Русская линия
Русская линия23.10.2007 

Кряшены в Республике Татарстан: реализация прав на культурную и религиозную жизнь
Отчёт о поездке в Республику Татарстан [1]

Весной 2006 г. в Общественную палату группа жителей Татарстана направила просьбу обратить особое внимание на проблемы кряшен. По заданию председателя Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести В.А.Тишкова с 10 по 14 июля 2006 г. в Республике Татарстан находилась рабочая группа, состоявшая из члена Общественной палаты Российской Федерации P.P.Tyфетуловой, сотрудника Института этнологии и антропологии РАН А.Д.Коростелева, ответственного секретаря комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести А.В.Ситникова, а также представителя кряшен А.В.Фокина. Целью поездки было ознакомление на месте с возможностью реализации кряшенами их прав на культурную и религиозную жизнь, а также с отношением в среде кряшенского населения к итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.

1. К истории вопроса. Относительно происхождения кряшен наиболее обоснованной является точка зрения, согласно которой формирование этой группы на территории бывшего Казанского ханства связано с принятием православия частью местного населения (возможно, не только татарами) в период, непосредственно последовавший за завоеванием ханства Иваном Грозным и присоединением Среднего Поволжья к Русскому государству, то есть во второй половине XVI, а также в XVII веках [2]. В тот период в официальных документах эта группа населения фигурировала под названием «новокрещены». Позже, в XVIII веке последовала новая волна крещения представителей различных народов Поволжья, после чего уже этих недавно обращённых в православие стали называть «новокрещенами», а тех, кто крестился в более ранний период, — «старокрещенами». Впоследствии, во второй половине XIX и в начале XX веков практически все «новокрещены из татар» вернулись к своей прежней религии — исламу, тогда как подавляющее большинство «старокрещен» остались православными. По заключению известного этнографа, исследователя татарской культуры Н.И.Воробьёва (1889 — 1967), это было связано с тем, что в XVI веке, когда появилась группа «старокрещен», ислам не проник ещё достаточно глубоко в быт значительной части населения бывшего Казанского ханства, а определённая часть крестившегося тогда населения придерживалась до этого традиционных верований, то есть фактически оставалась языческой. Этот вывод был сформулирован Н.И.Воробьёвым ещё в 1929 г.: «Наблюдая быт и даже язык, можно со значительной долей вероятия сказать, что эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт» [3]. Такую точку зрения принимают и современные исследователи [4].

Кроме того, к кряшенам стали относить себя и потомки крещёных татароязычных марийцев, удмуртов, чувашей, и в этом отношении понятия «кряшены» и «крещёные татары» не вполне тождественны. Дело в том, что в Среднем Поволжье и в Приуралье татарский язык был основным средством межэтнического общения, как во времена Казанского ханства, так и долгое время после того, как его территория вошла в состав Русского государства. В некоторых же местностях он и по сей день остаётся таковым среди нерусского населения. В этих условиях протекали ассимиляционные процессы, когда какая-то часть удмуртов, марийцев и чувашей либо, переходя от своих традиционных (языческих) верований к исламу, начинала считать себя татарами, либо, после принятия православия, вошла в число «старокрещен» или «новокрещен». Возвращение же «новокрещен из татар» к мусульманской религии, связано с тем, что к XVIII веку ислам уже более прочно укоренился в их быту, и принятие ими православия было чисто формальным — в своей среде они продолжали соблюдать исламские традиции.

В последнее время выдвигается также другая версия, согласно которой кряшены, по крайней мере частично, представляют собой потомков христианского населения, обитавшего в Среднем Поволжье уже в булгарский период, то есть до XIV века [5]. Такой вариант нельзя исключить полностью, однако необходимо подчеркнуть, что эта точка зрения имеет право на существование лишь в качестве предположения, так как на данный момент не обнаружено документов, подтверждающих, что эта группа могла сохраниться до середины XVI века, то есть до конца существования Казанского ханства.

Язык кряшен имеет два существенных отличия от языка татар-мусульман: общий для тех и других древний тюркский пласт содержит у кряшен более поздний слой, связанный с обрядово-культовой терминологией православного происхождения, а также многочисленные термины родства и обрядовых традиций [6]. В то же время в языке кряшен практически отсутствует лексика арабского и персидского происхождения, отражающая влияние ислама и проникшая в татарский язык в последние столетия.

Для традиционной культуры кряшен, в отличие от культуры татар-мусульман, характерны консервация некоторых архаических элементов, присутствие заимствований, связанных с христианизацией и контактом с русским населением, и наличие элементов финно-угорского происхождения [7].

Язык и традиционная культура кряшен, как и у большинства других народов, имеет различные локальные варианты. В наибольшей степени отличаются от остальных так называемые молькеевские кряшены, живущие в девяти селениях Кайбицкого района Татарстана вблизи границы с Чувашией. Это единственная группа, проживающая к западу от Волги и на значительном удалении от остальных локальных групп кряшен. В её формировании значительное участие принимали чуваши, и многие элементы её культуры близки к чувашским. По мнению большинства языковедов, кряшены говорят на пяти говорах, из которых четыре относятся к среднему диалекту татарского языка, а говор молькеевских кряшен — к западному (мишарскому) диалекту [8].

Кряшены имеют собственную письменную традицию — в 1860-е — 1920-е гг. издавалось большое количество литературы, главным образом, религиозной, но также отчасти светской, на основе письменности, разработанной для них миссионером и языковедом Н.И.Ильминским. Эта письменность использует кириллицу, но имеет алфавит и орфографическую систему, отличную от современного татарского литературного языка.

2. Проблема фиксации национальности кряшен в ходе переписи 2002 г. По данным Всероссийской переписи населения, проведённой в октябре 2002 г., в Республике Татарстан проживают 18 760 кряшен, в том числе 11 911 в составе городского, 6849 — в составе сельского населения. По данным переписи среди городов первое место по численности кряшен занимают Набережные Челны (3879 чел.). Эти цифры существенным образом отличаются от информации о местах компактного проживания кряшен, представленной Президенту Республики Татарстан М.Ш.Шаймиеву заведующим организационным отделом Аппарата Президента Республики Татарстан Б.Х.Зиннуровым на основе сведений администраций городов и районов Республики Татарстан по состоянию на 1 мая 2002 г. На основании этой информации только в местах компактного проживания в сельской местности проживают около 30 тыс. кряшен, а в Набережных Челнах их численность оценивалась ориентировочно в 49 тыс. человек.

Данные переписи нашли отражение в недавно изданном справочнике «Административно-территориальное деление Республики Татарстан» (Казань, 2005). Согласно этому справочнику, в большинстве деревень, в которых, по другим источникам, преобладают кряшены, в качестве численно преобладающей национальности указаны татары.

Ссылки официальных лиц на то, что кряшены являются частью татар и поэтому для многих из них всё равно, кем их записывают при переписи, для какой-то части кряшен, видимо, справедливы. Тем не менее, как подтвердилось в ходе бесед с жителями кряшенских селений (Алан-Полян и др.), во время переписи переписчики, несмотря на упорные просьбы, обычно отказывались выполнить просьбу записать их кряшенами, а в других случаях вообще не задавали им вопроса о национальности. Для выяснения вопроса об организованном характере этого явления, участники поездки не имели ни полномочий, ни возможностей.

Обращает на себя внимание точка зрения директора Института истории Академии наук Республики Татарстан Р.С.Хакимова, согласно которой, нагнетание напряжённости и противопоставление татар по конфессионально-культурному признаку с большой степенью вероятности может привести к ухудшению отношений между татарами-мусульманами и кряшенами, к «боснизации» ситуации.

В целом, значительная часть кряшен считает себя отдельной от татар общностью, тогда как другая часть полагает, что кряшены, или крещёные татары, — это часть татарского народа. При этом вариативность самосознания имеет как социальный, так и территориальный аспект. Более подробно этот вопрос изучал в ходе своего экспедиционного исследования аспирант Института этнологии и антропологии РАН И.В.Севастьянов (см. ниже).

3. Православные храмы в кряшенских селениях. Во многих кряшенских селениях до революции существовали православные храмы (всего около 50 храмов и 2 монастыря), но, как правило, они не сохранились, как и многие культовые объекты в других населённых пунктах. Яркий пример — Субаш Тюлячинского района, где ещё помнят, что в селении была церковь, но даже самые пожилые старожилы не могут указать места, где она стояла. В 2002 г. в кряшенских селениях действовало 12 церквей и три молельных дома. В четырёх храмах богослужение велось на церковно-крященском языке (термин Русской Православной Церкви). В настоящее время есть около 20 церквей, четыре молельных дома, а богослужение на церковно-крященском языке идёт в шести храмах. Участники поездки посетили храм в селе Кряш-Серда Пестречинского района, построенный вместе с домом для священника на средства мецената и открытый в августе 2006 г., храм в селе Албай Мамадышского района, недействующий храм в селе Урманчеево Мамадышского района, восстановление которого планируется завершить в ближайшее время и др.

Основными причинами нерешённости вопроса в настоящее время являются: демографическая ситуация во многих деревнях (живут в основном люди пожилого возраста; часто невозможно собрать необходимое количество человек, чтобы зарегистрировать общину), невозможность для общины самостоятельно, без поддержки извне, содержать храм и священника из-за сложного экономического положения, недостаточная активность самих потенциальных прихожан (по словам архиепископа Анастасия, русские и особенно чуваши намного более активны в этом отношении, чем кряшены), нехватка кадров. По информации, сообщенной архиепископом Анастасием, в Казанской духовной семинарии из 60 с лишним семинаристов на 5 курсах имеется лишь один кряшен и кандидатов в рукоположение из кряшенских селений у него нет. В некоторых кряшенских деревнях в храмах служат священники, приезжающие из других мест (в частности, в населённом пункте Албай Мамадышского района служит священник из Казани). В епархии есть более десяти священников кряшенского происхождения, но часть из них служит в русских приходах. Примером сложного материального положения кряшенских приходов может являться приход церкви в селе Чураево Рыбно-Слободского района, который был покинут служившим священником из-за отсутствия средств.

В ряде мест приходится сталкиваться с нежеланием местных властей идти навстречу желаниям верующих, однако есть и противоположные примеры, когда местный руководитель — татарин-мусульманин помогает кряшенам открыть храм.

4. Положение с кряшенскими газетами. С 1993 г. в Набережных Челнах выходила газета «Кряшен сюзе» на татарском языке (негосударственная). В 2002 г. её выпуск был прекращён. При этом, по мнению кряшенских активистов, одной из основных причин, приведших к её закрытию, могла стать позиция газеты по вопросу о фиксации кряшен как отдельной национальности в ходе переписи населения. С 2002 г. также в Набережных Челнах на татарском языке выходит газета «Туганайлар», издающаяся при государственной поддержке «для крещёных татар». Газета выпускается на хорошей полиграфической базе и бесплатно распространяется во многих кряшенских селениях. Хотя «Туганайлар» не пользуется уважением некоторых руководителей кряшенских национально-культурных объединений, но, по отзывам ряда местных жителей, её читают и она пользуется спросом.

5. Проблема кадров. В Государственном Совете и Общественной палате Республики Татарстан кряшены не представлены. Однако ряд лиц кряшенского происхождения работает в Республике на ответственных постах. Среди них: Г. Е.Емельянов — глава Зеленодольского района (в этом районе собственно кряшенских селений нет); А.И.Волков — начальник Управления документационного обеспечения и контроля Президента Республики Татарстан; В.П.Козлов — заместитель председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан; Н.М.Владимиров — бывший глава администрации Мензелинского района Республики Татарстан, ныне — заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан; М.А.Пузырёв — начальник управления Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан; Г. В.Радионов — заведующий отделом по обеспечению деятельности Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию, национальным вопросам Организационного управления Аппарата Госсовета; И.М.Егоров — генеральный директор холдинговой компании «Ак Барс».

В некоторых районах, где проживает много кряшен, в частности в Мамадышском районе, они занимают ряд руководящих постов второго уровня. Противоположным примером может служить Пестречинский район, где кряшены ранее также занимали ведущие посты, но были освобождены от своих постов руководителем района в период подготовки переписи населения 2002 г.

Кроме того, сегодня среди руководителей органов местного самоуправления, действующих в населённых пунктах с компактным проживанием кряшен, 33 человека являются кряшенами (среди руководителей сельскохозяйственных предприятий таковых насчитывается 25 человек).

6. Общие социальные проблемы. Для некоторых кряшенских деревень ввиду их отдалённости остаётся актуальной проблема дорог и мостов (в частности, мост в Субаше Тюлячинского района, дороги в Алан-Полян Рыбно-Слободского района, во Владимирово Мамадышского района, в Албай Мамадышского района). Асфальтированные дороги подведены к центральным усадьбам хозяйств, тогда как к другим населённым пунктам чаще всего ведут только грунтовые дороги. Это касается не только кряшенских селений. Однако в тех случаях, когда в селении, где расположена центральная усадьба, живут татары-мусульмане, а в других деревнях, относящихся к тому же хозяйству, — кряшены, или когда кряшенское селение ранее было центром хозяйства, а затем утратило этот статус, проблема отсутствия дорог может приобрести этнический оттенок. То же касается состояния животноводческих ферм и других аспектов хозяйства и быта. Ответ на вопрос о том, насколько исчезновение кряшенских деревень или отсутствие в них необходимых бытовых условий (газификации, дорог, мостов и др.) связано с тем, что их жителями являются именно кряшены, может быть получен лишь в результате специального большого исследования на объемном статистическом материале.

7. Кряшенская культура. В Республике Татарстан сохраняется и развивается кряшенская культура, в основном, усилиями общественных организаций кряшен, таких как Общественная организация народности кряшен города Казани и других. Создаются ансамбли художественной самодеятельности, проводятся фольклорные фестивали, приуроченные к Петрову дню, Троице или другим праздникам. На один из таких праздников, который ежегодно проходит в селении Зюри Мамадышского района при поддержке районной администрации, съезжается более 30 тыс. кряшен из различных районов Татарстана и из-за его пределов. Организуются научные конференции, проводятся юбилейные мероприятия, например, посвящённые 140-летию Казанской центральной крещёно-татарской школы, 135-летию начала богослужения кряшен на родном языке и другие. В 2002 г. организация кряшен на средства гранта, выделенного ей по конкурсу социально-культурных проектов Приволжского федерального округа, создала интернет-ресурс о кряшенах (сайт www.kryashen.ru).

В то же время представители кряшенских общественных организаций не считают нынешнее состояние удовлетворительным. Они заявляют, что неоднократно выступали с рядом предложений, однако эти предложения до сих пор не находили поддержки со стороны руководства Республики. Речь идёт, в основном, о следующих предложениях:

- создание национально-культурной автономии кряшен Татарстана;

- создание отдела кряшеноведения в рамках Академии наук Татарстана;

- включение кряшенского этнического компонента в программу школ в местах компактного проживания кряшен;

- возвращение кряшенам главного здания Центральной крещёно-татарской школы
и ряд других.

Что касается здания Центральной крещёно-татарской школы, то представители кряшенских общественных организаций в течение многих лет обращались к властям с соответствующими ходатайствами, однако вопрос решён не был, и, в конце концов, это здание, где в советское время размещалось учебное заведение, было продано одной из бизнес-структур, полностью перестроено и перепрофилировано. В данный момент представители кряшен выступают с просьбой передать им вместо него какое-либо другое здание или помещение для организации кряшенского культурного центра.

Представители кряшенских общественных организаций отмечают, что в составе татарских общественных объединений создаются структуры, которые представляют лиц кряшенского происхождения, но при этом считающих кряшен частью татар, а кряшенскую культуру — частью общетатарской.

По-видимому, одним из информационных выразителей взглядов этой группы кряшен является созданный в 2002 г. интернет-сайт «православных (крещёных) татар» www.kerashen-tatar.narod.ru. Авторы этого сайта выступают против ассимиляции крещёных татар русскими и за создание собственной православной церкви, отдельной от русской. Можно привести еще одну цитату, иллюстрирующую позицию данного сайта: «Православные татары чувствуют себя внутри татарского этноса и туранской цивилизации».

Представители кряшенских общественных организаций также негативно оценивают опубликованное в 2002 г. пособие по внеклассному чтению для средней школы по истории и культуре кряшен «Без бер тамырдан» («Мы одного корня»). Пособие используется на уроках в школах, находящихся в кряшенских селениях, но, по-видимому, не везде. По мнению кряшенских активистов, это «подборка газетных материалов», и «даже хрестоматией по этнической истории кряшен её назвать можно с большим преувеличением».

8. Экспедиционное исследование кряшен Пестречинского и Кайбицкого районов Республики Татарстан. [9]

Данный материал основан на наблюдениях и материалах, собранных во время полевой работы в Республике Татарстан летом 2005 и 2006 гг. Главным объектом исследования было кряшенское население Пестречинского и Кайбицкого районов Республики, издавна компактно проживающее в этой местности. Как известно, кряшены Пестречинского района относятся к заказанской этнографической группе; кряшенское население Кайбицкого района известно под именем «молькеевских кряшен» и также представляют собой особую этнографическую группу со своей историко-культурной спецификой. Об этой специфике молькеевских кряшен написано немало работ, касающихся, в основном традиционных этнографических сюжетов, связанных с историей формирования и описанием «исконной» культуры данной этнической группы. Хорошо известно о близости этнографии молькеевских кряшен к этнографии низовых чувашей, а также о языковых и родственных связях между ними. Всё это придает особую специфику этнокультурному облику молькеевской группы кряшен и придаёт ей характерные черты, выделяющие её на фоне остального кряшенского населения Республики Татарстан.

С другой стороны, кряшены Пестречинского района могут рассматриваться как «типично кряшенская» по своей этнографии группа, культура которой может считаться в определённом смысле эталоном кряшенской традиционной культуры вообще. Кряшены этого района проживают в окружении татар и русских, с которыми они взаимодействуют в настоящее время.

Согласно полевым наблюдениям, уровень проявления этнического самосознания у представителей той и другой групп отнюдь не одинаков. Что касается кряшен Пестречинского района, то здесь большинство информаторов определили себя по национальной принадлежности непосредственно «кряшенами» и никак иначе. Определивших себя «крещёными татарами» было среди них заметно меньше, при этом подобного рода самоидентификация была характерна для людей, занятых в республиканской системе образования или вообще больше связанных с городской культурой.

В то же время определённо большая часть кряшен Пестречинского района заявила, что кряшены ближе к русским, а также в определённой степени к чувашам и к удмуртам, чем к татарам-мусульманам. При этом главной чертой, отличающей кряшен от татар, была названа православная вера. Среди важных отличительных маркеров кряшен были также названы кряшенский говор и традиционный костюм, отличающийся от такового от татар-мусульман. Встречались и суждения и об «исконной» исторической отличительности кряшен от татар и об изначально большей культурной «продвинутости» и древности кряшен по сравнению с татарами.

Следует особо отметить, что большинство из опрошенных кряшен Пестречинского района согласились с тем, что за последние несколько лет отношение республиканских властей к кряшенам изменилось скорее в лучшую сторону, кряшенскую культуру стали больше «признавать», в частности, освещать её в республиканских СМИ.

В целом, следует сделать вывод, что специфическое этническое самосознание и особая культурная идентичность у кряшен Пестречинского района проявляются довольно отчётливо, причём в значительной мере это связано с традиционным для них православным вероисповеданием.

В отличие от этого, довольно своеобразные тенденции характерны для этнического самосознания и культурной идентичности представителей молькеевской группы кряшен. Надо сказать, что здесь специфическая кряшенская идентичность проявляется уже значительно слабее, что может объясняться своего рода «периферийностью» данной группы по отношению к остальному кряшенскому этническому массиву. К тому же проживание в татарско-чувашском пограничье, «смешанность» с чувашами, христианское вероисповедание при общем татароязычии придают местным кряшенам довольно неопределённый, «промежуточный» этнический статус. Сами про себя они иногда говорят так: «мы не татары настоящие, и не чистые кряшены, и не чуваши». Кроме того, по их словам, чуваши воспринимают их как татар, а татары называют «чувашами». Приходилось слышать и жалобы на то, что местные власти не хотят помогать кряшенскому населению именно из-за их этноконфессиональных особенностей.

Среди молькеевских кряшен наблюдается больший уровень социальной фрустрации, имеющей определённое отношение к их этнической идентичности. Некоторые из информаторов даже утверждали, что отношение к ним, как к кряшенам, со стороны местных властей и татар вообще за последнее время только ухудшилось, однако большинство вообще не увидели в нём никаких изменений.

Хотя большинство опрошенных молькеевских кряшен назвали себя «крещёными татарами» или просто «татарами», некоторые признавались, что сами татары не хотят считать «крещёных» своими и, в целом, «отстраняют» их от себя. В свою очередь, в местном кряшенском фольклоре встречаются негативные стереотипы в отношении татар. Что касается взаимоотношений молькеевских кряшен с чувашами, то, с одной стороны, большинство опрошенных полагали, что кряшены скорее ближе к русским и чувашам, т.к. близки их религия и обычаи. Одновременно, отмечено присутствие отрицательных стереотипов и в отношении чувашей.

В отношении характера и специфики родственных связей и этнокультурного взаимодействия обоих рассматриваемых групп кряшен с соседними народами следует отметить следующее. Во-первых, в обоих районах довольно широко распространены межэтнические браки, особенно между молькеевскими кряшенами и чувашами. Впрочем, как пестречинские, так и молькеевские кряшены нередко женятся и на татарках-мусульманках. Большинство опрошенных ничего не имело против браков с людьми из других этнических групп. Во-вторых, определённую роль здесь играл конфессиональный фактор — более религиозные люди с предубеждением относились к бракам с татарами-мусульманами.

Кряшены неплохо знакомы с современной татарской профессиональной культурой и народным песенно-музыкальным творчеством благодаря республиканским СМИ. Почти все они читают татарские газеты и журналы. Среди молькеевских кряшен татарская культура пользуется, большим престижем, чем современная чувашская. В то же время совместно с чувашскими родственниками отмечаются все праздники христианского происхождения. Бывают на них и татары-мусульмане. В смешанных мусульманско-кряшенских семьях могут, так или иначе, отмечаться как мусульманские, так и православные праздники. Эта ситуация характерна для обеих рассматриваемых групп кряшен.

На основании полевых наблюдений можно заключить, что религиозная принадлежность является главной определяющей компонентой кряшенской этнической идентичности. Было замечено, что высокий уровень религиозности всегда соответствует большей выраженности кряшенского самосознания, противопоставляемого татарскому как, прежде всего, мусульманскому по своему характеру. При этом подавляющее большинство опрошенных определило себя в качестве верующих. Впрочем, в настроениях подобного рода вполне можно проследить и определённый элемент конформизма, связанный с общими тенденциями постсоветского времени.

Кроме того, большая часть кряшен Пестречинского района согласилась с положением о том, что за последние несколько лет отношение республиканских властей к кряшенской религии, православию, изменилось скорее в лучшую сторону, т.к. за это время открылись новые кряшенские приходы в ряде населённых пунктов. Подобного рода изменения были отмечены и многими респондентами из молькеевских кряшен.

Несколько слов следует сказать и о роли родного языка кряшен в их этнической идентичности и о языковой политике Республики Татарстан, а также о роли прессы. Во-первых, следует отметить, что среди молькеевской группы больше распространено достаточно хорошее знание русского языка, чем среди кряшен Пестречинского района и, кроме того, заметна большая ориентация на прессу на русском языке. Между тем, большинство представителей обеих рассматриваемых групп сказали, что были бы не против регулярно получать кряшенские газеты. Во-вторых, именно среди кряшен Заказанья большинство определило свой язык отдельным от татарского, обозначив его «кряшенским», или «крещенским». Молькеевские кряшены, как правило, определяли свой язык как татарский, хотя нередко отмечали его значительную несхожесть с литературным татарским языком, порою малопонятным для них. Встречались суждения о «грубости» местного кряшенского говора по сравнению с татарским говором и о его наполненности чувашской лексикой. Впрочем, кряшенская молодёжь в некоторых деревнях Кайбицкого района, по сведениям информаторов, вообще предпочитает общаться на русском языке. С другой стороны, в кряшенских деревнях Пестречинского района родной язык продолжает удерживаться довольно прочно среди разных поколений.

В целом необходимо отметить, что официально каких-либо ограничений возможности реализации кряшенами их прав на культурную и религиозную жизнь в Республике Татарстан не наблюдается. Большинство имеющихся в этой сфере проблем может быть решено на уровне местного руководства. Республиканские власти также готовы идти на удовлетворение требований кряшен в сфере религии и культуры, хотя при этом настаивают на том, что кряшены — это часть татарского народа. Тем не менее, реальная помощь кряшенским организациям в решении тех проблем, которые ещё остаются нерешёнными, заметно смягчила бы ещё имеющуюся напряжённость и способствовала бы большему взаимопониманию.

Рекомендации Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести по вопросу о положении кряшен в Республике Татарстан

28 сентября 2006 г. состоялось заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести. Комиссия рассмотрела вопрос о положении кряшен в Республике Татарстан. Председатель Комиссии Валерий Александрович Тишков сообщил об обращении представителей общественных организаций кряшен в Общественную палату Российской Федерации и о том, что для ознакомления с положением дел на месте в Республике Татарстан с 10 по 14 июля 2006 г. находилась рабочая группа в составе члена Общественной палаты Российской Федерации Розы Рахматулловны Туфетуловой, сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Александра Дмитриевича Коростелева, ответственного секретаря комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Алексея Владимировича Ситникова. В работе этой группы принимал также участие член правления Общественной организации народности кряшен города Казани Аркадий Васильевич Фокин. По итогам данной поездки было заслушано сообщение А.Д.Коростелева. В ходе обсуждения выступили P.P.Туфетулова, представитель кряшен Анатолий Николаевич Иванов, председатель Совета муфтиев России, член Общественной палаты Российской Федерации Равиль Гайнутдин.

По итогам обсуждения данного вопроса Комиссия констатировала, что существуют некоторые проблемы социального, политического и этнокультурного характера, которые вызывают справедливую озабоченность части кряшенского населения Республики. Комиссия выработала ряд рекомендаций, выполнение которых могло бы способствовать улучшению ситуации.

1. В связи с тем, что многие поручения, данные Президентом Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым по итогам его встречи с представителями кряшенского общественного движения весной 2002 г., остались невыполненными или выполнены не в полном объёме, Комиссия рекомендует интенсифицировать работу по их выполнению.

2. В связи с ведущейся в настоящий момент проработкой возможности создания в структуре Академии наук Республики Татарстан комплексного исследовательского подразделения, занимающегося проблемами кряшен, Комиссия просит органы, занимающиеся финансированием Академии наук Республики Татарстан, выделить дополнительные ставки научных сотрудников будущего подразделения и оказать ему всяческую поддержку.

3. Комиссия рекомендует создать на республиканском радио и телевидении специальную регулярную программу, посвящённую культуре, истории и современной жизни кряшен Республики Татарстан.

4. Комиссия рекомендует привлечь в качестве экспертов к созданию радио- и телевизионных передач и к работе в газетах по кряшенской тематике возможно более широкий круг лиц, обладающих соответствующими знаниями, включая деятелей кряшенских общественных движений.

5. В связи с невозможностью выделения бывшего здания Центральной крещёно-татарской школы для использования его в качестве кряшенского культурного центра, Комиссия рекомендует выделить для этой цели другое здание или помещение.

6. Комиссия обращается к органам власти Республики Татарстан и к руководству Казанской епархии Русской православной церкви с рекомендацией выработать совместно и осуществить меры по удовлетворению религиозных запросов кряшенского населения Республики.

7. В связи с тем, что есть основания считать заниженной численность кряшен в Республике Татарстан по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., что негативно сказывается на возможности планирования культурной работы среди этой части жителей Республики, Комиссия рекомендует обратить внимание на обеспечение строгой беспристрастности в статистическом учёте кряшен при проведении переписи населения 2010 г.

8. Комиссия обращает внимание на тот факт, что ряд активистов кряшенских общественных движений в Республике Татарстан в настоящее время не имеют постоянного места работы, и это вносит в проблему излишнюю напряжённость. Комиссия рекомендует помочь данным гражданам в их трудоустройстве.

9. Комиссия выражает уверенность, что разнообразная и щедрая поддержка запросов кряшен и их общественных организаций, а также создание позитивной и уважительной атмосферы вокруг данной культурно отличительной группы населения способны решить проблемы, которые существуют в республике Татарстан вокруг так называемого кряшенского вопроса.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 — Информация, содержащаяся в отчёте, отражает положение на период поездки. Отчёт подготовлен А.Д.Коростелевым и А.В.Ситниковым.
2 — Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М.: Academia, 2000. С. 184 — 185.
3 — Воробьёв Н.И. Кряшены и татары (материалы по сравнительной характеристике быта) // Труд и хозяйство. Казань, 1929. N 5.
4 — См., напр.: Баязитова Ф.С. Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении. М., 1986. С. 16.
5 — Журавский А.В. К вопросу о конфессиональной принадлежности кряшен // Материалы научно-практической конференции на тему «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность». Кряшенский приход г. Казани, 2001. С. 55 — 63.
6 — Баязитова Ф.С. Ук. соч. С. 196 — 197; Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 2002. С. 132.
7 — Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: Историко-этнографическое исследование материальной культуры: середина XIX — начало XX вв. М., 1977. С. 154 — 156; Этнотерриториальные группы татар… С. 133.
8 — См. напр.: Агеева Р.А. Ук. соч. С. 184.
9 — Подготовлено аспирантом Института этнологии и антропологии РАН И.В.Севастьяновым.

Впервые опубликовано: Единство и многообразие России: материалы Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести / Под ред. В.А.Тишкова. — Москва: Общественная палата Российской Федерации, 2007. — С. 137 — 150

http://rusk.ru/st.php?idar=112137

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика