Русская линия | Сергей Чесноков | 01.10.2007 |
Мы приехали на озеро с известным нижегородским композитором и исполнителем русского романса, руководителем ансамбля «Мир искусства» Валентином Водопьяновым и его знакомым Станиславом Федоровым. В дороге Валентин Викторович рассказал о своем новом детище — создании Союза третьих городов стран мира: «Первые города обычно оттягивают все ресурсы на себя и получают всю прибыль. Третьи города — это чаще всего трудовые лошадки. Люди в них подчас не выдерживают жуткого напряжения, носящего не просто физический, а онтологический характер, а потому крайне нуждаются в общении с себе подобными».
Неожиданно тема коснулась и одного из итогов нашей совместной деятельности в связи с празднованием 100-летия со дня рождения Цесаревича Алексия, которое проходило в Нижнем Новгороде в 2004 году. В рамках празднования Валентином Водопьяновым был подготовлен музыкальный альбом духовных романсов «Земля Серафима Саровского». С таинственным видом Валентин Викторович продемонстрировал мне, как представителю Комиссии по описанию чудесных знамений, лазерный диск этого альбома, на котором была изображена лилия, и поведал историю о том, что царский цветок этот — нерукотворный. А именно, когда нижегородский художник Станислав Горбачев подписывал свою картину «Возвращение», на которой был изображен Цесаревич, то в этот момент перегорела обычная кухонная лампочка. При первом же осмотре лампочки оказалось, что она процвела в виде лилии. Мы поговорили о том, что подпись иконы, ее наречение, искони считались самым главным моментом, когда изображение, по мнению древних, оживало. Сейчас эта обыкновенная советская лампочка, на которой отобразился царский знак, передана вместе с первыми десятью вариантами альбома иерею Петру Влащенко, известному почитателю Царственных Мучеников в Их храм, находящийся в Ивановской области.
Рассказываю обо всем этом потому, что разговор наш неожиданно получил продолжение уже на озере.
Наши впечатления
Приехали в Дедово мы уже затемно. Я переживал, что мы ничего не увидим, поскольку из сумбурного рассказа очевидца, пригласившего меня для описания данного события, я первоначально понял, что изображение появилось невдалеке от берега. То есть где-то на песке в лесу, подумал я. И что же мы сможем там разглядеть? — возникал резонный вопрос. Надеялся, что удастся посветить фарами.
Тем не менее мы, не торопясь, зашли в старинный Дедовский храм Спаса Нерукотворенного Его образа XVII века, оказавшийся по случайному совпадению открытым. Валентин Водопьянов, церковный певчий и солист с двадцатипятилетним стажем, громогласно, на всю церковь пропел «Троицу» — песнопение, которое поется за литургией перед «Верую».
Второй раз этот гимн был пропет уже на озере, куда мы доехали в полной тьме, но были радушно встречены хозяевами турбазы «Озеро Свято», рядом с которой и произошло это удивительное событие.
Нас провели по небольшому мостику, ведущему к купальне, находящейся примерно в восьми метрах от берега. Слева от нее находилось то, ради чего мы и приехали.
В первую очередь меня обрадовало то, что Лик можно видеть и ночью, и мы не зря проделали свой путь. Но самое большее впечатление, конечно же, производил сам Образ, который буквально притягивал взгляд.
Не знаю, как днем, но ночью казалось, что это старинная икона темного письма в драгоценном золотом или серебряном окладе. Изображение было похоже на Владимирскую икону Божией Матери, только в отличие от нее — во весь рост. По размеру оно также примерно соответствовало размерам человеческого тела, только чуть больше.
Впечатление, которое произвели на меня первые очевидцы события, оказалось самым благоприятным. Это были простые, радушные люди, которые сами пока до конца не поняли, что же у них тут произошло. Они находились в приподнятом настроении и даже некотором шоке. Будучи людьми не воцерковленными, они, тем не менее, единодушно восприняли все случившееся как божественное посещение — Чудо.
Валентин Водопьянов засвидетельствовал чудо по своему — еще раз спел «Троицу». Причем никогда еще я не слышал его сильного голоса так правильно и сообразно звучащим. Оказалось, что лучшие подмостки для Водопьянова — это подмостки, соединяющие земную реальность с озерным чудом, а лучшая акустика — это водная гладь и обрамляющие ее массивы заповедных и дремучих, страшных муромских лесов.
Подумалось: а там ли вообще поют все наши исполнители, и стоило ли так далеко отрываться от природы, оправдан ли был этот риск?..
После молитвы, несмотря на легкий холодок, мы искупались и пошли фотографировать раскрывшуюся накануне красную лилию, причем оказалось, что она не закрывается даже ночью.
По итогам осмотра и опроса за чаем, под звуки водопьяновского гимна Козьме Минину была составлена краткая бумага с описанием того, что наблюдали очевидцы, которую подписали все присутствовавшие. Она хранится в архиве Союза православных граждан в Приволжском федеральном округе и в любой момент может быть представлена исследователям данного вопроса.
Свидетельства самовидцев
«Двадцатого числа здесь еще ничего не было, — начал свой рассказ директор турбазы Лев Леонтьевич Кузьмичев. 21 сентября был рабочий день, сюда приехал архитектор Виктор Быков, чтобы заняться вопросом проектирования развлекательно-оздоровительного комплекса. Наработавшись, мы решили согреть чаю и вышли на мостик. Было два часа дня. И вдруг я вижу, то, что вы видите и сейчас и говорю: „Обернитесь, пожалуйста, ребята, это же икона“. А потом, подумал немного и добавил: „Мальчики, ведь сегодня двадцать первое число, праздник Богородицы, а это Ее лик“. Виктор Быков воскликнул: „Меня трясет, у меня волосы дыбом встали“. Я говорю: „Я тоже ничего не понимаю — это чудо какое-то“. И мы начали фотографировать».
— А не заметили ли вы еще чего-нибудь необычного, — задал я протокольный вопрос.
— Огарышек свечи поставили, и полыхал он как фонарь в течение пяти с половиной часов.
— А еще?
— Красная лилия или лотос, не знаю, как правильнее назвать, распустилась буквально 21-го числа. Вообще, мы приехали сюда еще в июне и уже летом заметили нечто необычное в том, что здесь появилось семь таких же красных цветков, но тогда мы еще не придали этому факту особого значения. Кроме того, эти цветы вели себя как обычные — в шесть часов вечера закрывались. Этот же раскрылся 21 сентября и не закрывается даже ночью. Вот и теперь горит. Поэтому я считаю, что открылся он для Нее. Таких здесь не бывает. Желтые — да, в лучшем случае — белые.
— А менялся ли образ за эти дни?
— Водички почти не было поначалу внутри. На второй день она появилась. Сейчас еще больше.
Как мне сообщили позднее, на четвертый день изображение стало даже еще резче.
— А 24 сентября распустилась еще одна розовая лилия.
— А вы уверены, что здесь не было каких-то умышленных действий? — задал я следующий протокольный вопрос.
— Никто и никогда. Я когда впервые увидел, то сам ужаснулся: Господи, — говорю, — снизошла, Сама. Я в Дивееве очень много раз был, и там лишь говорят об этом, а здесь снизошла на самом деле. Я это честно вам говорю. Я здесь более 10 лет работаю, и никогда ничего подобного не видел. Здесь всегда был размытый песок и вода.
— А что говорит народ?
— Большинство соглашается, что это чудо. Но есть и такие, что считают, будто песок мы выложили своими руками, а лилии специально откуда-то привезли и здесь посадили. А я только в Таиланде видел такие же. Только вот кто же их сможет сюда привезти — деньги-то придется выложить огромные? В шесть часов дня, когда была жара, те семь лилий все равно закрывались. А сейчас, когда холодно, этот цветок не закрывается.
…Выходит, что и мы приехали ночью, чтобы засвидетельствовать это чудо?
Получается, что так. Вообще, наше начальство теперь думает здесь ставить часовню…
Публикуя эти фотографии, обращаюсь ко всем специалистам за помощью прокомментировать, во-первых, что это в точности за цветок, и во-вторых, насколько, традиционно он ведет себя на озере Свято.
Первые комментарии
Один из старцев отозвался о событии так — Божья Матерь зовет народ к покаянию.
«Для меня одно из свидетельств истинности вашего чуда в том, где оно явилось, — первым высказал свое мнение Валентин Водопьянов. — Как и Христос пришел в первую очередь к мытарям и блудницам — то есть грешникам, так и сегодня Чудо посетило не какой-нибудь монастырь, а самую обыкновенную турбазу, куда в основном приезжают не для того, чтобы молиться… А место святое, сильное, и оно само себя охраняет. Я только на Гималаях припоминаю такое же озеро, которое напоминает лежащего человека. Там и воду из него берут из „ног“, чтобы лечить ноги — из „рук“, чтобы руки лечить».
«Конечно, построят на этом месте часовню, будут брать отсюда воду, песочек, никуда от этого не денешься, — так примерно обрисовал перспективу академик Павел Флоренский, член Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. — Надо бы вот только поставить там рядом и обыкновенную православную икону Богородицы».
Нижегородская епархия с комментариями не торопится и каких-либо действий в связи с данным событием пока не предпринимает. Что не удивительно. Ведь перед каждым, кто соприкасается с чудом, обычно появляется две опасности. С одной стороны, не впасть в чудоманию. Ведь чудес у нас, православных, предостаточно. Это и совершающаяся каждый день Божественная Евхаристия, на которой простые вино и хлеб претворяются Плоть и Кровь Христовы. Это и многочисленные чудеса окружающего нас Божия мира. Как выразился Валентин Водопьянов, люди разучились читать великое в малом, поэтому-то и происходят такие чудеса, чтобы люди очнулись.
С другой стороны, при появлении любого феномена, подобного описываемому, проявляется и чудофобия. Из зависти, из-за того, что у соседа на приходе чудеса и валом валит народ, а у меня — ничего. Есть и агрессивный атеизм, наподобие того, который недавно высказали воинствующие некоторые ученые во главе с академиком Гинзбургом. Причем, что не делает им чести, высказались от лица якобы всей науки.
В дедовской округе академиков не так-то много, но мнения, что образ «намыли», а цветы откуда-то привезли, все-таки раздаются. Не обошлось и без прямо курьезной молвы. Будто бы ровно 100 лет назад точно в день праздника Рождества Богородицы на озере утонула какая-то женщина и вот теперь она проявилась. Одним словом могильная жуть.
Для меня, как человека, с 1995 года занимающегося собиранием преданий об озере Свято, данная версия выглядит как яркий пример легендотворчества, о чем раньше я читал только в научных книжках. Произошло явление в день Рождества Богородицы, значит, в этот день было так и раньше — всегда. Такова логика этого слуха. Во всяком случае, за все двенадцать лет собирания легенд подобной я об озере не встречал.
В целом же народ принял происходящее как явление Матери Божией. Нескончаемым потоком к озеру течет людская река. Едут и пешие, и «конные». Потихоньку с окрестных деревень бредут старушки, катит на авто молодежь из Мурома, Навашино, Выксы и Кулебак, причем на заброшенной турбазе уже пробка, машины негде поставить. На джипах посещают сосновый бор журналисты из Москвы и Нижнего.
Как выразилась одна из дедовских старожил, атмосфера на озере в настоящее время как будто во времена Крещения Руси. Люди толпами, по триста-четыреста-пятьсот человек за вечер идут к Божией Матери, бьют поклоны, приносят цветы, ставят свечи, и тут же в импровизированной купальне «кунают» детей.
Сегодня наплыв народа такой, что подмостки, ведущие к купальне, уже проломлены, да и вообще вся местность теперь нуждается в серьезном преображении.
Действительно, озеро является памятником природы, у него имеется природоохранная зона, причем нормативы практически не соблюдаются. Озеро является излюбленным местом купания жителей Навашинского района. Рядом с водой приезжающие моют машины, колесами которых травмируется корневая система соснового бора. По берегам озера разведен страшнейший мусор.
Может, хоть это чудо привлечет внимание к необходимости охраны этого уникального памятника природы — жемчужины Навашинского района. Нельзя же ведь, чтобы Господь и Его Матерь занимались тем, охраной чего вообще-то способны заниматься и земные власти.
* * *
Конечно, рано еще делать какие-либо обобщающие заключения, но можно согласиться с Валентином Водопьяновым, что о чуде нельзя спорить. Его можно принимать или не принимать. Спорить же можно о чем угодно ином — какая тут должна быть часовня, в честь кого и т. д.
Как летописец я могу констатировать начавшийся процесс. Уже сейчас в народе появляются первые определения возникшего феномена в качестве Явления Божией Матери. Кто-то называет Ее Озерной, кто-то Песчаной. Кто-то обращает внимание на тот факт, что 21 сентября празднуется память иконы Софии, Премудрости Божией Киевской. Кто-то говорит о том, что в 1380-м году в этот день произошла Куликовская битва.
И тем не менее, не задаться хотя бы некоторыми вопросами я не могу.
Если принять, что перед нами новое Явление Божией Матери, то что же Она хочет сказать нам, русским людям? К покаянию в чем зовет нас Царица Небесная?
Может быть, в тех миллионах творящихся на нашей земле ежегодно абортах? К покаянию в крови невинных младенцев? Ведь Явление на озере произошло не когда-нибудь, а в дни, когда идет подготовка учредительной конференции общероссийской общественной организации «В защиту жизни и семейных ценностей», которая пройдет в Москве 1 октября, и которая ставит своей целью прекратить пролитие невинной русской крови на русской земле. Прекратить эту безумную гражданскую войну, в которой на одной стороне — родители, а на другой — их нерожденные дети.
Может быть, Матерь Божия зовет нас всех задуматься над тем, что мы делаем с нашей природой — ведь идем-то мы против самого естества?
А ведь, согласно дедовскому преданию, селение, которое провалилось на этом месте, называлось не иначе как Русаки.
Так настоящие ли мы русаки, если каждый день убиваем в день по несколько тысяч собственных детей?
Или, быть может, Матерь Божия зовет нас к тому, чтобы мы не думали ни о каких там чудесах, не озадачивались и абортами, над покаянием не задумывались, а продолжали бы себе и дальше жить как ни в чем не бывало? Может так?
Сергей Чесноков, кандидат исторических наук
ПРИМЕЧАНИЯ:
Наиболее полный корпус преданий об озере собрал муромский краевед Александр Александрович Епанчин (1949−1998). В настоящее время его материалы, опубликованные в книге «Топонимика Мурома и его окрестностей», готовятся к переизданию.
Мы также неоднократно писали об этом озере и отсылаем всех интересующихся к этим публикациям (в рубрике «Третий Муром» электронной избы-читальни Олега Фомина «Вековка»: и в журнале Нижегородский Купец за 1998 г. N 1 .
http://rusk.ru/st.php?idar=112061
Страницы: | 1 | |