Русская линия
Русская линия Станислав Минаков23.10.2007 

Преподобномученицы Алапаевские — в Харькове

Прпмцц.Елисавета и ВарвараВ субботу, 13 октября, накануне праздника Покрова Богородицы, в Харькове в Свято-Покровском монастыре состоялась торжественная встреча ковчега с частицами мощей святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Ковчег доставлен из Марфо-Мариинского (Гефсиманского) монастыря, расположенного в Иерусалиме. Святыня неделю пробудет в Свято-Озерянском храме Покровского монастыря, где верующие смогут поклониться ей.

Как только появилась в прессе первая информация, что святыни прибудут в Харьков, многим православным харьковчанам вспомнились не столь давние события — когда в честь 140-летия со дня рождения Великой Княгини Елисаветы (2004) Церковь осуществила мощный духовный акт: шествие ковчега со св. мощами преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары по многим городам России. Это был своеобразный Крестный ход покаяния русского народа за преступление, содеянное в 1918 г., в годины великой послереволюционной смуты и помрачений.

Тогда, в начале 2005 г., запомнилось яркое и прочувствованное обращение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, который, в частности, сказал: «…Русской Голгофой названа Северная земля. Церковным антиминсом величают Соловки, ибо кровью мучеников, „яко багряницею и висом“, здесь была украшена Церковь Христова. В 1913 г. Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета посетила Архангельск и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. А ныне, через 92 года, уже прославленные святые мученицы Елисавета и Варвара, совершив свой долгий путь от Иерусалима к нашей Северной Голгофе, принесли нам Благую весть.

Ковчежец со св. мощами несут в Свято-Озерянский храм Покровского монастыряИ склоняя главу пред святыней, мы величаем и весь сонм святых новомучеников Российских в лютую годину богоборчества отстоявших и сохранивших православную веру. Они — наш золотой фонд и драгоценное духовное наследие, заповеданное нам благочестивыми предками. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к источнику благодати и у святых мощей угодников Божиих уврачевать немощи наших сердец. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, чье тело было одухотворено, — изольет свою милость и на нас, только бы не оскудевала наша молитва.

Церковь Христова с первых веков почитает мощи святых угодников. „В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, — говорит святитель IV века Амвросий Медиоланский, — почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за Него“. Святые преподобномученицы Елисавета и Варвара явили своим подвигом всему миру триумф веры, верности и милосердия. Их нетленные останки источают ту духовную мощь, которой Господь наделяет любящих Его. „Нет более благородной женщины, которая оставила отпечаток своего облика на кровавых страницах русской истории“, — писал о преподобномученице Елисавете в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович. На святых останках мучеников, как на твердом фундаменте должна возрождаться Россия. И мы, почитая святых, воздаем славу и хвалу прославившему их Единому Создателю…

Прпмц. Елисавета ФедоровнаТолько в единстве любви и веры мы можем явить миру лик Православия. „По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“, — говорит Господь. Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара разделили участь нашего народа, до последнего вздоха оставаясь верными Отечеству, Церкви и Христу. Преклоним же в молитвенном стоянии свои сердца пред их святою памятью, дабы быть нам достойными их великого жертвенного подвига.

Будем молиться у святых мощей, чтобы огонь любви возгорелся в наших сердцах, чтобы вера объединила нас в единый народ Божий. Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, молите Бога о нас, о нашем примирении и спасении!»

Эти поразительные слова о «любви между собою» особенно актуальны сегодня, в дни распрей, для Украины. И образ преподобномучениц, оставшихся «верными Отечеству, Церкви и Христу» говорит нам о том, что в духовной жизни нет компромиссов, ибо, как сказано в писании, либо ты со Христом, либо с Велиаром (то есть Диаволом), либо ты собираешь, либо расточаешь. От себя добавим: либо ты с канонической Церковью, либо с раскольниками. В последнем случае ты можешь ехать хоть на Святую гору Афон, старцы все равно тебя не примут, как это было совсем недавно с одним небезызвестным персонажем украинского политикума.

Св. мощи преподобномучениц в Свято-Покровском монастыре ХарьковаМалый ковчег, пронесенный чуть более двух лет назад по России, сделан из досок гробов, в которых останки святых Елисаветы и Варвары перевозились из большевистской России через Китай и Египет на Святую Землю. «Этот ковчег сам по себе является святыней», — рассказал тогда епископ Бостонский Михаил. В нем хранятся не только частицы мощей святых преподобномучениц, но и земля из Дармштадта, где родилась великая княгиня Елисавета, земля из Гефсимании (Иерусалим), где святые преподобномученицы Елисавета и Варвара покоились с 1921 г., и земля из Алапаевска, где они приняли свой мученический венец. Ковчег украшен медальоном, который был подарен Елисавете Феодоровне императором по случаю принятия ею Православия.

Некоторые харьковчане вспомнили, как в декабре 2004 г. св. мощи преподобномучениц посетили их соседей, белгородцев. Тогда из рук епископа Бостонского Михаила ковчег с десной рукой святой Елисаветы и частицей мощей преподобномученицы Варвары принял архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Около трех тысяч человек (в том числе курян и харьковчан) встретили святыню на железнодорожном вокзале Белгорода. Вместе со своими земляками св. мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной спутницы и соузницы инокини Варвары встречал губернатор Белгородской области Е. И. Савченко.

Заметим, что Великая княгиня посетила Белгород в 1911 г. вместе с другими членами царской семьи и сестрами Марфо-Мариинской обители: присутствовала на торжествах по случаю канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Примечательно, что ее второе посещение Белгорода совпало с празднованием 250-летия со дня кончины святителя Иоасафа.

В Харькове же сей раз все было несколько иначе: не было видно ни нынешнего губернатора, ни прочих официальных лиц. Ковчежцы со святыми мощами преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и ее верной спутницы и соузницы инокини Варвары встречали, несмотря на дождливую погоду, сотни «простых людей», которые пришли в Покровский монастырь в канун престольного праздника.

Отец Александр, возглавляющий Паломнический отдел Харьковской епархии, рассказал в интервью, что духовно общение насельников харьковского Свято-Покровского монастыря и Марфо-Мариинской обители в Иерусалиме длится не первый год, и вот, по благословению матушки игумении Марфо-Мариинской обители ковчег с частицами св. мощей преподобномучениц впервые доставлен в Харьков. И даже благословлено оставить их в дар — Свято-Покровскому монастырю Харькова.

На вопросы прихожанки, «от чего исцеляют эти св. мощи», «от чего просить помощи», о. Александр, улыбаясь, ответил: «От всего». И пояснил, что нет и не может быть предписаний — мол, тот святой исцеляет от такого-то недуга, а этот — от иного. Святые мощи, пояснил батюшка, обладают общей чудодейственной силой, и важно твое чувство веры, с которым ты приходишь приложиться к ним, спрашивая помощи — в телесном или духовном недуге, в каких-то нестроениях.

Великая княгиня Елисавета Федоровна

Великая Княгиня Елисавета ФедоровнаВеликая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 г. в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Была жизнерадостна и общительна. Отличалась тонким чувством юмора. Будучи еще совсем юной, часто примиряла поссорившихся детей и улаживала все их обиды и ссоры. Очень любила природу, восхищалась красотой каждой былинки и травинки. Каждую субботу вместе с сестрами ходила в больницу, разнося полевые цветы по палатам.

Юная Елисавета была одарена от природы редчайшей красотой. Высокая, стройная, русоволосая, со светло-голубыми глазами, она, будучи еще в юном возрасте, обращала на себя внимание многих царственных женихов. Но не только изяществом и необычайной красотой лица, но и умом. А, главным образом, — красотой души. Необычайным смирением, кротостью нрава и ангельским терпением.

В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Счиаталсь первой красавицей монарших дворов Европы.

13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, крестилась в Православие. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 г. русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 г. от взрыва бомбы революционера-террориста Каляева погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

На третий день по гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании преступника.

В обителиЕлисавета Феодоровна купила на ул. Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность, а 10 апреля 1910 г. святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность».

Она ничего не предпринимала без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни или других монастырей.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье. В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 г., в Светлый вторник. Большевики разрешили пребывать с княгиней сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой.

Их привезли в сибирский город Алапаевск, куда были доставлены также Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

М.В. Нестеров. Этюд к картине "Невеста Христова"5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. Случайный свидетель, крестьянин, стал очевидцем жуткой казни: с площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Затем палачи забросали шахту гранатами.

Как потом оказалось, Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Тот же крестьянин слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала А. В. Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елисаветы Федоровны осталось нетленным.

В 1920 г., при отступлении Белой армии, гробы с мощами преподобномучениц были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

В 1992 г. Русская Православная Церковь причислила Великую Княгиню Елисавету и инокиню Варвару к лику святых. Память преподобномучениц совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Варвара

Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия, Варвара Яковлева, одной из первых пошла по стопам Великой княгини и стала служить ближним и основанной Елисаветой Феодоровной обители. Она была келейницей настоятельницы и одной из самых близких сестер. Но этим не гордилась, оставаясь ласковой и доступной для всех. Близкие Елисаветы Феодоровны хорошо знали ее и называли Варей. Откуда, из какой среды пришла в обитель сестра Варвара — неизвестно.

В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она и другая сестра — Екатерина Янышева — просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее.

Так за своей матушкой-настоятельницей Варвара добровольно пошла на страдание и смерть, исполнив завет Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 5.13).

Все алапаевские узники знали, что их ожидает в недалеком будущем. Они сознательно готовились к смерти и молили Господа укрепить их в исповедническом подвиге. Преподобномученица инокиня Варвара совершила свой подвиг в возрасте 35 лет.

День почитания ее памяти: 5/18 июля.

На снимках: ковчежец со св. мощами несут в Свято-Озерянский храм Покровского монастыря; св. мощи преподобномучениц в Свято-Покровском монастыре Харькова.
Великая княгиня Елисавета; М.В. Нестеров. Этюд к картине «Невеста Христова».
Подготовил Станислав Минаков
Фото в Харькове — Станислава Минакова

http://rusk.ru/st.php?idar=112138

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика