Русская линия
Русская линия Юрий Кищук06.09.2007 

«Если нет времени подумать о душе..»

Время неумолимо продолжает свой ход, не на минуту не останавливаясь. Технический прогресс развивается с каждым днём. И, наверное, на первый взгляд в этом динамическом движении любой из наших современников отметит только лишь положительные стороны, число которых растёт с геометрической прогрессией. Мы вроде бы жизнью уже научены измерять всё в цифровом эквиваленте. Любой человек сегодня скажет, что уметь «рассчитывать свою жизнь» одно из важнейших качеств которыми должен обладать человек, стремящийся счастливо жить в XXI веке. И вот уже не хватает нам времени, для того чтобы осмысливать свои поступки, мы лишь расцениваем их по опять таки нами придуманной какой-то цифровой шкале выгоды.

Если некоторое время назад выражение «бездушный человек» вызвало бы у нас по меньшей мере некоторую отстраненность от такого человека, то теперь это выражение потеряло уже свою негативную окраску, да, наверное, и смысл вообще. «Ну, вот эка невидаль бездушный человек, самое главное чтоб деньги зарабатывал и в семью относил», — скажут многие наши современники. «Это уж к старости можно подумать о такой вещи как „душа“, а нынче нам не до этого — дел невпроворот. А душа? Да что с ней станется, вот внуков выращу, а потом и о душе подумаю», — рассуждает иной раз каждый из нас.

Но может так статься, что в рассчитанном нами до мелочей «плане жизни» может что-то пойти не так и вот уж и о душе надо будет подумать, а времени совсем не останется. Остановись же современный человек, в своем калькулируемом будущем освободи пораньше время для заботы о своей душе!!! Конечно же, прежде чем непосредственно перейти к разговору о душе необходимо обозначить важность самого рассматриваемого вопроса. Для этого хотелось — бы прибегнуть к простым и жизненным примерам.

У врачей есть такое выражение «запустить болезнь». Обычно оно обозначает, что пациент во время не позаботился о своем недомогании, или не обратил на него свого внимания, и вот итог — «хуже некуда». Иной раз бывает и так, что человек, что называется, «запускает болезнь», зная о ней, но, не желая тратить времени вроде бы на какую-то безделицу. К сожалению, результаты такого подхода к своему здоровью плачевны. Но у современного человека есть и этому поступку оправдание — «времени не хватает». Нужно, правда, признать, что сейчас многие люди уже с молодых лет следят за своим здоровьем. Особенно это касается мальчишек и парней-подростков. Наверное, сегодня каждый второй встретившийся на вашем пути парень систематически занимается в тренажерном зале. «Культ тела» действительно сейчас имеет многих и многих последователей в лице молодых парней. Но мы не будем теперь заниматься выяснением позитивных и негативных сторон столь трепетного отношения молодого поколения к своему атлетическому или не атлетическому телосложению. Речь пойдет о другом.
Вы некогда не интересовались у подростков, почему для них так необходимо именно систематическое посещение тренажерного зала? Ответ, конечно же, лежит на поверхности. Ведь если заниматься в зале не систематически, то можно быстро потерять свою форму.

А теперь давайте возвратимся к нашему с вами разговору о душе и зададимся несколькими вопросами. Не похоже ли наше откладывание заботы о своей душе на «запускание болезни» и не грозит ли оно нам тяжелыми последствиями? И во что превращается наша душа, если мы не упражняем её существо, не «атрофируется» ли она у нас после такой нашей «заботы» вообще? И что будет значить для нас, если мы окончим свою жизнь с «диагнозом» — «бездушный человек»? Постараемся же ответить на все эти трудные вопросы сейчас, не откладывая их решение на окончание своей жизни.

Николай Алексеевич Заболоцкий, русский поэт, родившийся в самом начале трагического XX века, испытавший на себе сталинские репрессии, написал о душе такие строки:

«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!»

Эти слова должны стать для нас постоянно выполняемым правилом, они не могут быть лишь красивым зарифмованным поэтическим четверостишием, в противном случае мы, многое упустив, — многое потеряем. Каким же образом должна трудиться душа, и как это вообще возможно тренировать работой то, что мы не можем осязать. Действительно мы не можем найти в нашем организме такой орган или несколько органов, или наоборот часть органа, которая бы отвечала за «функцию души», но это не значит, что из-за этого мы не можем упражнять душу посильным трудом.

Давайте вспомним, какое обыденное значение мы вкладывали в слово «бездушный» по отношению к кому-либо, когда его произносили раньше. Человек, не проявляющий любви, милосердия, сострадания к окружающим, причем не только людям, но и вообще живым существам — вот тот человек, которого народная молва обязательно охарактеризует крайне негативным словом «бездушный». Заглянем теперь, что называется «в себя» и осмыслим хотя бы маленький месячный промежуток своей жизни. Как часто мы творим добрые дела, дела милосердия, любви и сострадания? Зачастую в наш мятущийся век, в котором так неимоверно популярно и востребовано выражение «время — деньги», на творение добрых дел у нас остаются редкие минуты, и те мы часто тратим впустую. Ну что же при этом душа? К сожалению, как бы это не печально и резко звучало для нас, она становится похожа по своим функциям на «аппендицит», т.к. поглощает каждый день в неимоверных количествах негатив, и при этом, не очищаясь, всё «тяжелеет и тяжелеет». Как часто сегодня среди людей можно услышать в автобусе, метро, трамвае или просто на улице жалобы на то, что вроде бы всё в порядке и жизнь удалась, да что-то вот на душе тяжело. Но проблема в том, что душа человека, это не пресловутый «аппендицит», без которого в случае необходимости может прожить человек. Душа — это то, что делает человека, «человеком», в высшем значении этого слова. Душа — это не только то чем отличается человек от животного, но и то что, изменяясь внутри одного человека — может изменить весь мир окружающий нас. Об этом то, на первый взгляд кажущемся неимоверном аспекте мы всегда забываем и откладываем заботу о своей душе на потом.

А ведь если в душе у человека неправда, раздор, печаль, производящая смерть, то там — царство диавола, ад и смерть. Когда же диавол будет изгнан отсюда, и страсти уже не будут в ней царствовать, то основывается в нас Царство Божие. Сюда именно, на внутренний мир человека, направил Свое исключительное внимание и Спаситель, пришедший «разрушить дело диавола» (1 Ин. 3,8).

Мы не должны не на секунду забывать о том, что духовное выше материального, и поэтому последнее должно быть в подчинении у первого (Лк. 12,23). Когда это соотношение нарушается, и материальное начинает главенствовать над духовным, тогда создается опасность появления в душе человека и в человеческих отношениях соблазнов, искушений, падений, то есть опасность зла и греха. Если эта опасность преодолевается, и духовность вновь начинает главенствовать над материальностью (предметами материальными, земными сокровищами), тогда уменьшается зло в человеке и человеческих отношениях, а тем самым и в Божием мире. Именно поэтому так необходимо постоянно помня о своей душе стремиться приучать её к труду, а кроме этого при должном приготовлении очищая её в Таинстве Исповеди укреплять её в Таинстве Евхаристии причащением Крови и Тела Христова.

В подтверждение этих слов, а также для осмысленного завершения рассматриваемой проблемы приведём слова Священномученика Сергия (Лебедева), имя которого находится в ряду святых новомучеников Богородице — Смоленского Новодевичьего монастыря.

В своих пастырских обращениях он так взывал ко всем чадам Православной Церкви: «Люди полагаются на свои естественные силы и соображения, думают залечить зло своей жизни самоизмышленными лекарствами и мерами. Понятно, что из этого никогда и ничего не может выйти надежно доброго, — перед нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути: все распространяющееся недовольство жизнью и все усиливающиеся страдания. И как больно смотреть на страдания людей, как горько и тяжело сознавать, что ничто извне не может помочь им! Почему не может? Да, потому, как это признано было одним просвещенным народом ещё до пришествия Христова в мир (древними римлянами), что зло мира заключается в самом корне человеческой жизни; оно неизлечимо никакими частными, земными, человеческими усилиями — оно может быть излечено только радикальным средством, то есть должен быть обновлен самый корень жизни… Конечно такое коренное обновление человечества могло быть совершено только всемогущей и всесозидающей силой Божественной, — и оно действительно совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, Который силен Своими искупительными страданиями и смертию уврачевать греховный струп человечества, уничтожить зло мира и через низпослание Святого Духа дать людям новую жизнь, обновить самый корень её, положить в людях новое семя к её дальнейшему развитию: Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30)».

http://rusk.ru/st.php?idar=111981

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Юрий Запятин.    06.09.2007 23:57
Уважаемый Юрий! Спасибо за ответ. По всему видно, что Вы – талантливый публицист. Именно поэтому я и решил Вам написать: обидно, когда из-под пера мастера выходит «полуфабрикат». Насколько я понял, Вы писали для светских людей, т.к. воцерковленным это всё известно. А мирским людям до Таинств Исповеди и Евхаристии ещё нужно дойти. К тому же, обратите внимание, как Вы пишете: «Именно поэтому так необходимо постоянно помня о своей душе стремиться приучать её к труду, а КРОМЕ ЭТОГО при должном приготовлении очищая её в Таинстве Исповеди укреплять её в Таинстве Евхаристии причащением Крови и Тела Христова», – т.е. Вы как бы противоставляете «труд души» и Таинства. (При этом не расшифровываете первое понятие). (Прошу прощения, если не ошибаюсь, в этом предложении еще пропущена парочка запятых).
Согласен с Вами, что «НЕ существует общего правила для всех людей по этому поводу, здесь скорее важно каждому человеку самому обратиться к священнику с таким вопросом, что он и сделает, либо приготовляясь к Таинству Исповеди, либо в частной беседе с священником». Однако можно было бы привести хотя бы пару «вешек» на этом пути, тем самым облегчив светскому человеку дорогу к Храму.
Знаете, чем в подавляющей массе «грешит» современная православная журналистика? Много красивых и правильных слов, которые забываются в лучшем случае через полчаса. Почему? Потому что нет методичности, конкретности в вопросе «тренировки, очищения, совершенствовании души». Одним словом, нет подхода к практическому православию.
Если чем обидел, искренне прошу прощения – просто хотелось с Вами поделиться. Думаю, Ваша статья станет более полной, если ее дополнить хотя бы Вашим ответом мне.
  Юрий Кищук    06.09.2007 19:19
Уважаемый тезка! Благодарю за Ваш отзыв! Хотелось-бы ответить на Ваше замечание о раскрытии в статье способов приучения души к труду. Во-первых осознанной подготовке к Таинствам Покаяния и Евхаристии несомненно сопутствует молитва, поэтому я счёл не нужным говорить в статье отдельно о молитве. К тому же рассмотрению молитвословия – как средства обращения к Богу, не была посвящена моя статья, т.к. эта тема достойна несомненно отдельного авторского исследования. О том каким образом стоит приучать душу к труду я не сказал потому, что НЕ существует общего правила для всех людей по этому поводу, здесь скорее важно каждому человеку самому обратиться к священнику с таким вопросом, что он и сделает, либо приготовляясь к Таинству Исповеди, либо в частной беседе с священником.
  Юрий Запятин.    06.09.2007 09:31
Статья хорошая, только автор не раскрыл, как именно душу "приучать к труду".
В итоге, получилось абстрактное рассуждение о душе… Почему-то ничего не сказано и о молитве

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика