Русская линия
Русская линия Виктория Гусакова24.10.2007 

«Освящены православием…»
Труд «Святыни Невской земли» ждет своего издателя

От редакции. Несколько лет назад кандидатом искусствоведения Викторией Гусаковой подготовлена к печати книга «Святыни Невской земли», посвященная истории чудотворных икон, прославляемых в Санкт-Петербурге и соседних областях. На ее страницах автор подробно излагает историю появления святынь, описывает чудеса, связанные с ними, рассказывает о пребывании икон и их списках в храмах и обителях России и зарубежья, объясняет богословский смысл иконографии. Кроме того, книга В.О.Гусаковой рассказывает о святых основателях монастырей, совершавших свой подвиг во имя Христа на Невской земле. Автор ведет историю северо-западных районов Руси со времен их посещения св. апостолом Андреем Первозванным вплоть до наших дней. К сожалению, до сих пор труд не нашел своего издателя. Сегодня Русская линия публикует фрагмент вступления книги.

Со времен равноапостольного великого князя Владимира наша земля именуется «Святой Русью». В мировой истории нет больше страны, заслужившей такое определение.

Сколько святых подвижников просияло на русских просторах, сколько чудотворных икон явило свою благодать на протяжении столетий, сколько златоглавых церквей и монастырей украсило города и села нашего России!

Каждый уголок нашего Отечества освящен либо молитвенным подвигом святого угодника, либо явлением чудотворной святыни, либо постройкой дивной обители. Не обижены Божиим благоволением северо-западные районы России, где государь Петр I основал город в честь своего небесного покровителя святого апостола Петра в 1703 г.

Со школьной скамьи всем известно, что в выборе местности царь руководствовался стратегическими и политическими требованиями к новой столице. Но, как показывает история, место для основания града Святого Петра или «земного рая», как именовал его Петр I, было предопределено Божиим промыслом.

Еще до преподобного Нестора, оставившего нам в наследие летописное свидетельство о былом, на побережье Ладожского озера, в районе реки Невы жили славяне, финоугры, вепсы, карелы и другие народы. Политическим центром северо-запада Руси была Ладога, древнейшее поселение городского типа, именуемое с XVIII в. Старой Ладогой. Именно здесь, согласно текстам Радзивилловской и Ипатьевской летописей, стал княжить первый русский князь Рюрик. В конце Х в. экономический и политический центр переместился из Ладоги в Новгород, а северо-западные районы вошли в состав Новгородского княжества.

На заре православия центральные и южные приделы Руси тревожили языческие племена печенегов, а начиная с XIII в. — монголы, первоначально язычники, а позже объединившиеся в мусульманскую Орду. Но ни те, ни другие, не достигали районов Приладожья. Здесь Руси угрожала католическая экспансия со стороны Ливонского ордена и шведских завоевателей.

Опасность внедрения католицизма в XIII в. ясно осознавал св. благоверный князь Александр Невский. Помня о славных делах своего великого предшественника и предка, в 1703 г. Петр I основал новую столицу — Санкт-Петербург, в 1710 г. учредил Свято-Троицкий монастырь, а в 1723 г. перенес туда мощи св. Александра Невского, которые до XVIII столетия находились во Владимире.

По мысли Петра Алексеевича Санкт-Петербург должен был стать не только главой Российского государства, но и духовным центром России. В этом наиболее ярко выразилась двойственность личности русского царя.

С одной стороны, Петр проявлял живой интерес к западной культуре. Он привлекал в Россию европейских мастеров для работ и активно использовал зарубежные достижения науки и искусства у себя на Родине. Обладая темпераментным характером и гордым нравом, Петр не всегда понимал набожность русского народа, молитвенный и монашеский подвиг. Приверженность царя к западным тенденциям и непонимание древнерусских духовных традиций вызывало справедливое опасение у представителей Русской Православной церкви. Государь нередко конфликтовал с патриархом Адрианом и митрополитом Стефаном Яворским.

С другой стороны, в государственных делах Петр желал заручиться поддержкой духовенства. Ему сочувствовал, направлял и оказывал существенную помощь святитель Митрофан Воронежский. Царь был искренне привязан к владыке и часто руководствовался его мнением, хотя святитель нередко обличал Петра и открыто выступал против его увлечения западными античными памятниками. «Лучше умереть, чем присутствием своим и боязливым молчанием одобрять язычество, — говорил владыка Митрофан, — неприлично Государю православному ставить болваны языческие и тем соблазнять простые сердца народа» [1].

Победой в северной войне Петру I удалось остановить движение католичества на Русские земли, оградить страну от иноверческого вторжения, а веру от осквернения. С момента основания в Санкт-Петербург стали стекаться православные святыни. Вместе с Петром из Москвы прибыли образ Спаса Нерукотворного, иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Знамение» Царскосельская, образ святителя Николая.

Именно Государь Петр I перенес в наш город Казанскую икону Божией Матери, которая, по пророческим словам святителя Митрофана Воронежского, стала защитницей и покровительницей Санкт-Петербурга. Город приобрел значение военного форт поста северо-западных рубежей России и духовного щита православной веры. Первой святыней Санкт-Петербурга стал золотой ковчег с мощами св. апостола Андрея Первозванного, положенный в основание главного собора Петропавловской крепости.

«Государь положил первый камень постройки 16 мая 1703 года в день св. Троицы… Петр I, осматривая остров (Заячий — В.Г.), взял у солдата башнет, вырезал два дерна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь быть городу»; затем, взяв заступ, первый начал копать ров; в это время в воздухе появился орел и стал парить над царем. Когда ров был выкопан около двух аршин, в него поставили ящик, высеченный из камня: духовенство этот ящик окропило святой водою, государь поставил в него золотой ковчег с мощами святого Андрея Первозванного; после того царь покрыл ящик каменной доскою, на которой была вырезана следующая надпись: «От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским» [2].

Неверно утверждать, что наши северо-западные земли были освящены православием с приходом царя Петра. Апокрифическое предание рассказывает, что в I в. здесь побывал с апостольской миссией св. Андрей Первозванный…

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 — Цит. по кн.: Е. Поселянин. Русские подвижники 18-го века. — СПб., 1905. С. 27.
2 — М.И. Пыляев. Старый Петербург. СПб., 1889. С. 10.

Об авторе

Гусакова Виктория Олеговна — кандидат искусствоведения, начальник цикла «Культура и искусство» в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, старший преподаватель РГПУ имени А.И. Герцена, автор книг «Православный словарь церковного искусства», «Словарь русского религиозного искусства», «Храм Воскресения Словущего в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе», учебного пособия «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции российской армии», программ, учебных пособий, статей и докладов по истории русской культуры и искусства, духовно-патриотическому воспитанию и образованию юного поколения. Лауреат премии М.В. Ломоносова. Живет в Санкт-Петербурге.

http://rusk.ru/st.php?idar=112143

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru