало бы радоваться, и говорить о несравненном превосходстве нашего образования. Однако, к сожалению, факты свидетельствуют об обратном. Наши вузы выпускают огромное количество юристов и менеджеров, но в стране катастрофически не хватает подготовленных управленцев. В России среди управляющего состава предприятий лишь 8% соответствуют современным требованиям, в то время, как в Германии — 43%, а в Америке — 56%. При этом постоянно отмечается несамостоятельность и неинициативность выпускников наших вузов. Работодатели вынуждены тратить на переподготовку пришедших к ним молодых специалистов большие суммы, доучивать их на специальных курсах. И в то же время говорится о постоянной потребности в кадрах рабочих специальностей. Однако молодые люди стремятся получить именно высшее образование.

Состояние нашей высшей школы — это очень большая и сложная проблема, о которой много пишется и говорится в последние годы. Можно по-разному относиться к предлагаемым путям её решения. Ясно одно — гипертрофированный рост числа вузов и студентов, несоответствие между структурой предлагаемых специальностей и реальными потребностями растущей отечественной экономики, низкое качество обучения в бесчисленных университетах и академиях, появившихся в даже маленьких провинциальных городках. Все это тяжким грузов давит на наше общество, не дает по настоящему реформировать народное образование в соответствии с требованиями XXI века. Одна из главных причин такого положения — это предоставление высшими учебными заведениями отсрочки от армии. Вуз оказывается тем «спасительным убежищем», в которое молодой человек может скрыться от службы в Вооруженных силах. Родители готовы платить огромные деньги, чтобы их ребенок учился в любом, пусть самом слабеньком и коммерческом вузе. Но, спрашивается, зачем это нужно? Ведь служить-то всего год. Это очень маленькое время — уже «не две зимы, две весны», а всего лишь одна. Проблема в том, что общество не готово служить в принципе.

Это очень ярко видно на примере альтернативной службы. На протяжении многих лет о ней писалось и говорилось достаточно много. В 2002 году был принят соответствующий Федеральный закон. Согласно нему альтернативную службу могут выбирать люди, религиозные убеждения которых не позволяют брать в руки оружие, представители малых коренных народов или те, кто занимается «традиционными промыслами». С 1 января 2004 года такая служба начала осуществляться. Прошедшие годы показали, что ее выбирает крайне малое число призывников. Например, в 2007 году в России существовало 8 тысяч вакансий для молодых людей, желающих выбрать такую службу, однако реально ее проходили всего 160 человек. И это — на всю огромную страну, где численность ежегодно призываемых на военную службу молодых граждан составляет приблизительно 300 000 человек. То есть речь идет о 0,05% ежегодного призыва.

В чем причина такой крайне низкой популярности? Обычно говорят о слишком большом периоде, установленном законодательством для альтернативной службы (напомню он в 1,75 раза больше периода действительной военной службы). Но сейчас это всего лишь один год и семь месяцев, то есть меньше, чем совсем недавно обычный юноша находился в армии.

Говорят о низкой зарплате, однако она соответствует тем гражданским ставкам, на которые приняты эти люди. В любом случае они гораздо выше, чем те деньги, которые получает солдат срочной службы.

Думается, что сложности, связанные с альтернативной службой лежат в той же плоскости, что и проблемы военной службы по призыву, то есть — в паническом неприятии огромной частью нашей молодежи и общества в целом самого принципа служения.

Плавный переход молодого человека из школы в вуз лишь продлевает период его детства. Он как бы «проскакивает» период, когда призван ответственно войти в жизнь. Такой человек останется инфантильным и в 30, и в 40, и в 50 лет и всегда будет нуждаться в опеке. Он не может ни в чем брать на себя ответственность.

И эта безответственность, помноженная на себялюбие, приводит нашу молодежь к неспособности создать семью, нежеланию рожать детей и заботиться о них. А это, в свою очередь, порождает так называемую демографическую проблему. Как видим, в основе всех перечисленных негативных явлений лежат эгоизм и самость — явления духовные. Именно они являются корнем всех пороков нашего воспитания и подавляющего большинства наших общественных проблем. Инфантильные люди неспособны не только стать нормальными отцами, они неспособны стать полноценными гражданами. А это уже самым прямым образом сказывается на состоянии нашего государства. Некоторым политологам и аналитикам кажется, что инфантильными гражданами легче управлять. Но это — иллюзия. Именно ответственные, самостоятельные, волевые граждане являются основой любого государства. Без государственнического инстинкта, передающегося от поколения к поколению, без воспитания чувства гражданской ответственности, без важнейшего духовного стержня любая страна обречена на крах.

Духовная проблема безвольных поколений родилась в России не сегодня. Поражает разница мироощущения людей, победивших в Великой Отечественной войне и тех, кто вступил в сознательную жизнь к 70−80-м годам. В 30-е годы молодежь искренне пела: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». В 70-е — бряцала под гитару о том, что надо «уехать за туманом». Волевой стержень, суровая закалка, помогавшие нам выстоять в самой страшной войне, уходили, растворялись. Этому во многом способствовало женское воспитание — как в семье, так и в школе. Уже тогда женщина стала в обществе брать верх над безвольным мужчиной или вовсе обходиться без него. Появилось огромное количество матерей-одиночек. В школах женщины стали абсолютным большинством среди педагогов. В итоге огромная часть общества уже несколько десятилетий не знает таких понятий, как воля и ответственность. Такая констатация порождает другую — вот уже несколько десятилетий в нашем народе отсутствует государственнический инстинкт. В самом деле, если в тяжелейших условиях Смутного времени начала XVII века русский народ проявил необычайную способность к самоорганизации и сумел восстановить свою государственность, то распад великой державы и утрата колоссальных исконно-российских территорий в 1991 году не вызвали у большинства обывателей никаких чувств.

Внутренняя расслабленность и безответственность, отсутствие воли делают человека малоспособным к духовной жизни. В основе подвига православного христианина лежит борьба и преодоление себя. Он ответствен перед Богом за свой жизненный путь и за окружающих людей. Чтобы научиться этому необходим подвиг самоотречения. Чрезвычайно важное место играет послушание — умение отказаться от своей воли. Все эти понятия незнакомы абсолютному большинству наших соотечественников. Данные качества не формируются в нашей молодежи никакими социальными институтами. Никакими, кроме двух — Армии и Церкви.

Именно сохранение системы срочного призыва в Вооруженные силы позволяет вырвать наших молодых людей из привычной среды. Служба в Армии дает возможность юноше понять, что есть ценности, которые выше его самого, ценности, за которые в случае необходимости он должен отдать жизнь. Человек научается послушанию, начинает преодолевать самого себя. Это огромный духовный опыт и, более того, духовный подвиг, который может стать основой всей его дальнейшей жизни. Вот, в чем, в первую очередь, заключается, на мой взгляд, колоссальное воспитательное значение Вооруженных сил в жизни современного общества.

Однако, и сами Вооруженные силы должны при этом предельно четко осознавать свою духовно-воспитательную роль. Они должны стремиться максимально приблизиться к духовному опыту, который накопила Российская Армия за тысячу лет своего существования. Только Бог может быть основой тех абсолютных ценностей, ради которых и живет весь армейский организм, того, что он призван защищать — и семьи, и Родины, и свободы своего народа. Армия, объединив свои усилия с Церковью, призвана принести огромную пользу нашей стране и, в первую очередь, переломить неблагоприятную духовную ситуацию в обществе, вырвать молодежь из инфантильного плена, способствовать возрождению сильной, волевой, ответственной нации. Для этого в Армии должны служить все. Ведь послужить-то надо всего один год.
Благодарю за внимание.

http://rusk.ru/st.php?idar=112441

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    01.02.2008 00:15
Почти все, кого я знаю, не стыдятся нимало, что "отмазались" и готовы на то же самое для детей.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика