Русская линия | Марина Михайлова | 12.09.2007 |
Благоверный князь Александр Невский по праву считается одним из лучших правителей Руси. Он был не только горячо любим своим народом, им восхищались и враги. Рыцарь, пришедший с запада специально для того, чтобы посмотреть на Александра Невского, рассказывал, что прошел много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Летописец свидетельствует, что хан Батый, увидавши князя Александра, сказал своим вельможам: «Все, что мне ни говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю».
«Соблюдение Русской земли, — пишет историк С.М.Соловьев, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру Невскому славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах Александра Невского говорится, что он «Богом рожен».
Судьбоносные для Руси победы князя Александра на ратном поле общеизвестны, для верующих же людей важнее всего, конечно, прославление Александра Невского в чине святых благоверных князей. По слову праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского «Бог прославил его при жизни и по смерти». Как помним, первое чудо свершилось при кончине князя. «Когда митрополит Кирилл, совершив чин погребальный, хотел разнять руку усопшего, чтобы вложить в нее разрешительную грамоту, блаженный Александр сам, как бы живой, распростер руку свою, принял грамоту и опять сложил крестообразно руки на персях. Ужас объял предстоящих…» — повествует нам житие святого. Следующее известное чудо произошло спустя сто семнадцать лет после кончины князя. Накануне битвы праправнука Александра Невского — великого князя Димитрия Донского — с войсками Мамая он был чудесно явлен благочестивому отшельнику, просившему защиты и помощи благоверного князя. Это событие послужило поводом к открытию в 1380 году мощей князя, оказавшихся нетленными. Тогда от них произошли первые исцеления. Прославление же благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 года.
Полезно проследить этот жизненный путь, приведший к святости.
Воспитывали будущего святого благоверного Александра как и всех князей Древней Руси. День маленького княжича начинался в церкви, где он сам возжигал свечи пред образами и молился. В трехлетнем возрасте его взяли из терема матери, посвятили Богу как будущего князя Руси, посадив на коня. С этого времени младенец отдавался на воспитание дядьки-боярина, который развивал его силу, ловкость и храбрость. С малолетства княжича брали на опасную охоту, наравне со взрослыми он ходил на медведя с рогатиной. Житие указывает на проявившиеся с раннего детства необыкновенные способности князя Александра. Он быстро научился писать и читать, часами сидел за книгами, особенно полюбив чтение и изучение Священного Писания. А его исключительное мужество удивительным образом сочеталось с трогательным милосердием.
Всем этим необыкновенным дарованиям, укрепленным мудрым воспитанием, проявиться пришлось очень рано. В 1228 году великий князь Ярослав Всеволодович оставил двух сыновей — старшего Феодора и девятилетнего Александра — с их боярами для управления Великим Новгородом. Вскоре после продолжительной засухи в городе начался страшный голод. Юный княжич Александр стал тогда помощником голодающих, заступником сирот и вдовиц. Летопись повествует, что никто не ушел из его дома неутешенным. А в четырнадцать лет князь остался единственным правителем города. С пятнадцати лет Александр принимал участие в военных походах отца.
А уже в двадцать в знаменитой битве в устье реки Ижоры на Неве, перед которой он усердно молился в Софийском соборе Новгорода, он победил шведов… Тогда было провозглашено его знаменитое: «Не в силе Бог, но в правде!» С тех пор он и стал зваться Невским. Через два года — Ледовое побоище…
Нам не сказать лучше св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Этот святый и славный князь Владимирский и Новгородский, называемый и Невским, по знаменитой его победе над шведами на берегах Невы, был истинный отец своего народа, попечитель вдов и сирот и питатель нищих, мужественный и неустрашимый вождь Русского воинства, выходивший всегда из сражения победителем, потому что он всегда был с Богом и Бог был с ним, научаяй руце его на брань и персты его на ополчение (Псал.17,35; 145,1)».
Исторический выбор благоверного князя Александра Невского между ордынской и западной угрозой для Руси основывался на верности вере православной. Не одолеть было тогда двух врагов, и мудрый князь из двух зол выбрал меньшее. С запада шла угроза Православию, и князь ее пресек. Нелегко далось мужественному воину решение признать над Русью власть Орды. К величайшему смирению пред волей Божией пришлось понудить себя славному воину.
…Думается, это необыкновенное сочетание, казалось бы, взаимоисключающих черт — внутренней собранности, силы, твердости, внешней стати и одновременно — глубокого смирения, покорности воле Божией — тонко отражено в прекрасной иконе, которую вы видите перед собой. Главное уловил иконописец. Этот образ имеет свою удивительную историю, к которой мы еще вернемся в своем рассказе.
Александр Невский — сам святой, был братом и отцом святых. Новгородский князь Феодор Ярославович, уже упоминавшийся старший брат Александра, неожиданно скончался в юном возрасте накануне своей свадьбы. Господь прославил его нетленными мощами, от которых творились чудеса. А сын Александра — св.блгв. князь Даниил, первый собиратель Москвы, унаследовавший от отца редкостное смиренномудрие. (Можно было бы порассуждать о невидимой земному оку, но имеющей место быть духовной связи двух русских столиц, в основании которых — мощи святых князей — отца и сына).
…Вот что хочется сказать, подытоживая разговор о святости благоверного князя Александра. Факты его суровости, даже жестокости известны, не имеет смысла их замалчивать. Но его прославлением Господь показывает нам, что не отступления от праведности или впадение в те или иные грехи важнее всего в жизни человека. Вседержитель мира оценивает главное устремление жизни человека: к Свету ли оно, и это решает его участь в вечности. Святой не значит безгрешный, без греха един лишь Господь.
Звено в этом преемстве традиций было явлено в дореволюционном Санкт-Петербурге явно. Великолепный Феодоровский собор у Московского вокзала Санкт-Петербурга, посвященный 300-летию Дома Романовых (надежда на восстановление которого наконец появилась), задумывался как «священное хранилище заветных святынь царствующего дома и всего русского народа». Совсем не случайно нижний храм собора был посвящен св.блгв.князю Александру Невскому. Князь был глубоко почитаем императорской фамилией, имел с ней и кровные связи. А почил Александр Невский в Городце Волжском под сенью Феодоровской иконы Божией Матери, древней святыни, которой через столетия суждено было стать покровительницей царствующего рода.
Но не только с Древней Русью объединяет нас этот святой. Великолепный Александро-Невский собор в византийском стиле украшает столицу Болгарии Софию, не уступает ему по красоте одноименный собор в столице Эстонии — Таллине. Даже Париж украшает Александро-Невский собор. Церкви, посвященные благоверному князю, есть на Святой Земле, в Америке, Дании, Австрии. Такое вот бескровное «завоевание» совершено благоверным князем уже после смерти. Уместно вспомнить здесь, что главной своей исторической задачей Александр Невский считал утверждение Православия.
Добавим тут же, что в лихую годину Великой Отечественной войны, в 1942 году, советским правительством был возрожден орден Александра Невского…
В заключение — обещанная история иконы благоверного князя, хранящейся в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Этот образ тонкой работы и изысканного мастерства, написанный в древнерусском стиле, создан новомучеником — архидиаконом Серафимом (Вавиловым). Задумаемся на минуту. 1930 год, массовое закрытие церквей, аресты монашествующих, священников, мирян, судьбы Русской Церкви неизвестны. А отец Серафим пишет по благословению духовника икону благоверного князя, как в самые благополучные для Православия времена… Нам бы такую веру.
Он был духовным сыном иеросхимонаха Александро-Невской Лавры Серафима (Богатого; + 1919), до смерти которого жил вместе с ним. Учился в Петроградском университете, Консерватории и Академии художеств. В 1919 году в Александро-Невской лавре был пострижен в рясофор и определен сторожем Никольского кладбища, одновременно исполнял послушание соборного пономаря. Через год наместником Лавры архимандритом Николаем в церкви Святого Духа пострижен в мантию, а в 1920 году рукоположен в иеродиакона. 7 июля 1922 года с разрешения наместника ушел из Лавры в бессрочный отпуск, видимо, из-за начавшейся обновленческой смуты. В сане архидиакона служил в лаврской церкви Святого Духа до ее закрытия в 1936 году. В 1930 году написал образ св.блгв. князя Александра Невского. В 1936 году отказался быть осведомителем НКВД и переехал в Москву, где в 1938 году был арестован, приговорен к смертной казни и расстрелян в Бутово.
…Народ русский по-прежнему любит своего святого князя. Сходите в Александро-Невскую Лавру к раке с его святыми мощами, здесь всегда людно. Каждый идет к заступнику сирых с сокровенным. И год от года этот людской поток растет.
У каждого свой образ святого князя. Мне почему-то при словах «Александр Невский» представляется поток света, что-то светоносное и светозарное…
Да, Александр Невский — это символ. Несомненно. Символ русской славы, верности долгу, трезвомудрия, доблести, мужества, ответственности за вверенных Богом людей — всего того, чего так не хватает нашему бесхребетному, безвольному, женоподобному веку. Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас!
http://rusk.ru/st.php?idar=112001
|