Общенациональный Русский Журнал | Марат Мусин | 07.12.2007 |
О «качестве» же управления ЮКОСа красноречиво говорит последняя полученная нами статистика выявленных хищений в 15,5 трлн руб. (из которых 13,3 трлн руб. относятся к чётко установленным юридическим лицам, а 2,2 трлн руб. к 233 565 пока не идентифицированным расчётным счетам). При этом половина вскрытых хищений оказалась на совести менее одного процента выявленных криминальных фирм, полтора процента выявленных криминальных фирм украли 60%, менее трёх процентов украли 70%, примерно пять процентов фирм совершили 80% выявленных хищений, а 11−90%. Оставшиеся же 89% мелких компаний, а это 651 152 юридических лица, совершили не более 10% выявленных нами хищений.
Сегодня правоохранительные органы получают необходимые контрольные инструменты, организуют проведение экспертизы качества корпоративного управления, особенно криминальных форм замещения интересов. Соответственно вопрос времени, когда к некомпетентным и вороватым управленцам «придут». Через год-полгода обязательно придут и скажут: вы аудиторов нанимали, зарплату им платили? А раз специалисты на проверку оказались неграмотными, то отвечать за всё будете сами.
Мы несколько лет убеждали знакомых предпринимателей: внедряйте у себя системы корпоративного аудита, чтобы постоянно проверять, какие появляются «следы». Несколько лет нас не слышали. И вот недавно удивились: «Как только начали контролировать своих партнёров по бизнесу, сразу же выявили многочисленные попытки переложить на нас серьёзные криминальные риски. Проверенные партнёры, много лет работавшие с нами, еженедельно пытаются подсунуть какую-нибудь криминальную фирму».
Не менее актуальна проблема легализации преступных доходов.
В качестве примера приведём лишь один из самых респектабельных банков страны, имя которого на первую букву алфавита можно найти в последних опубликованных нами банковских криминальных рейтингах. Летом в интересах правоохранительных органов проводилась экспертиза созданной в этом банке мощнейшей инфраструктуры по легализации преступных доходов. Наши эксперты полностью подтвердили криминальную природу 679 элементов этой системы, через которую несколько десятков тысяч клиентов легализовали 129,9 млрд руб. Как выяснилось, старейший, входящий в первую десятку крупнейших, банк одновременно оказался в первой десятке самых грязных «отмывочных машин». При низком качестве корпоративного управления и отсутствии современных систем корпоративного аудита наивно думать, что через данный банк не легализовывался и крупный наркокапитал, объём которого теоретически может доходить до четверти всего объёма преступной легализации.
Тогда возникает вопрос: хозяева и руководители банка знали или не знали, что и в каком объёме «отмывалось» через их банк? Репутация успешных банкиров первого призыва просто не позволяет нам высказать предположение о социально? опасной форме профессиональной некомпетентности. Тем более что ранее они нередко пожимали руку самому Борису Николаевичу.
В заключение несколько слов о коррупционных связях чиновников с криминальными предпринимателями и юридическими лицами, причастными к обслуживанию государственного или муниципальных бюджетов, и другим формам участия в различных государственных и коммерческих проектах и по размеру теневого капитала попадающих в группу риска. Впервые мы опубликовали эти данные в 2005 году (журнал «Главная тема»,? 5) по правительству М. Касьянова, когда он решил баллотироваться в президенты. Только суммы выявленных тогда хищений бюджетных средств были в 138 раз меньше. Итак, для примера, возьмём бюджет за несколько лет, где государство обязано осуществлять прямой жёсткий контроль.
Вывод очевиден: если всё более или менее ясно с организациями, находящимися в государственной собственности, здесь в обязательном порядке необходимо внедрять современные системы корпоративного аудита, то в отношении бюджетов низших уровней нужно отметить следующее.
Так, из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, средств федерального бюджета, из прочих государственных бюджетов и внебюджетных фондов (далее — бюджет) за упомянутые выше пять лет 525 590 бюджетополучателей получили свыше 9,6 трлн руб. (или 17% ВВП ежегодно). При этом через 24 474 фирмы? однодневки (4,5%) за пять лет было напрямую украдено 57,5 млрд руб. (или в % к ВВП — менее 0,1%). Установлено, что получающие из бюджета в среднем не более 300 тыс. руб. в год в массе своей грубыми хищениями не занимаются. Воруют те, кто получает по 10 млн руб. и более. Теоретически цена «отката» чиновникамкоррупционерам по схеме прямых хищений не превышает 33% получаемых средств.
Отрадно, что 338 840 организаций и лиц (64,3% всех исследованных бюджетополучателей), получив из бюджета свыше 540 млрд руб., не украли ни копейки!
А вот 162 276 фирм (то есть 30%), получив за пять лет 9 трлн руб. (или 15,8% ВВП ежегодно), вывели в теневой сектор экономики около 3 трлн руб. (точнее 2 трлн 946 млрд руб., или 5,3% ВВП). Организации, причастные к обслуживанию бюджетов всех уровней, напрямую «отмывают» свыше 20% объёма выявляемых сегодня хищений. Что, с учётом двухзвенных и многозвенных криминальных схем, позволяет определить общероссийский размер коррупционной «ренты» до 15% среднегодового ВВП!
Марат Мазитович Мусин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета