Русская линия
Русская линия Александр Кузьмин20.11.2007 

Помогать, пока не поздно
Ситуация с сектантами в Пензенской области может привести к массовой истерии среди остальных последователей этой секты

События в Пензенской области, где около села Никольское Бековского района сектанты в количестве 29 человек замуровали себя под землей вместе со своими детьми, могут иметь самые трагичные последствия для остальных членов этой секты. Тот ажиотаж в средствах массовой информации, который создается вокруг сравнительно небольшой группы, может стать причиной для начала схожих действий сектантов во многих других регионах Центральной части России и, в частности, Поволжья.

Дело в том, что последователи этой секты с четко выраженными признаками ожидания «конца света» уже давно ждут так называемых «признаков последних времен», начало которых должно стать причиной незамедлительной реакции со стороны сектантов. Среди этих «признаков» они видят начало гонений на свое движение и уход собратьев по вере от всего мира. Это истеричное ожидание может закончиться целой чередой трагедий в любой момент, когда лидеры секты на местах расценят уход от мира своих единоверцев под Пензой как один из этих самых «признаков» и начнут поступать схожим или еще более радикальным образом.

Сейчас достаточно подробно говорят о событиях в Пензенской области, о том, чем может завершиться заточение сектантов под землей, но мало кто говорит о том, что это за секта и какие опасности она в себе таит.

Это сектантское движение не имеет названия. Для удобства в сектоведении последователей этого движения называют инн-щиками — из-за первого признака этой секты — отказа от присвоения индивидуального налогового номера (ИНН). И в номере, и в паспорте нового типа, даже в штрих-кодах на продуктах инн-щики видят «число антихриста», присвоение которого означает для них духовную смерть. С самого начала рассмотрения учения этой группы в глаза бросается их отличительная особенность — истеричное, игнорирующее всех и вся ожидание конца света. Они искренно верят в то, что антихрист в мир давно уже пришел, что конец света состоится в ближайшие месяцы (у сектантов под Пензой он запланирован на май 2008 года, например). Вербовщики этой секты пытаются завлечь к себе прямо в православных храмах, ориентируясь на тех людей, которые только что пришли в Православие и не разобрались еще в учении Церкви.

Учение инн-щиков построено с таким расчетом, чтобы их идеями интересовались люди, испытывающие интерес к Православию. То есть, целевой аудиторией сектантских вербовщиков изначально является церковная и околоцерковная среда. Само учение этой секты достаточно разнообразно и зависит от предпочтений местных лидеров, но в главных чертах отдаленно напоминает Православие с усилением акцентов на необходимости полного послушания, верности общине сектантов, которая называется «истинной церковью». Постоянно проводится мысль о том, что нынешнее поколение является последним, что наши дети не умрут своей смертью, а погибнут в огне «страшного суда», что все правительства, все религии, все люди и все технические достижения человечества способствуют только одному — скорейшему воцарению антихриста и гибели всего человечества в огне апокалипсиса.

Их отличает также твердая убежденность в необходимости признания святости и скорейшей канонизации таких исторических персонажей, как Иосиф Сталин, Иван Грозный, Игорь Тальков, Григорий Распутин.

Рядовые последователи инн-щиков беспрекословно слушаются своих лидеров, которыми, как правило, являются люди с неуравновешенной психикой и неудовлетворенным чувством всеобщего признания. Они рядятся в священнические или монашеские одежды, называют свои имена с приставкой «отец» или «схимонах». То есть, с первого взгляда может показаться, что эти люди относятся к священникам или монахам Православной Церкви, но на самом деле инн-щики люто ненавидят все, что связано с Православной Церковью. Ими ведется планомерная работа по дискредитации священноначалия Русской Православной Церкви, обрядовой и любой другой церковной деятельностью.

Не хотелось бы обвинять во всех бедах Америку (что, кстати, очень любят делать сами инн-щики), но при анализе деятельности этой секты и рассмотрении ее финансовых потоков получается, что большинство источников финансовой поддержки и адреса информационных ресурсов находятся как раз в США. И только на первый взгляд может показаться, что действия инн-щиков носят стихийный характер. На самом деле это далеко не так. Любая акция инн-щиков конечно же проводится по воле местных лидеров, которым может взбрести в голову все что угодно — от уговаривания прихожан православных храмов отказаться от Причастия, до попыток устроить бунт в каком-нибудь православном монастыре. Но основные, генеральные действия жестко контролируются и подвергаются предварительному и тщательно выверенному планированию. Рассмотрение общей направленности действий сектантов вызывает ощущение жесткой централизации.

Действия инн-щиков очень сильно ослабляют Церковь, сектанты прилагают массу усилий, направленных на внесение смуты в приходах и монастырских общинах, дискредитируют Русскую Православную Церковь в глазах общественного мнения. Но самое страшное другое: секта инн-щиков наносит непоправимый вред психике своих последователей, так как применяет те же практики контроля сознания, которые применяются в остальных сектах. Инн-щики ничем не отличаются по уровню своей опасности от таких тоталитарных сект, как «Свидетели Иеговы», «Аум Синрике» или «Белое Братство».

Назвать же число последователей этой секты очень трудно, так как их деятельность постоянно конспирируется, местонахождение лидеров секты держится в секрете. Впрочем, если смотреть на ситуацию последних лет, то можно говорить о том, что в каждом городе, население которого превышает пятьсот тысяч жителей, последователей этой секты можно насчитать по всему городу от тридцати до пятидесяти человек, а то и больше.

Среди «подвигов» этой секты можно назвать многое. У депутатов Государственной Думы, наверное, до сих пор не изгладились из памяти попытки удовлетворить желание неких граждан Российской Федерации, упорно не желающих принимать паспорта нового образца и другие способы учета личности «по религиозным мотивам». О попытках внести смуту в приходских или монастырских общинах может рассказать каждый благочинный или настоятель любой из православных епархий. Самовольные крестные ходы, организация паломничеств к самозваным «старцам», сбор подписей в поддержку очередной инициативы (прославления в лике святых почитаемых в секте людей, отмены паспортов нового типа и проч.) или массовые отказы от прививок для себя и своих детей, — все это — следствия убеждений тоталитарной секты инн-щиков. Были и единичные случаи попыток самоубийств в этой секте. Так что события в Пензенской области — это вполне логичный и ожидаемый случай преступлений лидеров этого сектантского движения.

События в Пензенской области, свидетелями которых мы все стали, — только жалкий отголосок всей той опасности, которая существует в последнее время в Поволжье в связи с деятельностью сектантов. Сейчас в этой ситуации нам должно быть важно только одно — это жизнь детей, которых забрали с собой под землю их родители, обезумевшие от промывания мозгов, а также возможность цепной реакции апокалиптической истерии среди последователей этой секты. История сектоведения знает таких случаев предостаточно, для того, чтобы начать тревожиться по этому поводу всерьез.

В данный момент от действий тех людей, который ответственны за исход этой ситуации, зависит очень многое: от правоохранительных органов, психологов, журналистов и всех тех, кто имеет отношение к этой трагедии. Необходимо помнить о том, что случаи массового самоубийства среди сектантов встречаются часто и спровоцировать массовую истерию среди пребывающих сейчас людей под землей может любое слово, любая произнесенная кем-либо вслух мысль, просто плач ребенка или необдуманные действия психологов или милиционеров. Нам же остается надеяться только на лучшее — что критическое мышление все-таки вернется к людям и, одумавшись, они выйдут на поверхность земли и согласятся участвовать в тех реабилитационных программах, которые им предложат (будем надеяться, что предложат, так как они крайне необходимы).

Но даже если все хорошо закончится в селе Никольское, проблема опасности сектантства для наших сограждан останется не решенной. Тем более актуальной она останется в Поволжье, где численность последователей тоталитарных сект неуклонно растет и число сектантских организаций постоянно множится.

Если проанализировать всю историю пензенских событий, то получается, что государственные структуры никак не могут контролировать безопасность тех людей, которые стали жертвами психологической манипуляции над своим сознанием в сектах. Ведь тот пресловутый «отец Петр», который убедил поверивших ему людей уйти от всего мира таким кардинальным образом (для большей убедительности он называл себя «схимонахом Максимом»), не только не имеет никакого отношения к епархии и священнослужителям, но и среди местных жителей его мало кто знал. Но что самое интересное — местные жители знали о случившемся задолго до того, как об этом узнали правоохранительные органы и журналисты и неоднократно писали жалобы на действия соседствовавших с ними сектантов, но ответа от властей так и не получили. О чем это говорит? Это говорит о том, что в сознании наших чиновников проблема сектантства настолько стала «личной» проблемой каждого, что предпринимать что-либо никому и не пришло в голову!

Представителям государственной власти необходимо наконец-то осознать, что чем дольше ими будет оттягиваться признание факта опасности тоталитарных сект для наших граждан, тем чаще мы будем слышать о последствиях этой, часто игнорируемой и забываемой, опасности.

К сожалению, опять подтверждается одна из аксиом сектоведения, — слишком часто деятельность сектантов остается незамеченной до тех пор, когда помогать становится уже поздно. И когда сейчас все удивляются тому, что же заставило такое количество людей уходить из мира под землю, давайте вспомним и о тех людях, которые ушли от этого мира в свой сектантский мир, который может быть более опасен, чем землянка.
Александр Кузьмин,
руководитель Саратовского отделения
Центра религиоведческих исследований,
редактор сайта www.antiCEKTA.ru

19.XI.2007

http://rusk.ru/st.php?idar=112220

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  р.Б.Димитрий    22.11.2007 17:00
С удовольствием читаю и слушаю по радио труды старца Паисия Святогорца.
Какие глубокие мысли,какие точные наблюдения за жизнью современного человечества!
По-моему,всё очень выдержано в Православном духе, и усомниться в этом нет поводов.
  Алексей Филонов    22.11.2007 16:19
Г-н Вязовченко, почитайте древние Патерики – на предмет того, может ли быть духовником простой монах. Дело ведь не только в праве отпускать грехи при исповеди, а в духовном совете и направлении. Или Вы полагаете, что всякий священник автоматически уже и духоносный старец? Так это, знаете ли, из разряда "младостарчества" теория. Старец Паисий грехов никому не отпускал – священником не был, но за духовным руководством к нему даже священники не чурались обращаться. Это многовековая нормальная практика Церкви. Не понятно, что здесь для вас нового?
  Вязовченко И. В.    22.11.2007 15:59
С каких это пор простого монаха стали называть "отцом". Вы это в Патриархии скажите (прот. Александру Абрамову), посмотрите что из этого получится. И с каких это пор простой монах сделался духовником многих людей? Духовником может быть только епископ или священник. Простой монах даже благословить не может. И тем более учить, да еще архиерея.
Единственное, что, действительно, заслуживает внимания у Паисия, так это непризнание у католиков благодати. В остальном его манера изложения, с усмешками в адрес игуменов и благословения епископов, даже отдаленно не напоминает святоотеческую.
  один_читатель    22.11.2007 15:02
Вязовченко И:

Напрасно, а мне очень нравятся. Единственная спорная штука – это пресловутый паспортный и штрих-кодовый вопрос. Но посмотрите, что говорит о.Паисий! Он говорит: ничего в этом хорошего нет, НО противиться этому нужно так, чтобы не было вреда Церковному миру. В этом вопросе очень много страстей накипело, поэтому и воспринимается все "в штыки".

Мнения по разным вопросам были разные и у святых. По моему скромному мнению, о. Паисий – духовный человек.

Ведь если разобраться, действительно, что же хорошего-то в глобальном контоле? И для чего он в конечном итоге? Мне лично, например, все равно, какой карточкой пользоваться – пластиковой или бумажной или никакой. Я знаю, что в этом нет предательства веры с моей стороны. Но и благодушествовать по этому поводу не стоит.

Ясно и другое – что нельзя расшатывать Церковь никакими "протестами". Так об этом, по-моему, и речь у о.Паисия. И уж точно нет никакого языческого дуализма.

Мне очень нравится, в частности, его позиция по вопросу церковной полемики как таковой. Он говорит, что высказывать свое мнение необходимо безбоязненно, даже когда все придерживаются другого мнения. Но это проистекает из его честности, принципиальности и ответственности перед лицом вечности и Суда, а не из желания противоречить во что бы то ни стало.
  Качурин И.    22.11.2007 14:58
Прошу прощение за некорректное выражение по поводу работ монаха Паисия. Но только за форму. По содержанию, в отношении вышеназванного монаха, я придерживаюсь другого мнения, вполне согласного с прот. Петром Андриевским.

дьякону Евгению.
Спорить в Вами о канонах я не буду, я уже наспорился за 12 лет. О т.н. "скандальности" прот. Петра Вы так и не соблаговолили уточнить. Осудить и обвинить в невежестве лучшего богослова Белорусского экзархата и, притом, священника – это такой пустяк. А вот простого монаха – это да.
Дмитрию Б.
Крайние формы антиИННизма почитаю языческим суеверием – дуализмом. Уже были приведены ранее много аргументов. Если Вам интересно, то оставьте Ваш эл. адрес, я Вам сброшу. Это не христианство, а язычество.
р.Б.Давиду.
Сожалею, что Вы даже не знаете кто такой монах-простец.
Вязовченко И.В.
Согласен, что среди периодики читать просто нечего. Богословские вопросы поднимает только "Благодатный Огонь", причем без всякого либерализма.
Филонову А.
Слава Богу, что у нас есть русские свтт. Игнатий и Феофан – образцы святоотеческой мудрости и неповрежденного Православия. А в отношении Паисия – увольте.
  один_читатель    22.11.2007 14:49
Поддерживаю слова диакона Евгения.
  Слово молвить    22.11.2007 14:21
А среди штатных ИННщиков о фокте самозакапывания – молчёк.
Газета "Благовест" форум http://www.cofe.ru/blagovest/ubb/cgi/forumdisplay.cgi?action=topics&forum=%C7%ED%E0%EC%E5%ED%E8%FF%2 0%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E8&number=3&DaysPrune=1000&LastLogin=
  Алексей Филонов    22.11.2007 14:14
Качурину И.:
Все четыре тома бесед старца Паисия Святогорца прочёл не только с радостью, но и – уповаю – с духовной для себя пользой. По нынешним временам его слово – редкий дар, сочетающий в себе мудрость Отцов и удивительную близость нашему современнику. Старец Паисий мог, наверное, допускать и отдельные погрешности в своей речи, часто очень остроумной и предельно искренней, но не в характере своего богословствования. Вам с о.Петром, вероятно, его книги понадобились только как материал для критических упражнений, но это достойно лишь сожаления.
  Вязовченко И. В.    22.11.2007 13:56
р.Б.Давиду.
Какие у Вас претензии к журналу "Благодатный Огонь"? что архиерей благословил, а Вы "не благословили"?
  р.Б.Давид    22.11.2007 09:34
ЦИТАТА: "….не должно монаху-простецу учить как спасаться архиерею. Не его это дело. Ни одна его книга на русском языке не имеет патриаршего благословения."
к "монахам-простецам" Александру Свирскому, Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому и др. не стеснялись приезжать и маститые архиереи. И целью таких приездов было именно узнать КАК СПАСТИСЬ.
Книги отца Паисия на русском – это перевод с греческого, сборник высказываний, записаннный не самим о. Паисием, но другими людьми. И не должен наш патриарх благословлять КАЖДУЮ книгу: всего не переблагословляешь…
Ваши высказывания об о. Паисии говорят скорее об одном: вы не удосужились прочесть его книг. А вот "Благодатный огонь" лучше ВООБЩЕ не читать – вовсе он не благодатный, в отличие от поучений о. Паисия Святогорца…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru