Русская линия
Русская линия Леонид Болотин17.12.2007 

Беседы с пещерным афонитом

Наконец-то, после многих искушений, вышла в свет книжка «Христос тебя ждет! Из бесед с пещерным человеком»! «Русская Линия» давала предварительное сообщение о ней еще 16 Ноября 2006 года.

Публикация осуществлена по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Архиепископа Владивостокского и Приморского. В аннотации издания указывается, что книжка адресована широкой читательской аудитории:

Обложка книги "Христос тебя ждет! Из бесед с пещерным человеком"«Повествование посвящено сегодняшней жизни на Святой Горе Афон. Взгляд на современный мiр из пещеры отшельника на Каруле [1] безусловно заинтересует как многоопытных паломников, богомольцев, так и великое множество наших современников, еще только чающих движения воды (Ин. 5, 3) в их сердцах. Зов: „Христос тебя ждет!“ — обращен афонитом Даниилом не только к русскому повествователю, но и ко всякому, кто задумывается о смысле собственного бытия. Предупреждаем возлюбленных о Господе читателей, что в словах сербского собеседника сохранен целый ряд особенностей его речи: редакторское приглаживание таких „шероховатостей“ привело бы к утрате особой атмосферы духовного разговора».

При всей сложности мистических проблем, которые рассматриваются в этих афонских беседах, живость их изложения сочетается со многими пояснительными примечаниями, которые делают эти проблемы доступными самому неискушенному читателю.

Некоторые вопросы, затронутые в книжке, выходят далеко за рамки собственно православной аскетики. Например, сегодня для многих верующих патриотов России весьма болезненной является звездная символика. Тут у русского рассказчика мы находим следующее рассуждение:

«Вместо положенного по обычаю средиземноморского полуденного отдыха, мы отправляемся к другой великой святыне — иконе Иверской Божией Матери „Вратарница“. Дорога ведет через монастырь Кутлумуш, где в воротах почему-то висит „благословляющая“ шестиконечная звезда. К сожалению, шестиконечные „моген Довиды“ и каббалистические пентакли — пятиконечные звезды стали „обычным“ и весьма распространенным „украшением“ наших храмов, икон и мест православного торжества как в Греции, так на Святой Земле или в родной России. Конечно, враг нашего спасения ничего своего создать не может, он безсилен в творчестве, он все похищает у Бога, в том числе и многоразличные символы звезд. Ведь все эти звездные символы являются отголоском допотопной письменности. Об этом свидетельствует Церковное Предание. В русской литературе оно отражено в первой четверти XVI века Преподобным Досифеем Волоцким — в его „Русском Хронографе“: „Арфаксад, сын Симов, роди Каинана, сей обреете столп в Сиридоньстей горе и на нем писание, еже исписаша Сифови внуци звездный закон“ [2]. В древней Божественной символике звезда — символ Небесной славы здесь, на земле. Количество лучей — степень и смысл этой славы. Пятиконечная звезда — символ твари Божией до сотворения человека, до Адама. Её обожение без Самого Бога — против Бога. Шестиконечная звезда — символ человека, символ Шестоднева. Обожение человека — без Бога, опять будет против Бога. Семиконечная звезда — суть полнота Божией твари и всех человеческих времен, всей истории человечества до Страшного Суда. Культ и этой звезды без Бога — есть богоборчество. Восьмиконечная звезда — символ Богородицы, символ Жизни Вечной, Дня Восьмого, знак Рождества Христова. Это наша православная звезда. Привыкание, терпимость заграничных православных верующих к символике пяти- и шестиконечных звезд, которая в новозаветную эпоху столетиями „накачивалась“ супротив осмиконечного Креста Христова антихристианским, каббалистическим, масонским содержанием, вызывает некоторую оторопь у русского человека. У них в „Европе“ это называется „толерантность“. Слово напоминает фамилию безпринципного французского министра Шарля Мориса Талейрана, который исхитрился послужить и директории, и наполеоновской империи, и реставрации, и новой республике».

Книга посвящена молитве. Иисусовой молитве. В свете действенности этой молитвы весьма поучителен сюжет в рассказе сербского отца Даниила о современной системе «общественного питания»:

" - Порой у людей нет понимания глубины Божьего милосердия в молитве. У некоторых женщин особенно это замечал. Одна попадья мне говорит: «Я молюсь только в храме. Когда дома одна — боюсь. Демон придет и на меня нападет». Человек не понимает, что мы уже в сетке демона и нам надо всегда и везде вырываться из неё. А раз нет никакой молитвы, то и борьбы нет. Мы там и остаемся и к нему припадаем. После смерти мы его уже — без проблем. Он не приходит на молитву, он и так рядом с нами. Но на нашей молитве он только проявляет свое присутствие. Он и так уже в нас. Когда же мы на молитве, он обнаруживает себя, потому что молитва его жжет. Причем сильно «жгёт»!

Мне это сказал один бесноватый человек. Серьезно бесноватый. Вениамин его имя. Еврей из Нью-Йорка. Он, когда был 14-летним юношей, проезжал с родственниками через Югославию. Его отец был очень богатым человеком. Это было очень давно. Сейчас этому еврею 37 лет. В центре города Скопье в Македонии они зашли в один мусульманский ресторан пообедать. Местный маг держал этот ресторан. Амир-Муса. Даже запомнил его имя. Он заколдовал тогда пищу.

— Получается, что в мусульманские рестораны ходить нельзя? А ведь есть ещё еврейские… Есть цыганские… Есть индийские… Есть африканские с символикой колдовства Вуду…

— Я глубоко убежден, что в большинстве мусульманских и еврейских ресторанов заколдованная пища. Во всех многоразличных тавернах, где национально-религиозный колорит всячески выставляется как завлекающая голодных и праздных людей «экзотика», пища подвергается волшебной обработке, духовному воздействию, а проще говоря — демонскому осквернению. Алчущий такой экзотики Христианин должен всегда помнить об этой опасности. Это даже без всякого сомнения! Так вот, когда эта еврейская семья обедала, то в подростка вселился бес. Да не один, а целый легион вселился в него. И это привело его потом на Святой Афон, привело его к вере, поскольку этот парень именем Вениамин хотел избавиться от беснования. Жил тут в Есфигмене Старец Адриан, который до того подвизался на Синайской Горе 33 года. Он и в монастыре отчитывал, если бесноватые туда приезжали, но часто ездил по Греции, особенно в Афины. Те бесноватые, которых он должен был отчитывать, не зная, что он едет к ним, начинали жутко кричать, одним словом, бесноваться. И в большинстве случаев ему удавалось изгнать беса из бесноватого. Попробовал он выгнать и этот легион из Вениамина. Я присутствовал у него в келии тогда. Но довести до конца не успел: вскоре отец Адриан умер [3]. Я многое понял чрез этого Вениамина о бесах, потому что он сам чувствует их присутствие в себе. И он чувствует, что демоны чувствуют. И через это нас, монахов, поучает. Однажды он мне говорит, что демон всегда слышит молитву. Всегда! Даже самую рассеянную… Но по-разному реагирует. И он мне говорит:

— Я знаю, когда ты молишься!

И однажды решил испытать. Может быть, он хвастает маленько! Понимаешь? И там в Есфигмене, во дворе, в 13−14 часов по европейскому времени [4] 100−120 монахов, людей… А он хватает листья — мусор собирает. И я прохожу — между нами другие люди, не только я и он — толпа. «Давай, — думаю, — попробую, если так, как он говорит, что он чувствует, что бес чувствует, и всегда бес чувствует, когда другие молятся». И я так прохожу и без особенной концентрации, только умом сказал:

— Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня гордаго.

Так один раз сказал. А Вениамин и не знал, что я проходил, боком проходил. Не заметил моего присутствия. Вдруг мне говорит:

— Данило, не мой мэнэ дирашь! [5] - на сербском сказал, а сам Вениамин сербского не знает. Значит, демон самую рассеянную молитву ощущает… Вот так бесы нас поучают. Понимаешь?"

В издании помещены цветные иллюстрации современного афонского быта и репродукции древних монастырских фресок, апокалиптические мотивы которых поясняют рассуждение пещерного монаха.

По вопросам оптового приобретения книги «Христос тебя ждет! Из бесед с пещерным человеком» можно обращаться в редакцию симфонического журнала «Царство и Церковь» по телефону 8−906−701−49−18. Адрес электронной почты редакции: zet-and-zet@rambler.ru.

Иллюстрация: На лицевой стороне книжной обложки фреска в храме одного из Святогорских монастырей: И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах (Откр. 14, 1).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Головокружительные кручи благословенной Карули отвесно уходят прямо в море. Обрыв там высотой в триста и более метров. Небольшие келии, построенные русскими монахами в XIX столетии, жмутся к этой вертикальной скале. Внутри же некоторые келии продолжаются естественными или выкопанными пещерами. Крохотные горизонтальные выступы рядом с келиями покрыты плодородным слоем с небольшими огородиками. Земля сюда также была принесена русскими монахами. «Каруля» — род ворота, простейшей лебедки для подъема грузов на высоту. Именно с помощью «карулей» сюда нашими отшельниками доставлялись и строительные материалы, и земля, и все необходимое для монашеского житья.
2. Полное Собрание Русских Летописей. Русский Хронограф. Пг., 1914. Т. XXII. Ч. 1. С. 30.
3. Служка Преподобного Серафима — Мотовилов одно время никак не мог уяснить, как это женщина, которая при нем причащалась Христовых Тайн, продолжала иметь в себе беса. Это важное свидетельство против отождествляющих греховность с наличием беснования. Беснование происходит из-за грехов по особому попущению Господа. Совершенно необязательно, что в человека лично грешного входит бес, нередко это бывает и по наследным грехам, по грехам родителей, и для пущей молитвенной ревности или по другим причинам, ведомым Богу, Господь попускает беснование. При этом человек сохраняет способности к исповеди, к сердечному раскаянию и потому может причащаться. Случались бесноватые и среди монашествующих.
4. На Афоне времяисчисление Византийское и значительно отличается от общепринятого европейского времени.
5. По-сербски: «Данило, не трогай меня!»

http://rusk.ru/st.php?idar=112306

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Leonid Bolotin    26.01.2008 14:14
Многоуважаемый Игорь Гревцев и дорогие читатели «Русской Линии». Насколько мне стало известно, книгу «Беседы с пещерным человеком» можно приобрести в книжном магазине при Издательском совете Русской Православной Церкви, который располагается по адресу 119435, Москва, Погодинская улица, дом 20.
  Игорь Гревцев    18.12.2007 05:02
А где будет можно приобрести эту книгу об Афоне и молитве в розничной торговле? В каких храмах или книжных маказинах в Москве?

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru