Русская линия
Общенациональный Русский Журнал Валентин Руденко03.09.2007 

Тайны «Сухого» откроет 2009-й

В российском оборонно-промышленном комплексе нет другого такого проекта, который на протяжении многих лет столь активно обсуждался зарубежными экспертами и СМИ и в то же время оставался тайной за семью печатями. Многие сомневаются в самом факте его существования: удастся ли русским при нынешних затруднениях создать принципиально новый боевой самолёт? Даже США, располагающие большими возможностями, то и дело вносят коррективы в аналогичную программу, постоянно снижая заявленные характеристики.

В Авиационной холдинговой компании «Сухой», которая пять лет назад выиграла тендер Военно-Воздушных Сил РФ на разработку истребителя пятого поколения, дают однозначный ответ: работы по программе Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) — так он обозначен в Государственной программе вооружений — идут в строгом соответствии с графиком, машина взлетит вовремя.

Илл.«Могу ответственно заявить, что окончательное техническое лицо самолёта уже сформировано. Оно полностью соответствует тем техническим требованиям, которые были выданы нам заказчиком — Министерством обороны России», — заверил генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян.

Разрабатываемый истребитель относится к машинам средней размерности, где-то между МиГ-29 и Су-30. Новая машина будет принципиально отличаться от самолётов четвёртого поколения, чем конкретно — пока сказать нельзя. Но если суммировать мнения специалистов об истребителе пятого поколения, то их в конечном итоге можно вместить в формулу трёх «С» — «сверхманевренность», «сверхзвук», «стелс» (малая заметность для радаров). Сами разработчики считают, что у Перспективного авиационного комплекса отличительных черт гораздо больше.

oКонструкция самолёта: прежде всего, это широкое применение композиционных материалов — более 30%, что позволило существенно снизить вес машины.

oАэродинамика: повышенная маневренность и возможность сверхзвукового крейсерского полёта, а не временный выход скорости за число Маха. По сравнению с предшественниками, у истребителя пятого поколения дальность полёта на сверхзвуке должна быть увеличена более чем в два раза.

oВооружение: новые средства поражения большой дальности, размещённые внутри отсеков, а не на внешней подвеске. В бою истребитель пятого поколения будет способен одновременно уничтожать множество целей, причём на больших расстояниях. Для этого он должен иметь более высокий уровень помехозащищённости, развитую систему радиоэлектронного противодействия, повышенную автономность.

oБортовая электроника, авионика: совершенно новый уровень автоматизации и интеллектуальных качеств. Для нового самолёта разрабатывается малозаметный для противника информационный комплекс, который обеспечит сферический обзор и позволит одинаково эффективно работать как по воздушным, так и по наземным целям.

oИ, наконец, — относительно низкая стоимость эксплуатации и высокий уровень послепродажного обслуживания самолёта.

Конструкторы истребителей «Су» особо подчёркивают, что многое из вышеперечисленных параметров они с успехом реализовали на различных машинах поколения «4+», но лишь сочетание всех характеристик в одном боевом комплексе обеспечит прорыв в пятое поколение.

Компания «Сухой» — мировой лидер и «законодатель мод» в авиастроении. Но даже ей в одиночку «не потянуть» принципиально новый истребитель. Это задача всей авиационной промышленности России. И не только. К её решению должны быть готовы многие отрасли отечественной индустрии — электронная, химическая, металлургия, двигателестроение.

И здесь дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы…

Обложка Русского Общенационального журнала. N 9, 2007Прежде чем приступить к проектированию истребителя пятого поколения, на «Сухом» детально проанализировали состояние промышленности, перспективы и возможности её развития. К разработке нового авиационного комплекса привлекаются, в первую очередь, те предприятия, которые в наибольшей степени готовы к решению сложных конструкторских и технологических задач. В основном это КБ, НИИ и заводы, которые активно участвовали в кооперации по производству и продвижению на мировой рынок самолётов семейства Су-27 и Су-30. Научно-технический задел, полученный при их модернизации, стал прочным фундаментом для создания самолёта пятого поколения.

Что касается спецхимии, конструкционных материалов, элементной базы, то здесь действительно есть ещё много вопросов — констатируют на фирме «Сухой». Поэтому разработчики истребителя связывают большие надежды с Федеральной программой развития оборонно-промышленного комплекса, которая предусматривает инвестиции в развитие технологических направлений авиастроения. Серийный выпуск нового «Су» планируется развернуть на авиационных производственных объединениях в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Прорабатываются возможности подключения других предприятий отрасли.

О сроках принятия на вооружение и поступления самолётов в войска точной информации пока нет. По понятным причинам хронометраж программы не раскрывается в открытых источниках. Однако известно, что первую опытную машину планируется поднять в воздух в 2009 году.

Скорее всего, поставки истребителей пятого поколения российским ВВС начнутся не ранее 2012 года. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что работы идут в полном соответствии с графиком. «На сегодняшний день закончен этап отработки рабочей конструкторской документации самолёта пятого поколения. Документация передана на завод-изготовитель, который приступит к созданию опытного образца», — заявил главком. «ОКБ „Сухого“ задачи ясны, финансирование обеспечивается».

ВВС России планирует заказать около одной эскадрильи истребителей, решения о дальнейших закупках будут приниматься по обстановке. Новыми «Су» в первую очередь укрепят систему противовоздушной обороны страны. Полки, оснащённые самолётами пятого поколения, вначале появятся на восточном и северокавказском, а затем и на других направлениях.

Программа создания Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации одна из самых наукоёмких, сложных и дорогих. В США недавно опубликована справка Пентагона о рыночной стоимости истребителя пятого поколения F-22А «Раптор» — она намного превышает 200 млн долларов. Если цена нашего самолёта будет даже в два раза меньше, то российские Военно-Воздушные Силы вряд ли смогут приобретать его в больших количествах.

В компании «Сухой» поставили задачу снизить стоимость машины, сделать её конкурентоспособной. Самолёты марки «Су» всегда отличались оптимальным сочетанием критериев «стоимость-эффективность». Истребитель пятого поколения в полной мере будет соответствовать этому принципу: планируемое удорожание по сравнению с существующими образцами находится в пределах 20 — 30 процентов.

Конструкторские и научные наработки, которые заложены в проект, должны обеспечить и техническое превосходство над зарубежными аналогами, и жёсткое соблюдение требований по его цене. Создание боевого самолёта пятого поколения — это сверхзадача, которая сопряжена с определённым дефицитом ресурсов. Но в целом необходимый уровень финансирования пока удаётся обеспечить. Кроме средств по линии госпрограммы вооружения и Министерства промышленности и энергетики, в проекте задействованы резервы предприятий, участвующих в кооперации по созданию нового истребителя.

В настоящее время программа перспективного российского истребителя развивается достаточно успешно, вызывая интерес у потенциальных зарубежных партнёров. На базе истребителя пятого поколения для российских ВВС планируется разработать экспортный вариант. Говорить о международном консорциуме пока рано, но в ближайшей перспективе к проекту могут подключиться Индия, Китай и другие страны.
Валентин Руденко, «Интерфакс-АВН»,
специально для «Русского журнала»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru