Общенациональный Русский Журнал | Марат Мусин | 24.10.2007 |
Похоже, наконец? то пришло время очистить доставшиеся в наследство от предшественника российские «авгиевы конюшни», ведь новый премьер? министр как никто другой из читателей «РЖ» отчётливо представляет себе реальную ситуацию, сложившуюся в экономической сфере. Он способен адекватно оценить возможности и влияние главных фигурантов теневого сектора отечественной экономики. Пожелаем Виктору Алексеевичу удачи на его новом поприще на благо Родины.
Напомню, что весной этого года власть впервые официально заявила о недопустимости дальнейшего углубления раскола в российском обществе и сохранения давнего конфликта интересов власти и народа. В своём ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ четко заявил свою позицию по вопросам базовых духовно? нравственных и культурных ценностей. Наконец-то глава государства открыто встал на сторону своего народа.
Так же, как в своё время мы отказались от богоборческой марксистской доктрины, неизбежен отказ и от другой западной доктрины радикального рационализма — либеральной, основанной на смертном грехе лихоимства. Однако именно по этому главному вопросу президент столкнулся с молчаливым саботажем. В результате бойкота чиновничьей рати пропасть между прививаемыми государством либеральными ценностями и народными консервативными традициями продолжила углубляться.
Весной этого года лучшие представители нашей творческой интеллигенции, маститые российские учёные озаботились актуальной проблемой искусственной генерации богатства и трудовой бедности, выяснением причин усиления социального расслоения в российском обществе. Впервые был проведён глубокий комплексный анализ их причин.
Были названы две главные причины самовоспроизводства сверхбогатства и трудовой нищеты: недоплата наёмным работникам (примерно в 4 раза) и недоплата государству, оценить реальный масштаб которой мы тогда не смогли.
Сегодня, в рамках специального проекта, выполненного в интересах правоохранительных органов и государственных органов управления, мы получили оценки постигших нас бедствий.
В период 2005—2007 годов нами была разработана и апробирована на практике комплексная система выявления тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики. Созданная на основе современной методологии управления интересами система позволила выявлять масштабные хищения и незаконное обналичивание средств в объёме 18,3% ВВП ежегодно и факты легализации преступно нажитых средств в объёме 12,4% ВВП. В том числе и от рэкета, торговли оружием, проституции, незаконного оборота наркотиков, прекурсоров и сильнодейст? вующих веществ, незаконной предпринимательской деятельности и т. п.
Для практической апробации экспертно-аналитических и программно-аппаратных средств системы корпоративного аудита «Ариадна» был выбран временной интервал в 60 месяцев 2000—2005 годов, начиная с момента избрания второго президента Российской Федерации.
Проведённый трансакционный анализ финансовых потоков теневого сектора экономики показал, что ситуация унаследована, и это позволяет высказать предположение, что мы имеем дело с негативными системными последствиями периода правления Б. Ельцина.
В результате проведённого анализа неатрибутированных массивов информации экономического характера за пять лет были установлены и документированы правоохранительными органами факты прямых хищений и сокрытия доходов, выведенных по фиктивным договорам в теневой сектор экономики, которые осуществили около 700 тысяч организаций (ст. 159, 199, 201 УК РФ). Фактически, за малым исключением, речь идёт о трёх федеральных бюджетах РФ на 2007 год.
Из них по факту хищения и сокрытия доходов на сумму в 10,5 трлн руб. (18,3% ВВП ежегодно) имеются необходимые материалы, чтобы предъявить конкретным фигурантам обвинение в мошенничестве и прямых хищениях в особо крупном размере по ч. 4 ст. 159 УК РФ (санкция от 5 до 10 лет, срок давности — 10 лет) или по ст. 201 и 199 УК РФ.
В отношении же «отмывания» оставшихся 5 трлн руб. (или ещё 8,7% ВВП ежегодно) органам следствия и дознания необходимо провести дополнительную работу по идентификации выявленной цепи криминальных посредников и определению истинных организаторов хищений, осуществлявшихся с применением транзитных фиктивных фирм и фирм «однодневок».
По сути, мы выявили и документально подтвердили ту часть сырьевой ренты (18,3% ВВП), которая находится в нелегальном обороте.
В процессе проведённого анализа установлены закономерности распределения криминального дохода внутри России. Оказалось, что криминальное наследие Ельцина продолжает жить по вполне определённому закону. Этот закон — закон распределения криминального дохода.
На совести половины процента (0,5%) всех выявленных криминальных фирм — как правило, самых крупных компаний страны с западным участием или находящихся под управлением западного менеджмента (всего примерно 2,5 тысячи организаций сырьевой направленности, а с учётом фактора аффилированности — и того меньше) — оказалось свыше 50% всего похищенного. В среднем за пятилетку они воруют внутри России свыше 1,2 млрд руб. каждая. Результаты проведённого нами анализа позволяют опровергнуть расхожее заблуждение, что воровство — это наша национальная болезнь. Совсем не наша!
При этом было выявлено 604 банка, каждый из которых позволил по фиктивным договорам вывести в теневой сектор экономики не менее чем по 1 млрд руб., 271 банк — от 10 млрд руб. и 35 — свыше 100 млрд руб. каждый. Причём, всего 10 банков легализовали более 15% всех преступных доходов, то есть 2,6% ВВП ежегодно, а 12 вывели в тень 21% всего объёма хищений и незаконного обналичивания, то есть ежегодно 3,7% ВВП (см. таблицу «Рейтинг банков…»).
Главное — это то самое удвоение ВВП в монетарном исчислении (то есть ещё один среднегодовой ВВП), которое с помощью тяжких и особо тяжких преступлений, по сути, украла российская бизнес-элита. И какова тогда цена аудиторским отчётам российских компаний всемирно известной «четвёрки», так же как и данным, предоставленным компаниями, вышедшими на IPO?
Вместе с тем выявленный масштаб ущерба — около четвёртой части среднегодового ВВП — переводит проблему в политическую плоскость и делает нецелесообразным применение мер уголовного наказания ко всей совокупности нарушителей.
Выявленные закономерности указывают на логику формирования необходимых институциональных преобразований, изменений в макроэкономической стратегии и социально? экономической политике государства, налоговом, таможенном, валютном и бюджетном законодательстве, адекватных сложившейся ситуации. Предлагается создать государственный орган по возврату похищенных средств с аналогом ст. 20 Закона о налоговой полиции и сделать упор в его работе на процедуру деятельного раскаяния.
Таблицы:
1. Принципиальная схема распределения криминального дохода в России в 2000—2005 гг. на объеме хищений 10,5 трлн. рублей- 18,3% ВВП
2. Рейтинг банков в разрезе проблемы отмывания (2000−2005)