Русская линия | Виктор Грибков-Майский | 03.12.2007 |
Вот как об этом рассказывают церковные тексты:
«Царем Иоанном дан был святителю для забот о делах житейских боярин Иоанн Застолбский. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского боялся греха всего более, любил правду и был строго честен; особенно служил он святителю во время болезни его. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал весть жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком. Вслед затем принял монашество и отец, с именем Ионы; недолго поболев, Иона заповедал похоронить его вблизи святителя, в той палатке, которую построил он для него и где похоронил он сына. При открыли мощей святителя Гурия, найдены нетленными тела и одеяния иноков Ионы и Нектария, верных учеников святителя».
В конце XVI века они оба вместе со своим духовным наставником святителем Гурием были канонизированы с наименованием «преподобные Ион и Нектарий чудотворцы Казанские». Память их празднуется в день первого обретения их мощей, найденных вместе с мощами свв. Гурия и Варсонофия, который с 1522 по1567 гг. был епископ Тверской, 4 октября 1595 г. (17 октября по н. ст.). Ровно через 400 лет мощи их были обретены вновь. С 1995 года рака с их мощами установлена в православном Петропавловском соборе г. Казани.
Рассказ о боярах Застолбских будет неполным, если не сказать о том, что они состояли в родстве с другим старинным русским родом — Пушкиными.
По показаниям дошедших до нас родословцев, первые поколения предков Пушкиных носили следующие имена: Ратша, Якун, Алекса, Гаврила; у Гаврилы два сына — Иван Морхиня и Акинф Великий. С внука Ивана Морхини — Григория Александровича Пушки началась история семьи Пушкиных и выделившихся из них Товарковых, Курчевых, Рожновых, Мусиных, Кологривовых, Поводовых, Шафериковых и Бобрищевых. От Акинфа Великого также берут свое начало многочисленные русские боярские и дворянские роды: Челядины, Хромые-Давыдовы, Бутурлины, Свибловы, Каменские, Курицыны, Замыцкие, Застолбские, Слизневы, Жулебины, Чоботовы, Чулковы и Мятлевы.
Само село Застолбье известно с середины XIII века как приграничное населенное место Новгородской феодально-вечевой республики.
Сегодня о древней истории села сегодня напоминает лишь церковь Вознесения (1798 г.), которая находится в самом плачевном состоянии. Раньше в селе была еще и часовня Николая Чудотворца, по преданию построенная на месте дома Ионы и Нектария. Сегодня даже местные жители не могут указать это место.
Нет сомнения, что память о таких выдающихся людях должна быть увековечена и на их малой родине. Да и мощи наших святых земляков могли бы, наверное, время от времени, привозится на тверскую землю, что, несомненно, будет способствовать духовному возрождению этого древнего и святого места…
Но вернемся в XVI век. Осенью 1575 года Иван Грозный совершает один из своих труднообъяснимых поступков — отрекается от царства в пользу касимовского царя Саин-Булата, который после крещения в 1573 году стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем. Причем, крещен он был в также селе Кушалино, очевидно, в древнем Архангельском монастыре, который находился в Кушалино вплоть до литовского разорения в начале XVII в. В 1909 году на месте древней обители установлен памятный знак.
Почти год Симеон был царем, но в августе 1576 года Иван Грозный «ссадил» его с трона, хотя впоследствии и обошелся с ним милостиво. Ему был пожалован внушительный титул Великого князя Тверского — к тому времени никто, кроме Ивана Грозного, не имел великокняжеского титула. К титулу, как и следует, прилагались обширные земли. Симеону Бекбулатовичу достались владения в Твери и Торжке.
Однако в 1584 году со смертью самодержца все изменилось. При Федоре Иоанновиче власть оказалась в руках царского шурина Бориса Годунова. Сначала его тесть Ф.И.Мстиславский был обвинен в заговоре против Бориса Годунова и в 1585 году пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Ионы. В том же году и Симеон Бекбулатович был лишен титула и имений и сослан на житье в тверское село Кушалино.
С именем Бориса Годунова современники связали и ослепление царя Симеона. Эта грустная история также произошла здесь в селе Кушалино.
Сегодня о тех давних временах напоминает церковь Смоленской Божьей Матери (Одигидрии) 1592 г, построенный в селе Кушалино Симеоном Бекбулатовичем, который был прямым потомком Чингиз-хана, а по жене доводился родственником великому литовскому князю Гедемину и царю Ивану IV. Под храмом было устроено большое подземелье, где совершал при жизни молитвенные подвиги бывший татарский царевич, ставший к тому времени ревностным православным христианином.
Церковь Смоленской Божьей Матери интересна и тем, что некоторые исследователи русского искусства отмечают в ней детали, взятые из итальянских построек начала XVI в. В истории искусствоведения это явление получило название «итальянизмов». Известно, что архитектор Алевиз Новый построил ряд церквей, которые составляли в архитектуре Москвы значительный пласт «итальянизмов». Высказывается мнение, что дошедшие до конца XVI в., эти храмы могли служить образцом для других построек этого времени, в том числе и кушалинской церкви.
Этот древний храм со временем составил часть значительного культового архитектурный комплекса, который сегодня включает в себя колокольню более поздней постройки и церковь Святого Духа (1842 г., архитектор И.Ф. Львов). К сожалению, церковь Святого Духа, не смотря на свое величие и былое великолепие, не только не используется, но постепенно разрушается. Все внутреннее убранство церквей безвозвратно утрачено. А если сегодня не предпринять конкретных шагов по спасению, то процесс саморазрушения и застолбской церкви Вознесения и кушалинской Духовской церкви может стать необратимым.
В конце жизни Симеон Бекбулатович еще раз сменил имя. Ослеплённый царевич был пострижен в Кирило-Белоезёрском монастыре, затем заточён в Соловецкий монастырь и окончил свои дни в Симоновом монастыре в Москве, где и погребён под церковной папертью. Монах Стефан, он же Саин-Булатом, он же Симеон Бекбулатович окончил свой непростой земной путь 5 января 1616 года.
Можно по-разному относится, как к его царствованию, так и к нему самому, но помазан на царство он был по всем тогдашним законам. Венчался Симеон в Успенском соборе Кремля, как и положено было московским государям. И сложись немного по-другому история, вполне возможно он мог бы вполне стать родоначальником новой российской династии.
Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России
http://rusk.ru/st.php?idar=112257
Страницы: | 1 | |