Русская линия | Валентин Семенов | 18.10.2007 |
А как изменяется отношение к религии сегодня — в России, в Петербурге, в университете? Каковы пути выхода из духовно-нравственного кризиса в обществе? Об этом мы беседуем с профессором В.Е.Семеновым.
— Религиозность населения города мы начали отслеживать с 1992 года. В советское время подобных опросов практически не проводилось, но, по оценкам специалистов, до перестройки верующих было не больше 10%. Только в конце 1980-х начался массовый рост религиозности, — рассказал профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета (НИИКСИ).
Религиозность в России
— Как можно охарактеризовать религиозную ситуацию в России сегодня?
— В 2006 году две авторитетные социологические «фирмы» провели опросы, изучающие религиозность населения России, — Всероссийский институт изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Институт общественного проектирования (ИнОП, Москва). ВЦИОМ на сегодняшний день получает самые надежные и точные данные (всероссийская выборка, обычно 1500−1600 человек из 150 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации). Оба института использовали схожие методики опроса, их данные репрезентативны, им можно доверять. И вот какую картину они получили (Табл. 1):
Как мы видим, православных в России — явное большинство, не сравнимое ни с одной другой конфессией. И в отличие от всех прочих опросов, здесь выделена особая строка «веруют в Бога неконфессионально». Это отчасти так называемые новые религиозные движения (НРД) и некие верования, когда человек верует в неопределенного Бога, в некое сверхъестественное существо. Такая вера у молодых людей возникает часто под влиянием фантастики, фэнтези, мистических фильмов и прочего. И эти новые религиозные движения пока остаются малоизученными, это актуальная задача для религиоведов и социальных антропологов.
— А как эти цифры статистики менялись за последние годы?
— Если посмотреть ретроспективно, то увидим, что количество православных верующих в нашей стране росло с начала 1990-х до 1999 года. Потом их число замерло где-то на 55% опрошенных. С 2002 года начался небольшой подъем, и в 2006-м этот подъем снова стал увеличиваться.
По репрезентативным данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), отношение к религии в России в 1990-е годы выглядело так (в процентах к числу опрошенных)(Табл. 2):
Увеличение числа верующих всех конфессий произошло за 9 лет на 20% (с 44% до 64%), среди православных — на 21% (с 34% до 55%). За то же время количество неверующих уменьшилось на 9% (с 40% до 31%).
Дальше динамика религиозности в России, по данным того же фонда «Общественное мнение», была следующей (в процентах к числу опрошенных) (Табл. 3).
У православных есть небольшой рост на 4% за эти пять лет (с 54% до 58%), количество мусульман осталось практически на том же уровне, хотя религиозные деятели ислама говорят о резком росте количества верующих. И можно отметить уменьшение числа неверующих — на 7% (с 37% до 30%). А в 2006 году неверующих стало еще меньше (см. первую таблицу).
А в целом за 15 лет, с 1991 по 2006 гг., возросла общая религиозность населения России. Количество православных за это время возросло фактически в 2 раза, а число неверующих и атеистов значительно уменьшилось.
Не только опросы
— Валентин Евгеньевич, опросы, наверное, не единственный способ изучения религиозности?
— Конечно, о религиозности можно судить не только по опросам социологов. Есть другие пути — например, изучение статистики религиозных организаций. По данным Интернета, полученным нами с официальных сайтов, на конец 2006 года в России было 12 216 зарегистрированных организаций Русской Православной церкви (сюда включены общины, учебные заведения, монастыри и другие организации РПЦ). На втором месте по количеству — 3668 исламских организаций. На третьем, больше 3000 — протестанты (включая 965 организаций евангельских христиан-баптистов, 1486 — «пятидесятников», 652 — адвентистов седьмого дня и других). И на четвертом — новые для нашей страны религиозные организации (вроде «церкви» Муна, веры Бахаи, сайентологов, кришнаитов и тому подобных).
Для сравнения укажу сведения по количеству организаций других мировых религий: 197 — буддизм, 284 — иудаизм, 251 — римско-католическая церковь (как одна из христианских конфессий).
Но этот способ изучения религиозности имеет свои минусы. Во-первых, количество организаций непостоянно, бывает и так, что сегодня организация есть, а завтра она развалилась. Ситуация здесь похожа на ситуацию с молодежными организациями, которые фиксируются в Комитете по молодежной политике. Во-вторых, количество членов в организациях — несравнимо: есть организации маленькие, а есть и очень крупные. И наконец, многие организации завышают количество членов, входящих в нее… Дело могли бы поправить только специальные исследования, например, включенное наблюдение или доверительное интервьюирование — хотя бы сотрудниками с кафедры социальной антропологии факультета социологии СПбГУ.
Кроме статистики организаций и опросов, есть и другие пути изучения религиозности. Скажем, существует Американский атлас религий. Если мы посмотрим там, то увидим: в России — 75% христиан, а в США — 86%. При этом подразумевается, что у нас, естественно, — это православные, а у них, конечно, в основном протестанты. А в некоторых странах Южной Америки — чуть ли не 100% населения — христиане-католики. Но это упрощенный подход: раз ты испаноязычный — значит, католик.
Замечу тут же, что и репрезентативные опросы социологов отражают лишь общую картину. Они дают адекватное представление только о больших конфессиях, «ухватывают» только крупные явления, а в более мелких могут и ошибаться, поскольку цифры по количеству сторонников небольших конфессий ниже границ статистической достоверности и учитываться не могут. Например, в опросах 2006 года, о которых мы говорили в самом начале беседы, в 1600 опрошенных по России могли просто-напросто не попасть (или попасть в меньшей степени) представители мелких организаций (мормоны, тантристы или даже свидетели Иеговы).
— Но главное: веруют-то все по-разному, с разной степенью глубины. И то, что человек называет себя, допустим, православным — еще не значит, что он ходит на службу в храм каждое воскресенье, регулярно причащается, исповедуется, держит пост от и до…
— Согласен, эту глубину отношений сложно отразить в статистике. И скажем, пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский считает, что воцерковленных в России примерно 13%. Это как раз те, кто регулярно посещают храм, молятся, причащаются, соблюдают посты. Как видите, по сравнению с 60−70% населения, которые считают себя православными, — это куда более скромная цифра.
Но она согласуется, кстати, с исследованиями НИИКСИ. Если мы задаем респондентам вопрос: «Считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком?», то получаем один ответ (порядка 55−60%). А если интересуемся: «Какие из жизненных ценностей для вас самые важные?» (при этом задаем вопрос закрытый — то есть предлагаем выбрать самые главные из семи ценностей: Семья, Здоровье, Деньги, Друзья, Интересная работа, Справедливость, Вера), то картину получаем совсем иную. В этом случае мы видим истинные приоритеты людей: Веру выбирают лишь 11−14% опрошенных, Семью же и Здоровье всегда выбирают чаще всех ценностей — 70−85%.
А как в Санкт-Петербурге?
— Вижу, что мы плавно перешли от общероссийской статистики к опросам петербургским. И здесь вклад НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ в изучение религиозности неоспорим. Как же выглядит Санкт-Петербург на фоне России?
— Процессы в Петербурге развивались параллельно с общероссийскими, но цифры, характеризующие религиозность в нашем городе, несколько иные, чем в целом по стране. Вот динамика численности верующих в Санкт-Петербурге, по опросам НИИКСИ СПбГУ. Наши респонденты отвечали на вопрос: «Считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком?» Данные указаны в процентах, количество опрошенных приведено в скобках:(Табл. 4)
Как мы видим, в начале 1990-х был резкий подъем религиозности населения Петербурга. Пика цифры достигли в январе 1995 года, и этот максимум держался до осени 1999-го. А потом показатели пошли на спад, происходило уменьшение числа верующих. И только в последнее время, с 2004 года, опять намечается плавный подъем. Можно сравнить данные наших опросов с общероссийскими. (Табл. 5)
Число верующих в Петербурге всегда было несколько меньше, чем по России в целом. В больших городах, как свидетельствуют исследования, религиозных людей во? обще меньше, чем в малых городах, деревнях и селах, а Россия — это не только города с миллионным населением.
Конфессиональный состав религиозности в Петербурге тоже немного иной, чем в России в целом. Рядом Европа, существует влияние стран Балтии, Скандинавии, — видимо, поэтому у нас больше католиков, лютеран, чем в целом по стране.
Когда мы спрашивали: «К какой вере, конфессии вы себя относите?», то процент православных среди верующих петербуржцев всегда был в диапазоне 93−95%. Прочие конфессии (католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудеи и другие) суммарно оставались в пределах 5−7% верующих. Но эти цифры, как мы и говорили выше, менее показательны, поскольку касаются не таких больших групп населения.
Среди молодежи верующих нередко немного больше, чем в общей выборке, и еще больше среди пожилых людей, а среди зрелых людей (от 30 до 50 лет) — наоборот, меньше, чем в общей выборке. Но если старшее поколение строго конфессионально, то религиозность молодежи гораздо шире. Она нередко принимает самые причудливые формы, включает в себя и мистику, и мифологию. Нынешняя молодежь — это то поколение, которое вошло в сознательную жизнь, когда Рождество Христово уже стало государственным праздником. Это с одной стороны. А с другой, когда началась экспансия в нашу страну всевозможных проповедников, тоталитарных сект и различных экзотических учений. Влиянием этих факторов во многом объясняется противоречивая картина религиозности в Санкт-Петербурге.
А в Университете?
— Есть ли данные о количестве верующих в нашем Университете? Проводили в НИИКСИ такие опросы?
— В 2006 году сотрудники НИИКСИ с помощью профсоюза студентов и аспирантов СПбГУ опросили студентов 16 факультетов нашего Университета. Всего в исследовании участвовал 881 человек, и опрос касался многих тем — в том числе и религиозности. Мы получили следующие данные: среди студентов СПбГУ верующих — 53% опрошенных, неверующих — 38%. Если смотреть отдельно статистику по конфессиям (среди назвавших себя верующими):
79% - православные,
2,5% - католики,
2,5% - мусульмане,
около 2% - буддисты,
около 1% - протестанты,
0,2% - иудаисты,
13% - веруют в Бога внеконфессионально.
Для сравнения отметим, что наш опрос в четырех вузах Петербурга в 2005 году показал, что верующими себя считали 54% студентов. Однако опросы в наше время проводить становится все труднее по разным причинам. Например, на многие предприятия и фирмы просто не попасть: руководство считает, что «люди должны на рабочем месте больше работать, а не отвечать на ваши вопросы…» И статистики, относящейся к работающей молодежи, явно недостаточно.
В том же исследовании студентам университета мы задавали наш традиционный вопрос о доверии к различным государственным и общественным институтам. Очень высок рейтинг президента России В.В.Путина — ему доверяют 57% опрошенных (и не доверяют 25%). На втором месте — Русская Православная церковь, ей доверяют 48% (и не доверяют 25%). У всех остальных общественных институтов, включая правительство, Совет Федерации, Госдуму, суд, армию, милицию, рейтинг гораздо ниже — большинство опрошенных им скорее не доверяют, чем доверяют. На этом фоне доверие, оказываемое Русской Православной церкви, вызывает особое внимание.
В год 170-летия университетского храма Св. апосто? лов Петра и Павла, мне кажется, уместно будет рассказать, что в Санкт-Петербурге действуют 15 вузовских храмов. Кроме нашего Университета, храмы открыты или восстановлены в РГПУ им. А.И.Герцена, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в Политехническом университете, в Медицинской академии им. Мечникова и других. А в Москве, для сравнения, известен только храм Св. Татианы в МГУ.
В опросе студентов нашего Университета мы задавали такой вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы университетский храм был передан общине?» И 79% студентов ответили, что согласны, а 13% были против. Так что хочется надеяться, что к юбилею наш храм будет передан общине, а для Музея истории университета найдется другое достойное помещение.
Необходим нравственный контроль
— Валентин Евгеньевич, видно, что вас эти вопросы волнуют не только как социолога, но и лично. И что интерес и внимание к религиозности связаны с более глубокими проблемами…
— Недальновидные журналисты то и дело обрушиваются на православие, иронически называя его государственной религией России. И не хотят видеть, что в стране, свыше 60% населения которой считают себя православными, нет ни одного православного телевизионного канала. Только на Первом канале по субботам в 9 часов утра дают 20 минут (то есть раз в неделю) митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу в программе «Слово пастыря». И в то же время на канале ОТВ часами вещают протестанты: под джаз славят Господа, рассказывают о чудесах обращения и дальнейшем процветании, но как-то легковесно и даже примитивно. На петербургском телевидении раньше была передача «Храм», теперь ее нет, было Православное радио в Петербурге, но эту волну, говорят, выкупил какой-то бизнесмен, и такого радио больше нет. На канале телевидения, который вещает на Московскую область, была православная передача «Русский дом», ее тоже нет.
И это все происходит в нашей стране в то время, когда — и это многими признается — продолжается и даже углубляется духовно-нравственный кризис в обществе. Но вместо того чтобы решать проблемы нравственной деградации, говорят только о том, что не хватает денег, что всё решают финансы и процветает прежний, упрощенно понимаемый экономоцентризм. А то, что Россия занимает одно из первых мест в мире по убийствам и самоубийствам, — вот это по-настоящему страшно. То, что в стране производят больше 2 млн абортов в год. То, что население страны уменьшилось в прошлом году еще на 700 тысяч, а за 13 лет, по официальным данным, мы потеряли 11 млн человек из-за того, что смертность превышает рождаемость…
Смотрите, что получается: с одной стороны, президент призвал к увеличению внимания к матерям и детям, выстраивается государственная политика увеличения рождаемости, а с другой, идет целенаправленное, иначе не назовешь, развращение молодежи, ведущее к вырождению. Казино и ночные клубы, продажа видеопорно на каждом шагу, реклама пива, а то и алкоголя, клипы для подростков по мобильной связи вроде «Раздень училку», масса телевизионных передач, посвященных самому вульгарному и бездушному сексу — в том числе и в прайм-тайм, по общедоступным каналам (то есть доступным и детям), бандиты или сыщики с пистолетами и мордобоем в бесконечных сериалах, стриптизерши, проститутки и гомосексуалисты как поведенческие модели для подражания, нецензурная лексика… Этот перечень можно продолжать. Во всех цивилизованных странах все это присутствует — но только на кабельном коммерческом телевидении. И родители могут это «окошко» закрыть для своих детей. Педагоги и общественность неоднократно обращались в правительство и в Госдуму с требованием запретить развращение молодежи, но ответ был по сути один: не хотите — не смотрите… И даже данные мировой науки, подтверждающие требования общественности, для наших законодателей и чиновников — пустой звук.
Но если мы хотим повышать рождаемость в стране, если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми морально и физически, надо вводить нравственную цензуру на телевидении и в любых разновидностях рекламы. И наши опросы показывают, что 80% населения Петербурга выступает за введение нравственного контроля за содержанием телепередач и рекламы. И при опросе студентов нашего Петербургского университета в прошлом году 75% из них четко выступили за необходимость такого нравственного контроля (17% были не согласны, остальные затруднились ответить).
Более того, преподаватели и студенты чувствуют необходимость духовно-нравственного воспитания молодежи. Поэтому в Петербурге несколько лет назад была создана межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» (ее президентом является ректор Санкт-Петербургской Духовной академии архиепископ Константин, вице-президентом — ректор Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Г. А.Бордовский). Сейчас в ассоциацию входят уже около тридцати вузов города, в том числе и наш Университет, Университет технологии и дизайна, Университет экономики и финансов, Университет культуры и искусств, Медицинская академия им. И.И.Мечникова, Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского, Российская Военно-медицинская академия и другие. Ассоциация проводит не только всевозможные конференции, чтения, встречи, паломнические поездки, но и межвузовский творческий конкурс, посвященный дню святой Татианы (номинации: благодатная педагогика, христианство и философия, сочинения и рассказы, видеофильмы, духовная и фольклорная музыка, изобразительное и прикладное искусство, Интернет-проекты и другое. Совместно с телерадиокомпанией «Петербург» ассоциация «Покров» создала творческий коллектив «Духовное наследие», который производит и выпускает десять еженедельных радиопередач. Ассоциацией совместно с Санкт-Петербургским собором православной интеллигенции организован Общественно-экспертный совет по вопросам культуры и рекламы, благодаря деятельности которого удалось улучшить в нравственном отношении положение с уличной рекламой в городе.
Но в принципе необходимо переходить к более активным гражданским действиям, подобным митингу студентов и преподавателей петербургских вузов «За нравственность на российском телевидении», который успешно прошел 11 октября 2006 г. на Манежной площади рядом с Домом радио, где находится руководство ряда телерадиокомпаний. Инициатива митинга исходила от членов Общественно-экспертного совета по вопросам культуры и рекламы, была поддержана ректором СПбГУ Людмилой Алексеевной Вербицкой, неоднократно выступавшей с критикой безнравственности на российском ТВ, а также и другими ректорами петербургских вузов. Межвузовская ассоциация «Покров» выступила непосредственным организатором этой акции.
Однако ясно, что необходима активная законодательная деятельность по обузданию инфраструктуры и пропаганды порока и насилия. Нужна более мощная и постоянная массовая работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи, всех ее групп на основе патриотизма, гражданственности и веры, утверждения принципов социальной справедливости.
Вопросы задавал Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова
Впервые опубликовано в журнале «Санкт-Петербургский университет»
http://rusk.ru/st.php?idar=112119
Страницы: | 1 | |