Русская линия | Елена Ичетовкина | 04.12.2007 |
…Вскоре у них появилась дочь. Когда ей исполнилось три года, настало время исполнить данный некогда обет. Процессия из Назарета, собравшая родственников и знакомых, двинулась в путь. Три дня шли они с песнопениями псалмов Давида, останавливаясь лишь ненадолго, чтобы принять пищу и переночевать. Наконец достигли Иерусалима. На встречу к ним из великолепного храма вышел первосвященник Захария со священниками. Маленькая хрупкая Мария, поставленная родителями на лестницу с огромными пятнадцатью (по числу священных псалмов) ступенями, уверенно взошла по ним. Первосвященник встретил ее, благословил, и по велению свыше, ввел Марию во Святая Святых — место, куда никто кроме него, да и то только один раз в году, не мог входить.
Так начались годы пребывания в Иерусалимском храме Той, которой было предначертано стать Матерью Сына Божия. Введение маленькой Марии во храм стало началом нового этапа в Ее жизни, Она стояла на пороге Божественного замысла явить миру Спасителя.
По народному календарю праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы приходится на начало зимы: «Введение пришло — зиму привело». В старину в этот день стали примечать, какая погода будет на праздничные дни и какой будет урожай летом. «В Введение мороз — все праздники морозны, тепло — все праздники теплы», «До Введения если снег выпадет, то растает», «После Введения если снег пойдет, то ляжет зима», ну, а если оттепель, то «Введение ломает леденение». «Введенские морозы обычно зимы не ставят», и еще подмечали, если «ляжет глубокая зима — готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов».
В этот день начинались зимние гуляния — дети катались с горок, взрослые делали пробный выезд на санях. Ну, а те, кто осенью отпраздновал свадьбу, показывали молодую. Обряд так и назывался «казать молодую». «Как поедет молодой князь со своею княгинюшкой», собирались посмотреть родные и близкие. В расписных санях, украшенных резьбой, с колокольчиками ехали молодожены, кланяясь по сторонам, «показывая себя», вслед за ними — гости. Они пели песни, веселились, пили мед за здоровье молодых.
На праздник Введения на Руси открывались шумные и веселые ярмарки. И чего там только не было!.. Самым ходовым товаром в это время года были сани: простые, расписные, украшенные резьбой, одиночные, двойные, троичные-удалые.
Особенно чудо-санями славилась московская ярмарка на Лубянской площади. «Вот санки-самокаты, разукрашены — богаты, разукрашены — раззолочены, сафьяном оторочены! Введеньев торг у двора, санкам ехать пора!» (Коринфский А.А.) — выкрикивали торговцы-саночники, зазывая покупателей, расхваливая свой товар. Торговали всем, чем можно: и корзинами, и коробами, посудой глиняной и деревянной, яркими платками, шапками мохнатыми, шубами красивыми, теплыми, пушистыми, и, конечно, «валенки легки, мягки, красивы, разукрашены на диво».
Коробейники ходили, товары разносили, предлагали отведать пирожков горячих, пряничков душистых, блинчиков различных. Шум, гам, шутки, прибаутки царили на ярмарке. Здесь кто-то делом занимался, кто-то просто развлекался. Потешали плутоватые шуты, заводные скоморохи и любимые в народе дрессированные медведи.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников Православной Церкви, предвещающий рождение Спасителя как Божие благоволение к людям. Он гармонично влился в жизнь русского народа.
Елена Ичетовкина, искусствовед
http://rusk.ru/st.php?idar=112259
|