Русская линия | Леонид Грач | 01.09.2007 |
Но, к сожалению, украинское школьное образование постепенно перестает быть всеобщим. В этом году, как прогнозируют, за парты не сядет 6,5 тысяч детей. Это те, кто лишен родного крова или родительского надзора. В советское время потеря родителей или их наплевательское отношение к своим обязанностям не были приговором, лишающим ребенка возможности стать полноценным членом общества. Советское государство прилагало огромные усилия, чтобы обеспечить ему нормальное будущее. Сегодня, если нет родственников, способных взять на себя заботу о ребенке, оставшегося без родительского попечения, ребенок почти наверняка обречен вести жизнь, полную лишений и невзгод.
В Украине статус сироты или ребенка, оставшегося без родительского попечения, имеют 103 тысячи детей (в Крыму их почти шесть тысяч). Причем их численность постоянно растет. Их будущее находится под реальной угрозой. В наши дни тяжело складывается и судьба тех, кто растет в малообеспеченных семьях. Ясно, что этим детям, вынужденным думать о куске хлеба, не до учебы. А помогать своим маленьким гражданам, терпящим нужду, часто не имеющим куска хлеба (в буквальном смысле этого слова) государство отказывается.
Конечно, нельзя сказать, чтобы им не помогали вовсе. Например, сессия Симферопольского городского совета, назначенная на 12 сентября, рассмотрит вопрос об увеличении ассигнования на питание школьников из малообеспеченных семей до 4,5 гривен в день на человека. Можно ли досыта наесться на эти деньги? Скорее всего, нет. Но ведь ребенку нужна не только еда. Дети, брошенные обществом и государством на произвол судьбы, обязательно будут мстить за подобное пренебрежительное отношение. Лишая их поддержки, мы закладываем под общество мину замедленного действия.
Но можно ли быть спокойным за будущее тех школьников, которые растут в нормальной обстановке и вроде бы имеют возможность получить хорошее образование? Может ли его дать им современная школа? Станут ли они квалифицированными специалистами после ВУЗов и техникумов? К сожалению, и на эти вопросы ответ, скорее всего, будет отрицательным.
По сравнению с советским временем, число школьников уменьшилось почти на треть (сегодня их в нашей стране чуть более шести миллионов, а в Крыму — около двухсот тысяч). Но это не значит, что возросло внимание к каждому отдельному ученику, или у него появились какие-то дополнительные возможности. Очевидно, что качество образования сегодня резко упало, и виной тому унизительная бедность средней школы.
Заработная плата учителей остается до сих пор недопустимо низкой, что без всякого преувеличения представляет собой угрозу для стабильного развития общества. Предполагается, что с 1 октября учителя высшей категории будут получать 741 гривну (средний учитель получает, как правило, на 150−200 гривен меньше). В советское время средняя заработная плата учителя составляла 125 рублей. При пересчете покупательной способности это составляет 2500 гривен. Получается, что даже наиболее квалифицированные учителя получают сегодня почти в 3,5 раза меньше, чем их коллеги в советское время.
Дети сегодня со всех сторон слышат, что материальное благосостояние чуть ли не самое главное в жизни. Ребенок не может критически воспринимать информацию, получаемую из рекламы и сериалов, а отгородить его от неё невозможно. Когда он видит, что человек, который его учит, по сегодняшним меркам является неудачником, то он естественным образом утрачивает уважение к своему наставнику. Много говорилось, что о необходимости повышения социального статуса педагогов, о создании средствами государственной пропаганды, кино и телевидения привлекательного образа современного учителя. Но никакого прогресса в этой сфере не наблюдается. Нынешние правители остаются по своей сути временщиками, они не думают о завтрашнем дне.
Несколько лет назад я прочел в газете интервью с Григорием Нестором, самым старым украинцем, живущим в одном из сел Львовской области и хорошо помнящим еще владычество Австро-Венгрии. Корреспондент, разговаривавшая с ним, упомянула, что во время их беседы в гости зашла местная учительница, шедшая с граблями на огород. Улучив момент, Григорий Нестор поинтересовался у своей внучки, кто пришел. Та ответила: «Учительница». Тогда, повернувшись к журналистке, старик сказал: «Разве эта учительница, бедная, на огороде работает. Вот при австрийцах учитель был уважаемый человек. Шел по деревне, — все ему кланялись».
Но дело не только в том, что бедный педагог, часто вынужденный обращаться за помощью к родителям (а подчас — и вымогать её) не пользуется уважением в обществе. Учитель сегодня не имеет средств для того, чтобы приобретать книги, ходить в театр, ездить на экскурсии в другие города. Он практически лишен возможности заниматься самообразованием и саморазвитием, — для этого от него требуются прямо-таки героические усилия, которые не каждому по плечу. А это сказывается на качестве образования: учитель, не увлеченный предметом, который преподает, не сможет привить любовь к нему своим ученикам. Но когда приходится думать о выживании, о том, как прокормить собственных детей, об увлечениях по неволе забываешь.
Потребности отрасли образования сведены к минимуму. По сути, школа может сегодня заниматься исключительно передачей знаний. Но и эти заниженные потребности не удовлетворяются в полной мере. В национальном бюджете на 2007 год предусмотрено, что отрасль получит финансирование в объёме, составляющем только 80% от её потребности. Это запланировано, но на деле средств, скорее всего, будет выделено еще меньше.
Классный руководитель сегодня является не наставником, а организатором денежных поборов с родителей. Без этого у наших учителей не будет рабочих мест: если родители не будут финансировать ремонт и благоустройство школ, они попросту разваливаются. Когда идешь по улице и смотришь на фасады школ, то, глядя на окна, понимаешь, какой кабинет закреплен за напористым человеком, а какой за менее удачливым, где родители побогаче, а где учатся дети из бедных семей. Там, где из родителей удалось выжать средства, вставлены стеклопакеты. А в окнах соседнего класса могут быть старые рамы, покрытые уже облупившейся краской.
Но беда состоит не только в бедности сегодняшней школы. Она не справляется ни с одной из своих важнейших функций, связанных с общественным воспроизводством. Не обеспечивает передачу культурной традиции. Не создает условия для раскрытия творческого потенциала личности, не помогает выбрать жизненный путь в соответствии со склонностями и способностями. Не прививает уважение к нравственным нормам и ценностям, выработанным обществом. Обвинять в этом школу, все равно что ругать слепого человека за то, что он не видит. Но надо понимать, что подобное положение дел угрожает социальной катастрофой, и если мы не хотим потерять поколение нынешних школьников, мы должны в короткий срок изменить сложившуюся ситуацию.
Почему может быть утрачена культурное наследие нашего народа? Прежде всего, потому, что оно не преподается в школе в полном объёме, а ребенок в нынешних условиях не имеет шансов ознакомиться с ним самостоятельно. Причина подобной ситуации в бессмысленном и опасном стремлении власти лишить украинскую культуру её русскоязычной составляющей. Казалось бы, для всякого здравомыслящего человека очевидно, что культура народа Украины тесно связана с его двуязычием, а потому нельзя свернуть сферу использования русского языка, не обедняя единую украинскую культуру. Подобная ситуация характерна для Европы. Трудно сказать, сохранится ли бельгийская или швейцарская культура, если лишить в этих странах французский язык статуса государственного (оставив в Бельгии исключительно фламандский, а в Швейцарии — немецкий и итальянский). Отказ от использования шведского языка мог бы помешать передаче наследия финской культуры, а потому в Финляндии шведский язык — государственный. Но украинская правящая верхушка объявила русский язык чуть не угрозой национальной независимости. В основе подобного бреда лежит вполне прагматическое желание части украинской элиты как можно скорее разорвать связи с Россией и превратить страну в сателлита США, расплатившись национальным суверенитетом за право стать частью мировой элиты.
Спрашивается: может ли понимать и любить украинскую культуру и историю человек, не знающий стихов Пушкина, не читавший романов Толстого, не знакомый с творчеством Лермонтова или Тургенева. Идеи, художественные образы, мысли величайших представителей русской литературы оказали решающее влияние на формирование мировоззрения нашего народа, вошли, что называется, в его плоть и кровь. Отделить их от украинской культуры невозможно. Но в школьной программе от русской литературы остались одни выжимки, не позволяющие ни представить её всемирно-историческое значение, ни даже всерьез заинтересоваться ею.
По подсчетам аналитиков за последние десять лет количество школ с русским языком обучения уменьшилось в два раза. Процесс уничтожения русскоязычных средних школ практически завершился в Западной Украине, а в других регионах масштабы его год от года растут. По данным Минобразования Украины, на начало 2002 г. из 21,6 тыс. школ в стране только 2,94 тыс. оставались русскими (в 1990 г. таких школ было 4,63 тыс.). Из общего числа учащихся только 24% имеют возможность обучаться на русском языке. Если учесть, что русский язык родным считает почти половина граждан Украины, то получается, что условия для обучения на нем получила в лучшем случае половина желающих.
