Русская линия
Русская линия29.10.2007 

Время созревания
Десятые Свято-Елисаветинские чтения: «Санкт-Петербург в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны»

6 ноября 2007 года в 14 часов в Доме Белосельских-Белозерских (Сергиевом дворце) в Санкт-Петербурге состоятся Десятые Свято-Елисаветинские чтения на тему «Санкт-Петербург в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны». Организаторами Чтений являются Паломнический центр Московского Патриархата, Петербургское отделение Паломнического центра, Императорское Православное Палестинское общество, Государственная академия славянской культуры.

М.В. Нестеров. Этюд к картине "Невеста Христова" В этом году исполняется 100 лет с того момента, когда Великая княгиня Елисавета Феодоровна принимает твердое внутренне решение о создании уникального духовного явления в Москве — Марфо-Мариинской обители милосердия. В настоящее время много говорят и пишут о создании обители, но редко принимают во внимание тот период бытия Елисаветы Феодоровны, когда происходило вызревание ее как человека православной веры. Поскольку свободное избрание чистым сердцем нового пути происходило в северной столице, первую встречу участников чтений, посвященных приближающемуся юбилею, устроители сочли необходимым провести в Доме Белосельских-Белозерских (Сергиевом дворце) Петербурга, который стал для Елисаветы Феодоровны первым приютом ее второй родины.

Петербургский период жизни Великой княгини — это, с одной стороны, период внутреннего одиночества в суете высшего света, с другой — время формирования православных основ ее души. И, наконец, это счастливая пора земного бытия с горячо любимым человеком.

Петербург покорил юную Елисавету своей торжественной красотой, многообразием музеев и музыкальных салонов, изысканной роскошью балов и добросердечием всех, кто встречал ее впервые.

Но ее чуткая душа уловила в целом ряде людей высшего света опасность чувственных проявлений антихристианской по сути культуры. Ее поражали речи о созидании преуспевающего земного града вместо борьбы здесь, на земле, за Царство Небесное — ведь ей было так очевидно, что людям дается шанс в условиях земного бытия сделать свой выбор между Царством Небесным и вечной мукой.

Редкое по насыщенности бытие Великой княгини уже в Петербурге развивалось по особым канонам. В его основе лежало социальное жертвенное служение массе людей, которые нуждались в нем. Ведь Елисавета Феодоровна в тот первый петербургский период могла жить только огромностью этой идеи.

Еще не зная русского языка, она своим духовным чутьем, талантом духовной восприимчивости угадала, ощутила красоту духовной природы русского человека. Среди глобальных вопросов уже в Петербурге ее особенно волновал один: каков замысел Творца о России, ее миссия в грядущих судьбах мира.

Весь петербургский период бытия Великой княгини был посвящен изживанию сомнений относительно перемены веры, возрастанию убеждения в том, что достойное будущее России возможно только на духовной основе православия. Она всегда ощущала Русскую Православную Церковь как Церковь святых, несмотря на расширение границ мистического блуда и поклонение твари вместо Творца со стороны внецерковных или околоцерковных людей.

Постепенное возрастание на духовной почве православия определило основы ее паломничества в петербургский период жизни. Духовные искания в монастырях России уже в эти, петербургские, годы затронули самый глубокий слой ее души и позволили увидеть великих русских старцев, которые были самым большим сокровищем нового отечества Великой княгини, что отвечало ее духовной светлости как природному дару.

Свойственные русскому народу вопросы о правдоискательстве, о Боге, о смысле жизни возникали в бытии Елисаветы Феодоровны в иной плоскости, нежели у многих ее современников, проводивших бурные многочасовые дискуссии на эту тему. Бесконечное доверие к Богу, к Его промыслительным указаниям, тайна упования на Бога — самое ценное в жизнетворчестве Великой княгини петербургского периода.

С докладами на Десятых Свято-Елисаветинских чтениях выступят иерархи Русской Православной Церкви, ученые Москвы и Петербурга. В центре внимания аудитории будут следующие вопросы:

— Как вы понимаете, что значит «участие святых в истории»?

- Как раскрываете для себя мысль свт. Феофана, Вышенского Затворника, об «образовании сердца»?

- Петербургский опыт Великой княгини в милосердном служении людям.

- Паломнические пути Великокняжеской четы в петербургские годы.

- Культурная среда Августейшей четы в петербургский период жизни.

Телефоны в Петербурге: 719−68−02; 702−80−04
Ольга Сергеевна Надпорожская

http://rusk.ru/st.php?idar=112160

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru