Русская линия | 13.12.2007 |
Немало памятников возведено на Руси «нашему» апостолу, прошедшему наши исконные территории, проповедуя Христово учение и крестя, и тем самым духовно связавшим их воедино. Считается, что на севере ап. Андрей достиг земель Новгородских и, в частности, острова Валаам. Пожалуй, самым северным храмом, воздвигнутым апостолу славянами, является деревянная церковь в честь апостола Андрея на Малом Заяцком острове Соловецкого архипелага, срубленная тем же царем Петром самолично.
Считается, что основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе Андрея Первозванного. В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.) — поэта, почти современника Андрея Первозванного, проживавшего на территории нынешней Одесской области, можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими горами.
По мнению ряда исследователей, этнонимом «скифы» позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, т. е. на бывших скифских землях. Впрочем, некоторые византийские памятники «Narratio», например, понимают под Скифией, в которой проповедовал Андрей Первозванный, так называемую Малую Скифию — римскую провинцию и ранневизантийскую церковную епархию в устье Дуная (район современной Добруджи, Румыния). Однако эта провинция появилась лишь в ходе реформ императора Диоклетиана (конец III в.), то есть не существовала во времена Оригена.
В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время третьего путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех православных Церквах, в конце XI в. появился его славянский перевод.
Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андреем Первозванным русских пределов — «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившееся в составе «Повести временных лет». Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости днепровского устья и «въсхоте поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу.
К XI в. относится рост почитания Андрея Первозванного на Руси: в 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын кн. Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь.
В 1089 г. Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Древнейшие упоминания Андрея Первозванного находятся в месяцесловах Евангелий — Реймсского первой половины XI в., Остромирова 1056−1057 гг. и Архангельского 1092 г.
А с 1097 г. в русской традиции засвидетельствованы церковные службы Андрею Первозванному.
С XII в. развивалась практически непрерывно традиция сказаний об Андрее Первозванном в русском Прологе — краткое житие апостола «Страсть святаго, и прехвального, и первозванаго Андрея, брата великаго Петра», а также «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля».
В первой половине XIV в. житие ап. Андрея было вновь переведено на славянский язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе стишного Пролога. Оно встречается в большом количестве южнославянских и русских списков XIV—XVII вв. В житийной литературе «Слово» впервые встречается в житии свт. Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым около 1420 г.
Со времени свт. Макария, в 1526—1542 гг. бывшего архиепископом Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие «Повесть временных лет». Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560−1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андреем Первозванным», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном — в житии св. Владимира.
В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхову, Ладожскому озеру и Неве он отправился в Варяги, затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.
О жезле Андрея Первозванного из селения Грузина подробнее рассказывается в Повести о житии прп. Михаила Клопского, которая была написана в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению архиепископа Макария. Тогда же, очевидно, было написано Похвальное слово Андрея Первозванного «и о монастыре, рекомом Грузино», известное в списках XVII в.
Во второй половине XVI в. было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче», где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Таким образом, подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле.
Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.
Особенно настойчиво тема апостольской преемственности Русской Церкви стала звучать в XVII в. в Киеве.
В 1621 г. Киево-Печерский иеромонах, впоследствии архимандрит, Захария Копыстенский написал «Палинодию, или Книгу обороны святой кафолической Всходней Церкви» в защиту Православной Церкви против латино-униатских сочинений. В главе «О уверении и Крещении руссов» Захария рассуждает о достоинстве Андрея Первозванного как старшего брата апостола Петра и апостола Первозванного, затем излагает предание о посещении Андреем Первозванным. Киевских гор и Новгородской земли, поясняя, что Андрей Первозванный в это время многих крестил, ибо апостолы никогда напрасно не ходили. Этот рассказ иеромонах Захария подкрепил ссылкой на местное киевское предание: «На той горе в Киеве, где стоял апостол, того ж часу и церковь была поставлена, где и теперь есть, як и повесть и до сих дний обносится о той церкви и о той горе» (имеется в виду церковь в честь Воздвижения Креста Христова, построенная в Киеве в XIII в. на месте креста Андрея Первозванного, в XVI в. она была перестроена; в 1744 г. на этом месте возведен каменный храм во имя Андрея Первозванного по проекту Ф. Б. Растрелли).
В том же 1621 г. в Киеве состоялся Собор восстановленной православной иерархии во главе с митрополитом Иовом (Борецким) — по вопросу о мерах защиты православной Церкви и ее благоустроении. В деянии Собора сказано: «Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили… то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол».
Богатая традиция сказаний об Андрее Первозванном, существовавшая на Руси с древних времен, дополнялась и в более поздние периоды ее истории. В XIX в. А. Н. Мошиным были записаны «Легенды Великих Лук», содержащие предание о посещении этих мест Андреем Первозванным. В согласии с местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо чтилась в таких русских монастырях, как Балаклавский Георгиевский монастырь близ г. Севастополя, у мыса Фиолент (по- гречески означает «Божья страна»), Инкерманский св. Климента монастырь под Севастополем, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере, Деревяницкий новгородский монастырь, вотчиной которого с середины XIV в. являлось селение Грузино.
Апостол Андрей и сегодня с нами
Прибытие величайшей святыни Православия на Русь произошло в дни памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия и празднования Дней славянской письменности и культуры, а торжественное возращение их на Святой Афон 29 июня — в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших, и праздник Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской Просиявших.
За 36 дней пребывания в трех славянских государствах святыней было преодолено более 25 тысяч километров по воздуху, земле и воде. Ей поклонились с благодарностью и почтением более миллиона человек. В течение месяца граждане трех стран-сестер смотрели и слушали по телевидению и радио прямые трансляции, репортажи о прибытии, встречах со святыней, стали соучастниками и свидетелями большого духовно-нравственного объединительного подъема, объединившего еще больше народы наших стран. Святым мощам апостола Андрея поклонились Президент Российской Федерации В. В. Путин, Президент Украины Л. Д. Кучма.
Пребывание святыни в Санкт-Петербурге происходило в дни празднования 300-летия города и духовно венчало юбилейные торжества. Крестный ход 12 июня в Москве совпал со Днем России. Более 20 000 человек прошли со святыней от Храма Христа Спасителя до Афонского подворья.
Пребывание святыни совпало с 65-летием Мурманской области и 70-летием Северного военного флота, во Владивостоке — со столетием явления Порт-Артурской иконы Божией Матери, в Киеве, 28 июня, — с Днем Конституции Украины, в Севастополе — 220-летием со дня создания Российского флота на Черном море и основанием Севастополя. В городе славы русских моряков святыню встретили командующий Черноморским Краснознаменным флотом России вице-адмирал В.В. Масорин и Главнокомандующий ВМС Украины И. В. Князь. Духовой оркестр Черноморского флота России исполнил Величание святому апостолу Андрею Первозванному. Крестным ходом святые мощи были принесены к храму святого Владимира — усыпальницы адмиралов Русского флота П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, М. П. Лазарева, В. И. Истомина. Здесь были выстроены в почетном карауле экипажи кораблей. Святыня посетила корабли Черноморского флота России и Черноморского флота Украины.
Святые мощи апостола Андрея Первозванного посетили Херсонес, место крещения святого равноапостольного князя Владимира; здесь — последняя пядь крымской земли, которую наши народы героически защищал в июле 1942 года.
Истинная духовная жизнь народов России, Украины и Белоруссии связана с традиционными формами жизни, построенных на основах Православия. «Славься и радуйся, Андрее, первозванный Господа Апостоле!» — поскольку это глубинное, генетическое чувство насколько сильно, что его можно считать стержневым, а точнее — корневым.
«Святый отче Андрее, моли Бога о нас, грешных!»
На снимках: апостол Андрей Первозванный с житием, современная икона; памятник ап. Андрею в Херсонесе; Андреевская церковь в Киеве; мозаика в Софиевском соборе; стопа св. Андрея Первозванного, хранящаяся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
Подготовка и фото в Херсонесе и Киеве Станислава Минакова.
http://rusk.ru/st.php?idar=112290
|