Русская линия
Русская линия Юрий Смирнов10.11.2007 

«Радуйся, нечестия обличение; радуйся, крамолы разрушение…»
Икона Казанская-«Ватиканская» в Казани

В этих кратких заметках не будет общих слов о почитании икон и о почитании Казанской иконы Божией Матери в частности — об этом и без того много написано. Для православных казанцев, чтущих икону своего города, которая стала святыней всего православного (да и не только православного) христианства, важно разобраться в том множестве слов, написанных или сказанных с экрана, о той иконе Казанской Богоматери, что сохраняется ныне в Крестовоздвиженском храме на Большой Красной улице. Обо всем следует иметь правдивую информацию, в полной мере это касается и предметов священных, в отношении которых ложь, порой даже намеренная, просто оскорбительна.

Казанская икона Богоматери из Крестовоздвиженского храма КазаниПередача так называемой «ватиканской» (будем для удобства называть ее так) Казанской иконы Богоматери в Казань изначально задумывалась как политический проект, авторы которого — директор института истории Р. С Хакимов и другие — и не думали этого скрывать. К этому проекту подключился тогдашний мэр Казани К.Ш.Исхаков. И тогда же появилась первая ложь об иконе, хранившейся в покоях Папы Римского Иоанна-Павла II: прямо утверждалось, что «ватиканская» икона является той самой, явленной в 1579 году в Казани. Не станем сейчас приводить доводы против этого утверждения — его несостоятельность была видна уже просто при сравнении изображений явленной иконы, ее первых чудотворных списков с изображением «ватиканской» иконы. Но одно дело прилагать усилия к передаче в Казань одного из множества списков (пусть и богато украшенного) — много ли от этого будет политических дивидендов? Совсем другое — вернуть явленную икону, чтимую практически во всем православном и католическом мире (я с удивлением встретил в перечне чудотворных икон Латинской Америки Казанской иконы Богоматери с краткой историей ее обретения). Здесь уже совсем другой разговор. Отсюда и такое не очень понятное на первый взгляд упорство задействованных в проекте лиц в отстаивании абсолютно ничем не подтверждавшегося тождества явленной и «ватиканской» икон.

Внимательный и находящийся, как говорится, в теме, читатель наверняка заметил, что я избегаю слов «возвращение иконы» — ведь именно на возвращении настаивали авторы политпроекта. Возвратить в Казань можно лишь то, что было из Казани увезено, то есть речь может идти о возвращении только явленного в 1579 году образа и никакого другого — тогда это будет всем, чем угодно, только не возвращением. Затеявшие возню вокруг иконы отдавали себе в этом отчет и упорно настаивали на том, что им удалось разыскать подлинник.

Полистаем не столь уж старые газеты. Вот журналист из «Времени и денег» спрашивает Л. Андрееву, зампредседателя горсовета, только что вернувшуюся из Ватикана: «Есть ли гарантия, что в Ватикане хранится именно та чудотворная икона, которая была похищена из женского монастыря, а не ее список?»

Ответ Людмилы Николаевны дышал уверенностью, тем более странной, что серьезным людям, сличавшим изображения двух икон — пропавшей в 1904-м и ватиканской — различие между ними бросалось в глаза. Вот что ответила Л. Андреева: «Мы в течение двух лет занимались этой работой и проследили путь иконы от момента ее похищения и дальше всю ее судьбу вплоть до появления в Ватикане. По всем нашим сведениям, она прошла путь от Казани до Ватикана… У нас есть достаточное количество документов, подтверждающих ее подлинность. Есть соответствующие акты о передаче ее в Ватикан, есть экспертиза. Эта икона… проходила экспертизу на подлинность. И мы знаем, в каком архиве находятся данные этой экспертизы… Мы были уверены, что у папы Римского находится именно эта икона…»

Бог ты мой — «мы занимались этой работой», «у нас достаточно документов», «мы знаем», «мы уверены» и, как апофеоз, «по всем нашим сведениям, это именно та икона"… Попытки представить «ватиканскую» икону явленной закончилась пшиком — теперь стали говорить о необыкновенной ценности не только явленного образа, но и «намоленного» списка с него. Но причем здесь тогда «возвращение» иконы — ведь списки делались даже не обязательно с подлинника? И как тут не разделить беспокойство того же журналиста из «ВиДа» об угрозе превращения иконы в игрушку в чьих-то играх. Впрочем, почему в чьих-то? Этими играми занимались мэр К. Исхаков, городская администрация и советник президента РТ Р. Хакимов.

Об иконе, хранившейся сначала в Португалии, а потом в папских покоях, заговорили. Как часто бывает, разговор перешел в галдеж: создавалось впечатление, что идет соревнование в написании и произнесении глупостей.

Политический проект по «возвращению» иконы в Казань осуществился в сильно искаженном и сокращенном виде: Казань не увидела ни явленной в 16 веке иконы, ни торжественно передающего ее папы Римского. Папская икона — не та, что была явлена в Казани. В Россию вернулась одна из чтимых икон Божией Матери. И это неплохо. Православный христианин не может ни радоваться возвращению всякой чтимой иконы. Плохо, что вокруг Казанской иконы стараниями ни во что не верующих людей накопился целый слой политической мути. Но муть со временем исчезнет, имена использующих икону в своих суетных политических целях вполне заслуженно забудутся.

Зато вечно будут звучать слова из акафиста в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы:

«Радуйся, Российския страны покрове; радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение.
Радуйся, козни врагов обличающая; радуйся яко паучину их растерзающая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго».

http://rusk.ru/st.php?idar=112196

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Urus    11.11.2007 10:34
Полностью согласен с автором, так как сам воочию наблюдал сию "пиаровскую" вакханалию. Тогда же мне в руки попалось одно стихотворение, автор которого, к сожалению, указан не был. Стихотворение это, как мне представляется, весьма точно отражает то, что творилось тогда в Казани вокруг Иконы Божией Матери. Листочек этот я сохранил. Вот это стихотворение:

Новая казанская молитва

Прости, Пречистая нас Матерь,
Осиротевших дураков,
Что образ твой, гордыни ради,
Предметом сделали торгов.

Что на потеху иезуитам
И комсомольским вожакам,
К содомским рвущимся корытам,
Его пустили по рукам.

Что разрешили борзописцам
И бесноватому ворью
Над светлым образом глумиться,
Склоняя праведность твою.

Что не посмели стать стеною
У фарисеев на пути –
За всё, в чём грешны пред тобою,
Прошу, Пречистая, прости!

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru