Русская линия
Общенациональный Русский Журнал10.09.2007 

Шесть вопросов Русского журнала религиозным лидерам народов России

Обложка Русского Общенационального журнала. N 9, 20071. Как определяет Ваша религиозная культура понятие «народ»?

2. Каким образом определяется в Вашей религии высший смысл существования: человека, народа?

3. Как Вы оцениваете процесс возрождения Вашей национальной культуры и религии в России?

4. Допустимо ли с позиции Вашей конфессии сказать, что служение Российскому государству является религиозной ценностью?

5. Могли бы Вы сформулировать, под каким лозунгом следует вести гражданский диалог представителей различных религий в России?

6. Прокомментируйте, пожалуйста, один из лозунгов «РЖ»: «России — верующего президента!»


Шейх Фарид Асадуллин, Член Президиума Духовного управления мусульман Европейской части России, Заместитель Председателя Совета муфтиев России

1. Согласно исламскому вероучению, все человеческие существа образуют единую семью, сотворённую Богом и ведущую своё происхождение от одного праотца — Адама. В Коране читаем: «В начале люди были общиной единой, но разошлись они. И если бы прежде не было произнесено Господом твоим слово, то были бы устранены разногласия их» (10:19). Для сообщества людей в Коране существуют такие понятия, как «шааб» — народ, объединённый общностью территории, культуры и языка, «кабиля» — племя, объединённое близостью родственных уз и, наконец, наиболее часто встречающееся «умма» — община, большая группа людей, объединённая узами духовного родства и религиозного вероучения.

Термин «умма», содержащий в себе представление о духовной преемственности, в Коране нередко употребляется в отношении совокупности мира людей в целом, людского сообщества вообще. В категорию «мусульман» — покорных воле Всевышнего, ислам включает «людей Писания» — иудеев и христиан, всех ветхозаветных пророков и Иисуса Христа.

2. Согласно исламскому вероучению бытийная сторона человеческого мировосприятия ограничена двумя крайними состояниями — надеждой на милость Всевышнего и страхом наказания за любое прегрешение. Верующего человека отличает богобоязненность, а цель человеческого существования заключена в следовании по пути, предначертанному Богом: делать добро и сторониться греха. Коран, обращаясь к индивиду и обществу в целом, учит: «Сотрудничайте в добре и благочестии и не сотрудничайте в грехе и вражде» (5:3).

3. Сегодня зримо ощущается внимание государства к заботам и проблемам мусульман. Российские мусульмане стали подлинными хозяевами возвращённых и отреставрированных мечетей. Ведётся строительство новых мечетей, причём в таких городах, где мусульманских культовых памятников раньше никогда не было. Выросло число исламских изданий — книг духовного и богословского содержания, газет, журналов, аудио- и видеопродукции. Наконец, важным фактором полноты духовного самоощущения мусульман сегодня является восстановление исторических связей России с арабо-мусульманским миром, что было закреплено участием России в деятельности Организации «Исламская конференция» (ОИК).

Шейх Фарид Асадуллин4. Одним из главных религиозных постулатов ислама являются слова: «Любовь к родине — это часть веры», автором которых является пророк Мухаммад. История существования российского государства даёт множество примеров стойкости и героизма мусульман. За боевые подвиги только под Москвой звания Героя Советского Союза удостоены 10 солдат и офицеров, представляющих мусульманские народы. Среди Героев Советского Союза — узбеки, башкиры, чеченцы, представители других мусульманских этносов страны занимают весьма заметное место. А возьмём татар — и поимённый список пойдёт на тысячи Героев, не случайно газета «Правда» в годы войны шла на фронт с вкладышем на татарском языке…

Мобилизующее чувство патриотизма отличает мусульман и в мирное время. Для большинства из них любовь к Родине остаётся важной составляющей их мировоззрения, их жизненного опыта, который они по наследству передают своим детям и внукам.

5 Социальные учения основных религий страны, прежде всего монотеистических, — иудаизма, христианства и ислама содержат ряд взаимоприемлемых положений — миро творчество, любовь и уважение к ближнему, стойкость перед жизненными невзгодами, самопожертвование. Это может служить залогом плодотворного сотрудничества и, как показывает опыт, помогает снимать напряжённость в острых жизненных ситуациях. Для многонациональной и многоконфессиональной страны, какой является Россия, условием взаимопонимания и сотрудничества её народов может быть только взаимная веротерпимость и углубление диалога. «Культура диалога через братское общение и любовь» — я бы так сформулировал этот лозунг.

6. Верующий президент, безусловно, лучше для граждан страны, чем неверующий, поскольку его вера — это, с одной стороны, гарант благополучия последователей всех признанных государством религий, с другой — его действия будут регламентироваться не только политической целесообразностью, но, что важно, духовными и нравственными законами близкого ему вероучения. Как показывает опыт демократической России, религиозная политика Ельцина и Путина, несмотря на конфессиональное предпочтение Русской Православной Церкви, в целом объективно сыграла положительную роль и для последователей ислама и других традиционных религий. Кем бы ни был будущий президент, возрастающая роль ислама в жизни российского государства и мировой политике будут стимулировать поиск новых, усовершенствованных моделей сохранения мирного диалога между православием и исламом.


Шаевич Адольф Соломонович, главный раввин Московской хоральной синагоги, Главный раввин России

1. Народ в нашей традиции — это сообщество единоверцев, это люди, которые изучали, изучают законы Торы и стараются по ним жить. Но и те, кто не придерживается ежедневных религиозных предписаний, тоже наш народ, если они хотя бы потенциальные единоверцы.

2. Процесс возрождения иудаизма и иудейской культуры в современной России можно оценивать очень положительно: практически всё сегодня зависит от нас самих. Если есть желание, то в рамках государственного права сегодня можно вести совершенно полноценную религиозную и культурную жизнь.

Шаевич Адольф Соломонович. Фото ТАСС3. Высший смысл существования человека и народа — для нас понятия неразрывные: в религиозном понимании каждый еврей ответственен за другого. Человек должен всегда помнить о том, что он создан по подобию Всевышнего и что он должен стремиться соответствовать этому идеалу, постоянно расти духовно — в этом его высший смысл.

4. После того, как был разрушен второй Храм, мудрецы установили правило: «Закон государства — закон для нас». Поэтому в какой-то мере можно говорить о совместимости ценности исполнения религиозных и государственных законов. Естественно, если они не находятся в конфликте, как было в коммунистическое время.

5. У нас есть прекрасный опыт многолетнего общения и сотрудничества с Русской Православной Церковью, с мусульманами, с буддистами, с представителями иных вероисповеданий, сложились и хорошие личные отношения между религиозными лидерами.

Целостность государства зависит именно от того, насколько его граждане объединены между собой. Неприятно смотреть по телевидению, какой ненавистью друг к другу пылают представители различных политических партий, как понятие государственности отходит на второй план перед личными амбициями и узкопартийными интересами. Религиозные же люди не должны поддаваться таким настроениям, мы все вместе обязаны работать на благо нашей Родины. Для столь многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, очень важно сохранять общее для нас понимание того, что каждый человек сотворён Всевышним по Его подобию и абсолютно каждый Ему ценен.

6. Россия — в основе своей православная страна, и понятно, что для большинства её населения верующий президент был бы идеальным правителем. Верующий человек, даже если вынужден уступать внешним обстоятельствам, всё равно имеет некие рамки, за которые он никогда не зайдёт, помня о своей ответственности перед Всевышним. В реальности же очень трудно совместить деятельность главы государства с соблюдением всех религиозных требований. Та же внешняя политика иной раз требует откровенной лжи — пусть даже во благо своего государства.


Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии

1. Понятие «народ» изначально раскрывается самой семантикой этого слова: народ — это те люди, которые осуществляют нарождение своего рода, его культурное и экономическое развитие.

Что касается православной традиции, то у нас есть устойчивое понятие народа Божия — всех православных христиан, живущих по заповедям Божиим. Отличия же от остальных понятий народа хорошо выразил святитель Иоанн Златоуст ещё в IV веке: «Хочешь ли знать, — писал он, — что Народ составляют святые, а не толпа людей? Выведите на войну сотни тысяч и одного святого: посмотрим, кто сделает больше? Иисус Навин вышел на брань и один сделал всё; и, таким образом, остальные не принесли никакой пользы. Толпа людей… когда они не творят воли Божией, ничем не разнится от тех, кого нет совсем». Современному уху эти слова покажутся резкими, но заметим, истина не всегда бывает приятной, особенно в наше время.

Митрополит Калужский и Боровский Климент2. Вопрос о смысле жизни совпадает с вопросом о цели жизни. Однако, оба эти вопроса в своём высшем разрешении связаны с тем, что человек призван пребывать верным союзу с Богом, стремиться душой к Нему, познавать своего Создателя, прославлять Его, радоваться единению с Ним, жить в Нём. При этом не только человек, все творения призваны по своей способности к прославлению Творца, но человек, как венец созданий, назначен быть сознательным, разумным, постоянным, совершеннейшим на земле орудием славы Божией.

А для этого ему надлежит быть достойным своего Первообраза. Иначе говоря, он призван совершенствоваться, оберегать своё подобие Богу, восстанавливать его, укреплять; призван развивать и совершенствовать нравственные силы свои путём добрых дел. Этого требует забота человека о своём собственном благе. Истинное его благо заключается в блаженстве в Боге. И потому надо сказать, что блаженство в Боге составляет цель бытия человека, как в этом мире, так и в будущем.

3. Скажу, что нынешнему возрождению предшествовал едва ли не самый трагический период в истории нашего Отечества. Сегодняшнее возрождение нашей святой веры — великая милость Божия, которую могут лицезреть лично миллионы россиян. В одном из своих обращений Святейший Патриарх подчеркнул, что «вновь обращаясь к вере Христовой, мы возвращаем себе историческую память».

Все мы сегодня свидетели того, как вновь возрождаются обители, строятся храмы, в Церковь идёт всё больше и больше молодых людей. И это составляет нашу особую радость, ибо молодёжь сегодня искушается бесчисленным множеством пороков, а в Церкви она обретает поистине Ковчег духовного спасения, мы видим, как вырастает поколение, имеющее серьёзные убеждения, воспитанное на патриотизме и любви к ближним. За этим поколением будущее России, и ради него, может быть, мы должны терпеть многие скорби и до конца стоять в Истине.

4. Конечно, для верующего человека истинным отечеством является Царствие Небесное. Однако Господь так премудро устроил нашу жизнь, что часть её мы проводим здесь, на земле, являясь гражданами Отечества земного. Многие русские мыслители обращали внимание на уникальное самоназвание нашей страны. Наш народ назвал своё Отечество Русью Святой. Наша земля действительно освящена не только множеством чудес, но тысячелетними подвигами наших святых предков. В каждом городе есть великие святыни, почитаемые народом. Вообще понятие «служение» является очень важным в христианском мировоззрении. Неслучайно в русском языке духовенство называют священнослужителями, слугами Божиими. Вообще каждый человек должен служить. «Больший из вас да будет вам слуга, ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11−12), учил Господь Своих учеников. Поэтому служение ближним, Отечеству всегда почиталось Церковью как великий подвиг.

Некоторые ошибочно противопоставляют служение ближним и служение Отечеству, неверно трактуя евангельскую истину о непротивлении. На этом споткнулся великий русский писатель Лев Толстой, учение которого, осуждённое Церковью, внесло немалый соблазн в умы русских людей столетие назад. Позицию Церкви на сей счёт афористично выразил один из величайших русских Святителей митрополит Московский Филарет, который ещё в позапрошлом веке сказал: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша».

5. У Русской Православной Церкви накоплен богатый опыт сотрудничества с традиционными конфессиями России в деле общественного служения.

Мы исходим из того, что и для православных христиан, и для мусульман, и для иудеев, и для буддистов Россия является общим Отечеством. Мы все заинтересованы в том, чтобы в ней царили межрелигиозный мир и межнациональное согласие. О миротворческой миссии Церкви прекрасно сказал Святейший Патриарх Алексий II: «Церковь Христова — вне политики. Но когда политика входит в жизнь людей, сея на своем пути смерть и разрушения, когда она врывается в мирный быт мечом и огнём, разделяя людей на „своих“ и „чужих“ по признаку крови или по убеждениям, когда она пытается использовать саму веру как инструмент разрушения мира, то может ли Церковь оставаться безучастной? Нет, поскольку истинное миротворчество — долг Церкви. Никто и никогда не ввергнет нас в бездну отчаяния и уныния, не лишит мужества и надежды на мир, если сердца наши будут открыты Господу». Это «истинное миротворчество» по завету Христа Спасителя и несёт обществу Русская Православная Церковь.

6. Очень важно, если президент будет верующим, но стократ важнее, если по-настоящему верующим станет народ. Ибо только вера даёт как человеку, так и народу понимание смысла своего существования, ведущее к национальному одушевлению. Если народ станет поистине верующим, то будет устойчивой и Россия.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика