Удивительное дело: санкционировав на сей раз 4 ноября самые разнообразные «русские марши», власти фактически отказали в проведении совершенно неполитического шествия — крестного хода по поводу православного праздника Казанской иконы Божьей Матери, традиционно совпадающий с Днём Народного Единства. Казалось бы, с чего это вдруг?
Православные не собирались устраивать митингов, выкрикивать лозунги и носить по Москве транспаранты. Намеривались всего лишь в православный праздник обойти по кругу всё бульварное кольцо с Казанской иконой Божьей Матери, с молитвой о единстве народа и возрождении России. В точности так же, как в 1941 году с этой иконой на самолёте облетали вокруг столицы, после чего начался перелом в битве под Москвой. Трудно сказать, чем руководствовались московские чиновники (возможно, при своей общеизвестной «любви» к Православию, усмотрели в крестном ходе нечто гораздо более опасное, чем марширование выкрикивающих «Зиг хайль!» молодцов), но в итоге, так и не найдя повода сказать православным «нет», «да» им тоже не сказали. Надо понимать, чтобы иметь возможность при случае «принять меры».
А мы всё же собрались и пошли. Мы — это «Бородино-2012», движение «Народный Собор», община Страстного монастыря, «Народной защиты»; несколько представителей ЛФК «Бастион», сайта «Правая.ру» и московской организации СРН, основная же масса — просто православные люди, пришедшие отметить свой праздник. К 14−00 в начале Тверского бульвара собралось более пятисот человек. Невдалеке на оцепленном милицией бульваре рабочие мастерили эстраду под предстоящее официальное праздненство свезённых с окрестных областей членов «Молодой гвардии». Пожилые дамы, только что дравшиеся под лестницей кинотеатра «Пушкинский», где им выдавали по 300 рублей за участие в утреннем митинге Жириновского, подходили и живо интересовались: почём платят «за участие» у православных. Получив ответ, что идут «за бесплатно», недоумённо пожимали плечами и ретировались. Вокруг шныряли заинтересованные товарищи, осведомляясь друг у друга «кто разрешил». Между тем, православные перекрестились и растянувшись на половину Тверского бульвара, пошли… Пошли, абсолютно уверенные, что в Москве — столице Православной Руси никто не имеет права преградить путь идущему гражданину только на том основании, что он несёт в руках икону и на ходу молится, не вправе потребовать с него письменного разрешение на молитву и согласования у Лужкова текста «Богородице, Дево, радуйся…»
Два десятка милиционеров, сцепившись за руки, преградили было путь, но после непродолжительного общения с православными, расступились: по их лицам было видно, что препятствовать крестному ходу у них нет никакого желания, скорее наоборот. Зато улыбались, и, когда проходившие женщины поздравляли их и дарили иконки, брали и благодарили. Вторая, ещё более малочисленная, группа их коллег попыталась затормозить шествие уже в самом конце бульвара. Сотни людей обтекли их, как поток обтекает камень, и двинулись дальше. В конце концов возглавлявший правоохранителей майор принял самое мудрое решение: десяток милиционеров двинулись вместе с шествием, перекрывая движение там, где люди переходили дорогу.
Шли по бульварному кольцу, изредка останавливаясь на молебен или чтобы подождать отставших. Шли мимо храма Христа Спасителя, потом — по набережной мимо Кремля. Шли мимо бесконечной череды автобусов, свозивших на «халявное» праздничное шоу со всех регионов тысячи «Наших». Молодые ребята на другом берегу дисциплинированно махали флагами (их красно-белые «польские» флаги особенно несуразно смотрелись в день освобождения Москвы от поляков) и с недоумением смотрели на идущие с пением по другому берегу реки сотни людей разного пола и возраста с хоругвями и иконами, которых никто никуда не свозил и ничем не развлекал, но тем не менее они шли со светлыми лицами и выглядели совершенно празднично. Несколько встретившихся на пути храмов встречали наш крестный ход колокольным перезвоном, словно вливавшим новые силы даже в самых пожилых и немощных, оставивших за спиной не один километр пути. Навстречу выходили и приветствовали нас священники, а в храме на Берсеневской набережной крестному ходу вручена была старинная Казанская икона Божьей Матери 17 века, которая весь дальнейший путь возглавляла колонну.
Всего же было пройдено более 14 километров: пройдя по бульварам, крестный ход вышел по кругу с другой стороны на Пушкинскую площадь, от которой начинал свой путь. Состав участников постоянно менялся: временами с нами вместе шли до тысячи людей, иногда их оставалось не более 300−400 человек. Одни покидали шествие, другие, напротив, присоединялись и шли вместе — несколько километров, кто сколько мог. Однако не менее 300 человек, включая самых пожилых, прошли весь 14-километровый путь «от и до». Я не заметил на их лицах усталости или сожаления — только радость и чувство хорошо выполненного долга. А между тем, они только что сделали великое дело: была заложена новая традиция с огромным потенциалом на будущее.
Крестный ход в Москве на Казанскую не просто стал истинной демонстрацией народного единства, объединив в своих рядах представителей разных, далеко не всегда дружественных политических движений, молодых и старых, русских и не-русских. Он стал истинной демонстрацией народного духа, не нуждающегося в чьих-либо разрешениях для того чтобы молиться Богу, любить Россию, и совершать своё служение им обоим где и когда православный человек считает нужным. Насколько же это выглядело реальнее и возвышеннее, чем дефилирующие с дурацкими кричалками «маршисты» из ДПНИ и «Славянского Союза», чем скачущие с флагами под попсовую музыку «Наши»! Не говоря уж о собравшейся для «противостояния» им на Болотной площади кучке либералов…
Отчего же именно этого шествия с участием многих сотен людей дружно «не заметили» все без исключения центральные СМИ? Не потому ли, что некто, дирижирующий ими всеми, вдруг с испугом разглядел в никем не организованном, но при этом состоявшемся вопреки всему, ОБЪЕДИНЯЮЩЕМ ВСЕХ действе нечто гораздо более опасное для «западного проекта» в России, чем все эти разнокалиберные, но одинаково невнятные «марши» и «шоу»?! Ну что ж, он всё правильно разглядел! В следующем году, если Бог даст, мы обязательно постараемся продолжить заложенную 4 ноября нынешнего года традицию, причём в значительно более широком составе.
Координатор движения «Народный Собор» Владимир ХОМЯКОВ