Русская линия
Русская линия Леонид Болотин18.10.2007 

Русский узник в Штутгарте — 4: Суд Божий и суд «общечеловеческий»

В Москве весной 2007 года в зале Победы Центрального Музея Вооруженных Сил впервые демонстрировалось масштабное живописное панно известного исторического художника Павла Викторовича Рыженко «Страшный Суд» («Русская Линия» публиковала материал о художнике П.В.Рыженко 1 Мая 2006 года — http://www.rusk.ru/st.php?idar=110 175).

Павел Рыженко«Страшный Суд» был написан по благословению Владыки Зосимы (Давыдова), Епископа Якутского и Ленского (http://www.patriarchia.ru/db/text/53 153.html), для церкви Всех Святых в городе Якутске, и вскоре после выставки полотно было доставлено в Сибирь и размещено в храме. Но тема не оставляла художника, и он продолжил работу над ней, воссоздавая не просто авторскую копию, но развивая мотивы храмового сюжета для специальной выставочной картины. Вновь «Страшный Суд» П.В.Рыженко ненадолго выставлен зале Победы ЦМВС с 10-го по 21-е Октября…

С Павлом Викторовичем мы познакомились 20 Сентября 2003 года — накануне открытия его персональной выставки в Центральном Доме Художников на Крымском Валу. Довольно быстро наше знакомство переросло в дружеские отношения. Неоднократно художник приглашал меня в свою мастерскую, знакомил с новыми работами, делился своими творческими замыслами и планами. В свою очередь, Павел всегда живо интересовался моими исследованиями по «Царскому Делу». Довольно часто мы встречались на службе в храме Преподобного Иосифа Волоцкого, что в посёлке Развилка Московской области. При нашей загруженности делами, мы чаще общаемся с Павлом по телефону, но постоянная семейная молитва друг за друга во многом компенсирует недостаток наших встреч. Поэтому не удивительно, что наше творческое и духовное содружество приобрело за эти годы весьма доверительный характер.

Мне было известно, что в творческой судьбе П.В.Рыженко несколько лет принимал самое деятельное участие известный православный меценат Александр Юрьевич Афанасьев. Читатели «Русской Линии» могли познакомиться с материалами, посвященными злоключениям А.Ю.Афанасьева, опубликованными 23 Июля сего года — «Политика двойных стандартов действует: в Германии под надуманным предлогом арестован русский предприниматель» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=104 948), 19 Сентября «Русский узник в Штутгарте: реакция общественности» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=112 012), 9 Октября «Русский узник в Штутгарте — 2: подлинные истоки надуманных обвинений» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=105 015) и 13 Октября «Русский узник в Штутгарте — 3: беседа с духовником Александра Афанасьева» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=105 024#form).

Художник П.В.Рыженко давно уже хотел выступить в поддержку своего собрата, оказавшегося в Штутгартской тюрьме. Ещё осенью прошлого года он высказал готовность дать интервью по данному вопросу. Поскольку долгое время наш батюшка Александр по просьбе адвоката А.Ю.Афанасьева откладывал публикацию материалов в защиту и поддержку Штутгартского узника, откладывалась и наша встреча с Павлом для записи интервью. Но когда я позвонил П.В.Рыженко на прошлой неделе в Среду и спросил его по поводу обещанной беседы, он сразу же предложил встретиться на следующее утро у входа в Музей Российской Армии.

— Приходи к одиннадцати, к открытию Музея. Заодно посмотришь мою работу. Мы её только что смонтировали для профессиональной фотосъёмки.

Четверговое утро 11 Октября выдалось пасмурным, дождливым. Пришёл несколько раньше и увидел на площадке перед широкой музейной лестницей построение целого батальона курсантов из какого-то военного училища, которых привезли на экскурсию. Как раз во время их инструктажа под моросящим небом по лестнице поднялся Павел Рыженко. Мы поздоровались, по-братски обнялись и дождались, пока курсанты пройдут в музей.

В зале Великой Победы 1945 года экскурсии обычно заканчиваются. Поэтому, когда мы поднялись туда, там было ещё почти безлюдно, не считая смотрительниц и двух-трёх посетителей, которые не руководствовались экскурсионными правилами и начали осмотр с центральной части музея.

В зале стояла гулкая апокалиптическая тишина. Гигантские размеры живописного панно — двенадцать на шесть метров, занимавшего большую часть правой колоннады, могли бы поразить сами по себе. Но первоначально поражали именно звучные образы этого живописного монумента, и только потом в сознание входили его непривычные масштабы. Несколько минут оглядывал эту работу молча, переходя по залу, чтобы найти наиболее выгодную позицию для осмотра.

Трубные Ангелы Апокалипсиса пробуждали мёртвых на Божий Суд. Нижняя часть полотна, также как и композиции его боковых частей, были погружены в некоторый ещё мертвенный сумрак, очень напоминавший октябрьскую моросящую мглу за стенами музея. На этом фоне особенно выразительно смотрелись сияющие образы Архангелов, Херувимов и телесно воскресающих, преображённых Фаворским светом подвижников, боевые порядки воинов ХРИСТОВЫХ. В свете этих воинских образов мне вспомнился только что виденный у стен Музея строй молоденьких курсантов — будущих офицеров Российской Армии, защитников нашего Священного Отечества. Особенно же контрастировала с уходящим сумраком сияющая верхняя центральная часть полотна, где на Престоле восседает Вышний СУДИЯ в окружении двадцати четырех апокалиптических Старцев.

Попросил Павла рассказать историю создания панно:

Павел Рыженко "Страшный Суд"— Два года назад Владыка Якутский и Ленский Зосима предложил мне написать Страшный Суд для нового собора Всех Святых в Якутске. Первоначально его предложение меня насторожило. Ведь прежде я не занимался сугубо церковной живописью и с ее канонами в большей степени знаком как простой зритель, как рядовой православный, хотя в Академии мы, конечно, изучали древнерусское храмовое искусство. В этом я сразу же признался Владыке Зосиме. Но он отверг мои сомнения и сказал, что для нынешних верующих было бы ценнее не подражательное следование древним традициям храмовых изображений Страшного Суда, но личное видение Апокалипсиса глазами их современника — русского человека, русского художника.

Именно так. Владыка просил меня написать современное видение Апокалипсиса глазами современного русского человека, без ограничений. Он так и сказал мне: «Как ты сам это видишь, так и пиши». Канонически точно я и не мог бы изобразить, но так представляю то, что всем нам предстоит. Каждому предстоит. Ведь Страшный Суд будет вершиться и надо всем человечеством, и над каждым воскресшим из мёртвых. Над тобой, надо мной.

И всё же мне до сих пор непонятно, как взялся за эту непосильную для меня работу. Художественные, нравственные и духовные проблемы, которые встали передо мной, первоначально казались вовсе неразрешимыми. Взялся за работу с чувством и убеждением, что она для меня совершенно непосильна. Благословение Владыки Зосимы на творческую свободу в художественном решении только усугубляло тягостность моего состояния. Было множество эскизов, ежедневный труд без отдыха, и никакого цельного результата.

Тут у меня начались различные искушения, в том числе и со здоровьем: поднималась температура и держалась неделями, а врачи никак не могли установить правильный диагноз. Никакие лекарства и лечебные процедуры не приносили облегчения. При очередном обследовании обнаружился отек легких, вызванный какой-то непонятной инфекцией. В общем, я оказался при смерти…

— В эти тяжелые для тебя дни мне позвонил Виктор Саулкин и сообщил, что ты тяжело болен. Просил молиться за тебя. Он тогда же по «Радио-Радонеж» в своих передачах просил православных молиться о выздоровлении тяжко болящего раба БОЖИЯ Павла.

— То, что я при смерти, стало понятно не только докторам и моим близким, но и мне самому. Конечно, я благодарен всем за сердечные молитвы обо мне. Выжил. Тогда-то мне и стали приходить настоящие художественные и духовные решения моей работы. Кризис разрешился благополучно..

— «Кризис» в переводе с греческого означает «суд», «судебное разбирательство"…
'
— Вот именно! Страшный БОЖИЙ Суд состоит из безчисленного множества персональных судов. Ежедневно мы подвергаем себя БОЖИЮ Суду. Душа каждого из нас после смерти зримо испытает первый личный суд перед лицом ГОСПОДА. А по воскресении из мертвых мы вновь — каждый в отдельности — будем преданы окончательному БОЖЬЕМУ Суду. Почти смертельная болезнь помогла мне во всей силе осознать собственную глубокую греховность и неизбежность БОЖЬЕГО Суда, неизбежность ответа перед НИМ за всё мной сделанное, за всё мною сказанное, за все мои помыслы и чувства, в которых я провинился перед НИМ и перед ближними.

Чувства кающегося грешника на смертном одре, грешника, который умоляет ГОСПОДА о прощении, теперь мне очень близки. Именно в этой надежде близки: недостоин, но все равно хочу выпросить прощение у ГОСПОДА! И вот это яростное желание БОЖИЕЙ милости, БОЖЬЕГО прощения, которое во мне живо и сейчас, излил на холст. Осознание этого дало мне точку опоры для работы. Определилась личная точка зрения на грядущее апокалиптическое событие. В православной аскетике есть понятие — «память смертная». Мне помогла в работе моя смертная память.

Именно поэтому в центре я изобразил себя восставшим из могилы, мертвенно серым в страшном ожидании своей судьбы, когда множество моих грехов тянут чашу судных весов вниз и ад злобно ликует над моей вечной погибелью. Но надежда на неизмеримую милость БОЖИЮ жива! Вот это самое страшное мгновение и стало для меня единственно возможной точкой зрения на конец истории человечества в преддверии Вечной Жизни для одних и вечной адской муки для других..

— В твоей картине преобладает тема ХРИСТОВА воинства. Здесь и воины Святого Царя Константина Великого, и герои Куликовской битвы, солдаты и офицеры Первой Мiровой войны, монархисты гражданской, герои Великой Отечественной, есть и «афганцы», и сражавшиеся за целостность России на Кавказе на рубеже XX-XXI столетий… Вон там, полагаю, изображён Воин-Мученик Евгений Родионов?..

— Да, это Святой Мученик Евгений, наш современник. В целом же — это Русская Национальная Идея. Так я вижу Русскую Идею в конечном её итоге. Сам для себя я это полотно так и называю «Русская Идея». Для меня было главным не упустить всё, что на сердце накопилось за многие годы, может быть, вообще за всю свою жизнь, хоть и не очень длинную. Мне было важно попытаться с БОЖИЕЙ помощью изобразить на холсте всё виденное в России, в её прошлом, настоящем и будущем. Виденное не только мной, а вообще всеми моими близкими и друзьями… Зачем русский человек живёт? За что он кровь проливает? За что он умирает? Хотел показать — за что русский православный не должен даже и пальцем пошевелить, а за что он должен стоять насмерть.

Конечно, в чём-то это не каноническое изображение, но в чём-то же оно совершенно каноническое. Если канон рассматривать прежде всего как правду БОЖИЮ, как несомненное стояние за эту правду, то всё это в церковный канон укладывается. Именно этого, как потом выяснилось, и хотел от меня Владыка Зосима… И вот сейчас эту обновлённую работу, предназначенную уже для сугубо выставочной деятельности хотел бы провезти по городам России.

— В каких же городах ты хочешь выставить своё полотно?

— Мне очень хотелось бы показать «Страшный Суд» в Сталинграде (он же Царицын, он же Волгоград).

— А где именно в Сталинграде?

