Русская линия | Наталья Нарочницкая, Андрей Сигутин | 17.01.2008 |
Мы ругаем политику, говорим: политика — это грязное дело. А я считаю, что люди портят политику, ведь политика — это такая же сфера деятельности,
как и любая другая…
Н.А. Нарочницкая
— Наталия Алексеевна, каково Ваше понимание материнской любви?
— Именно в семье ребенок получает первый опыт всего, с чем он сталкивается потом в жизни, с другими людьми. Но, в отличие от житейского опыта взрослого человека, малыш приобретает это знание в храме любви, потому что семья — прежде всего, любовь. Материнская любовь к детям (говорю, как женщина, имеющая сына) — это, безусловно, одно из земных отражений любви Бога к человеку. «Во мне Себя изображаешь,// Как солнце в малой капле вод», — вспоминаются слова поэта Державина. Любовь матери к ребенку проявляется и в том, что она учит, требует и наказывает, но всегда верит, всегда прощает. Мать, которая действительно соответствует этому высокому предназначению, никогда не отречется от своего дитя, что бы оно ни совершило. Страдая, плача и молясь за него, она верит, что ее ребенок может исправиться. И потому в свой трудный час жизни любой человек именно к матери идет за утешением.
Я помню, как мой малыш за первые свои три года жизни привык, что я ему, маленькому, целовала то место, которое он ушибал. И как-то раз я своего трехлетнего сынишку нашлепала. После этого он ко мне подошел и жалобно протянул: «Целю-у-уй, где уда-а-арила!». Такая комическая ситуация. Видно, вот так выразилось его желание помириться со мной.
Хотелось бы поделиться своим впечатлением от переживания материнского чувства любви. Невозможно передать словами, насколько я счастлива как женщина, у которой есть сын!.. Я была достаточно способной девушкой, школу окончила с золотой медалью. Поступила в институт, вышла замуж… Буду откровенна: в какой-то момент меня посетила мысль: «Как это — сразу детей?» Но, Боже мой, как я была счастлива, когда появился малыш!
Однажды мама отпустила нас с мужем к друзьям на день рождения, а сама осталась с пятимесячным ребенком. Отчетливо помню эту поездку и то, как нам всем было хорошо и весело. Тем не менее, всё время меня не покидала мысль: «А ведь я скоро увижу сынишку!». И когда мы ехали из гостей домой, я постоянно представляла: как войду в свою квартиру и тотчас подбегу к его кроватке и, наконец-то, увижу этот розовый комочек с сосочкой во рту. И вот я прибежала и, что вы думаете, тут же забыла о прошедшем празднике: какой там вечер с друзьями, когда у меня дома такое чудо растет!.. Поверьте, я говорю об этом вполне искренне.
— Вот если бы такой светлый образ семьи пропагандировали средства массовой информации…
— К сожалению, сейчас с экранов телевизоров исходит информация, которая заставляет зрителей оценивать семейную жизнь как обузу и, прежде всего, несвободу. А ведь это НЕПРАВДА! Это, во-первых. А во-вторых, семейные, родительские обязанности воистину возвышают человека. Не испытав радостей материнства, я никогда бы не смогла чувствовать себя полноценной женщиной. Рада, что Господь мне послал такое счастье. Конечно, душевные радости, сопутствующие рождению ребенка, сочетаются с известными трудностями: с недосыпанием, со стиркой пеленок и с болезнями. Но всё это — вполне естественное проявление нашей жизни, которое телевидением преподносится, мягко говоря, в непривлекательном виде. С экранов телевизоров непрестанно звучит призыв: «Бери от жизни всё!». Но разве то, о чем мы сейчас говорим, не есть настоящее, подлинное ВСЁ?..
Кстати, большевики, особенно, первые, самые пламенные, которые собирались «до основания… а затем», — в первую очередь, были настроены на разрушение семьи. Мой папа, живший в годы революции, рассказывал, как в то время молодые люди ходили, неприлично обнявшись и с транспарантами: «Парни и девки, любитесь, сколько угодно! Долой капиталистическую власть родителей!» Это он запомнил на всю жизнь. Кроме того, существовала доктрина, призывающая сломать извечные, исконные понятия о целомудрии. И всё это, действительно, ломалось, а взамен проповедовалось иное. После революции классическая русская литература была запрещена. Александра Невского называли классовым врагом, потому что он — князь; Пушкина — камер-юнкером; Толстого — помещиком, юродствующим во Христе; Чехова — нытиком… Лишь в 30-е годы, слава Богу, открыли «шлюз»: снова стали издавать классиков. Как написал эмигрантский русский философ Георгий Федотов: «Россия спасена. Несколько страниц Пушкина перевесят тонны газеты «Правда""… Думаю, что в советское время именно это сохранило нас. Ведь в основе русской классической литературы лежат евангельские заповеди. С одной стороны, мы знаем, что можем сами выбрать свой путь, с другой — потом будет Высший Суд. Эта дилемма присутствует во всей русской классике и в сказках…
Когда гитлеровцы на оккупированных территориях сгоняли русских девушек в возрасте от 16 до 25 лет, они все проходили медицинское освидетельствование на предмет болезней и т. д. Немецкие медики были удивлены тем, что в этой возрастной группе среди незамужних женщин оказалось более 75% девиц. И врачи сказали, что с такой нацией очень трудно будет бороться. Потому что целомудрие, в изначальном смысле этого слова, способно закрепляться в индивидуальном и общественном сознании в качестве морального принципа. Наличие этого принципа обеспечивает духовную стойкость людей, их способность к бескорыстной, героической защите жизней ближних и отстаиванию своего Отечества.
— Говоря о полноценной семье, на что бы Вы хотели обратить внимание, в первую очередь?
— Святые Отцы не случайно называют семью малой церковью. Понятия о чести, достоинстве, заповеди: «не убий», «не воруй», «не обманывай» и другие — это всё закладывается в ребенка только в семье. Например, меня с детства приучили, что врать — очень плохо. Могу сказать, что, благодаря родителям, принцип «жить по правде» стал неотъемлемой частью моей души… Помнится, отцу постоянно звонили. И вот однажды он, уже усталый, после очередного звонка телефона говорит мне: «Скажи, что меня нет дома». Услышав такое, я заревела: «Мама, я должна сказать, что его нет дома. Это же нечестно!"… Прошло уже много лет, но и сейчас у меня перед глазами эта картина.
Почему-то я хорошо помню свое детство, наверное, это — признак счастливой семьи. Наш дом был храмом любви, а родители — непререкаемыми авторитетами. Если ты знаешь, что твое детство было сказочно счастливым, то у тебя не может быть сомнений, что твой папа — самый умный, великий, а мама — самая красивая, честная, добрая… К слову сказать, мой папа считал, что женщина должна быть и матерью, и женой, и рукодельницей, и хозяйкой, умеющей накрыть стол. Вот и я обожаю дом-полную чашу. К сожалению, мне сейчас, в силу моей занятости, все труднее этому соответствовать. А я люблю печь пироги, пасхальные куличи (по старинным семейным рецептам, которые могут храниться до Троицы и не черстветь), консервировать овощи, варить варенье! Сама вставляю «молнии» в брюках, шью, укорачиваю, подшиваю шторы и прочее-прочее.
Думаю, вряд ли кто-то будет возражать против того, что характер любого человека формируется в семье. Именно там закладывается школа гражданственности, одновременно воспитываются чувство долга и ответственности, способность требовать и, вместе с тем, прощать, забывая всё плохое ради лучшего в настоящем и будущем. Помните, как в сказке о царе Салтане: «Тут во всем они признались,// Повинились, разрыдались;// Царь для радости такой// Отпустил всех трех домой». Такое милосердие — отличительная черта русского характера: когда нам хорошо, мы готовы простить: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
— Да, русские народные сказки имеют огромное воспитательное значение, они учат доброте…
— Конечно. Именно в русской культуре — такие сказки. Раньше дети (и я в том числе) воспитывались на них, а сейчас — одни «Черепашки ниндзя"…
Неслучайно, как я уже говорила, после революции (в 20-х годах) в нашей стране русский фольклор и сказки были запрещены. Ведь народные сказки — своего рода учебник русской культуры! В этом смысле, может быть, не обязательно изучать философские трактаты о проблемах различия России и Европы. Достаточно лишь прочувствовать тот дух, который заложен в сказках. К примеру, в западных сказках злую мачеху сажают в бочку, утыканную гвоздями, которую привязывают к хвосту лошади. Все немецкие сказки заканчиваются подобным образом. В итоге, добро торжествует, но не по-евангельски как-то… Читаешь русские сказки: «А злых братьев Иван велел прогнать из царства вон». Редко-редко, когда в наших сказках встретишь совершение мести… Вроде бы одни мы люди-человеки, да и немцы — тоже христиане. Однако у нас есть какие-то неуловимые отличия в восприятии добра и зла, которые делают русских такими, а иностранцев — немного другими.
К сожалению, наших хороших сказок на экранах телевизоров практически нет. А ведь русское народное творчество позволяет проникнуть в свою историю, в былинные времена. Я с детства помню художественный фильм про Илью Муромца… Детские впечатления сохраняются потом на всю жизнь. Из этой кинокартины я узнала, что был такой богатырь, который вместе со своим народом отражал татаро-монгольское нашествие на Русь. Если бы вы знали, как заботятся о патриотическом воспитании за границей. Например, американские школьные учебники все пронизаны любовью к своей стране и гордостью за нее. Красной нитью в учебниках проходит: великое счастье — быть американцем, Америка — благословенная страна и т. д. Такой патриотизм делает их как нацию сильнее. У нас же в деле патриотического воспитания молодого поколения существуют серьезные проблемы. Чтобы сделать это воспитание наиболее эффективным, необходимо ввести в школу преподавание Основ православной культуры…
А что касается полноценной семьи — то за нее обязательно нужно бороться, только без слащавого морализаторства, которое сразу распознается, особенно молодыми. Люди моментально чувствуют, что здесь фальшь, а что — правда. Семейные ценности необходимо пропагандировать, подавая их в привлекательном виде, в том числе и в рекламе. Я в рекламе не специалист, но хотелось бы поделиться своими мыслями. Помните, была телереклама пива, и там, в этом ролике, мужики постоянно скрываются от своих нудных жен и тещ… А ведь можно показать другой сюжет: парня мужики зовут выпить, а он уходит от них домой. Дверь ему открывает красавица — молодая, современная жена. Слышится топот детских ножек и радостные голоса: «Папочка пришел!», — дети облепляют папу со всех сторон. Они виснут на нем, целуют, обнимают его. И молодой мужчина — счастлив… Всё это можно снять красиво и привлекательно. Библейская роль мужчины — быть основателем рода и добытчиком. Он должен сознавать, что на нем лежит ответственность не только за себя, но и за других. Вон их сколько: мал мала меньше и все на меня похожи… Нужно целенаправленное желание именно таким образом обращать внимание людей на семейные ценности. Здесь я не говорю о материальной стороне дела — это отдельный вопрос. К примеру, в сказках Иванушка говорил: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», — если перед ним вставала нравственная дилемма: либо обладать богатством, либо поступить, как долг велит. И он выбирал именно второе, связанное со смертельным риском… Впрочем, мы никогда не были ханжами по отношению к богатству. Иванушку-дурачка награждала судьба, в том числе и полцарством. И он никогда не отказывался от этого, что, несомненно, правильно. Но он награждался за бескорыстие, за то, что всё делал не ради богатства. В этом образе олицетворялась народная мечта о справедливости, призывающая не ставить во главу угла достижение материального благополучия.
В семье, особенно если это домашняя церковь, человек получает первые уроки истинной гражданственности, вырабатывает способность к самообузданию своих страстей, обретает чувство долга, а также моральную строгость, ответственность и милосердие. А именно любовь, вкупе с братством, милосердием и требовательностью превращает потом семью в нацию. Не зря митрополит Филарет Московский говорил о том, что государство, нация — это «разросшееся семейство».
— Каким Вы, женщина-политик и патриот, видите будущее нашей страны?
— Прежде всего, хочу заметить, что роли женщины в российской политике я не склонна отводить особое внимание: считаю, что крепкому, сформировавшемуся политику, независимо от его пола, свой авторитет вновь и вновь утверждать не обязательно — он и так очевиден для всех. Со стороны товарищей по партии я всегда чувствовала поддержку, уважение и, одновременно, их желание активнее использовать мои знания и опыт. И это нормально, ведь я профессиональный международник, владею несколькими языками. Поэтому на меня возлагаются надежды, связанные с публичными выступлениями. Здесь, думаю, мой пол не имеет особого значения.
Сегодня, кстати, наступил период, способствующий выходу женщины на первый план: когда в обществе нравственный упадок, именно женщина, в силу природы и Богом данного ей инстинкта материнства, способна удержать общество от морального разложения. К тому же, наша, русская, женщина закалена трудностями. Она привыкла брать всё на себя. Известно, что женщины меньше совершают преступлений, более честны в бизнесе, в отношениях с подчиненными… Поэтому я, хотя и не сторонница специального продвижения женщин в структуры власти и предоставления каких-то специальных квот для них, но я за то, чтобы наравне с мужчинами двери для них везде были открыты. С другой стороны, государство, по моему мнению, должно разрабатывать программы и стратегии, чтобы помочь женщине сохранить роль матери, супруги, хранительницы очага.
Теперь о том, что касается будущего нашей страны. Думаю, у русского народа, прежде всего, должно восстановиться внутреннее чувство самодостаточности, желание продолжать быть именно русским народом. Для чего, в конце концов, нужны ему выходы к морю, безопасность и внешняя политика? Не для движения же к идеальному универсальному обществу, а для того, чтобы обеспечить возможность продолжения национальной жизни из поколения в поколение, то есть сохранить свой народ как явление мировой истории и культуры.
Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика — это просто инструмент, в конце концов. Поэтому так важно уже с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь — это главные ценности, а все остальное — лишь механизмы.
Вот почему наши люди творческих профессий и ученые, несмотря на нищету и задавленность, в большинстве своем не пошли торговать майками и «сникерсами», тем самым сохранив отечественную науку и образование. И еще. Сейчас выжить нации поможет лишь идея национальной солидарности и осознанное общенациональное сверхусилие, но не идеология революций и противостояний богатых и бедных.
— В данном смысле, наверное, самая лучшая «национальная идея» — это спасительная вера Православная…
— Конечно. В отношении социальных вопросов, я поддерживаю позицию Русской Православной Церкви, считающую, что государство должно обеспечить распределение средств в пользу неимущих и тех, кто не способен трудиться. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл называет такую позицию «духовным измерением экономики». Вместе с единомышленниками из «Родины», а затем из «Справедливой России» мы такие законопроекты разработали. Их смысл прост и понятен каждому: достойные пенсии, достойное социальное обеспечение, качественные медицинские услуги, строительство социального жилья, справедливое налогообложение, доступное и качественное образование.
Только, помимо определенного набора знаний, гражданину необходимо воспитание, призванное привить ему определенную систему ценностей. Без этого человек со знаниями, но без внутренней этики, будет идти напролом, добиваясь успеха, но при этом не задумываясь о чести и порядочности. Последствия такой «успешности», как правило, ведут к деградации личности. Отсюда и коррупция, порок, обман, презрение обогатившихся к бедным, а в итоге — отсутствие интереса «успешных» к судьбе страны и собственного народа.
Нам необходимо выращивать подлинную элиту, создавать подлинную культуру, повышать образованность, профессионализм, но в рамках истинно русского мировоззрения.
Россия сегодня, безусловно, нуждается в модернизации. Но для России вестернизация в той форме, в которой она нам навязывается — это полное разрушение ее смыслообразующего ядра. Ведь Россия — страна православная. Я связываю будущее России с восстановлением Веры. Религиозный человек не может презрительно говорить о государстве и власти даже тогда, когда он в них разочарован. Для него государство — это общество семейного типа, а не итог договора, между прочим, чужих друг для друга людей.
— Тем не менее, в настоящее время встречаются религиозные люди, которые могут презрительно говорить о государстве и власти…
— Я не склонна, как некоторые, к апокалипсическим оценкам, потому что слишком это большая величина — Россия и русский народ. Придет день, он восстанет из тлена и заявит о себе во весь голос. Но я и против идей, проповедуемых радикальными экзальтированными группками «националистов», они не выражают ни одной из преемственных целей и ценностей русского национального бытия. Они знают только, против кого выступать, а за что — не знают. Своим поведением они дискредитировали понятие «имперство». Я же считаю, что Россия может быть только империей, и это не блестящая мишура на национальном платье, а залог целостности. Высокая идея нужна, потому что мы многонациональны и окружены иными цивилизациями, а не просто государствами, а также потому, что живем на огромной территории с тяжелейшими природными условиями, недооцененными ни большевиками, ни нынешними идеологами.
Будущее в нашей стране за теми, кто оставит заблуждения прошлого, но не будет глумиться над памятью жизни отцов, совершая грех библейского Хама. Будущее за теми, кто, безусловно, утвердит свободу, ибо это вовсе не либеральная, а глубоко христианская категория. Будущее за теми, кто не побоится во всеуслышание сказать, что русский народ, православный по культуре и по вере, есть основатель и стержень российской государственности.
Самоизоляция губительна для страны, это показала история. Но губительно для России и её искусственное обезличивание в «толпе» других стран. Я убеждена, что в российской политике будущее за консервативными, национально-охранительными силами, устремлёнными в будущее, но на преемственном историческом фундаменте. Ведь даже по данным Независимого Института социальных и национальных проблем, либеральные «свободы» остались у нас вне списка общенациональных ценностей: ими гордятся около 7% самых молодых граждан и всего 2−3% людей старшего возраста. В глазах наших воинствующих либералов-западников, подобные факты выглядят как «провал модернизации» и возвращение к «архаике». Но именно эти результаты позволяют надеяться на оздоровление страны тем, кому нужны не великие потрясения, а великая Россия со здоровой экономикой и здоровым обществом, с нацией — творцом собственной истории. Нас разделяют символы прошлого и навязанные современные мифы, а должны объединить нас задачи будущего!
— Вспоминаются слова преподобного Сергия Радонежского: «Единением и любовью спасемся"…
— Конечно… Перед нами, как я уже сказала, стоит общегосударственная задача воспитания новой бизнес-элиты, обладающей достаточным общеобразовательным уровнем, знанием истории, экономики, международной политики и международных отношений. Русские люди очень способны, они научились в кратчайшие сроки быть дилерами, менеджерами, и т. д., но общий образовательный уровень бизнесменов у нас страдает недостаточностью. Во всем мире сейчас, кстати, наблюдается настоящий бум последипломного образования. Эти программы призваны помогать специалистам разобраться в быстро возникающих новых реалиях, переосмыслить уже известные теоретические представления в новых смысловых контекстах, теоретические знания дополнить прикладными. Это все очень нужно. Но нам нужна бизнес-элита, которая отождествила бы свои бизнес-интересы с интересами страны и ставила перед правительством такие же задачи, как это имеет место на Западе. Например, в США правительство готово даже воевать за интересы своих бизнес-сообществ.
Девиз дореволюционной деловой русской элиты был: «Прибыль дороже всего, но честь дороже прибыли». Слово русского купца не нуждалось даже в подписи, потому что человек, нарушивший слово, становился изгоем… Без установления этических норм сначала в общественной жизни и, как следствие, в бизнесе, нам не обойтись.
Сегодня на Россию оказывается сильное внешнее давление — геополитическое, духовное, от нас требуют отречься от собственного мировоззрения и многих других элементов исторического наследия. Россию оттесняют на северо-восток Евразии, где рыночная экономика неконкурентоспособна в силу климатических условий, в силу удаленности населенных пунктов друг от друга, длительности отопительного сезона и т. д. Чтобы противопоставить этому некий исторический проект по выживанию, нужно сеять семена солидарности и ощущать себя единой нацией. Элита, исходя даже из сугубо прагматических соображений, обязана признать, что будущее в сфере экономики зависит от роста благосостояния, покоя всего народа, его удовлетворенности жизнью без социальных страхов, она обязана соединить свои интересы с интересами страны.
…В общем, и плохое, и хорошее всегда вместе ходят по Земле, борьба добра и зла — извечна, а поле брани — людские души и сердца. Только от нас самих зависит, что возобладает в этой битве.
— Уважаемая Наталия Алексеевна, благодарю Вас за глубокую беседу. Позвольте пожелать Вам помощи Божией в трудах на благо нашего Отечества. Спаси Вас Господи!
Беседовал Андрей Сигутин
Впервые опубликовано в журнале «Славянка»
http://rusk.ru/st.php?idar=112397
Страницы: | 1 | |