Русская линия | Марина Михайлова | 01.10.2007 |
В церковной жизни две главных темы: пасхальная и великопостная. Не каждому удается всегда пребывать в гармонии с миром и собою, поэтому, исходя из своего внутреннего устроения, кто-то склоняется к покаянной сосредоточенности, другой — к ликованию от переполняющей радости бытия.
Юрий Петрович Костыгов — художник пасхальный. Его яркие работы, высвеченные солнечным потоком, это нескончаемый торжествующий гимн Творцу. Они словно проявляют нам, незрячим, чудесный фаворский свет истины бытия. Мастер учит нас любить Божий мир и человека — создание Божие — в нем.
Не зря в книге отзывов выставки один из посетителей написал: «Глядя на эти работы, хочется жить!»
Низкий поклон вам, Юрий Петрович.
— Юрий Петрович, как вы стали фотохудожником?
— В годы моей учебы в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной среди наших студентов было сильно увлечение фотографией. Заинтересовала она и меня, со временем став делом всей жизни. При съемке пригодился опыт, полученный при занятии живописью. Через объектив я смотрел глазами художника.
В начале 1990-х мне предложили фотографировать церковные службы. Получил на съемку благословение митрополита Иоанна (Снычева; + 1995). К тому времени я осознанно крестился, поняв необходимость для себя этого шага. Начал читать Священное Писание, святоотеческие труды. И вот что интересно. У меня есть привычка: при чтении делать какие-то выписки для себя, отмечая заинтересовавшие меня мысли. Так вот, при знакомстве со Священным Писанием, поймал себя на том, что Евангелие я переписываю почти полностью… Настолько Евангельская истина овладела моей душой.
Прошло время. Больше десяти лет назад я стал епархиальным фотографом. Теперь, имея на фотосъемку архиерейские благословения, участвуя в церковных Таинствах, читая святоотеческую литературу, стараюсь смотреть на окружающий мир глазами православного человека. Вера помогает в осознании того, что я делаю.
Чем больше фотографирую, чем больше вдумываюсь, тем глубже начинаю понимать, насколько велики возможности фотографии в отражении величия православного богослужения, его красоты, высоты духовного полета…
Благодаря этому служению я познакомился со многими людьми, начиная от простых прихожан и кончая известными старцами. Меня и работа увлекает, но главное — удается приобщиться к непостижимой глубине православного богослужения. Во время службы вглядываясь в лица богомольцев, сопереживаю их молитве, потому что молящиеся дополняют красоту богослужения, помогаю постичь смысл соборности.
Особенно торжественно и благолепно архиерейское богослужение, на котором мне чаще доводится бывать. Принимаю участие в службе, молюсь. Но стараюсь уединиться, чтобы не привлекать к себе внимание, не отвлекать людей от молитвы: фотограф с фотоаппаратом уже и так привлекает внимание, а если он еще и крестится, молится…
— Юрий Петрович, расскажите о каких-нибудь особо запомнившихся съемках.
— Фотографирую я и в воскресных школах, на православных выставках, концертах, бывал и в тюремных храмах. И знаете, я обратил внимание на то, что так, как молятся в тюрьме, не молятся больше нигде. Мне посчастливилось присутствовать на Божественной литургии в тюремном храме прп. Серафима Саровского в п. Форносово, когда там совершились два венчания. Благодаря этому праздник преподобного Серафима стал еще торжественнее и трогательнее. Лица всех присутствующих просветлились. Атмосфера была настолько возвышенной и одухотворенной, что я не заметил, как увлажнились глаза… Только почувствовал вдруг, что смотрю в объектив сквозь слезы… Со мной такого раньше никогда не бывало. Настолько сильной была молитва. Представляете себе лица заключенных? Так вот, эти были удивительны. Мне еще бы хотелось побывать на необыкновенной службе в тюремной церкви.
Такой еще случай вспоминается. Во время пасхальных торжеств в год 2000-летия Рождества Христова, проходивших в Исаакиевском соборе, владыка Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, попросил меня запечатлеть его встречу с президентом России В. Путиным, которая должна была состояться после молебна. Коллеги предупредили меня, что охрана президента не позволит фотографировать. Когда я сказал об этом владыке, он ответил: «А ты иди, я тебя благословляю. Как Господь управит, так и будет». Получил благословение, помолился и пошел на съемку.
Молебен закончился, люди начали расходиться. Я стоял на солее, вместе с хором. А президент направился к другой стороне солеи. Я начал фотографировать издалека. В это время владыка преподносил Владимиру Путину красивое изображение Исаакиевского собора. Я находился за спиной митрополита и понимал, что с этой точки снимок не получится. Надо было решиться выйти на середину храма, чтобы приблизиться к митрополиту и президенту на пять-шесть метров. Я оставил свою сумку на солее и пошел медленно, но верно засвидетельствовать это событие. В те минуты спиной пришлось ощутить пронзительные взгляды, возникло даже чувство, словно нахожусь «на мушке». Очевидно, что любое резкое движение могло закончиться для меня печально. Но снимок получился, был опубликован многими газетами и журналами, был доставлен и Путину.
Можно добавить, что вся пресса, в том числе и личный фотограф губернатора, находились в пятидесяти метрах, и ближе допущены не были.
Бывает, явно ощущаешь Божию помощь во время съемки. Так, одному мне удалось запечатлеть крест на небе во время закладки фундамента церкви вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке, радугу при освящении часовни у Никольского собора. Ничем иным, как Божией помощью эти случаи не объяснить.
— Юрий Петрович, какие бы советы дали вы начинающему фотографу?
— Несмотря на то, что я благословлен на съемку богослужений двумя митрополитами, не перестаю испытывать неловкость, потому что вольно или невольно отвлекаю людей от молитвы. Но таково мое служение. Пользуясь случаем, хочу обратиться к людям, которые пытаются фотографировать богослужение, с просьбой о том, чтобы они этого не делали. Даже не важно, благословил батюшка, не благословил, за все придется отвечать, за каждый вздох, а уж если мешаем молитвенному состоянию, — тем более. Велика ответственность на нас, если вмешиваемся в разговор человека с Богом. Не зря во многих храмах имеется изображение перечеркнутого фотоаппарата.
Не осознавая того, люди совершают грех. Пользуясь возможностью, просто прошу: не фотографируйте богослужение. Сам очень остро ощущаю, что мешаю, хотя стараюсь не суетиться, не мельтешить…
А для того, чтобы получился хороший кадр, каждый фотографирующий должен понять, чего он хочет добиться. И выстраивать композицию именно к этому кадру. Очень важно, как скомпонован кадр, и в какой ситуации ты находишься. Фотография — это рисунок светом, она должна быть выразительной. Должна запечатлевать и само событие, и время.
…Знаете, так радостно видеть на богослужении светлые, чистые лики. Это громко звучит, но оно именно так и есть. Люди приходят к Богу, и открывается лучшее, что есть в их душах. Глядя на богомольцев, понимаешь, что Россия должна возродиться. Об этом говорят не только лица взрослых, сознательно верующих людей, но и лица чистых, непорочных детей. С каким трепетом, с какой верой они молятся…
Это особенно удивительно, зная, какие страшные гонения на веру Христову претерпела Россия, как долго, жестоко насаждалось безбожие. Но воцерковление русского народа, пусть не так быстро, как нам бы хотелось, идет, и его ничем не остановить.
Невозможно согласиться с тем, что, как порой приходиться слышать, идти в церковь, ставить свечи, венчаться сейчас модно, Думается, мода — не то слово, оно — от беса. Мы возвращаемся, как возвращается блудный сын к своему Отцу. Потому что тот, кто не почитает веру предков, тот предает и Бога, и самого себя. Мы сейчас возвращаемся к той вере, с которой Русь была Святой, ведь даже наши недруги так ее называли.
И я свято верю, что, может, наша Родина не будет столь великой, как прежде, но Святой Русью она останется.
Выставка фоторабот Юрия Костыгова «На молитве Русская земля» открыта в культурно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры с 12 до 18 часов до 6 октября.
http://rusk.ru/st.php?idar=112065
Страницы: | 1 | |