— В здании панорамы Сталинградской битвы. Очень хочу, чтобы «Страшный Суд» увидели и в Курске. Ведь это святые места, где явилась икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Курская-Коренная! Там тоже есть музей-панорама Курской битвы. Самое страшное сражение вообще во всей истории войн — предтеча Армагеддона. В планах и Ростов-на-Дону. Там, к сожалению, выставлять «Страшный Суд» буду не в музее. Там нет таких музейных площадей. Но мы присмотрели замечательный спортзал. И сам Ростов, и весь Дон — это Русская Земля, обильно политая Русской Кровью, казачьей прежде всего. Мечтаю выставить «Страшный Суд» и в Екатеринбурге… Просто буду умолять, чтобы в Екатеринбурге нашли место для экспонирования. Ради этого города можно и нужно стоять на коленях, вообще не сходя с места. Это же Царская Голгофа России! Я очень надеюсь на Екатеринбург… А дальше, как БОГ даст. Полагаю, если такая серия выставок в этих городах России состоится, то через год и в других местах этот «Страшный Суд» захотят увидеть. Я надеюсь… Если это будет полезно для России, для Русского Народа, ГОСПОДЬ всё устроит… Но мы с тобой встретились по другому — очень важному для меня поводу.

— Да-да, Павел, конечно!

— Хочу сказать несколько слов о своем благодетеле и друге Александре Юрьевиче Афанасьеве. Для меня просто — об Александре, о Саше. Потому что с ним у нас отношения сразу стали дружескими. Познакомился с ним в 2001 году. Он приехал в мою мастерскую посмотреть картину «Царь Алексей Михайлович Тишайший». Он как-то сразу понял, что эта картина сейчас нужна России. С его стороны была ещё в раннюю пору нашего знакомства серьёзная финансовая поддержка мне, для того чтобы я год, не думая о повседневном хлебе, работал над картинами для новой выставки. Он приложил много усилий и стараний для того, чтобы осенью 2003 года в Центральном Доме Художника прошла моя первая общедоступная персональная выставка. Им были приложены те усилия, которые я сам приложить никак бы не мог. Был оплачен зал, была организована большая информационная поддержка в средствах массовой информации. Выставка имела большой успех, и наше сотрудничество продолжилось. Потом была выставка моих работ в Малом манеже. Ты помнишь, тогда впервые выставлялся мой Куликовский цикл. И так продолжалось до той поры, когда Александр Юрьевич, не без попущения Божия, попал в то обстояние, которое продолжается до сих пор.

Не хочу говорить, что Александр без греха. И сам я грешник. Безгрешных людей нет и среди моих близких. Все мы люди грешные. Но что касается Александра, то всегда он был для меня примером грешника кающегося, примером русского человека, твердо ставшего на путь, ведущий ко ХРИСТУ, пример молитвенника, искренне любящего Родину, стремящегося только к одному: к Богоугождению и к защите своего Отечества всеми возможными способами, которые в его силах и которые ему доступны.

Но такой тип современного русского человека непонятен Западу. Им понятны те «россияне», кто покупает иностранные футбольные команды, замки, виллы на Юге Европы. К происхождению таких капиталов на Западе не возникает никаких вопросов. Это их «наши»! А когда русский, национально мыслящий предприниматель, никак не скрывающий своей приверженности Православию, включается в их экономику, сразу же возникает масса вопросов. В таких Запад видит угрозу для себя. Даже если никакой угрозы нет вовсе. Таких и подбивают, как птицу на взлёте, для таких расставляют хитроумные сети, по всему «цивилизованному» мiру раскидывают эти сети и чуть что улавливают в них. Ведь Александр хочет служить своему Отечеству, не на словах, а своими делами. Это европейцам не нравится.

Мне трудно даже представить стратегию юридической защиты Александра Юрьевича. Если там настроены белое называть чёрным, а чёрное — белым, только чудо может изменить их позицию. Верю, что и волос не упадёт с головы человека, если на то не будет БОЖИЕЙ воли. ГОСПОДЬ явно испытывает Александра, духовно приуготовляя его для чего-то большего, значительного, чем те труды и послушания, которые он нёс в прежнее время.

Промысел Божий в этом испытании русского духа несомненен. Александр обязательно освободиться от этих уз, будет с нами — со всеми, не только со своими лишь друзьями, но вообще с Россией, которую он так беззаветно любит. И я думаю, что недалёк тот час, когда все мы возрадуемся возвращению Александра. Могучая Княжья рука его Небесного Покровителя вдруг неожиданно встанет на пути беззакония, которое сейчас льётся, как из брандспойта.

Человеческий, точнее — «общечеловеческий» суд который вершится в Штутгарте, только считает себя судом. Но по сути давно таковым он не является. Европа после разгрома Югославии явно восстала на Христианские начала судопроизводства. Но есть, есть БОЖИЙ Суд! Вот его всем надо бояться…

Могу свидетельствовать на любом суде, и перед людьми, и перед БОГОМ, что Александр — мой друг. И я от него никогда не откажусь, не отрекусь. Он дорог мне так же, как дорога мне моя собственная семья. К сказанному добавить могу только одно, что молюсь за него. Мы дома весьма чтим Святую Великомученицу Анастасию Узорешительницу и обращаем к ней свои молитвы об узнике Александре. Надеюсь, что его освобождение неизбежно. Сейчас произошёл страшный нападок бесовских сил, которые вцепились в Александра. Но я уверен, что выход его на свободу близок и что за этим выходом сразу последуют какие-то очень важные даже и для всей нашей страны события, в которых он будет участвовать, участвовать именно как патриот России. За Отчизну он готов и душу свою положить.

Все, что произошло и пока происходит с моим близким другом, пойдёт ему только на укрепление, чтобы его сердце ещё больше возгрелось любовью ко ХРИСТУ, к Отечеству, к своим близким, чтоб он ещё глубже взглянул на самого себя. Его жизнь ещё больше исполнится христианским детским взглядом на окружающий мiр. Такие испытания, которые Александр сейчас переживает, очищают душу. И все больше он приближается к этому состоянию христианской детскости, о котором сказал ХРИСТОС: если не будете как дети, не увидите Царствия Небесного.

В зал Победы вошла большая группа школьников из младших классов. Их жизнерадостный гомон заполнил гулкое пространство, и дальнейшая запись нашей беседы на диктофон стала невозможной: индикатор зашкаливал, и я понял, что тихий голос Павла на этом фоне восторженных детских голосов мне потом в записи не удастся разобрать. Да все нужное для интервью Павел успел проговорить.

Расшифровка интервью и подготовка материала заняла несколько больше времени, чем я рассчитывал, и чтобы не откладывать публикацию в долгий ящик, решил завизировать текст беседы по телефону. Под конец моего чтения Павел Рыженко сказал:

— Вчера был в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Подал записки об узнике Александре. Заказал молебен о его здравии. А потом сам молился, как мог, о своём друге у мощей Преподобного Сергия Радонежского. Было это в час дня, а по европейскому времени раньше. Возможно, именно тогда, когда в Штутгарте начался суд.

БОГ даст, всё устроится в Сашиной судьбе. Верю и надеюсь…

Москва, 17 Октября 2007 года по Р.Х.

http://rusk.ru/st.php?idar=112120

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Гревцев    19.10.2007 09:56
Прочитал беседу с Пашей Рыженко. Здорово. «Страшный Суд» его работы — действительно потрясающая вещь. Видел её весной. Каждый русский человек переживает что-то похожее хотя бы раз в жизни. Именно поэтому Бог не оставляет Россию. У меня есть об этом давнишнее стихотворение. Предлагаю его Вашему вниманию.
Игорь Гревцев


На колени, душа!

На колени, душа! На колени!
Сверзи гордую выю свою.
Стань бездомнее и смиреннее
Журавлей, улетевших на Юг.

Как они подчиняются зимам,
Год от года верша перелёт,
Подчинись Божьей воле незримой
И всему, что Господь ни пошлёт.

Научись быть покорной у почвы,
Что, безропотно и без тоски,
Принимает в себя днём и ночью
И дожди, и снега, и плевки.

Стань послушной — как зрелые травы
Или — как придорожный родник,
Что себя отдают на потраву
Всем, кто только нуждается в них.

Обдирая чело о коренья,
Никого и ни в чём не коря,
Стой, душа, до конца на коленях, —
Се, Жених твой уже при дверях.

21 Апреля 2002 года

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика