Общенациональный Русский Журнал | Дмитрий Хахалев | 05.09.2007 |
Книги по бизнесу, содержащие подобные суждения о традиционных нравственных ценностях — не случайное совпадение, а закономерность. Сегодня мы становимся свидетелями, как место Бога в секуляризированном обществе активно пытается занять рынок. Сформировалась и каста жрецов, которые готовы стать идеологами и закулисными правителями нового общества.
При этом они — даже не бизнесмены. Тогда — кто же они? Это очень агрессивный и активно формирующийся за рубежом и у нас класс нетократии: разнообразных консультантов-маркетологов, брендологов, специалистов по персоналу и т. д. — людей, которые, в отличие от бизнесменов, рискующих всем, что имеют, мало за что отвечают, но желают задавать тон общественной жизни, устанавливать стиль, правила и получать за это большие деньги. Они хотят определять идеологию и править миром, полностью подчиняя себе тех, кого они называют классом потребителей. Это утверждение не требует особенных доказательств — достаточно съездить на пару семинаров или почитать деловую литературу. Наиболее яркими представителями данного класса являются наши соотечественники, не связанные узами политкорректности, в отличие от западных коллег. Поэтому их тексты особенно интересны своей откровенностью. Не удержусь от того, чтобы в качестве примера не привести несколько объёмных цитат из материалов книги Тамберга и Бадьина «Бренд — боевая машина маркетинга».
«…Вместо выяснения желаний потребителей нужно искать средства этими желаниями управлять. Потребителю нужно не потакать, им нужно управлять, им нужно манипулировать, обозначая ему собственные алгоритмы выбора и направляя ход его мыслей в нужное нам русло. Потребителя уже невозможно чем-то удивить или порадовать — у него и так уже всё есть. Он сам не знает, чего он хочет, выбор, который стоит перед ним, стал непосильной ношей. Поэтому нам нужно только предоставить ему нужные критерии, но так, чтобы выбор был сделан в нашу пользу».
«…В среде маркетологов часто возникают споры о гуманности профессии, о том, что цель не должна оправдывать средства, о социальной ответственности и прочих нелепостях. Пришло время отделить зёрна от плевел. Пришло время циничного, прагматичного, но предельно эффективного маркетинга. Маркетинга, в котором всё построено на критериях управления поведением потребителя, маркетинга, который снижает возможность свободного выбора до нуля. Да и нужен ли выбор потребителю? Выбор — крайне неудобное, дискомфортное состояние».
«Нам надо манипулировать покупателем, направляя его на совершение нужных нам действий, нам надо понять, что свободная воля покупателя — нонсенс, у потребителя нет свободной воли. Если бы она была — большей части товаров нашлось бы место только на свалке. Мы все находимся в плену тех или иных стереотипов, но отличие маркетолога от всех прочих специалистов, занятых в бизнесе, в том, что он должен ещё и формировать эти стереотипы. А чтобы делать это эффективно, нужно чётко понимать собственные цели и задачи, а не заниматься самообманом. Надо уйти от пошлой филантропии и псевдогуманности: бизнес в целом, и маркетинг в частности, не проводят разницы между детскими товарами и порнопродукцией, благотворительной деятельностью или игорным бизнесом, маркетинг существует вне понятий социального добра или зла, и он таков с момента своего рождения».
«…Этот подход циничен, но эффективен. Выбирайте, что ближе вам — быть гуманным, но неэффективным (интересно, что в таком случае вы забыли в маркетинге), или быть жёстким, но эффективным специалистом, не зря получающим деньги за свой труд».
Думаю, комментарии излишни. А теперь спросите себя, хотите ли вы, чтобы подобные особи владели миром, управляли Россией, вашими вкусами, привычками — владели бы вашей душой? Становится понятной и резко агрессивное отношение к религии тех, кто определяет правила бизнес-игры. Церковь воспринимается ими как конкурент. Они страшатся, что она откроет людям глаза на их духовную мерзость, высветит всё их ничтожество и свяжет им руки. В этом плане весьма характерна позиция маркетологa С. Аветисяна, директора по маркетингу у известного пивовара Олега Тинькова. Он проводит между брендингом и религией знак равенства и учит этому слушателей Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге (цитируется по диктофонной записи лекции):
«Уважаемый мною современный философ Жан Бодрийяр соотнесённость к идеальному образцу назвал словом „симулякр“. Он пишет, что бренд „есть не то, что скрывает собой истину, а есть истина, скрывающая, что её нет“. Т. е. бренд это симулякр, который пытается для каждого конкретного потребителя заменить его понимание, его представление того, что есть истина….Я считаю, что особенно для нашего российского общества очень важно понимать предпосылки и истоки этой новой религии (а я считаю, что брендинг — это религия). Российский человек, в силу своей ментальности, которая детерминирована всей историей и даже географией, очень легко поддаётся различным утопиям… Сегодняшнюю вакханалию потребления я называю собчатизацией (я имею в виду Ксюшу Собчак: когда где-нибудь новый магазин открывается — там всегда Ксюша). Вот эта Ксюша-„тусовщица“ мне напоминает экзальтированную прихожанку, которая вместо того, чтобы по воскресеньям ходить в церковь, заходит в IKEA или ещё куда-то и удовлетворяет те же духовные и психологические потребности, какие, в общемто, во времена средневекового христианства удовлетворял средний обыватель, веруя в религию свою. Отсюда брендинг — новое откровение, новый завет, новейший (не путать с Новым классическим)».
Как мы видим, одна из основных духовных проблем сегодня заключена в том, что наиболее активная часть общества практически полностью и бездумно передоверила себя учителям, порождённым протестантской этикой, не воспринимаемой нами на глубоком ментальном уровне.
Но проблема многочисленных школ экономики и бизнеса не только в существенных отличиях в культурах между составителями методик и учениками. Самое опасное, что всё чаще классический маркетинг или менеджмент оказывается ширмой, за которой скрыты приёмы практической психологии — НЛП и гипноза — и из-за которой торчат уши валеологов, сайентологов и т. п.
К этому моменту у читателя может сложиться представление, что автор подводит к мысли о невозможности оставаться нравственным в практической деловой жизни. Ведь получается, что «белая ворона» обречена в борьбе с многочисленным и сильным противником. Но это не так. Действительно, нравственную принципиальность невозможно применять отдельно взятому предпринимателю без риска быть уничтоженным. Однако желание жить по нравственным традициям, бросить вызов злу подталкивают к дальнейшим действиям.
Приведу аналогию. Всем известна глобальная сеть интернет. Она кажется тотальной и всеобъемлющей. Но нетерпеливых потребителей уже не устраивает сервис, который способна предоставить Сеть. В частности, её скорость. В результате появились сообщения о создании новой глобальной Сети — интернета-2. При чём пользователи интернет-1 не смогут свободно входить в неё, а пользователи интернета-2 в интернет-1 — смогут.
Понимаете, к чему я клоню?
В современном мире очень важно осознать, что ничего невозможного нет в принципе. Правильно поставленная цель — это уже 50% успеха.
Создание Экономики-2 совершенно реально. Кстати, отношения между бизнесменами из национальных диаспор — это примитивный прообраз такой возможной экономики. В Экономике-2, конечно, будут действовать те же законы рынка, но с одним существенным отличием — одной практической целесообразности недостаточно, что бы попасть в новую систему. Требуется иной аспект, который, впрочем, и имеет самую высшую практическую целесообразность — создание честных отношений, основанных на нормах гуманности и нравственности, создание сообщества, в основе которого лежит исполнение данных нам евангельских заповедей с целью построения общества, которое способно явить всем народам силу и красоту Русской православной цивилизации. Организация, построенная по этому принципу, могла бы стать многократно сильнее купеческой гильдии — лжецы и подонки выбрасывались бы из неё вон автоматически, просто путём прекращения общения. Небольшие потери на первом этапе очень скоро обернулись бы небывалой силой и мощью нового экономического сообщества.
И это не утопии, как считают авторитеты от менеджмента. Так жили многие поколения Святой Руси. Но кто бы мог стать инициатором столь глобального проекта? Церковь? Думаю, что это было бы неверно. Да и невозможно. Роль Церкви в данном случае — это роль воспитателя и деятельного посредника, позволяющего православным предпринимателям найти друг друга, разъясняющего и указующего, как конкретные сложные ситуации деловой жизни могут быть решены в соответствии с каноном.
Откройте лекции по истории Древней Руси и прочитайте, как священноначалие создавало великую Русь, как мирило и удерживало от усобиц князей Киевской Руси, как прививало политическую культуру Великим князьям Руси Московской. В конечном итоге всем, что имеем — государственностью и культурой — мы обязаны христианской цивилизации Византии и её носителям — священникам и монахам.
Предпринимателям необходимо осознать своё историческое предназначение. Сегодня отечественный бизнес находится в глубочайшем кризисе целей и идеалов. У искушённого опытом Запада действительно можно научиться многому (не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что автор — мракобес, выступающий против консалтинга как такового). И любой консультант скажет вам, что основой успеха и залогом будущего существования предприятия является его миссия. В соответствии с миссией осуществляется стратегическое и тактическое планирование, выстраивается кадровая политика и отношения с потребителем.
И вот сегодня мы наблюдаем ужасную картину: несмотря на приглашения консультантов, посещения семинаров и учёбу в престижных академиях, подавляющее большинство наших предпринимателей и менеджеров высшего звена оказалось не в состоянии сформулировать свою миссию. Они не видят своего будущего, а поэтому на сегодняшний день его нет ни у них, ни у страны, авангардом которой они себя позиционируют.
Я не раз задавал этот вопрос людям, которые рулят экономикой: «Какова ваша миссия?» Ответ всегда был столько же неизменным, сколько и беспомощным: «Получение прибыли». Однако даже западный бизнес сформулировал свою миссию как «цель существования предприятия, кроме получения прибыли». Собственно, прибыль — это не цель, а обязательное условие существования и показатель работы. Насколько просто и ёмко выражена эта мысль в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятом на VIII Всемирном Русском Народном соборе! «Богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа». «Стяжание богатства ради богатства заведёт в тупик и личность, и дело, и национальную экономику».
…Миссия русского предпринимательства исторически неизменна — богатеть духовно ради спасения вечных человеческих ценностей, прославлять Творца, умножая данные Им таланты, чтобы достойно войти в будущее и в жизнь вечную.