Русская линия
Русская линия Ольга Спешилова13.11.2007 

Праведный Иоанн Кронштадтский в истории Кронштадта

Кронштадт — город сравнительно молодой, но с богатой историей. За триста лет он переживал разные периоды: были и взлеты, и падения. Но был и совершенно особенный период в жизни нашего города: с 1855 по 1908 годы здесь жил отец Иоанн Кронштадтский. Современники о. Иоанна называли это время «золотым». Вот что писал главный редактор газеты «Кронштадтский вестник» Ф.А. Тимофеевский: «Имя и дела о. Иоанна должны быть запечатлены на страницах истории в должное назидание потомству и для постоянного напоминания о тех золотых незабвенных годах, когда на Кронштадт смотрели как на город благочестия и молитвы». [1]

В исторической летописи Кронштадта есть много достойных и прекрасных имен. Но человека, заслужившего такую народную любовь и уважение, как Иоанн Ильич Сергиев, пожалуй, не было никогда. Еще при жизни отца Иоанна народ стал звать его «Кронштадтским». А народ не обманешь.

К о. Иоанну Кронштадтскому шли за сотни и тысячи верст, и кронштадтцы были счастливы тем, что он постоянно среди них, его всегда видели и на себе испытывали его добрые дела.

И что отрадно — в наше время значение личности отца Иоанна становится все заметней. Мы, люди ХХI века, вновь и вновь задаем себе вопросы: чем же так прославился этот человек? В чем заключались его сила и обаяние? Почему при жизни отца Иоанна храм, в котором он служил, был самым посещаемым в России?

Ответ, на первый взгляд, прост. О. Иоанн исполнил заповедь Божью: «возлюбил ближнего». Он исполнял служение Христово и словом, и делом, и личным примером. Кроме того, он умел передать, внушить свою глубокую, горячую веру ближнему — вот в чем его обаяние. Верою он был силен, и люди обретали веру в силу его молитвы, всегда искренней и теплой. Отец Иоанн — бессребреник — и в этом его сила! «Ничего своего у меня нет, — говорил батюшка, — Бог дает, а я отдаю это людям». Вот что он сказал в 1881 г., при закладке Странноприимного дома в Кронштадте: «Ко мне влекутся сердца верующих со всех концов нашего обширного Отечества. И не только в России и Сибири, но и из-за границы обращаются ко мне за советом и молитвою. Сам не знаю, как объяснить это расположение ко мне добрых людей. Здесь возможно одно объяснение: вера и любовь это соделывают. Вера и любовь всего достигают, все превозмогут». [2]

Кронштадтский Андреевский собор — символ того благодатного времени, пятидесяти трех лет духовного единения отца Иоанна с Кронштадтом. Сейчас мы не будем подробно останавливаться на архитектурных достоинствах храма, созданного выдающимся русским зодчим А.И.Захаровым. В страшные богоборческие времена ХХ века силы зла в первую очередь обрушились на эту святыню — собор был разграблен и уничтожен в 1932 году. Я верю, что придет время, окрепнет Русь и Андреевский собор обязательно будет восстановлен в память о святом праведном Иоанне Кронштадтском.

Скажу лишь о том, что Андреевский собор также был связан с флотом. Здесь хранились многие морские реликвии, такие как собственноручно выполненный Петром Великим медальон из слоновой кости с изображением Апостола Андрея Первозванного и золотой крест с частицей его святых мощей. Именно сюда были переданы на хранение знамена полков, участвовавших в героической обороне Севастополя 1855 года. В соборе освящались Андреевские Флаги, даже Царский завес в алтаре был выполнен в виде Андреевского флага.

По свидетельству современников, если «прежде о Кронштадте знали и Кронштадт любили, как столицу наших морских сил, как местопребывание наших славных моряков, теперь о Кронштадте говорят не только как о морской столице, но и как о месте, где умеют молиться и умеют благотворить. Кронштадт идет теперь по той же стезе, по которой шли Соловецкий монастырь, Коневец, Валаам и еще раз доказывает, что дорогие наши русские окраины прикреплены к нашему государству не только силою оружия и силою завоеваний, но еще большей силой молитвы и добрых дел!» [3]. И такие перемены в умах людей конца ХIХ века по отношению к Кронштадту произошли благодаря трудам отца Иоанна.

С самого начала своего священства в Кронштадте он обратил внимание на кронштадтских бедняков, так называемых «посадских». Эти люди летом благодаря работе на коммерческих судах еще бывали сыты, но в зимнее время, лишенные средств к существованию, они полностью становились обузой для городских обывателей. Первое время батюшка пытался лечить эту язву народной бедности личной благотворительностью. Он ежедневно заходил в мелочную лавку, которая находилась на углу Андреевской улицы и Николаевского проспекта, менял на копейки большую часть своего дохода в 10 -15 рублей и раздавал их «посадским».

Такую «коллекцию сирых», какая окружала о. Иоанна, трудно подобрать. Если каждый из них в отдельности не способен был тронуть сердце зрителя, то единая коллекция этих «детей отца Иоанна» могла заставить дрогнуть самое черствое сердце. «Пусть большая часть из них пьяницы или люди порочные, пусть сами они виноваты в своем положении, но ведь это люди… люди страдавшие, страдающие и не имеющие в перспективе ничего кроме страданий!» [4]. Или вот, как сам о. Иоанн подытоживал причины подобной нищеты: «Бедность от рождения, бедность от сиротства, бедность от разных бедственных случаев, например от пожара, от кражи, от неспособности к труду по причине старости или болезни, или калечества, или по маловозрастности, бедность от пристрастия к хмельным напиткам и, в наибольшей части случаев, от недостатка труда и средств, с которыми можно было бы взяться за труд: порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия» [5].

Узнав о том, что о. Иоанн умерщвляет свою плоть постоянным постом, а большую часть своего жалования раздает бедным, состоятельные прихожане Андреевского собора стали жертвовать ему значительные суммы денег в конвертах: сотни или даже тысячи рублей, которые он обычно тут же в храме по внутреннему наитию раздавал нуждающимся. Иногда святой, духом угадывая таких на улице, вкладывал им в руки имеющиеся у него суммы, если предвидел, что их ждет разорение или другая беда.

«Пожертвования эти с каждым годом становились все крупнее и обильнее; тогда о. Иоанн получил возможность творить милостыню широкою рукой… Его щедрость развила даже не совсем желательное явление: в Кронштадте появились полчища нищих, совершенно особого типа — сытых, тепло одетых и обутых.
По-видимому, самому о. Иоанну это явление показалось ненормальным, и он решил изменить систему благотворения: он, первый в России, ввел в жизнь особый тип благотворительных учреждений — работные дома и дома трудолюбия. В этих заведениях каждый неимущий мог пользоваться пособием и деньгами, но только в виде вознаграждения за сделанную работу»
[6].

Чтобы лучше оценить значение всего происходящего в те годы в Кронштадте, совершим экскурс в историю.

Во все времена и у всех народов закон нравственный и предписания религии обязывали богатых и состоятельных людей оказывать милосердие и посильную помощь бедным. Государство в свою очередь выделяло часть доходов на помощь беднякам. Но не всегда денежная помощь достигала цели. Бывали случаи, когда деньги доводили бедняков до еще худшего состояния, а нищенство, как известно, легко обращается в ремесло. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо было понять, что оказывать помощь надо лишь тем лицам, которые по болезни, старости или увечью сделались совершенно неспособными к труду. И помощь должна оказываться предоставлением работы и содействием к сбыту продуктов их труда. Для этих целей и стали открывать дома трудолюбия.

Классическая страна домов трудолюбия — Англия. В 1697 году в Бристоле был открыт первый дом трудолюбия, а в настоящее время в каждом приходе есть по такому дому. В Германии только с XVIII столетия появляется законодательство о призрении бедных, а первый дом трудолюбия был устроен в 1724 году.

В России этим вопросом интересовались также очень давно. Киевская княгиня Ольга, приняв христианскую веру, щедро благотворила сирым и убогим. При Царе Феодоре Алексеевиче предполагалось устройство «двух шпитален по новым еуропским обычаям, чтоб не было впредь по улицам бродящих и лежащих, меж которыми притворяются воры, и всем здоровы и работать могут». Петр Великий также проявлял заботу о нищих и создал два благотворительных учреждения: богадельню для всех престарелых и неспособных к работе и смирительный дом для заключения в них нищих промышленников. Екатерина II, продолжая начатое Петром дело и вполне разделяя его точку зрения, возложила в 1775 г. на Приказ общественного призрения учреждение работных домов. Но в то время, работные дома у нас не привились. Был открыт только один дом в Москве и два дома трудолюбия в Санкт-Петербурге и Рязани. Лишь в последней четверти ХIХ века работные дома и дома трудолюбия получили совершенно новое развитие.

Почин в этом деле положил Кронштадт, благодаря сильной нравственной и денежной поддержке протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), а также энергичной деятельности барона Буксгевдена, бывшего в то время военным прокурором. Стоит также упомянуть деятельную помощь в этом вопросе великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича.

Опыт Кронштадтского дома трудолюбия получил широкую поддержку в обществе. По поручению министра внутренних дел и финансов барон Буксгевден посетил целый ряд городов с целью вызова к существованию домов трудолюбия, и результаты не заставили себя ждать. В 1886 году открывается дом трудолюбия в Санкт-Петербурге, в 1887-м — во Пскове, а к 1896 году их уже было сорок пять: в 1888—1892 гг. было открыто семь (в Смоленске, Тамбове, Киеве, Саратове, Орле, Митаве и Ярославле), в 1893 — одиннадцать (в Твери, Вильне, Нижнем Новгороде, два в Варшаве, Гродно, Рязани, Вятке, Слободске, Елабуге и Кукарке), в 1894 — тринадцать (в Москве, Ковно, Херсоне, два в Санкт-Петербурге, Архангельске, Полтаве, Царицыне, Чернигове, Петрокове, Люблине, Воронеже и Самаре) и в 1895 — десять (во Владимире, Симбирске, Калуге, Торжке, Туле, Киеве, Витебске, Санкт-Петербурге, с. Белом и Одессе) и т. д. К началу ХХ века по всей России было создано около ста домов трудолюбия [7].

Но вернемся в Кронштадт. Сочувствие и понимание у жителей города идея организации широкой помощи беднейшим слоям населения получила посредством создания Андреевского Попечительства, само появление которого было определено вышедшим в 1864 г. «Положением о приходских при православных церквах попечительствах».

Постоянные обращения о. Иоанна к прихожанам, и в первую очередь его собственный пример, воздействовали в конце концов на кронштадтцев и официальное открытие Андреевского Попечительства состоялось на престольный праздник в честь святых Апостолов Петра и Павла в 1874 г. Первыми членами Андреевского Попечительства стали: начальник технического училища генерал-лейтенант А.И. Зеленый, кронштадтский городской глава П.А. Коргуев, настоятель собора протоиерей А.В. Трачевский, сам инициатор дела И.И. Сергиев, подполковники: Д.С. Заботкин, М.Ф. Ласский, Л.Ф. Меньшов, затем П.А. Рогозинский, В.Д. Никитин, А.Л. Блинов и другие [8]. В приходском Попечительстве были люди разных сословий и положения, но всех их объединяли общие дела на благо ближнем, здесь царил дух братства и единодушия.

Андреевское Попечительство прославилось разнообразной социальной деятельностью. Например, из отчета 1911 г. видно, что при Попечительстве состояли следующие отделы и учреждения:

Учреждения трудовой помощи

— Работная комната для приходящих женщин — в 1911 г. в ней работало 1780 бедных женщин.
— Посредничество по найму прислуги.
— Пенькощепательная мастерская.
— Школа кройки и шитья.

Сапожная мастерская имела при Доме трудолюбия назначение обучить малолетних сапожному ремеслу. Малолетние ученики сапожной мастерской имели полное содержание от Дома трудолюбия. Пищевое довольствие получали из народной столовой; одежда, белье, обувь, изготовлялись по мере надобности по постановлению совета.

Учреждения учебные и воспитательные.

— Начальное народное училище — принадлежало к Андреевскому Попечительству; оно было самым большим и многолюдным в г. Кронштадте. В училище обучались преимущественно дети беднейшей части населения города.
— Детская библиотека.
— Воскресная школа.
— Убежище.

Учреждения исключительно благотворительные.

— Призрение бедных женщин
— Ночлежный приют.
— В 1911 г. в ночлежном приюте Дома трудолюбия ночевали:
по 3 коп…. 14 443 чел.
Бесплатно. 17 960 чел.
Итого: 32 403 чел.

— Народная столовая. Народная столовая Дома Трудолюбия одно из жизненных учреждений его, удовлетворяло главнейшее назначение Андреевского приходского Попечительства.
— Дом Андреевского Попечительства по Высокой улице. Расходы по содержанию этих домов только частью покрывались доходами от них. До 42 больных, престарелых неимущих женщин, между ними были и вдовы с детьми, не имеющие возможности вполне обеспечить себя заработком, занимали в домах 25 комнат.
— Дом имени о.Иоанна. В отчетном 1911 году комнаты для приезжающих к о. Иоанну были отданы постоянным жильцам за уменьшенную плату, людям предпочтительно трудящимся и получающим скромное содержание. При отдаче в наем помещений соблюдалась не материальная выгода, но и некоторая благотворительность. 4-й этаж был оставлен, как было при усопшем председателе попечительства, протоиерее И.И.Сергиеве для бесплатно живущих, помещенных по распоряжению о.Иоанна. [9]

Безусловно, что история Андреевского Попечительства интересна и заслуживает отдельного исследования.

Настроение жителей города конца ХIХ — начала ХХ веков чутко передают городские газеты: «Кронштадтский вестник» и «Котлин». Просмотрев часть из них, я была удивлена: какой любовью пользовался отец Иоанн у горожан. Заметки о нем изобиловали обращениями: «наш дорогой, досточтимый, высокочтимый, уважаемый, любимый батюшка…». Ежедневно печатались сообщения о его благотворительной деятельности. Например такие: «Уважаемый отец Иоанн передал 100 рублей — Петровскому обществу вспоможения бедным на Петербургской стороне; 300 рублей — на столовую Санкт-Петербургского Университета; 500 рублей — на нужды Линтульской женской обители в Финляндии; 2400 рублей — на церкви Архангельской губернии; 500 рублей — на православный собор в Варшаве; 27 000 рублей — Кронштадтскому Дому Трудолюбия; 8400 руб. лей на школы Сибири…» и так бесконечно. Известно, что в год Иоанн Кронштадтский жертвовал на благотворительность в целом до одного миллиона рублей.

Благодаря тому, что к о. Иоанну Кронштадтскому приезжало огромное количество людей (до 80 000 ежегодно) в Кронштадте часть горожан жили за счет сдачи комнаты, обслуживали приезжающих, а позже для них была построена четырехэтажная гостиница.

К счастью, сохранилось много воспоминаний современников, которые рассказывают о своих поездках к батюшке и очень живо передают атмосферу Кронштадта того времени: теплоходы и беседы на палубе о чудесах о. Иоанна; матушки в черных платочках, встречающие приезжающих; незабываемые встречи с пастырем и необыкновенное чувство защищенности, которое рождалось благодаря жизни святого в городе. Когда о. Иоанн покидал Кронштадт, город как будто замирал. Когда же он возвращался, жизнь в городе опять начинала бурно кипеть.

Так, находясь в эпицентре городской жизни, Иоанн Кронштадтский шел своим крестным путем, спасая души тысяч людей вокруг.

В заключении хотелось бы процитировать два высказывания Иоанна Кронштадтского, сказанные в начале ХХ века, но как будто обращенные к нам:

«Удивительная болезнь явилась нынче — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью: трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью, и начали скучать. И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем развлечение — это уже общественный порок, уже общественная страсть! Вот куда должно пастырям направить свои силы! Они должны внести в жизнь утраченное ею содержание, возвратить людям смысл жизни. Пастыри должны от этих пагубных развлечений охранить наш народ!».

И еще: «Держись, Россия, твердо веры своей и Церкви и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою. А если отпадешь от веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то будешь уже не Россией или Русью Святой, а сбором всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Бог наш есть огнь поядающий (Евр.12,29). Я привел указанные слова апостола Павла из послания к Евреям, потому что они относятся и к русским людям, отступившим от Бога и от Нового Сиона — Церкви Христовой. Помните же слова Христа неверным Иудеям, „Отымется от вас Царство Божие и дастся языку творящему плоды его“ (Матф.21, 43).

Увы, эти и многие другие пророческие слова Всероссийского пастыря остаются не услышанными до сих пор.

Духовное наследие прав. Иоанна Кронштадтского бесценно, как для нас, жителей возрождающегося Кронштадта, так и для всей России. А о личном значении пастыря для каждого из нас, скажу словами неизвестного поэта ХIХ века:

„Он тем велик, что к нам приблизил небеса,
И в дни сомненья, лжи и святотатства,
Когда безумный мир купается в крови,
Он проповедует разноплеменным братство
И речь его полна Евангельской любви.
Не склонный к прениям тщеславным и ненужным,
Идет он — ученик Распятого Христа —
Ко всем надломленным, скорбящим и недужным,
Ко всем слабеющим под тяжестью Креста,
И проникая в глубь пытливым оком,
Скорбит с печальными, спешит больным помочь
И светит, как маяк, в глухую ночь!“

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 — Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. Ф.А.Тимофеевский. 1913 г.
2 — Журнал „Нива“ N 50 от 27 декабря 1895 г. с. 1202.
3 — Празднование именин Иоанна Ильича Сергиева, 1890 г., с.6−7
4 — Дети о. Иоанна Кронштадтского, 1892 г. с.5
5 — Цит по ст."К 90-летию кончины св. Иоанна Кронштадтского». Приложение к журналу «Православная Русь», N 3, 1999 г.
6 — Журнал «Нива» N 50 от 27 декабря 1895 г. с. 1202.
7 — Данные журнала «Нива» N 5, 1896 г. с.104−105.
8 — Кронштадтский Андреевский собор, Кронштадт, 1892 г. с.59
9 — Там же

http://rusk.ru/st.php?idar=112202

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru