Русская линия | Марина Михайлова | 17.09.2007 |
2. Существует ли для вас идеал пастыря, встречался ли он вам в книгах или в жизни? Изменяется ли со временем идеал священника, т. е. те же черты должны быть свойственны хорошему пастырю, что 100−300 лет назад, или наше время требует новых качеств? А каким должен быть современный священник?
3. Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?
4. Согласно одному из социологических опросов, проведенному среди светской молодежи, священническое служение было названо одной из престижных профессий. Чем бы вы это объяснили и как относитесь к этому?
Федор Кузнецов, 2 курс СПб ДС:
1. В 1996 году я поступил в Военно-космическую Академию им. А.Ф. Можайского и, отучившись там четыре с половиной года, перевелся в СПб Архитектурно-строительный университет. Через полтора года его закончил, в 2002 году получил диплом о высшем образовании и в том же году поступил в СПб Духовную Семинарию. О поступлении в Семинарию начал задумываться будучи курсантом, учась на втором-третьем курсе. Но необходимо было завершить начатое дело, получить высшее образование, а потом уже идти по тому пути, к которому чувствовал призвание.
Два человека сыграли важную роль в моем пути к Богу. Мой родственник Николай Григорьевич Стоякин, сейчас ему уже восемьдесят пять лет, он открыл при Доме ветеранов сцены церковь-часовню. По воле Божьей я с ним встретился, и получил от него первые наставления в вере. Второй человек, настоятель церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади — протоиерей Константин Смирнов. Около года я помогал при этом храме, читал за богослужением. Отец Константин оказал на меня большое влияние, и благодаря ему я принял окончательное решение о поступлении в Семинарию.
Чувствую, что так действует Промысл Божий, и людей направляет, и события. Отучившись год в Духовной Семинарии, я теперь ясно понимаю, что выбрал именно свой путь. Хоть он и нелегкий, конечно, требует от тебя большой внутренней дисциплины, первые навыки которой я получил в Военной Академии. Необходимо всегда быть к себе внимательным, потому что будущее служение очень ответственно.
О своем решении поступать в Семинарию я не говорил родителям до последнего момента. Разговор на эту тему состоялся на старшем курсе университета, когда писал диплом. Они одобрили мой выбор и благословили меня на этот путь. Сейчас довольны, что я получаю духовное образование.
2. Священство — это очень высокое служение. Научение ему я черпаю из житий святых. Особое впечатление производит на меня подвиг жизни двух недалеких от нас по времени святых — праведного отца Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Вырицкого. Батюшка Серафим поражает меня сочетанием умения жить в миру и святости. Насколько надо было быть человеком духовно стойким и в то же время обладать такой духовной мудростью… Такие образы, наверное, и являются для меня идеалом.
Пастырь — это человек, который полностью отдается на служение людям. Если он что-то делает не так, это является большим соблазном, особенно для людей, которые колеблются в вере. Поэтому необходима требовательность, строгость по отношению к себе, к своим поступкам. Надо понимать, что с достойного пастыря люди будут брать пример.
Конечно, священник должен любить свою паству и всячески заботиться о ней, а не просто формально исполнять свои обязанности. Вкладывать в это служение всю свою душу, все свое умение. Это, конечно, очень нелегкий путь.
3. Распорядок дня в Семинарии устроен таким образом, что позволяет совмещать полноценный труд с полноценным отдыхом. Свободное время (около 4 часов в день) предпочитаю проводить в библиотеке или читальном зале, поскольку хочется знать больше и углублять свои знания. Люблю творчество. Два-три раза в год, в день памяти апостола Иоанна Богослова (престольный праздник нашего академического храма) и на масленицу, у нас бывают концерты. Занимаюсь художественной декламацией, читаю со сцены русскую классику — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К. Симонова. Считаю это занятие важным в становлении будущего пастыря, поскольку ему часто приходится бывать в разных местах и общаться с различными людьми. Умение говорить перед любой аудиторией необходимо для проповедника.
Не оставляю и занятий спортом, поскольку здоровье также немаловажно. Люблю ходить в музеи и на выставки.
4. То, что светская молодежь видит сегодня профессию священнослужителя одной из самых престижных, на мой взгляд, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо то, что современная молодежь интересуется жизнью Церкви. Жаль, что чаще всего эти люди не до конца понимают, что такое пастырь, в чем заключается его деятельность как проповедника Слова Божия, и какая это высокая ответственность. К примеру, врач отвечает за здоровье и жизнь пациента, и это, конечно же, высокая и сложная задача. Но пастырь так же несет ответственность за жизнь человека, жизнь, которая будет после смерти.
Если бы эта молодежь познакомилась поближе с судьбой хотя бы некоторых мучеников, пострадавших за веру, хотя бы некоторых святых, взявших на себя нелегкий крест подвижничества, если бы молодежь хоть немного поинтересовалась недавней историей нашей страны и Церкви… Думаю, многие изменили бы свой, несколько легкомысленный подход к священству.
Николай Яковлев, 2 курс СПб ДС:
1. В Духовные Школы меня привело желание получить духовное образование. Само слово «образование» носит более глубокий смысл, чем обычно принято считать. Корень этого слова — образ. Все мы должны максимально приблизиться к образу и подобию Божию и иметь его в себе. Именно это желание — получить образование духовное — и приводит людей и в церковь, и в духовное образовательное заведение. Крещен я был в младенчестве, с детства родители водили меня в церковь. Занимался в воскресной школе, нес послушание при храме. После окончания средней общеобразовательной школы поступил в Семинарию.
В начале обучения нас подробно ознакомили с распорядком в Духовной школе, рассказывали об образе жизни и мысли студентов. И когда во время одного из занятий мы письменно отвечали на вопрос: туда ли ты попал, я вместо вопросительного знака поставил восклицательный. Жизнь в Духовных школах отличается от жизни в миру, но строгость дисциплины только укрепляет нас духовно.
В моей семье все сродники отнеслись с пониманием и радостью к моему решению. По-своему они счастливы, что учусь здесь и в будущем готовлюсь стать священником.
2. Идеал пастыря я черпаю из слов Священного Писания, где сказано, что пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Это значит, что пастырь должен всеми своими силами, всем своим существом заботиться о своей пастве. Он должен быть жертвенным и в полном смысле слова святым человеком, должен отличаться от наемника из притчи об овцах. Примеры людей, которых отличала не любовь к пастве, а желание нажиться, пользоваться благами Церкви, бывали во все времена и в истории всей Церкви, и нашего Отечества. Пастырь же добрый должен своей святостью, благочестием, самопожертвованием, отличаться от наемника, тем самым доказывая правоту Церкви, служить Богу, народу Божьему, своему Отечеству.
3. В наших Духовных Школах очень мудро составлен распорядок дня, так что у студентов нет праздного времени. В свободное от занятий и молитвы время мы с собратьями обычно посещаем различные музеи и выставки, встречи студентов и конференции.
4. О том, что такое мнение бытует в среде моих невоцерковленных сверстников, я узнал с удивлением, так как мне пастырское служение всегда представлялось нелегким и жертвенным. Хорошо, если эти люди мыслят священническое дело престижным, подразумевая высоту служения и святость пастырей, а не по бытующему сегодня представлению о богатых и беспечных попах. Могу лишь пожелать своим молодым соотечественникам не соблазняться на кажущуюся внешнюю легкость жизни священника, а уделить внимание величию, благодати и подвигу священнического служения.
Прохор Ефимов, 2 курс СПб ДС:
1. Родился я в Ленинграде в творческой семье, крестили меня в два месяца. Жил я обычной жизнью своих сверстников, но с малых лет задумывался о смысле жизни. Мама водила меня в храм на Пасху, в Рождество, но в первые годы жизни Церковь представлялась мне чем-то далеким и непонятным. «Хочешь служить в церкви?» — спрашивала мама, а я отвечал, что это не для меня. Мама учила меня быть добрым и честным человеком. Это воспитание очень помогло мне в жизни. Когда мне было лет двенадцать (жили мы тогда в Боровичах, на родине мамы), она стала трудиться в храме, петь на клиросе. Стал ходить с ней и я.
На хорах я всю службу сидел и смотрел в храм, еще мало что понимая. Но мама сразу сказала, что церковь — особое место, к которому нельзя относиться прохладно, его нужно либо принимать, либо нет. Вот и стал я думать: принимать или нет. Потом, конечно, понял, что это — мое. И через несколько месяцев начал прислуживать в алтаре. Из-за живости характера не все сразу у меня получалось, а батюшка — духовной жизни человек — учил меня, смирял. Бывало, и от службы отстранял за чрезмерную активность в алтаре, потом обратно принимал. Так прошло несколько лет. Уже осознанно начал я вести церковную жизнь, с четырнадцати лет читал Псалтирь, Закон Божий.
