Русская линия
Русская линия Анна Минакова,
Станислав Минаков
26.11.2007 

Миссия Олега Погудина

21 ноября в зале Харьковского академического театра украинской драмы имени Шевченко состоялся концерт известного русского певца Олега Погудина. Это второй его гастрольный приезд в первую столицу Украины; предыдущий был полгода назад.

Певец Олег ПогудинЕго называют Серебряным голосом России. О нем пишут в высоких степенях и восторженных тонах, не забывая отмечать глубину и проникновенность. На фоне почти повсеместного торжества антиэстетизма и безвкусицы, ныне поразивших отечественные эстраду и телевидение, личность Олега Евгеньевича Погудина представляется отчетливой — призванной противодействовать распаду и разложению. Удивительно, но эти основательность, если угодно несгибаемость, твердость, видны и в его фигуре — внешне вроде бы хрупкой, «нешаляпинской», «небогатырской». Однако суть этого молодого человека с «гудящей фамилией» именно что богатырская, корневая. И этому нисколько не противоречат ни его интеллигентность, питерскость, деликатность, ни жанровая специфика, то есть пребладающая романсовость.

Даже если он исполняет сочинения Вертинского, отсылающего к томности арлекинов, все равно мы слышим и видим, что за первым, внешним пластом образа у Погудина наличествует русская, былинная, быть может, почвенная укорененность, сочетающаяся с нежностью и трепетом. Словно вся Русь, вместе с ее духовным воинством и культурой, стоит за его правым плечом рядом с его ангелом-хранителем.

Потому именно Олег Погудин, а не, скажем, опростившийся до уровня попсы Н. Басков, все более становится символом современной поющей русской души. (И, к слову, разумеется, не какой-нибудь Б. Моисеев, «супершоу» которого «Птичка» началось в Харькове минута в минуту с Погудинским концертом — на расстоянии городского квартала — в театре оперы и балета.) В размышлениях о Погудине ключевым является слово «культура» — то есть то, что мы стремительно утрачиваем. Культура пения, культура сценического поведения, культура речи, культура мышления, культура самоотдачи.

Погудин стал настоящей русской сценической звездой, принципиально лишенной звездно-богемных признаков, характерных для нынешней доктрины «успеха», овладевшей нетвердыми умами многих обитателей и нашей страны, и западного мира. Драматический артист Погудин продолжает достойный ряд, в котором представительствуют Обухова, Лемешев, Шаляпин, а из сегодняшних певцов мы бы назвали Евгению Смольянинову и Лину Мкртчан.

О. Погудин на сцене Харьковского театра имени Шевченко. 21 ноября 2007 г.Харьковский концерт Олега Погудина проходил в рамках его гастрольного турне по городам России и Украины.

Певца на сцене поддерживает и сопровождает высокопрофессиональный ансамбль: скрипач, гитарист, контрабасист, баянист и две домристки. Музыканты играют «то вместе, то поврозь, а то — попеременно» — в зависимости от художественных намерений. В их исполнении прозвучало несколько инструментальных интерлюдий, в том числе — два танго Астора Пьяццолы.

В первом отделении О. Погудин исполнил щемящие русские романсы и XIX в. — «Ночь светла», «В лунном сияньи…», («Динь-динь-динь»), «У церкви стояла карета», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», песню «Уж полным-полна коробушка"…

Во втором отделении артист заменил под фраком атласную голубенькую жилетку на ярко-красную, тем самым указав на различие между настроениями и оттенками музыки разных эпохи, и деталью сценического костюма подчеркнув трагизм ХХ века. Прозвучали «Одинокая гармонь», «В землянке», оживление в зале вызвали неожиданные кинематографические «Куплеты Курочкина» («Хвастать, милая, не стану…»).

Потом певец исполнил «песни народов мира» (на языках оригиналов) — «Рiдна мати моя», «Тбилисо», итальянскую песенку… То есть программа, названная в афише «Романтика романса», включает и сочинения разных народов, органично соединяя русское национальное с родственным, напоминая о всемирной отзывчивости русской души. Украинскую мову Погудин при исполнении воспроизвел чисто, что, конечно, вызвало кулуарные вопрошания о его «явных украинских связях»; в зале прозвучали особые аплодисменты при первых же тактах узнаваемой украинской песни.

В заключение концерта О. Погудин исполнил известную советскую песню — «Надежда», а также «Non, Je ne regrette rien» («Нет, я не жалею») из репертуара Эдит Пиаф. На бис певец спел замечательную, всенародно любимую песню «Мы эхо» из кинофильма «Любовь земная» (хотя кто-то из зала выкрикнул «Очи чёрные!», чем рассмешил и зал, и всех артистов).

А сам грустноглазый, тонкий и стройный Погудин, при всей его «прохладной», в каком-то смысле чуть отстраненной задушевности, подчас неприступности, при всей возвышенности — на сцене выглядит очень элегантно. В том числе когда пританцовывает на сцене или обращается к музыкантам «в рамках образа».

Артист оба концертных отделения закончил проникновенными словами (говорит он быстро, внятно, очень хорошим языком, о чем мы помним еще по его телепередачам на канале «Культура») об объединительной роли песни, пения, о нерушимости духовных и культурных уз.

Действительно ли его голос «серебрян»? Вполне.

О голосе, таком, как у Погудина, замечательно написал великий русский писатель Иван Тургенев в рассказе «Певцы»: «Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос <…> он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. <…> Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня…»

Поющий Погудин не нагнетает, не пережимает эмоцию, и в аристократизме чувства достигает самого точного попадания из возможных.

Да, Олег Погудин — особенный, таких больше нет. Ему удается соединить то, что многим казалось несоединимым: разные русские эпохи. В Харьковском концерте это были два века русского романса, песен, поэзии. Погудин доверительно и убедительно говорит о том, что душа неделима, что она вмещает многое; главное, чтобы все это осенялось любовью.

Погудин убедителен в своем посыле настолько, что слушатель уже давно понял: это миссия.

На снимках: О. Погудин на сцене Харьковского театра имени Шевченко. 21 ноября 2007 г.
Фото Станислава Минакова

http://rusk.ru/st.php?idar=112234

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Андрей Милошевич Шавель    03.10.2011 02:45
Лет шесть назад мне довелось впервые услышать голос Олега Погудина с СD!
И, он покоряет своих слушателей на всю оставшуюся жизнь! Солидарен в оценках данных авторами, вышеприведённой статьи. Истинная правда, – Олег Погудин – особенный, таких больше нет! аристократизм его чувства меры выше обсуждений, я размышляю вместе с ним..
Какая щедрость его души!…
Одаривает всех свей любовью, просто немеренно! Для него это НОРМА, – он родился на Рождество!
Андрей Шавель, театр "Петрушка", – большое спасибо авторам статьи
  ГаЛА    10.04.2008 11:11
Голос Олега Погудина,его душевность и духовность,дают совершенно четкое ощущение,что певец обращается именно к твоей душе и говорит только с тобой .Причем ,говорит тебе о своем переживании,т.е.слушающий его, ощущает сопереживание своим чувствам.Возникает удивительное ощущение родственной души,и на собственном опыте знаю,как поднимает пение Олега из темной бездны отчаяния,горького безразличия,да и просто суеты сует нашей земной жизни куда-то туда,где светлее,чище,нежнее,добрее-где живет ЛЮБОВЬ в самом высоком и чистом понимании этого ,испорченного на нашей многострадальной земле, СЛОВА.
  Станислав Ж.    26.11.2007 18:49
Спасибо большое автору статьи за чуткий, проникновенный рассказ о концерте, за прекрасный анализ творчества Олега Погудина.

От всего сердца благодарю также за то, наряду с Олегом вы упомянули об Евгении Смольяниновой. Эти два светоча в нашей культуре своим творчеством не дают погаснуть лампадкам в наших душах.
  игумен Кирилл (Семёнов).    26.11.2007 15:31
Радостно прочитать такой отзыв о таком певце, как Олег Погудин. Его голос – воистину серебряный – мне полюбился сразу, едва я услышал его однажды в телеконцерте. И не только голос, но и его сценическое поведение, его такая простая искренняя улыбка, подчёркнутая скромность и та внутренняя, сердечная культура, которая всегда выделяет её носителя в любой среде. Читал о Погудине, что он православный человек, а это для артиста сегодня особенно важно. Надеюсь, что у Олега как певца будет великое будущее. А если Россия имеет такие таланты, то будет продолжение и у русской национальной культуры.
Действительно, слова Ивана Тургенева удивительно точно совпадают и с моим настроением, когда слышу Погудина.
  Кира Т.    26.11.2007 13:07
Изумительно уместно приведены слова Тургенева… Как и изумительно подмеченная "культурная" суть такого певца как Погудин.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

зебра на электрозаводской