Русская линия
Русская линия28.12.2007 

П.М.Третьяков, создатель Третьяковки

Кто не знает, что такое Третьяковская галерея? Сколько великих изобразительных святынь, сколько дорогих каждому русскому сердцу картин находится в ней!
28 декабря исполняется 175 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова (1832−1898) — известного московского собирателя картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он более четверти века приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар Москве и всему русскому миру.

Илья Репин. Портрет П.М.ТретьяковаВыдающийся деятель отечественной культуры, меценат Павел Михайлович Третьяков посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в… полезных учреждениях». И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников» — И. Н. Крамской или В. В. Стасов, — оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

К тому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, перешла к просвещенным кругам купечества и интеллигенции. Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее — братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие. Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для собирательства.

К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий. Особое внимание коллекционера было обращено в сторону молодого реализма. «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, — писал он в конце 1850-х, — дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Такая эстетическая установка естественно привела Третьякова в конце 1860-х к сближению с группой художников-реалистов, чуть позже образовавших Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), крупнейшее творческое объединение за всю историю существования русского искусства. Начиная с первой выставки 1871 г. Третьяков становится главным покупателем картин передвижников, оказывая тем самым им, а вместе с ними всему русскому искусству неоценимую поддержку. Но поддержка здесь была обоюдной: художники-передвижники часто не продавали своих картин без показа Третьякову.

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П. М. Третьякова были удивительны. Каждый год на выставках и в мастерских художников он покупал десятки, а то и сотни работ, не останавливаясь подчас перед очень крупными тратами. Третьяков покупал картины, вызвавшие отрицательную критику и недовольство цензуры, — «Сельский крестный ход на Пасхе» В.Г. Перова или «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина. Покупал, если даже не все в картине совпадало с его собственными взглядами, как это было с картиной того же Репина «Крестный ход в Курской губернии», социальная острота которой не вполне импонировала Третьякову.

Богоматерь "Донская"Третьяков — коренной москвич, получил домашнее образование и, по его словам, «с юности беззаветно любил искусство». Первые его приобретения — еще случайные и незначительные — относятся к 1853 г., в следующем году он покупает девять картин старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Но, не имея на первых порах опыта и разносторонних знаний в области искусства и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников.

Годом зарождения его галереи принято считать год 1856-й, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти К. Брюллова и др.

Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел от огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу).

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 г., всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.

Третьяковская галереяДесятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников.

В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести, — берег средства, чтобы собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению Репина, — выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников (Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).

Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф. И. Прянишникова, коллекции картин В. В. Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова и др.

Дом в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 г., где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х гг. широко посещался публикой. И дом этот и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар Москве в 1892 г. в качестве общедоступного публичного музея.

Богоматерь "Владимирская"До конца жизни Третьяков за свой счет продолжал пополнять галерею и завещал проценты со своего капитала на будущее ее пополнение, положив начало музею мирового значения. В 1893 г. был избран действительным членом Академии художеств. В письме к дочери Третьяков писал: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».

В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата — Сергея Михайловича (в 1925 г. эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они — в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Дело жизни купца Павла Третьякова — настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

Третьяковская галерея сегодня

В 1918 г., по декрету о национализации, подписанному Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея».

В 2006 г. Третьяковская галерея отмечала 150-летие.
Третьяковка сегодня — это не только сокровищница отечественного культурного наследия, прошедшая за полтора столетия путь от частной коллекции до всемирно известного музея национального искусства, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений. ГТГ обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них — свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими. Экспозиция в Лаврушинском переулке Москвы размещена в 62 залах. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий собой уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. Теперь именно здесь в специальном киоте находится знаменитая икона «Богоматерь Владимирская».

В комплекс музея в Лаврушинском переулке входит и Инженерный корпус — здание для временных выставок. А в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена экспозиция отечественного современного искусства — ХХ и начала XXI вв.
Подготовил Станислав Минаков


+ + +

А. Саврасов. Грачи прилетелиОдной из лучших и наиболее известной из картин Алексея Саврасова является знаменитое полотно «Грачи прилетели», 1871 г., (где изображена церковь Воскресения в п. Сусанино Костромской области), имеющая как минимум 4 авторских варианта.

Давид Самойлов в середине ХХ в. так начал свое стихотворение: «Стояли они у картины: Саврасов. „Грачи прилетели“. Там было простое, родное. Никак уходить не хотели. Случайно разговорились, Поскольку случилась причина. — Саврасов. „Грачи прилетели“ — Хорошая это картина…»


+ + +

Картину «Алёнушка» (1881) искусствовед и советский директор Третьяковки И. Э. Грабарь назвал одним из лучших произведений русской школы. Ее автор Виктор Васнецов, взявший за основу сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке», заметил: «Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке (возле Абрамцева — С.М.), когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее".

Станислав Минаков

В.Васнецов. АленушкаАЛЁНУШКА. ВАСНЕЦОВ

и жаль её сильнее прочих
поскольку звонче всех поёт
поскольку значит и пророчит
и ноженьки об камни бьёт

поскольку серыми своимя
глядит как ласковая рысь
и полымя волос и имя
льняное заплетая в высь

поскольку и в лоскутьях нищих
льнёт к тайне омутов земных
поскольку плачет тише инших
и молча молится за них

От РЛ:

Имя Павла Михайловича Третьякова и дело его жизни хорошо известны в России. Но до сих мало говорится о том, насколько глубоко верующим, благочестивым человеком был этот знаменитый благотворитель. И дело его жизни — собрание галереи русского искусства — для него лично было исполнением евангельской заповеди. Вот что сам П.М.Третьяков говорил об этом: «Моей идеей было с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь"…

Преподобный Алексий ЗосимовскийЦенным свидетельством того, каким христианином был Павел Михайлович, для нас является слово, сказанное по его кончине преподобным Алексием, старцем Смоленской Зосимовой пустыни:

«Мне пришлось долгое время служить в Николо-Толмачевском приходе, куда ходил Павел Михайлович Третьяков. В моем сознании при воспоминании о нем встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной, воздержанной жизни, исполненной благой энергии и трудов, и, главное, образ человека, сочетавшего владение богатством внешним — материальным — с нищетой духовной. Это проявлялось в его смиренной молитве. Он обычно становился перед местной иконой преподобного Алексия, человека Божия… Ни разговоров, ни озираний вокруг никогда не допускал он себе, вошедши в храм и углубившись в великое дело молитвы. Никаких послаблений и облегчений неподвижного предстояния не позволял он себе, как бы долго ни длилась служба… Разумный, настойчивый труд при помощи Божией, полезная деятельность и громадные материальные пожертвования Павла Михайловича на благо общества сами собой, помимо его воли, возвышали его перед другими… Будем уповать, что Господь, обещавший смиренным благодать и Царство Небесное — нищим духом, примет почившего раба Павла в Свое Вечное Царство любви и безпредельного мира».

Иллюстрации: портрет П. М. Третьякова работы И. Репина; здание Третьяковки в Лаврушинском переулке (автор — В. М. Васнецов), икона Владимирской Богоматери, икона Богоматери Донской (Феофан Грек).

http://rusk.ru/st.php?idar=112342

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru