Русская линия
Русская линия Виктор Грибков03.12.2007 

Из истории русско-татарских православных связей
В Рамешковском районе Тверской области

Неподалеку от Твери есть удивительное место, история которого самым странным образом неразрывно переплелась с историей татарского народа и столицы Татарстана — Казани. Речь идет о двух старинных русских селах, которые находятся в непосредственной близости друг от друга на Старобежецком шоссе. Это Кушалино (37 км.) и Застолбье (47км.). История эта началась в XVI веке во времена царствования Ивана Грозного…

После взятия Казани Русской православной церковью была создана Казанская епархия, которую возглавил первый казанский архиепископ, святитель Гурий, а вот в помощники ему царь послал двух наших земляков — бояр Застолбских, Ивана Елизаровича и его сына Нестора. Еще одна интересная деталь — перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.

Вот как об этом рассказывают церковные тексты:
Преподобные Ион и Нектарий, чудотворцы Казанские«Царем Иоанном дан был святителю для забот о делах житейских боярин Иоанн Застолбский. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского боялся греха всего более, любил правду и был строго честен; особенно служил он святителю во время болезни его. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал весть жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком. Вслед затем принял монашество и отец, с именем Ионы; недолго поболев, Иона заповедал похоронить его вблизи святителя, в той палатке, которую построил он для него и где похоронил он сына. При открыли мощей святителя Гурия, найдены нетленными тела и одеяния иноков Ионы и Нектария, верных учеников святителя».

В конце XVI века они оба вместе со своим духовным наставником святителем Гурием были канонизированы с наименованием «преподобные Ион и Нектарий чудотворцы Казанские». Память их празднуется в день первого обретения их мощей, найденных вместе с мощами свв. Гурия и Варсонофия, который с 1522 по1567 гг. был епископ Тверской, 4 октября 1595 г. (17 октября по н. ст.). Ровно через 400 лет мощи их были обретены вновь. С 1995 года рака с их мощами установлена в православном Петропавловском соборе г. Казани.

Рассказ о боярах Застолбских будет неполным, если не сказать о том, что они состояли в родстве с другим старинным русским родом — Пушкиными.

По показаниям дошедших до нас родословцев, первые поколения предков Пушкиных носили следующие имена: Ратша, Якун, Алекса, Гаврила; у Гаврилы два сына — Иван Морхиня и Акинф Великий. С внука Ивана Морхини — Григория Александровича Пушки началась история семьи Пушкиных и выделившихся из них Товарковых, Курчевых, Рожновых, Мусиных, Кологривовых, Поводовых, Шафериковых и Бобрищевых. От Акинфа Великого также берут свое начало многочисленные русские боярские и дворянские роды: Челядины, Хромые-Давыдовы, Бутурлины, Свибловы, Каменские, Курицыны, Замыцкие, Застолбские, Слизневы, Жулебины, Чоботовы, Чулковы и Мятлевы.

Само село Застолбье известно с середины XIII века как приграничное населенное место Новгородской феодально-вечевой республики.

Сегодня о древней истории села сегодня напоминает лишь церковь Вознесения (1798 г.), которая находится в самом плачевном состоянии. Раньше в селе была еще и часовня Николая Чудотворца, по преданию построенная на месте дома Ионы и Нектария. Сегодня даже местные жители не могут указать это место.

Нет сомнения, что память о таких выдающихся людях должна быть увековечена и на их малой родине. Да и мощи наших святых земляков могли бы, наверное, время от времени, привозится на тверскую землю, что, несомненно, будет способствовать духовному возрождению этого древнего и святого места…

Но вернемся в XVI век. Осенью 1575 года Иван Грозный совершает один из своих труднообъяснимых поступков — отрекается от царства в пользу касимовского царя Саин-Булата, который после крещения в 1573 году стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем. Причем, крещен он был в также селе Кушалино, очевидно, в древнем Архангельском монастыре, который находился в Кушалино вплоть до литовского разорения в начале XVII в. В 1909 году на месте древней обители установлен памятный знак.

Почти год Симеон был царем, но в августе 1576 года Иван Грозный «ссадил» его с трона, хотя впоследствии и обошелся с ним милостиво. Ему был пожалован внушительный титул Великого князя Тверского — к тому времени никто, кроме Ивана Грозного, не имел великокняжеского титула. К титулу, как и следует, прилагались обширные земли. Симеону Бекбулатовичу достались владения в Твери и Торжке.

Однако в 1584 году со смертью самодержца все изменилось. При Федоре Иоанновиче власть оказалась в руках царского шурина Бориса Годунова. Сначала его тесть Ф.И.Мстиславский был обвинен в заговоре против Бориса Годунова и в 1585 году пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Ионы. В том же году и Симеон Бекбулатович был лишен титула и имений и сослан на житье в тверское село Кушалино.

С именем Бориса Годунова современники связали и ослепление царя Симеона. Эта грустная история также произошла здесь в селе Кушалино.

Сегодня о тех давних временах напоминает церковь Смоленской Божьей Матери (Одигидрии) 1592 г, построенный в селе Кушалино Симеоном Бекбулатовичем, который был прямым потомком Чингиз-хана, а по жене доводился родственником великому литовскому князю Гедемину и царю Ивану IV. Под храмом было устроено большое подземелье, где совершал при жизни молитвенные подвиги бывший татарский царевич, ставший к тому времени ревностным православным христианином.

Церковь Смоленской Божьей Матери интересна и тем, что некоторые исследователи русского искусства отмечают в ней детали, взятые из итальянских построек начала XVI в. В истории искусствоведения это явление получило название «итальянизмов». Известно, что архитектор Алевиз Новый построил ряд церквей, которые составляли в архитектуре Москвы значительный пласт «итальянизмов». Высказывается мнение, что дошедшие до конца XVI в., эти храмы могли служить образцом для других построек этого времени, в том числе и кушалинской церкви.

Этот древний храм со временем составил часть значительного культового архитектурный комплекса, который сегодня включает в себя колокольню более поздней постройки и церковь Святого Духа (1842 г., архитектор И.Ф. Львов). К сожалению, церковь Святого Духа, не смотря на свое величие и былое великолепие, не только не используется, но постепенно разрушается. Все внутреннее убранство церквей безвозвратно утрачено. А если сегодня не предпринять конкретных шагов по спасению, то процесс саморазрушения и застолбской церкви Вознесения и кушалинской Духовской церкви может стать необратимым.

В конце жизни Симеон Бекбулатович еще раз сменил имя. Ослеплённый царевич был пострижен в Кирило-Белоезёрском монастыре, затем заточён в Соловецкий монастырь и окончил свои дни в Симоновом монастыре в Москве, где и погребён под церковной папертью. Монах Стефан, он же Саин-Булатом, он же Симеон Бекбулатович окончил свой непростой земной путь 5 января 1616 года.

Можно по-разному относится, как к его царствованию, так и к нему самому, но помазан на царство он был по всем тогдашним законам. Венчался Симеон в Успенском соборе Кремля, как и положено было московским государям. И сложись немного по-другому история, вполне возможно он мог бы вполне стать родоначальником новой российской династии.
Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

http://rusk.ru/st.php?idar=112257

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Асхат    02.03.2011 20:13
Булгар писал:
"Ты хочишь сказать,что Иван Грозный не творил зверства против татарского народа,Камиль?"

На эту тему хорошо сказал Мурад Аджи, пояснил "болгарским историкам", которые не то что своего булгарского языка, но даже русским не в состоянии овладеть, как видим по сообщению сего "булгарина".

Так вот что сказал Мурад Аджи: «Иван Грозный не брал Казань… Спокойно, спокойно, это так, … Только к 1572 году Иван Грозный обзавелся стрельцами, опять же из числа татар. Так что Казань брали свои, казанские, которые переругались из-за женщины, и я написал об этом. Да, молоденький русский князь, которому приписали победу, присутствовал при казанской трагедии, и что?.. Командовал-то не он…»

Так что "зверства русских и татар против коренного населения Казанской губернии" придумали западники-романовы уже в XVII веке, а для чего и кому надо было противопоставить друг другу русских и татар, да и другие народы в истории Отечества, можешь прочитать в статье "О подлинной истории стратегических этносов Евразии": http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/

Хотя, там букв там многовато – но попробуй, там несложно написано.
  Михаил Татарский    19.06.2010 23:57
А ты что "хочишь сказать?"

Типа историки-немцы романовские нам правдивую "историю России" сочинили? И там все-все правда? В историописании прозападной и прокитайской, в которой намешана масса "мерзости и грязи, которой обливали Россию заграничные гости и которую воспроизводили в своих сочинениях" историки-западники, «не делая никаких попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим и иным мотивам" (митрополит Иоанн Снычев).

Интересные вы люди, буглар-политики, по-моему, вам не понравилось в книгах Еникеева Г.Р. именно то, что в них разоблачена основная ложь авторов "черной легенды": а именно доказано полностью, что татары (а никакие не "буглары") были в истории и ныне есть, и при том вовсе не собираются исчезать или "превратиться в буглар".
Притом татары были развитым народом, и был этот народ симбиотом или, по-другому – союзником русского народа.

Читай для ликбеза здесь отличную статью: http://tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=2107&sid=15b410b3289d581cf10ee76791d 0dea0
  Булгар    06.11.2009 09:03
Ты хочишь сказать,что Иван Грозный не творил зверства против татарского народа,Камиль?
  Камиль    04.11.2009 17:45
Хорошая статья, есть продвижение определенное к постижению Истины в истории Отечества, "заштукатуренной" историками-западниками. Ведь как русские, так и татары помнят – на генетическом, так сказать, уровне, в общем сознании каждый своего этноса (народа) – свое подлинное прошлое, подлинную историю. И в целом этим народам-землякам безразлично, что там официальные идеологи им про друг друга – дескать, какие они нехорошие – втирать пытаются. Так народы (этносы) защищают себя – "не даваясь в обман", как выражался замечательный русский академик В.П. Васильев (XIX век).

Вот, например, как "Иго татарское", или как "кошмарный период Ивана Грозного" – это именно из ложной истории, сочиненной при Иге подлинном, романо-германском (Н.С. Трубецкой), в XVII-XVIII веках и позднее. Сочинена была ложная "история России", составная часть которой "черная легенда" о наших предках, как идеологическое оружие врагов наших предков, как русских, так и татар. А цель врагов была (да и ныне она сохраняется) именно в том, чтобы "поедать нас поодиночке" – как русских, так и татар.
Нам нужно-то всего, не мудрствуя лукаво -"познать самого себя, и быть самим собой" (Л.Н. Гумилев), познать свою подлинную историю, когда наши предки уважали друг друга как равных и был у них могучий союз, которого "зело бояхуся" их недруги. И держаться заветов предков – справедливости, взаимоуважения и соблюдения прав друг-друга – во многом уже подзабытых под влиянием ложной историографии, черной легенды, сочиненной нам чужими.
Средневековые татары – соплеменники Чингиз-хана, предки не только современных татар, но и многих русских и представителей тюркских народов СНГ-Евразии, вовсе не были “полудикими кочевниками” и “варварами-завоевателями” – об этом свидетельствует множество сведений мировой историографии, игнорируемых историками-западниками. Тем, кто заинтересуется подлинной историей Отечества, связанной с татарами (особо "монголо-татарами"), и правдивой историей отношений татар, русских и других народов Евразии в XII-XVII вв., предлагаю ознакомиться с работами ученика и последователя Л.Н. Гумилева, татарского историка и писателя Г.Р. Еникеева, особенно с его книгами "Корона ордынской империи" (Москва, "Алгоритм", 2007) и "По следам черной легенды" (Москва, "Медина", 2009).
О книгах Г.Р. Еникеева см. статью-рецензию почетного предводителя Татарского Дворянского Собрания России М.Ш. Мамлеева "Открой свою историю": http://tartareurasia.ucoz.com/publ/otkroj_svoju_istoriju/1-1-0-6
а также рецензию доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую работу (книгу) Г.Р. Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1
На основе и в развитие этой своей первой работы и написаны последующие две книги Еникеева Г.Р., означенные чуть выше.
Там же на сайте содержание, обложка и пояснения к обложке и главы из книги Г.Р. Еникеева «По следам черной легенды»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5

Спасибо за внимание, с уважением ко всем, Камиль

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru