Фонд «Русская Цивилизация» | Кирилл Мартынов | 18.04.2005 |
Сегодняшняя ситуация в действительности уникальна: традиционно совершенно аморфная масса российского студенчества начинает проявлять интерес к участию в политической жизни страны и волю к самоорганизации. И речь здесь не только о многочисленных молодежных политических движениях, появившихся в последнее время, но и о неформальных студенческих коллективах, в рамках которых возникают и распространяются политические идеи.
Можно выделить несколько причин политизации российского студенчества. Прежде всего, это варварская социальная политика государства. Десять лет назад государство было настолько занято дележом добычи, оставшейся на обломках страны Советов, что фактически самоустранилось из сферы образования. Несложная схема, родившаяся в ту пору, работает по сей день. Государство символически оплачивает работу преподавателей вузов и вкладывает символические суммы в поддержание жизнедеятельности вузов. Преподаватели символически учат студентов, а студенты в свою очередь символически учатся. Затем студенты получают символические дипломы, а после — устраиваются на символическую работу, как правило, не по специальности. Наиболее благоприятна эта схема для администраций вузов, которые получают финансирование как из государственной казны, так и из карманов студентов. До определенного времени эта ситуация вроде бы устраивала всех, но сейчас постепенно начинает вызревать понимание ее абсурдности. Студенты, которые обычно все еще не хотят учится, тем не менее уже требуют, чтобы их учили. Более того, они настаивают на более активном участии государства в делах образования. Недавние массовые студенческие митинги в Екатеринбурге здесь первая ласточка.
Другой причиной роста политической ангажированности молодежи является идеологический вакуум. Если раннее поколение российских реформаторов-либералов верило, что стоит лишь перевести экономику на курс рыночного развития, как Россия немедленно, в течение каких-нибудь 500 дней, станет «нормальной цивилизованной страной» и обретет нормальную форму национальной идентичности. Не ясно, кстати, до какой степени реформаторы задумывались о последней и что именно они понимали под ней. Скорее всего, речь могла бы идти о проекте построения национального государства европейского типа, идея которого будоражит все либеральные правительства в России — от Керенского до Фрадкова. Ясно, однако, что сделать из России «нормальную страну» не получилось. Уродливый гибрид страны третьего мира и позднего советского государства — вот что мы имеем в итоге. Для молодого поколения, по крайней мере той его части, которая способна задуматься над чем-то более сложным, чем популярная музыка и пиво, эта ситуация является совершенно неприемлемой. В России — в том числе и среди молодых — крайне живуче сознание России как великого государства, цели и смысл существования которого выходят далеко за рамки удвоения ВВП или построения общества благоденствия западного типа. Именно сейчас, пятнадцать лет спустя гибели Советского Союза приходит понимание этого, а как следствие — необходимость объяснения причин нашего нынешнего поражения. Осознание причин поражения влечет за собой возможность начала нового витка развития. А это новое развитие будет связано с новым поколением русских, воспитанных уже после распада социалистического общества. Основной вопрос заключается в том, насколько сегодняшние студенты могут осознать себя в этом качестве будущих строителей русского государства. И чтобы ответить на него, иметь возможность прогнозировать развитие ситуации, следует внимательно изучать современный рост политической активности молодежи.
Поле для подобных наблюдений сегодня весьма обширно. В России существует с десяток крупных молодежных политических объединений — еще десять лет назад представить нечто подобное было нельзя. При этом характерно, что все более-менее успешные молодежные движения так или иначе эксплуатируют патриотическую тему. Молодежные «Яблоко» и СПС еще более смехотворны, чем их «взрослые» версии.
Патриотический спектр молодежных движений на первый взгляд достаточно велик. Здесь и молодежное движение «Родины», и евразийцы, и проправительственные «Наши». Однако в действительности все эти движения вряд ли могут реально организовать студенчество. Слишком уж сомнительны их идеологические основания и цели. Официальный патриотизм, взывающий к молодому поколению, самым парадоксальным образом сочетается с методичным уничтожением остатков бесплатного образования и социальных гарантий.
К сожалению, власть сегодня, похоже, занимает принципиально неверную позицию по отношению к политическим молодежным движениям. Вместо того, чтобы пытаться направить их энергию в конструктивное русло и одновременно переосмыслить реформу образования, против которой активно выступает как студенты, так и преподаватели, власть предлагает молодежи выбор между игрой в «оранжевых революционеров», членством в аморфной однодневке «Наших» и участием в многочисленных маргинальных группировках. Такой выбор, увы, не сулит России ничего хорошего.