Русская линия | Андрей Сигутин | 24.12.2007 |
— Уважаемый Валентин Валентинович, какую роль играло или играет кино в Вашей жизни?
— На сегодняшний день в моей жизни кино не играет практически никакой роли. Потому что я в течение уже шести лет не смотрю телевизор, и почти 20 лет не был в кинотеатре. Разумеется, подобный опыт я не предлагаю распространять на всех, просто для меня это — некое упражнение, которое я делаю через усилие, для того чтобы мои дети не получили той негативной информации, которая в основном исходит сегодня с экрана. Это не значит, что я отрицаю кино как вид искусства. Предполагаю, что оно вполне может достаточно продуктивно доносить до зрителя христианскую модель поведения. Просто на сегодняшний день, кстати, вовсе не потому, что не вижу таких примеров в кино, подвергаю себя такому испытанию.
— Какие фильмы, увиденные Вами в детстве, произвели на Вас наиболее сильное впечатление?
- Если уж говорить о фильмах, которые на меня когда-то произвели сильное впечатление, то нужно обязательно вспомнить картину А. Тарковского «Андрей Рублев», которую я посмотрел почти десятилетним подростком. Это было одно из моих, может быть, самых серьезных потрясений, которые я испытал не только от кино, но и от общения с искусством вообще. Фильм А. Тарковского серьезно на меня повлиял и, пожалуй, не погрешу против истины, если скажу, что потом ни разу столь мощного воздействия я не ощущал. Это потрясение оставило неизгладимый след в моей душе. К сожалению, других примеров такого же сильного воздействия на себя кино привести не могу.
- Был ли у Вас любимый киногерой, пример которого сильно повлиял на Вашу жизнь? Можно ли говорить о том, что если бы не этот персонаж, Ваша жизнь сложилась бы иначе?
- Что касается киногероя, то здесь тоже так сложилось, что я внутренне именно на кино с детства не был сориентирован, а всегда предпочитал литературу. Хотя постоянно ждал и теперь жду, что появится какой-нибудь новый фильм, который будет иметь на меня такое же по силе воздействие, как «Андрей Рублев». Сейчас появился фильм «Остров», о котором очень много говорят. Безусловно, я его значение, так сказать, катехизаторское, для нашего сегодняшнего непросвещенного общества понимаю, и фильм сей принимаю. Хотя для себя ничего принципиально нового из этой киноленты не узнал, поскольку некоторое представление о подвижничестве святых и вообще о такой стороне церковной жизни имею. Но понимаю, что для людей, которые на сегодняшний день живут вне Церкви, наверное, появление именно такого произведения весьма полезно.
— Могли бы назвать фильмы, которые помогли Вам (до воцерковления) освободиться от греха или, наоборот, подтолкнули к дурному поступку?
- Что касается вопроса, может ли фильм помочь освободиться от греха или подтолкнуть к дурному поступку… Вот если говорить о последнем, то примеров дурного воздействия можно привести бесчисленное множество. Причем, эти фильмы, в основном, тиражируют пороки и грехи, и по сути, культивируют их, подавая в достаточно соблазнительном виде для людей нравственно неподготовленных. Но надеюсь, и даже убежден, что и герои, и сами фильмы, которые будут способствовать освобождению человека от безнравственности, несомненно, должны появиться. Безусловно, кино в этом смысле играет не первую роль, потому что оружие для духовной брани нам дано в лице Церкви, в форме молитвы, с помощью которой мы должны бороться с врагом рода человеческого. Кино, конечно, также должно служить этому. Но пока, к сожалению, подобных примеров привести не могу. Ибо мы в данном случае почему-то только художественное кино имеем в виду. Хотя на вопрос, «есть ли киноленты, которые настраивают вас на духовный лад», можно дать утвердительный ответ, говоря о документальном кино.
Сегодня в России существует огромное количество замечательных православных документальных фильмов — вот эти киноленты (на DVD-дисках) я и смотрю. И те кинофестивали, которые и в России, и на Украине проводятся в последние годы — это весьма любопытное явление. И в данном смысле кино как школа духовности и нравственности для меня существует. Я с интересом жду появления таких фильмов и слежу за ними. Например, я много раз смотрел фильм о преподобномученице Елизавете Федоровне. Для меня очень интересна ее судьба и образ жизни. Это замечательный фильм, который уже достаточно давно снят, по-моему лет пятнадцать тому назад. Я смотрел его несколько раз, и рекомендую всем ознакомиться с ним. Кроме того, сейчас в Интернете на сайте «Радонеж» («ТВ Спас») собрано практически все, что снято за последние 20 лет в этом жанре… Хотя я все равно предпочитаю литературу. Ведь говоря об игровом кино, нельзя замалчивать очень важный момент: недопустимо играть святых, актер не должен этим заниматься. Об этом следует рассказывать: есть житие, есть, допустим, икона. Да, живопись ещё может как-то воспроизводить жизнь святых, но играть — это я для себя — артиста — считаю неприемлемым. И несмотря на то, что сегодня такие опыты есть, мое личное мнение, повторяю, — это недопустимо.
— Что уж говорить про тех актеров, которые пытаются играть роль Бога…
- Даже упоминать об этом не стоит…
— Как Вы думаете, Православие и актерство совместимы, а то сейчас много споров на эту тему?
- В принципе, нет профессии (разумеется, кроме порочной), которая с Православием несовместима. Но есть такой момент: у каждого человека разная природа, разная степень сопротивляемости греховному. Для кого-то, безусловно, актерство может стать инструментом соблазнения со сцены ближних, то есть эта профессия способна наносить вред людским душам. Я и себя в какой-то степени не исключаю из сего списка. С позиции нравственности, тут, конечно, не всё так просто. Но эта сложность — ничуть не большая, чем в случае, скажем, профессии военного, где речь вообще-то может идти о гораздо более серьезных вещах. Ведь от того, как будет решена обозначенная проблема, зависит спасение или погибель человеческих душ. И если актер к указанному вопросу относится с полной ответственностью, то, безусловно, он может этой профессией заниматься. Другое дело, когда человек находится, не то что вне Церкви, а вообще вне понимания того, что такое взаимоотношения человека и Бога. Естественно, в этом случае актерство и Православие — несовместимы.
— Сколько Вы уже в вере и как пришли к Православию?
- Безбожником я, конечно, никогда не был… И я категорически против ныне модных представлений о том, что Бог — это, так называемый, Высший Разум; что в Него достаточно верить только «в душе» и так далее. Считаю, что вне Церкви нет спасения.
К воцерковленным я себя причисляю, лет, наверное, десять, может быть чуть больше. Но хорошо сейчас понимаю: моя уверенность прошлых лет, что и не будучи воцерковленным, я отнюдь не являюсь неверующим, конечно, была от недомыслия. В этом проявились негативные особенности того времени, в котором мы выросли и жили, будучи непросвещенными. Кстати, ныне я всех своих коллег, с которыми работаю, по мере сил пытаюсь личным примером привлечь к храму.
— Если б Вы были режиссером, о чем или о ком хотели бы снять фильм?
- Я себя с профессией режиссера не идентифицирую. Потому что здесь слишком большая ответственность. Тема фильма может быть любая, но важен способ, которым она раскрывается. В принципе, любая нормальная общечеловеческая тема, не отмеченная печатью греха, может быть раскрыта с христианской точки зрения. Это безусловно. Но на режиссера ложится при этом слишком большая ответственность, и вообще понятия православного театра и православного художественного кино — слишком сложны. Потому что в этом случае при работе над спектаклем или фильмом определяющими фигурами являются не только режиссер и главный герой, но и все, кто здесь занят: от режиссера до последнего уборщика и постановщика декораций. Все должны быть единомышленниками и четко понимать, во имя какой цели они совершают свой коллективный творческий труд. Уверен, что когда-нибудь это произойдет и соберется именно такой круг людей. Сейчас тенденцию к этому я чувствую. Но лично я на себя такой ответственности бы не взял.
— Что такое в Вашем понимании православное кино, понимаю, что тема эта сложнейшая?..
- Понимаете в чем дело: идеального, максимально совершенного определения этого понятия найти невозможно. Надо понимать, что иногда в трехчасовом фильме может быть достаточно нескольких кадров для того, чтобы понять, что именно делает фильм православным. Вообще-то я не сторонник такого соединения: «православное кино». Я бы предпочел выразиться осторожнее. К примеру, вот этот фильм христианскую модель поведения делает для человека привлекательной, объясняет её, делает её понятной. Потому что в чистом виде я бы эти два понятия не соединял. В той или иной степени, повторюсь, во множестве фильмов мы можем найти эти точки соприкосновения. Где-то их меньше, где-то больше, но то, что эта тенденция нарастает и будет доминирующей в кинематографе — я в это верю. Когда это будет — не знаю, но такое должно произойти обязательно, тем более с нашим, русским, кинематографом.
— Какой у Вас самый нелюбимый фильм и почему?
- Нелюбимый фильм… К примеру, когда по НТВ показывали «Последнее искушение…», помню, какой «резонанс», какую бурю возмущения это вызвало в среде православных.
Кстати, сейчас можно подойти к любому ларьку и увидеть сотни фильмов, о которых я мог бы, даже не читая их названий, по обложкам, понять, что это — мое нелюбимое кино. Потому что в них — реклама порока, который в тысячных тиражах смотрит с каждого из этих дисков. Это кошмар, жуть совершенная! Так что нелюбимое кино — это, к сожалению, 90% из тех фильмов, которые сегодня существуют…
Повторюсь: я, может быть, являюсь исключением в плане своих оценок, потому что в моей жизни кино не играло и не играет ведущей роли. Хотя и понимаю, что кино — один из мощнейших факторов воздействия на человека. Ныне для многих время после возвращения домой с работы, до сна, обычно посвящается тому, что они что-то смотрят по телевизору. Такие фильмы и телепрограммы я лично смотреть не могу. Для меня просто унизительно тратить на это время, потому что, в первую очередь, там отсутствует нормальный, полноценный русский язык. Для меня, как для русского человека, слушать этот суррогат, этот эрзац русской речи унизительно. А если говорить о теме и смысле большинства телепередач, то для меня это не тема и не содержание, которым я хотел бы посвящать свое время. Поэтому мне крайне жалко людей, попавших в зависимость от «ящика». Я вижу, как у человека, включившего телевизор, начинает дергаться голова, он, так сказать, не контролирует себя. Приникнув к экрану, телезритель уже не может от него оторваться… Я мечтаю, чтобы мои дети под эту зависимость не попали. Слава Богу, что сам я как-то сумел от нее освободиться.
Надо читать книги. Необходимо сказать, что выбор для чтения у человека крещеного и считающего себя православным у нас в России достаточно широк. Чтобы освободиться от телезависимости, могу посоветовать одно упражнение: вместо одной серии какой-нибудь «мыльной оперы» — сразу от просмотра всех телепередач отказываться не нужно — возьмите Евангелие, почитайте 40 минут вместо той серии, потом снова смотрите телевизор. Почувствуйте эту разницу. Прочтите Священное Писание и после этого попробуйте посмотреть то, что Вы обычно смотрите. Выполняя это ежедневное упражнение, думаю, Вы сможете сделать правильные выводы. Такой опыт позволит Вам ответить себе на вопрос, чем в нашей жизни является кино.
Беседовал Андрей Сигутин
http://rusk.ru/st.php?idar=112329
Страницы: | 1 | |