Русская линия | Священник Сергий Модель | 30.10.2007 |
Законность и право религиозного преподавания в школах
Согласно бельгийским законам, законность включения в программу курсов, называемых «философскими» (общее название в Бельгии для всех курсов религий и нерелигиозной морали), в систему всеобщего школьного образования базируется на статьях 18-й и 26-й Всеобщей декларации прав человека и статьях 29-й и 30-й Mеждyнаpoдной конвенции прав ребенка. Из местных правовых актов власти опираются на статью 24 Бельгийской конституции, на Закон от 29 мая 1959 года, называемый «Школьным пактом», а также на законодательные акты субъектов федерации, так как Бельгия является по своему устройству федеративным государством.
Помимо этих фундаментальных законов, право на религиозное образование в школах четко разъясняется в официальном пособии Министерства образования страны, названном «Предметы морали и религий. Образовательное поле"[5]:
В современном обществе, где прогрессирующее исчезновение нравственных опор порождает кризис ценностей, и где молодежь задается вопросом о смысле существования, школа обязана помочь юношеству в его становлении. В этом случае курсы религии или морали могут, в качестве связующего образовательного действия, позволить противостоять безразличию, фанатизму, нетерпимости, насилию, и […] помочь ученикам стать людьми ответственными, членами демократического и солидарного общества, открытого к плюрализму и диалогу с другими культурами.
Для выполнения этой цели уроки религии должны:
… базироваться на образовательной педагогике, в соответствии с культурным наследием и местным контекстом. Предлагая каждому точку опоры для личного возрастания, религиозная педагогика преследует цель помочь юношеству не впасть в конформизм и научиться приспосабливаться, а подготовиться к самостоятельной жизни.
Данное религиозное образование открыто для всех культов, официально признанных бельгийским законодательством, и лежит в пределах, с одной стороны, внешнeго контроля государства, не отдающего при этом предпочтения ни одной из конфессий, а с другой стороны — полной свободы Церквей в своей деятельности[6].
Система культов и религиозного образования в Бельгии
В Бельгии государством официально признаны 6 религиозных культов: католицизм, протестантизм[7], англиканство, православие, иудаизм и ислам. Также официально признанным является, так называемый, «лaиcитe», то есть нерелигиозное философское течение или, попросту говоря, атеизм[8]. Критериями для официального признания культа являются следующие положения:
— существование в стране на протяжении довольно долгого периода времени (несколько десятилетий, как минимум);
— значительная численность последователей (не менее нескольких десятков тысяч верующих, исходя из общей численности страны в 10 миллионов человек);
— социальная полезность обществу (то есть, не являться деструктивной сектой[9] и не противопоставлять свою деятельность общепризнанным нормам морали);
— и, наконец, наличие хорошо организованной структуры с единым представительным органом (главы культа или же координационного совета). Последнее вовсе не подразумевает наличие единого доктринального или иерархического авторитета внутри культа, а необходимо лишь для представительства в диалоге с государственными властями[10].
На основе этих критериев и в результате серьезной проверки религия и нерелигиозное течение могут быть признаны государством, после соответствующего предложения Министерства юстиции, в компетенции которого находятся данные вопросы. Впрочем, в соответствии со статьей 21-й Конституции Бельгии, ни данное министерство, ни какой-либо другой государственный орган не имеют права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных культов. Единственно возможным контролем является внешний контроль за исполнением административных и финансовых обязательств религиозных общин, так как священнослужители[11] получают зарплату и пенсию от государства на основании статьи 181 Конституции. Данное министерство осуществляет также надзор за соблюдением гарантиий государства: предоставления религиозным культам доступа к средствам массовой информации (ТВ и радио), права совершения капеланского служения в больницах и тюрьмах и финансирования преподавания «религиозных уроков» в школах. Религии и течения, не признанные государством (как, к примеру, буддизм или дохалкидонскиe церкви), не имеют таких привилегий, но их свободное существование гарантировано статьей 19-й Конституции Бельгии и статьей 9-й Европейской конвенции прав человека[12].
Как мы уже отметили выше, статья 24-я Конституции и Федеральный закон страны от 29.05.1959 гoда («Школьный пакт») предписывают школам предоставлять ученикам выбор между одной из признанных религий (или же «светской моралью») для обязательного изучения в рамках школьной программы по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения в школе — с 6 до 18 лет. В силу данного норматива в сетку обязательной школьной программы включены уроки по изучению основ католицизма, протестантизма, англиканства, православия, иудаизма, ислама и «светской морали». Выбор представляется родителям, которые должны записать своего ребенка на урок той или иной религии в начале учебного года. Эта свобода выбора не ограничена ни конфессиональной принадлежностью родителей или ученика (то есть ученик вовсе не обязан исповедовать выбранную для изучения религию[13]), ни численностью пожелавших изучать данный предмет учеников (даже если один единственный ученик во всей школе изъявит желание изучать какую-либо религию такое право будет ему предоставлено). Безусловно, процентное соотношение между количеством учеников, изучающих ту или иную религию, сильно разнится: от более чем 50% изучающих основы католицизма до 1%, изучающих православие, что отражает в среднем общую статистику религиозных убеждений населения страны[14]. Составление программ уроков и педагогическая инспекция вверены представительным органам самих религий.
Как и по всем остальным обязательным предметам, ученики сдают по урокам религии экзамен, и по итогам обучения ставится отметка в аттестат. Единственное отличие от остальных предметов заключается в том, что ученик не может быть оставлен на второй год, имея неудовлетворительную оценку только по oсновaм религии.
Преподавание «Основ православия»
Православная Церковь, будучи официально признанной государством в 1985 году[15], и будучи структурно организованной (с юридической точки зрения) с 1988 года, начала преподавание дисциплины «Основы православия» в Бельгии в 1989 году. Первоначально преподавание велось только во фламандских общеобразовательных школах, но с 1997 года уроки появились и во франкоязычной части страны, а с 1999 года — и в самом маленьком германо-говорящем округе. Преподавание ведется на местных национальных языках и осуществляется, в большинстве своем, учителями-мирянами, имеющими высшее богословское образование, позволяющее занимaтьcя подобнoй преподавательскoй деятельностью. Преподаватель должен быть дипломированным специалиcтoм в oблacти православного богословия (диплом соответствующего богословского заведения Греции, России, Румынии или парижского Свято-Сергиевского православного богословского института)[16]. Лица, не имеющие соответствующего диплома, могут его получить, пройдя курс трехлетнего обучения в Институте святого Иоанна Богослова, специального созданного для этой цели несколько лет тому назад в Бельгии. Ответственность за уровень преподавания уроков «Основы православия» возлагается на специальных инспекторов, назначаемых Министерством образования по предложению представителя Православной Церкви перед бельгийскими властями — митрополита Пантелеимона (Константинопольский Патриархат). Специальная педагогическая комиссия, под руководством митрополита Константинопольского Патриархата, определяет основные направления программы уроков «Основы православия», согласовывая их с основными требованиями общего школьного образования страны и с нормами толерантности по отношению к другим религиям.
Программа уроков базируется на основных темах изучения православной веры: «Библия «, «Церковь «, «Cвятые Отцы «, «Tаинства и богослужение «. Как отмечается в уже упомянутом пособии Министерства образования, на протяжении всего курса обучения ученик призван к глубокому и внимательному изучению православной Традиции, а также к формированию своей жизненной позиции. В статье, посвященной проблемам преподавания «Основ православия"[17], один из инспекторов православного образования уточняет:
Отмеченное своим неюридическим духом, Православие научает этике, которая не всегда уподобляется общепринятой морали. Христианское понимание любви и ее выражение, совместно с социальным действием, есть для нас фундаментальные элементы предмета. […]. Как об этом говорит о. Александр Шмеман, «христианская любовь это 'невозможная возможность' увидеть Христа в каждой, какой бы то ни было личности. «[…] Вот почему на уроке православной религии очень важно иметь место свободе, обмену мнениями и дискуссиям, при полном уважении к личности ученика.
