Русская линия | Ольга Надпорожская | 12.09.2007 |
Сейчас санаторий Сосновый Бор выглядит гораздо скромнее. Но самое главное в нем — невероятная в такой глуши каменная церковь — после недавней реставрации стала, быть может, еще благолепнее, чем в старые времена. Тому, кто хотя бы однажды побывал здесь, уже никогда не забыть ни сам храм — каменный, основательный и в то же время такой домашний, ни дальнюю дорогу к нему — среди безбрежного океана сосен, ни его вдохновенного настоятеля, отца Игоря Аладьина. Незадолго до начала празднования столетнего юбилея батюшка рассказал мне и об истории храма, и о его нынешней жизни.
— Появление в этих местах лечебницы, а затем и храма, связано с именем шведского врача Дитмана, который был одним из самых первых исследователей легочных заболеваний, — начал свой рассказ отец Игорь. — Он понял, что для борьбы с этими заболеваниями пациентов нужно разместить, говоря современным языком, в экологически чистом хвойном лесу. Дитману удалось построить здесь несколько маленьких корпусов, а потом он обратился за помощью к императору Александру III. Император выкупил эту территорию, и здесь сразу же была поставлена деревянная церковь. Так что духовная врачебница и врачебница телесная — это единый комплекс, единое целое, и традиция молитвенного пребывания здесь, в храме, очень важна. Деревянная церковь сгорела в начале XX века. Почти сразу по указу императора Николая II взялись за постройку каменной церкви, и буквально за несколько лет поставили этот храм. В нескольких километрах даже был построен кирпичный заводик маленький, для того чтобы возводить эти стены. Существует предание о том, что в нашем храме побывала Царская семья. Это вполне возможно — ведь император, глубоко верующий человек, вполне мог задать себе такой вопрос: «Каковы же наши плоды? Что мы сделали?»
— Отец Игорь, но ведь эта территория, насколько я понимаю, принадлежала тогда Финляндии?
— Да, только называлась она в то время Великим княжеством Финляндским и входила в состав Российской Империи. К тому же в те времена протестантизм был не таким ярким, активным явлением, как сейчас. Дело в том, что почти с XVI века, с момента, когда Валаам утвердился здесь, на севере, его влияние в этих местах было колоссальным. По некоторым данным, до шестидесяти процентов финнов были православными по Крещению и по вероисповеданию. Часть рабочих, которые строили эту церковь — православные финны.
— Это удивительно, потому что сейчас только один процент финнов исповедуют Православие.
— Ну, может быть, немножко побольше. Но тогда вся Финляндия находилась под большим влиянием Православия. И люди здесь жили очень-очень мирно — даже если возникал вопрос различия вероисповедания. Они бывали друг у друга в гостях и в церквах. Здесь недалеко есть такой поселок Уусикирка — его название переводится на русский как «новая церковь». Там находился католический костел, которого сейчас, по-моему, в этих местах нет. А в 1905 году была построена наша церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строил этот храм Алан Карл Вольдемар Шульман, губернский архитектор Выборга. Если присмотреться, чуть ли не половина домов Выборга спроектирована им. Архитектура нашего храма — особенная: она сочетает русскую шатровость с модерном начала XX века. Есть и элементы готики, но это не готический стиль. Просто храм возвышен вверх. И если смотришь на него немножко издалека или пролетаешь над ним на вертолете, он напоминает корабль. Но то и должен напоминать христианский храм!
Примерно два года церковь доводили до ее окончательного состояния, и в 1907 году она была освящена. Таким образом, в этом году на осень приходится столетие освящения этого храма.
— А кто освящал храм?
— Храм освящал владыка Сергий (Страгородский), епископ Финляндский и Выборгский, присутствовал при этом и митрополит Антоний Петроградский. Первым настоятелем этого храма, уже каменного, был отец Александр Поражецкий. О нем известно немногое — то, что он был живописец, что он сам расписывал свой храм. Известно, что у него было восемь детей. Он был в очень хороших отношениях с Габриловичем — главным врачом санатория. Ведь это была одна система — церковь считалась неотрывной от основного в этой местности заведения. Молитва считалась по тем временам обязательной во всех видах лечения, если человеку действительно хотелось вылечиться.
С этой традицией я здесь столкнулся, увидел, насколько это серьезно, насколько молитва помогает при лечении заболеваний. Особенно это касается людей еще относительно молодых, которые легче и глубже воспринимают веру. Старому человеку довольно трудно перестроиться, если он воспитывался в других традициях — советских, атеистических. Я уже немало таких случаев здесь наблюдал, и врачи это отмечают — какого рода исцеления происходят с людьми, которые не только соблюдают режим и принимают таблетки, но и молятся, исповедуются, причащаются. Я могу говорить об этом достаточно компетентно, потому что я в прошлом врач, а врачебное никогда из человека не исчезает. И мне понятно, как происходят эти излечения. Есть старинное такое выражение: «Врач лечит, а Бог излечивает». Если без Бога — то всякое лечение на каком-то этапе останавливается, и человек ни туда, ни сюда, ни здоровый, ни больной. Не поймешь, как. Поэтому нахождение здесь храма — это великая вещь, великое дело.
— Батюшка, а что было с храмом после революции?
— До 1920 года и даже чуть-чуть позже здесь шли службы, а потом эта территория отошла Финляндии. Главным врачом здесь уже был финн, и вся Финляндия ездила сюда лечиться и отдыхать. Здесь попытались сделать протестантскую кирку, протестантизм тогда уже был довольно интенсивным. Но это у них не получилось. Нет никаких сведений о том, что здесь служили протестанты. В одной финской книге, которая так и называется — «Уусикирка» — новая церковь", описывается наш храм и люди, которые здесь жили. Там есть интересные сведения о том, что церковный хор в полном составе и клир проживали здесь, в поселке Халила, или, как он называется сейчас, в Сосновом Бору. Эмигрировать им, скорее всего, пришлось позже, ближе к советско-финской войне. Потом эта территория отошла к Советскому Союзу, и после Великой Отечественной войны в храме устроили кинотеатр, внизу — продуктовый магазин, в нижней части алтаря — кочегарку и прочее. Но вот в 1954 году — это очень странно, не укладывается в голове — этот храм начали реставрировать.
В 1992 году храм передали верующим. Сейчас, с Божией помощью, все здесь восстанавливается. Надо молиться, конечно, за тех людей, которые вкладывают деньги в этот храм. Самое удивительное, что, когда появляются благотворители большого масштаба, обязательно народ тянется за ними и хоть немножечко, но помогает. Это настолько трогательно! Народ видит тех, кто может что-то изменить, и пытается сам хоть лепту, хоть кирпичик внести. Конечно же, ремонт еще продолжается. Еще много есть мелочей, которые надо доводить до ума. Но главное, что уже произошло во время реставрации — это то, что храм обрел те тона, ту светлость, которая здесь была по старинным, еще дореволюционным, описаниям. Он снова стал бело-золотым внутри. Мы не просто возвращаемся к прошлому, мы поднимаемся до тех традиций, которые были в Православии. Тайна благолепия — она как раз и заключается в сочетании внешней красоты и духовной глубины, которая возникает в молитвах церковнослужителей и прихожан.
Прихожане у нас не только из окружающих поселков, сел, деревень. У нас есть немало прихожан из Санкт-Петербурга, постоянно сюда приезжающих. Им настолько к сердцу пришелся этот храм, они так к нему прилепились, что ездят теперь из города. Хор храма состоит из матушки и наших с ней детей, и пение у нас свое: оно не отличается от канонических песнопений, но является самобытным, сосновоборским.
— Отец Игорь, какие иконы почитаются у вас в храме больше всего?
— Я попытался сохранить на стенах те иконы, которые были написаны в 1993−94-м годах. По сути дела, немногие из тех, кто их писал, сейчас живы. Это был жертвенный труд. Часть этих икон написана человеком, инвалидом Отечественной войны, у которого одна рука — это культя. В тонких местах — так и говорили — он чуть ли не ртом держал кисточку. Есть у нас почитаемая икона святого благоверного великого князя Александра Невского. Но я хотел бы высказать свое мнение: дело не в том, насколько икона старинна. Дело в том, как она намолена. У нас есть иконы, которые написаны художниками, не иконописцами. Но так старательно и так духовно они их старались написать, что иконы сразу были одухотворены. Вот, оказывается, что: если человек с молитвой пишет, то обязательно у него получится.
Ну и, конечно, нельзя не сказать о нашей новой росписи, сделанной под руководством Ярославы Алексеевой и Евгении Давыденко — они преподают на иконописных курсах при подворье Оптиной пустыни. Наверху мы видим Царскую семью в полном ее составе. Здесь есть исповедник архиепископ Лука, мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Здесь и блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская, и святой великомученик Георгий Победоносец на коне… И потрясающие слова над иконостасом: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Если бы мы все могли это глубоко-глубоко понимать, я думаю, у нас многое получалось бы.
— Батюшка, может быть, вы о себе расскажете немножко? Где вы служили раньше?
— Я сразу служил здесь. В девяносто пятом году меня сюда привезли и спросили: «Вы будете здесь служить?» Я увидел этот храм, и… конечно, не сентиментальные, но почти слезы. Я говорю: «Все, я здесь остаюсь». Я не знал, что мне предстоит, насколько это трудно.
Рукоположили меня уже на пятом десятке, до этого я работал врачом-психоневрологом. Сейчас мне пятьдесят семь, у меня, как я уже сказал, есть дети, шесть живых, двое на небесах. После этой реставрации мне хочется сказать: мне теперь надо служить так, как я еще никогда не служил. И дело не только во мне, дело во всех нас, здесь молящихся прихожанах. Как я обычно людям говорю: ваш батюшка настолько сильный, насколько вы его поддерживаете, насколько вы вместе с ним. Он так и будет молиться за вас, как вы его поддерживаете. И мне кажется, что в любом храме это проявляется в полной мере. С самого начала мне повезло — у меня появился духовный отец, Царствие ему Небесное, отец Василий Ермаков. Это, конечно, величайший был для меня пример. Я был удивлен и его служением, и его общением с людьми, и той притягательностью, и той страшной нагрузкой, которая на него пала. Еще один духовный наставник мой — это архимандрит Викентий (Кузьмин), он служит в Зеленогорске, в Казанском храме Божией Матери. До этого отец Викентий служил здесь. Так что мы совсем не одиноки. И для меня это не является каким-то тупиком — то, что этот храм где-то на отшибе находится.
— А вначале, когда вы только приехали сюда, вы так не думали?
— Нет, не думал, не думал, сразу понял, что это благодатнейший храм. Как один старенький батюшка полушутя сказал мне: «Взять бы в ладошки этот храм да и в Петербург снести». Но он находится там, где и должен быть, — последние слова батюшка произнес твердо и страстно — в единственно хорошем смысле этого слова.
Адрес храма святого Александра Невского: Россия, 188 823, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Полянская волость, пос. Сосновый Бор, Николаевская пл., д. 6.
Проезд: с Финляндского вокзала С.-Петербурга до ст. Зеленогорск, далее на авт. 483 или с Финляндского вокзала до ст. Каннельярви, далее на авт. 128 до остановки Поляны, далее — на авт. 483 до Соснового Бора.
Литургия совершается по субботам, воскресеньям и праздникам, всенощное бдение — накануне праздников и в субботу. Начало всенощного бдения в 18.00, Литургии — в 9.30. Исповедь совершается во время Литургии.
Фото автора
http://rusk.ru/st.php?idar=112000
|