Был в моей жизни и период выбора. Меня привлекала и светская музыка, и школьные друзья, нужно было разобраться, что же мне ближе. Я понимал, что-то чувство, которое я ощущаю в храме, и то, что получаю от светской культуры, — это два разных чувства, два разных, несовместимых мира. И необходим выбор. И я определился. Понял, что в церкви — мое духовное призвание. Постепенно переставал слушать светскую музыку, в 15 лет успешно сдал экзамены в Псковское Духовное училище, но не был принят по возрасту. Закончив полный курс средней школы, все равно поступил в училище.
Обучение в Духовном училище стало качественно новым этапом в жизни. Я полностью отдался учебе, одновременно получая духовный опыт в Псково-Печерском монастыре. С того времени полностью осуществляются мои чаяния.
Когда мы переехали в Новгород, большое влияние на мое становление оказал архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Владыка укрепил меня в намерении посвятить жизнь священническому служению. Я могу назвать его своим духовным отцом, который и примером, и словом своим назидательным, и молитвой меня поддерживает на пути служения Церкви. К тому времени я уже окончательно отошел от всего, мешающего вере, и укреплялся в своем намерении. Стал серьезно прислуживать в храме, практически проводил там все дни. С того времени мое стремление к Богу приобретает новые силы, новую форму, с каждым днем укрепляется.
Мое поступление в СПб Духовную Семинарию стало логическим следствием избранного духовного направления. Моя мама хоть и не настраивала меня на это служение, но сейчас всячески поддерживает меня на этом нелегком поприще, что очень важно. Ведь благословение родителей созидает всю жизнь их чад. И я благодарен Господу и своей маме, что у меня все складывается так, как желает мое сердце и душа.
В Семинарии я нашел все то, чего хотел, о чем мечтал, в чем обретаю внутреннее счастье. Желая совершенствоваться в исполнении заповедей Божиих, участвуя в таинствах Церкви, я обретаю духовную свободу от греха и порока. Для меня свобода — это не столько право выбора, сколько духовное состояние моей души. Это чувство не передать словами, оно приобретается только личным обращением к Богу о прощении грехов при участии в жизни Православной Церкви. В стремлении к осуществлению духовного призвания возрастает моя душа.
Но скажу честно: если бы не было призвания к этому служению, ничего бы не получилось. Кому-то, может, это кажется просто, ну что там, послужил и все. Но для меня было бы неприемлемо. Ведь этот путь очень трудный. Постоянно контролировать свои мысли и чувства очень непросто. Но только через это можно получить свободу от греха.
Не нужно рассеиваться. Сейчас у молодежи есть такая проблема, в свое время Достоевский в романе «Братья Карамазовы» писал о молодых людях: они не хотят учиться в медицинском институте, чтобы помогать людям, а желают сразу положить свои жизни за революцию, и тем самым гасят свою Божью искру, растрачивая ее впустую.
2. Идеал священнослужителя я вижу в том, чтобы в первую очередь он был человеком, знающим Бога и исполняющим Его заповеди. А это невозможно без любви и личного совершенствования. Считаю, что пастырь должен умом быть на земле, а сердцем непрестанно устремляться к Богу. Только в таком случае он сможет помочь тем, кто к нему приходит.
От священника в наше сухое в духовном смысле время люди, имеющие духовную жажду, иссушившие себя жизнью без Бога, в первую очередь требуют глоток Живой воды. Не знаний, не сухих назиданий, а воду и пищу Жизни. И задача пастыря брать эту пищу у Христа и передавать ее людям. Преобразовывать их сухие души в оазисы Святого Духа. И тогда священник будет соработником Божиим, а не сухим наемником.
3. К сожалению, свободного времени у меня не так много, как хотелось бы. Дело в том, что жизнь студентов расписана почти по минутам, бывают дни, что некогда и в город выйти. Но все-таки и в свободное время я желаю заниматься совершенствованием своей личности. Занимаюсь пением, посещаю музеи, театры. Люблю ходить в театр оперы и балета им. Мусоргского и Русский музей. Желаю в своей жизни познакомиться со всеми наивысшими проявлениями человеческого гения, чтобы иметь большее влияние на свою паству в развитии ее духовных и моральных качеств. Хочется всесторонне приобщать людей к прекрасному и святому, преображая личности, а затем и души своих будущих пасомых. Ведь прежде, чем обожить (т.е. приблизить к Богу), нужно сначала очеловечить их. Очень часто видишь, что духовные ценности непонятны тому, кто не уважает душевных (выражающихся в лучших проявлениях разных видов искусств).
4. Насколько я понимаю, речь идет о внешнем, материальном престиже. Не буду разоблачать миф о том, что священники материально более благополучны, чем другие люди. Скажу словами Евангелия: Ищите прежде Царствия Божия, остальное приложится вам. Ведь для Бога материальные блага так же малоценны, как для взрослого человека детская игрушка. И тем Его чадам, кто ищет Его и служит Ему, Богу ничего не стоит подать материальные блага. Ведь через призму Духа это всего лишь средства для жизни в этом мире. И каждому верующему Бог подает столько, сколько ему не повредит. И Он Один знает эту меру.
Артемий Литвинов, 1 курс СПб ДС:
1. Я приехал в Петербург из Молдавии, из ее столицы — Кишинева. Окончил гуманитарный лицей. В Церкви — с 7 класса. К вере меня привела двоюродная бабушка. Родители люди верующие, но храм посещали не регулярно, а бабушка была набожным, церковным человеком, проводила со мной духовные беседы, отвечала на мои возникшие вопросы. Она и привела в храм, все мне объяснила. У меня появился духовный отец, который пестовал меня, благословил помогать в алтаре, потом пономарить. В 10 классе я начал серьезно задумываться о дальнейшем пути.
Как у маленького человека есть свои герои, так и в моей жизни были люди, которых можно назвать настоящими героями — это настоятели двух храмов, в которых я прислуживал: протоиерей Василий Кулеш и протоиерей Николай Флоринский. Наблюдая служение этих пастырей, не мог не поражаться размаху той деятельности, которую они вели, причем не только внутрицерковной, но и общественной.
При этом у них хватало времени, сил и внимания для каждого страждущего, который к ним обращался. Видя, как они общаются с людьми, я удивлялся, насколько тонко надо понимать жизнь, чтобы найти нужные слова для каждого, не оставить никого обделенным. Понимал, что только жертвенная любовь может творить такие дела. Много дали моей душе и личные духовные беседы со священниками. Я видел, что эти люди во всех своих проявлениях могут именоваться истинными пастырями Святой Церкви.
Сыграло роль в моем решении и то обстоятельство, что многие мои друзья учатся в Семинарии. Посоветовавшись с ними, с родителями, я взял благословение поступать в СПб Духовную Семинарию.
2. Образ пастыря, который является для нас идеалом, мы черпаем как из духовной святоотеческой литературы, так и из жизни, видя примеры для подражания. Для меня это священники, которые встретились на моем пути.
3. Когда у нас появляется свободное время (понятно, что существует внутренний распорядок, дисциплина), мы можем проявить свои таланты. Например, устраиваются у нас литературные вечера. Приходят поэты, филологи. Могут почитать свои произведения, работы и сами семинаристы. Это общение помогает умножению наших талантов.
Кроме того, я, например, являюсь экскурсоводом в церковно-археологическом музее при СПб Духовных школах. Мы готовим выставки, проводим экскурсии. Так Слово Божие распространяется через культуру и науку. Наше свободное время обращено на помощь школе — нашей духовной родине. У нас прекрасный читальный зал, организуются экскурсии по музеям Петербурга. Каждый день очень насыщен и разнообразен. Петербург очень интересный город, есть где с пользой провести время. В воскресение, когда мы более свободны, можно съездить в Вырицу или совершить другие паломничества, в самом городе много храмов. Мы читаем много духовной литературы. Наше свободное время гармонично связано с нашим распорядком и не противоречит ему, является продолжением нашей учебы. За все — слава Богу.
4. Впервые слышу такое мнение. Может, кто-то из молодежи так и считает, например мои же нецерковные знакомые отнеслись сочувствующе к тому, что я хочу стать священником. Все, кто хоть немного соприкасался с жизнью Церкви, знают, что священство связано с ограничениями и воздержанием, а так как молодежь чаще всего не любит ограничений, для них этот путь сложен. Не знаю, на чем основывались те, кто давал этот ответ. Может, видели, что на священниках дорогие облачения… Но они не знают, какая на самом деле жизнь у священника. Считаю, что это мученический путь.
Антоний Севрюк, 2 курс СПб ДС:
1. Мой путь в Санкт-Петербургскую Семинарию начался с принятия Таинства Крещения. Оно произошло при таких обстоятельствах, истолковать которые сейчас я не могу иначе как призвание человека Богом. В 5 классе школы у нас был предмет «История религии», который вела светский преподаватель. Она говорила: «Бога нет, понятно, что это все выдумки. Но раз в школьной программе есть такой предмет, нам придется его изучать». Тогда я впервые прочитал «Детскую Библию». У меня возникли первые вопросы о смысле жизни, и когда я услышал, что неподалеку от моего дома открылась православная часовня и служит там один старый священник, протоиерей Николай Нищоцкий, которого все очень любят, я направился туда.
Учебный год в воскресной школе подходил к концу, но священник разрешил мне присутствовать на занятиях. Прошел месяц, я нагнал остальных учеников. Часто после занятий я провожал отца Николая до автобусной остановки, и мы разговаривали. Однажды он спросил, крещен ли я. Я не был крещен. Родители были не против, и отец Николай меня крестил. Кроме часовни рядом с моим домом, батюшка служил еще в Воскресенском кафедральном соборе, где я познакомился с владыкой Виктором, архиепископом Тверским и Кашинским. Со временем стал прислуживать в алтаре, исполнял послушания пономаря, чтеца, иподиакона. Нес послушания в соборе семь лет.
Не могу точно сказать, когда родилось желание поступать в Семинарию, сейчас мне кажется, что оно было у меня всегда. Прислуживая в храме, я видел очень многих замечательных священников, которые надолго мне запомнились. Но прежде чем определиться окончательно, я должен был попросить благословение у священника. В 9 классе я обратился с этим вопросом к отцу Николаю. Все эти годы мы были с ним очень близки. Это опытный священник, более сорока лет прослуживший в священном сане. Человек трагической судьбы, последние годы он был очень одинок, похоронил матушку и двух сыновей. Во многом он был мне примером. Часто вспоминаю беседы с ним, они мне очень помогли. И когда я заговорил с ним о своей жизни, он сказал, что хотел бы видеть меня студентом Семинарии, чтобы я стал священнослужителем. Так его желание совпало с моим. Владыка Виктор также благословил мое намерение посвятить жизнь служению Церкви.
Вскоре я приехал в Петербург, чтобы узнать правила поступления. Но когда я увидел, что нужно сдавать на вступительных экзаменах, у меня опустились руки. Даже не количество молитв, которые нужно твёрдо знать наизусть, испугало меня, а перечень из 120 вопросов по устным предметам. Я читал духовную литературу, жития святых, творения святых Отцов, но требовались знания по истории Церкви, богословию. В нашей школе эти предметы не преподавались, достать специальную литературу в Твери было очень сложно…
Вернулся домой, пошел к батюшке: «Наверное, — говорю, — ничего не получится». — «Тебе послано искушение, но с ним надо бороться, Господь поможет, и ты поступишь». — Ответил батюшка. Я стал потихоньку подбирать литературу, приезжал в Петербург, покупал книги. Дома познакомился с иеромонахом Борисом, студентом Московской Духовной Семинарии, он мне очень помог. Окончил школу, приехал в Петербург, очень-очень волновался, но с помощью Божией поступил.
Отец Николай был очень рад моему поступлению. Можно сказать, что он видел во мне продолжателя своего служения. Он очень хотел, чтобы его дети были священниками, но они погибли. Увидел он меня уже семинаристом и вскоре, в возрасте восьмидесяти пяти лет, скончался.
Родственники отнеслись к моему решению хорошо. А знакомые и друзья реагировали по-разному. Кто-то не понял этого шага, я хорошо учился, закончил Тверской общеобразовательный лицей на отлично, с золотой медалью, мне прочили карьеру переводчика… А другие, тоже далекие от Церкви, но образованные люди поддержали меня, считая, что Семинария дает хорошее образование и воспитание.
2. Образ пастыря складывался в моем представлении и из моего общения со священнослужителями, и, конечно, из духовной литературы. Классическим образцом пастыря мне представляется святой праведный Иоанн Кронштадтский. Глубоко почитаю этого святого и очень рад, что в Петербурге могу прибегать к его мощам. Люблю его труды, особенно книгу «Моя жизнь во Христе». В них хорошо виден образ этого великого пастыря, которого вся Россия знает, почитает и любит.
Еще две тысячи лет назад величайший образ пастыря нам показал Господь Иисус Христос. И в своей главной духовной составляющей этот образ меняться не должен. Мне кажется, для пастыря главное — это строгость по отношению к себе. Он должен прекрасно понимать свою паству, знать ее нужды и проблемы, быть чутким к ним. Если человек сам многое пережил, он сможет помочь и людям. Он должен быть человеком, у которого всегда можно найти помощь и понимание в трудную минуту.
Но с другой стороны, этот образ должен меняться в соответствии с теми новыми требованиями, которые сегодня предлагает нам мир. Все мы живем в миру, и в церковь сегодня пришли очень разные люди, представители интеллигенции, молодежь, которая очень изменилась и сегодня уже не такая, какой была, скажем, пять лет назад. Священник должен все это понимать и уметь дать ответ любому. В этом, думаю, и заключается задача духовного образования. Священноначалие заботится, чтобы мы были всесторонне образованы. Меняется программа Духовных школ, вводятся новые предметы в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает перед нами жизнь.
Многие преподаватели наших Духовных Школ облечены в священный сан. Они не только читают нам лекции, но являют пример пастырского служения. Кто-то даже прошел через подвиг исповедничества, как, например, наш духовник архимандрит Кирилл (Начис). Это люди уже своей жизнью могут показать, что такое служение Церкви.
А наш владыка ректор, архиепископ Тихвинский Константин! Мы все знаем, как много у него забот, но он постоянно служит, преподает и, несмотря на занятость, находит время уделить внимание и нам. Общение с такими пастырями бесценно для нас.
3. Как и другие студенты, я стараюсь свободное время проводить с пользой для Семинарии. У каждого из нас есть свои послушания. Я, например, несу послушание иподиакона у архиепископа Тихвинского Константина, Ректора Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Я также тружусь в компьютерном классе. У Санкт-Петербургских Духовных Школ есть интернет-сайт (www.spbda.ru), считающийся одним из лучших среди сайтов Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Это требует большой работы, но она нам только в радость: мы видим, что в неделю сайт посещает более тысячи человек, интересуясь жизнью наших Школ. И это неудивительно, каждый день у нас проходит 4−5 крупных мероприятия, различные конференции, выставки.
Кроме того, по благословению владыки ректора у нас открылось несколько факультативов. Дело в том, что многие наши студенты пришли в Семинарию с высшим образованием, кто-то хорошо знает иностранные языки, другие предметы. Они ведут факультативные занятия с теми, кто желает углубить свои знания в различных дисциплинах. Например, я веду для студентов факультатив по английскому языку.
Большую часть своего свободного времени провожу в читальном зале, потому что, признаюсь честно, когда я впервые попал в нашу библиотеку, просто поразился количеству книг, сразу захотелось все их перечитать, что, конечно, нереально. Пока учимся, надо как можно больше времени уделять самообразованию, чтению, потому что сейчас закладывается фундамент наших знаний. И, конечно, посещаю музеи. Петербург — культурная столица России, здесь есть много достопримечательностей. Мне очень нравится этот город, его храмы.
4. Необходимо определиться, какая аудитория отвечала на этот вопрос. Если верующие люди, их можно понять, и с ними я могу согласиться, потому что служение пастыря — самое высшее служение на земле, которое только может быть.
Но, к сожалению, сегодня в обществе бытие Церкви ассоциируется не с нравственными ценностями, а с материальными. И так сказать скорее могут нецерковные люди, которые на самом деле не представляют, что такое служение священника. В лучшем случае они лишь иногда заходят в храм, видят богатое убранство, из чего делают вывод, что священники получают много денег. К сожалению, эти мысли и образы активно поддерживаются средствами массовой информации. Создается образ пастыря, вызывающий пренебрежительное, скептическое отношение. Люди не знают, что служение пастыря не ограничивается совершением богослужения, исполнением треб. На самом деле это очень тяжелый крест, и когда мы здесь учимся, начинаем это лучше понимать.
Владимир Алексеев, 2 курс СПб ДС:
1. Мой ответ будет прост и краток. В Семинарию я поступил по благословению мамы и по молитвам бабушки. Окончил Псковское Духовное училище, и поступил в СПб Семинарию.
2. Пастырь добрый — это Христос и Ему должен подражать каждый священник. Кроме жертвенной любви, о которой уже много говорили ребята, можно назвать среди необходимых качеств пастыря полное отсутствие уныния.
— А это возможно?
- Когда я смотрю на тех пастырей, которые встретились на моем пути, убеждаюсь, что да, возможно. Бывает так, что на службе в храме находится только один человек, а пастырь в этом случае не унывает, совершает свое служение даже ради одного человека, которого можно спасти. Наверное, и Христос сошел бы на землю, если бы можно было спасти лишь одного человека.
В своем будущем служении хочется ориентироваться на пастырей добрых, с которыми был знаком. Всем известен отец Николай Гурьянов, издается множество книг с воспоминаниями о нем. Семь раз я был у батюшки, и каждая эта встреча жива в моем сердце. Хочется назвать и отца Андроника (Некрасова), показавшего удивительный образец смирения. Вспоминается такой случай. Он обладал очень многими дарованиями, восстанавливал храмы, сколько только мог, нес такой крест. И когда однажды его очень хвалили, он сумел все это славословие перекрыть одним словом: «Я, — говорит, — человек недоразвитый, не могу, так, как вы, красиво говорить…» Такое умение не показного какого-то самоуничижения, биения себя в грудь, а дар лишь одним смешным словом разрушить похвалу в свой адрес, — черта многомудрого пастыря.
А сейчас распространилось младостарчество, даже на церковных Соборах эта тема обсуждается. Заключается оно в том, что человек, едва только вступив на стезю этого высокого служения, уже считает себя вправе разрешать житейские и духовные вопросы жизни своих пасомых. Стремится подчинить их себе, вершит их судьбы, затемняя тем самым сущность своего служения. Через него Христа уже становится не видно.
По милости Божией все священники, с которыми довелось общаться и просто встречаться в жизни, — истинные пастыри. Немощен каждый человек, у всех есть недостатки, но качества пастыря и человека — разные вещи, и не всегда мы можем их различить. А современный верующий порой ищет полного совпадения пастыря со Христом, желая встретить в пастыре небожителя, некого ангела во плоти. И из-за этого собственного искаженного представления человек порой отворачивается от истинного пути спасения.
3. Стараюсь исполнить благословения, данные мне в свое время отцом Николаем Гурьяновым и те, которые даются нам на день грядущий. Иначе свободное время, проведенное в безделье, праздности, образует некую пустоту, которая заполняется грехом. Чтобы стараться не грешить, нужно исполнять благословения, которые даются старшими. Что касается благословений, которые даны мне отцом Николаем Гурьяновым на всю оставшуюся жизнь, так их можно исполнять, исполнять и исполнять. Из того, что завершено, могу сказать об одном: временами я пишу стихи. О других благословениях сказать пока не могу, т.к. к ним только-только приступаю. И вижу, что по времени, дабы не возгордиться, лет до восьмидесяти их хватит, дай Бог, чтобы удалось все исполнить.
4. Я бы сказал несколько жестко, быть может: похвала врага хуже порицания. Это не значит, что я людей врагами считаю, нет, враждебно нам служение маммоне, которое стоит за подобными высказываниями. Эта похвала, идущая от мира, — даже не от людей мирских, а от мира в смысле силы, противостоящей Церкви Христовой, — сродни хулению. Наверное, о чем-то надо и задуматься человеку, который избрал стезю пастырского служения, чтобы видеть какие-то тонкие искушения и вовремя их преодолевать, чтобы не было такого соблазна — невоцерковленным людям священническое служение называть престижной профессией, ведь его и профессией-то нельзя назвать. Так же как служение воина не вполне правильно называть профессией. В старину, когда не было армии как таковой, весь народ вставал и шел защищать Отечество.
Так и здесь. Только это духовная брань, а пастырь — это воин Христов. Можно привести пословицу: «Всякий видит, как монах скачет, и никто не видит, как монах плачет». Видят материальную сторону, а духовной составляющей не видят. Это мнение людей, о которых сказано: «Сии люди суть плоть». Это не в осуждение, просто они загружены мирскими проблемами, многопопечительством, многозаботливостью.
Причина может быть и в незнании истории своего Отечества, в отсутствии интереса к родной культуре. Достаточно почитать рассказы А.П. Чехова, чтобы иначе увидеть служение пастыря.
Впервые опубликовано в журнале «Град духовный» N 2
http://rusk.ru/st.php?idar=112018
|