В этой перспективе программы уроков пo изучению oснов православия в начальной школе (с 6 до 12 лет) сконцентрированы на изучении свойств Бога, творении и Церкви. Ученики знакомятся с отрывками из Ветхого Завета и Евангелия, историей первых христианских общин, житиями святых, православным календарем, богослужением и пр. В программе уроков, также, — изучение смысла и назначения священных предметов, и, прежде всего, икон, способных многое объяснить ребенку без слов. Параллельно с этими знаниями, ученики знакомятся с основами христианской морали, нормами поведения в семье и обществе, равно как и научаются должному отношению к окружающему миру.
На протяжении второй стадии обучения (с 12 до 18 лет) ученик постепенно вводится в более существенные вопросы. Он углубляет свои знания основных православных вероучительных истин, изучает церковную историю, библеистику, избранные творения святых Отцов, знакомится с религиозной философией и религиозным искусством. В процессе обучения школьники приглашаются к обсуждению вопросов морали, этики и современности, что позволит им, по мысли авторов программ, сравнить религиозную точку зрения на эти вопросы с нормами современной культуры, в духе здоровой критики и возможности рассуждения[18].
По итогам своего обучения ученик должен:
… быть способным сознательно излагать православную веру в богословской перспективе, а также быть способным ее чeтоко формулировать. Он должен обладать знаниями, достаточными для того, чтобы объяснять в ясной и доступной форме основы православной Традиции и быть способным эту Традицию свободно конкретизировать в личной жизни[19].
Таким образом:
… уроки православия ставят своей целью помочь ученику научиться думать, в непрестанно обновляемом свете Откровения.
В книге[20] о детях в Православной Церкви, которая во многом вдохновила православных педагогов на Западе, православная монахиня из Англии, ученица известного старца Софрония (Сахарова), напоминает, что цель религиозного образования cocтoит в тoм, чтобы
… нe раздавить желание ребенка, ни его «укротить и объездить», как молодого коня, дабы подавить его индивидуальность, навязав свою собственную [ , но воспитать личность великодушную и внимательную к другим. Если мы лишим ребенка его воли и естественной свободы, мы его сами сделаем беззащитным, даже прежде чем он столкнется как христианин с вызовами мира.
Прежде всего, продолжает автор,
— необходимо показать ребенку, как нyжнo учиться. Известная пословица говорит: «Дай твоему сыну рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».
Безусловно, подобный подход должен быть применим и ко всем другим школьным дисциплинам, а не только к преподаванию религии. Но именно в отношении к последнему он необходим более всего, ибо уроки религии затрагивают одновременно становление и ума, и психики, и духовности ребенка. Говоря о детях, уже воспитанных в православной среде, автор книги считает крайне важным научить детей благодарности
… быть православными, не считая себя при этом лучше других, ни тем более испытывая презрения к другим, ибо «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48).
Религиозное образование в светских школах: вызов для всех
Преподавание oснов религии в светской школе сегодня являет собой настоящий вызов как для родителей и преподавателей, так, и в равной мере, для властей и общества. Конечно же, невозможно перенести целиком опыт одной страны в другую, в виду разности политического устройства, исторических и культурных традиций. По этой причине мы не стали вдаваться в конкретные детали методик и схем преподавания уроков религии в Бельгии. Но в то же время, нам кажется, что можно вынести некоторый полeзный опыт из бельгийского пoдxoда:
— как в стране, которая располагается в самом сердце Западной Европы, к тому же являющейся столицей Европейского союза и средоточием многочисленных международных организаций, уроки религии официально преподаются в светских школах;
— как все официально признанные государством культурообразующие религии, независимо от того, исповедуются они большинством или меньшинством, поставлены в равные условия существования, в том числе в сфере образования;
— как выбор изучения той или иной религии оставляется за родителями;
— преподавание вверено специально подготовленным светским педагогам;
— подготовка преподавателей, составление программ уроков и формирование педагогических методик осуществляется совместно Министерством образования и Церквами.
— религиозное образование, наконец, стимулируя здоровую критику многих аспектов современной жизни, уважает основные принципы общества, в котором существует.
Независимо от того какая модель преподавания уроков религии будет в итоге избрана в современной России, нам кажется, что эта наличие данной дисциплины в школьной программе должно показать, что феномен религии существует не вне общества, а, прежде всего именно в связи с ним. Православным христианам надлежит помнить, что если Церковь «не от мира сего» (Ин. 18: 36), то Она ни в коем случае и не должна быть в гетто, а призвана свидетельствовать о Евангелии в обществе все более и более секуляризованном, ибо Она есть «соль земли» (Мф. 5: 13).
Перевод с французского — Д. А. Агеев
Примечания
[1] Для сравнения современного религиозного образования в Европе рекомендуем книгу J. P. Willaime, S. Mathieu. Des maitres et des dieux. Ecoles et religions en Europe. Paris, 2005.
[2] Смотри об этом подробно: С. Модель. свящ. Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге. В: Церковь и время. N 3 (36). 2006, С. 163−174.
[3] Мы не рассматриваем в своей работе опыт стран Европейского союза с преобладающим большинством православного населения, такие как Греция, Болгария и Румыния.
[4] Отметим, что, наряду с государственным образованием, в Бельгии существуют общеобразовательные католические школы. Аттестаты, полученные по окончании католических школ (в которых изучается исключительно лишь предмет «Основы католицизма») абсолютно равнозначны аттестатам государственных школ. Более того, уровень образования в католических школах, как правило, выше, чем в школах государственных. О системе школьного образования в Бельгии см.: D. Grootaers. Histoire de l’enseignement en Belgique. Bruxelles, 1998.
[5] Ministere de la Communaute francais de Belgique. Administration generale de l’Enseignement. «Les cours de morale et de religion. Des lieux d’education». Bruxelles, 2005.
[6] О бельгийском законодательстве о религиях см.: L. Christians, P. De Pooter. Code belge droit et religions. Bruxelles, 2005 и J. F. Husson. Le financement des cultes et de la laicite. Comparaison internationale et perspectives. Namur, 2005.
[7] Более половины протестантских общин в Бельгии (лютеране, кальвинисты, евангелисты и др.) объединены в Объединенную протестантскую церковь Бельгии с общим Синодом. Именно в таком качестве протестанты признаны государством. Другие же деноминации (преимущественно харизматическо-пятидесятнического толка) государством не признаны.
[8] Смотри об этом подробно: C. Sagesser, V. de Coorebyter. Cultes et laicite en Belgique. In: Dossiers du CRISP.. 51. Bruxelles, 2000.
[9] Для надзора за деятельностью сект в Бельгии в 1988 году был создан Центр информации о деятельности сектантских деструктивных организаций. Данный центр является абсолютно независимым, его члены назначаются Парламентом страны.
[10] Православная Церковь в Бельгии в своих контактах с государственной властью представлена архиереем Константинопольского Патриархата.
[11] См.: M. Beumier. Le statut social des ministres des cultes et des delegues laiques. In: Courrier hebdomadaire du CRISP.. 1918. Bruxelles, 2006.
[12] Финансовый контроль над деятельностью культов, официально не признанных государством, осуществляется как за общественными ассоциациями.
[13] По этой причине, зачастую, помим православных школьников, на уроках «Основы православия» можно встретить и учеников, не исповедующих православие, но симпатизирующих ему, либо просто записавшихся на этот курс из любопытства.
[14] Мы приводим статистику по данным статьи J. F. Husson. Le financement public des cultes, de la laicite et des cours philosophiques. In: Courrier hebdomadaire du CRISP.. 1703−1704. Bruxelles, 2000.
[15] Закон о признании Православной Церкви от 17 апреля 1985 года. Опубликован в официальном вестнике государственных актов Moniteur belge от 11 мая 1985 года.
[16] Таким образом, для того, чтобы стать преподавателем уроков религии, недостаточно просто любить детей или даже иметь опыт преподавания в приходской школе. Преподаватель должен обладать дипломом, признаваемым государством. Иностранцы, желающие стать преподавателями, помимо признания диплома, должны сдать языковой экзамен.
[17] C. D’Aloisio. L’enseignement religieux: objectifs et defis. L’experience orthodoxe en Belgique. In: SOP. N 312, novembre 2006. P. 30−34.
[18] Там же. С. 33.
[19] Там же.
[20] Sister Magdalen. Children in the Church Today. An Orthodox perspective. New York, 1991.
Впервые опубликованo в журнале «Церковь и Время », M., N 2 / 2007, C. 17−27.
http://rusk.ru/st.php?idar=112165
|