Русская линия | Никита Кривошеин | 31.12.2007 |
27 декабря Священный Синод РПЦ, по просьбе приходского совета церкви Покрова, что в городе Лионе, постановил принять эту церковь в лоно Русской Церкви. До этого, десятилетиями лионские православные находились под омофором Константинополя. Перспектива нежеланной мутации традиций и обряда (смешивание языков, служба при открытых Царских вратах…) становилась для них вполне реальной. Прихожане собрались и приняли волевое решение. Сейчас церковь окормляется замечательным пастырем, иеромонахом Нестором (Сиротенко) из Собора Трёх Святителей в Париже. В силу обстоятельств о. Нестору приходиться быть священником-стахановцем, «многоприходником»! В Лионе он бывает наездами: Русской Церкви в Европе и в мире, остро недостаёт не только церковных зданий, но квалифицированного духовенства. Этой осенью митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский оценил необходимость возведения как минимум двадцати пяти новых церковных зданий в «дальнем зарубежье». В Париже активно ведутся поиски стройплощадки, предварительные административные демарши, предваряющие закладку одной из главных этих церквей — большого, нового, достойного этого города православного Собора. Решение строить — трудное. Без него было бы легче обойтись, если была бы надежда на возврат к русской традиции Собора св. Александра Невского и, тем более, его нижнего предела. Но ведь на обращение Святейшего от 1 апреля 2003 г. так до сих пор от Константинополя и не поступило ответа: Патриарх Алексий тогда просил православных трёх «юрисдикций», существующих в Западной Европе, начать думать о сближении, о создании единой метрополии, а затем и Поместной Церкви.
В Вознесение убывающего года в Успенском соборе Кремля, после подписания Акта о каноническом единении, прошло сослужение Патриарха Алексия II и митрополита РПЦЗ Лавра. Это благодатное событие, под его знаком прошёл 2007 год, оно определит на очень долго будущее православия в России и в мире.
Совсем недавно, 23 декабря, в Лейпциге состоялось общее пастырское собрание духовенства обеих ветвей Русской Церкви, на нём обсуждалось, как в повседневной практике приходов полнее отразить новое единство.
Будущий православный Собор на берегах Сены появится не столько из-за «кризиса церковной площади» в Париже, сколько из необходимости располагать большой церковью, верной русской богослужебной традиции и подлинному православному укладу.
Франция отстала от Италии, там в этом году православное население обгоняет мусульман и станет скоро по численности второй конфессией этой страны после католичества. Только что итальянские православные приходы выделены Синодом в отдельную, Богородскую епархию. Так их стало много! Но и во Франции от недели к неделе увеличивается количество верующих. Об этом притоке православных Н.А.Струве, главный редактор парижского «Вестника РХД», один из главных противников сближения Архиепископии на рю Дарю с Русской Церковью, говорил в сентябре 2007 г., в интернетном «Живом Журнале»: «А теперь — теперь какие-то толпы… В основном это, всё-таки, очень малокультурная эмиграция. У меня спрашивали, что читает новая эмиграция — она читает Акунина, Маринину…». Неправда ли, симпатичная оценка многодипломных специалистов, часто неофитов, так и верующих женщин приехавших на чужбину, чтобы помочь своим семьям на родине!
Недавно прибывшие, не зная истинного положения в парижской церковной жизни, естественно, тянутся в Собор Александра Невского на рю Дарю, ведь собор этот как бы «знаковое» присутствие православия в Париже. Там их ждёт епископ, бывший католик, плохо понимающий по-русски, трудно узнаваемые службы (особенно в крипте этого храма), совсем непривычные подходы и оценки, а так же близкая к нулю помощь «экзистенциальная» и социальная, столь необходимая в миграции. А щедрые евро, которые эти люди кладут в тарелочку и к свечному ящику, идут на содержание обновленческих общин, на оплату адвокатов, помогающих Константинополю «защитить» собор в Ницце от иска его законного владельца, Российского государства, а собор в Биарритце — от РПЦ.
Новая православная Франция ждёт не только освящения «своего» собора в Париже, но и приезда в страну молодого, знающего языки русского духовенства. Такие церковные кадры могли бы готовиться на месте, в Свято-Сергиевском богословском институте, основателем которого был митрополит Евлогий. Но вот беда: много лет как преподавание сознательно было перенаправлено на французский язык, связь с живой церковной Россией съеживалась и стала минимальной. А этой осенью Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Константинопольский патриархат, приступила к череде сложных правовых и уставно-административных перемен с тем, чтобы Богословский институт в скором времени стал бы подчиняться прямо Константинополю, чтобы в его программы были введены перемены, дающие надежду на получение финансирования французских властей. Но светские, вполне веротерпимые французские власти никогда не ставили себе первой задачей подготовку православного духовенства русской традиции… Эти административные компликации, происходящие в обход основополагающих уставов Богословского института, преследуют одну лишь цель: исключить возможное и желанное сотрудничество института с Академиями в Сергиевом Посаде и на Обводном канале в СПб. Хотя простой здравый смысл, не говоря о христианской любви, только того и ждёт. Много русских из первой эмиграции стараются призвать Архиепископию к конструктивному диалогу, ведь было бы страшно потерять одну из святынь русского наследства. В Свято-Сергиевском институте прекрасная церковь, замечательная библиотека…
По нерачительности руководства объединения «Земгор» русский дом для престарелых в Кормей, под Парижем, был в декабре месяце передан одному французскому благотворительному обществу. Это произошло как-то незаметно. Почему, зачем? Для русской общественности потеря этого русского дома, который существовал более пятидесяти лет, немалая драма. Мы ещё не знаем, что станет с его часовней, а в ней в частности хранилась вышитая икона работы м. Марии (Скобцовой), была и богатая библиотека. Не хотелось бы думать, что подобная участь постигнет и Богословский институт, да и многие другие русские святыни, которые могли бы продолжать существовать. Но в принятии решений, касательно наследства, которое пришло в упадок, Архиепископия на улице Дарю придерживается принципа «лучше в никуда, чем достанется русским».
Ещё одно событие, более чем значимое для православной диаспоры, для духовного преодоления того, что стыдливым эвфемизмом принято называть «трагедией ХХ века» (на самом деле — большевистских злодеяний): Российское правительство в конце декабря сообщила о том, что ассигнует немалую сумму для восстановления и дальнейшего содержания оказавшегося почти трагически-бесхозным русского кладбища в Сент Женевьев под Парижем. Обновление мемориала Дроздовцам, кенотафа генерала Кутепова, могилы отца Сергия Булгакова средствами и усилиями России — это ещё один шаг в помощь преодоления великих страданий принесённых октябрьским путчем 1917 г.
В вечер 25 декабря мы с женой зашли в Собор Парижской Богоматери полюбоваться Рождественским вертепом, достигающим прямо музейного совершенства, он там каждый год меняется, и в этот раз составители его проявили большой вкус в расстановке осла и быка!
В одной из главных часовен Собора, на видном месте висит икона Владимирской Богоматери, подарок Его Святейшества Алексия II при совместном поклонении (а не сослужении, как утверждают интегристы!) терновому Венцу Спасителя 2 октября этого года.
Пребывание Святейшего во Франции оказалось и мотором, и катализатором для перехода в РПЦ лионского прихода, и принятия решения о строительстве Собора в Париже (при благословении французской президентской администрации), и для столь своевременной помощи кладбищу в Сент Женевьев, и для умножения, по крайней мере в два раза, количества молящихся в парижском Трёхсвятительском патриаршем соборе.
К сожалению, посещение Франции Патриархом не стало началом, как православные на это надеялись, диалога, сближения, будущего объединения с Константинопольским экзархатом. Прямо наоборот, владыка Гавриил, его окружение укрепились в противостоянии Русской Церкви, приступили к перемене статуса Свято-Сергиевского Богословского института, и провели «дерусифицирующие» кадровые передвижения.
Мы начинаем 2008 год с надеждой на то, что он будет к православию русской традиции в Западной Европе столь же щедрым как и год убывающий.
С Рождеством Христовым читателей этого обзора!
Никита Кривошеин,
Париж
http://rusk.ru/st.php?idar=112351
Страницы: | 1 | |