Украина — двуязычная страна, и её граждане должны хорошо владеть двумя языками. Это легко обеспечить, если правильно построить учебный процесс. Пока же получается так, что в большинстве областей Украины школьники вынуждены ограничиваться русским исключительно как языком бытового общения, — красота литературного языка и огромные возможности русского как языка науки им недоступны. А в Крыму, где русские школы преобладают, их выпускники оказываются буквально заперты на полуострове, поскольку сдавать экзамены на украинском языке в киевские ВУЗы (или в учебные заведения других регионов) им тяжело. В результате в Крыму, который к тому же является одним из центров внутренней трудовой миграции, оказалось недопустимо низкой стоимость квалифицированной рабочей силы, что обесценивает приобретение образования, как высшего, так и специального. Более того, из-за политики власти, направленной на ограничение сферы использования русского языка, в стране возникает угроза социальной дискриминации по этническому и языковому признакам. Перед русскоязычными юношами и девушками возникает преграда, затрудняющая доступ к качественному образованию.
Стремление прозападной части украинской политической элиты как можно скорее разорвать связи с Россией привело к искажениям и фальсификациям в преподавании украинской истории. Чего стоит одно только желание создать иллюзию того, что Украина была самостоятельным участником Великой Отечественной войны, которая в нынешних школьных учебниках по непонятной причине именуется Второй мировой. Всеми средствами умаляется подвиг советского народа, к которому пытаются приравнять преступления предателей и головорезов из ОУН-УПА. Вполне возможно, что усилия, направленные на то, чтобы уничтожить у нынешних школьников историческую память, увенчаются успехом. В связи с этим хотелось бы напомнить, что народ, не помнящий своей истории, обречен вновь и вновь повторять совершенные ранее ошибки.
О беспомощности сегодняшней школы ясно говорит то, что большинство её выпускников не могут самостоятельно выбрать жизненный путь. Они, как правило, выбирают будущую профессию под воздействием рекламных образов, — чуть ли не поголовно отправляясь учиться на финансистов, юристов, экономистов и менеджеров. Это значит, что школа не учит размышлять самостоятельно, не дает навыков, позволяющих правильно ставить цели и здраво оценивать собственные способности.
Иллюзиями украинских школьников, не умеющих ориентироваться в социальной действительности, пользуются разного рода деятели, создавшие чуть ли не в каждом районном центре учебное заведение, занятое обманом и надувательством, замаскированными под предоставление высшего образования. Только в Крыму сегодня действует 103 ВУЗа, большинство из которых зарегистрированы как филиалы киевских, львовских, харьковских, днепропетровских, донецких учебных заведений. Аналогичная ситуация возникла и в других регионах. Понятно, что обеспечить качественное образование в подобных масштабах невозможно, для этого просто нет необходимого числа специалистов. При этом развернута настоящая травля украинских филиалов московских и петербургских ВУЗов, которым не дают работать. Сегодня у нас огромное перепроизводство специалистов одних профессий и недостаток других, — прежде всего инженеров, конструкторов, технологов, ученых-естественников. Только треть выпускников ВУЗов находит работу в соответствии с полученной специальностью. Между тем, промышленность задыхается от недостатка кадров. Украинская наука (точнее говоря, та её часть, что до сих пор не уничтожена) находится на грани развала, её развитие остановлено. Научные коллективы распадаются прежде всего из-за недостаточного финансирования, власть вынуждает украинских ученых искать работу за рубежом. Безответственная политика власти в сфере образования — главная причина того, что у нас каждый год увеличивается число людей, не сумевших реализовать свои способности, а те небольшие возможности для сохранения унаследованного от СССР промышленного и научного потенциала, и без того небольшие, оказываются упущенными.
Переступая школьный порог, ребенок делает свой первый шаг в социальную жизнь. И сегодня недопустимо велика вероятность того, что этот путь с самого начала может оказаться неудачным. Украинское общество сегодня обязано незамедлительно принять комплекс мер, направленный на спасение средней школы и системы образования: от введения цензуры телевизионных программ и рекламных роликов, которые могут увидеть дети, до качественного повышения заработной платы педагогов и модернизации школ; от выпуска учебников, позволяющих ребенку составить объективное представление о социальной действительности, приучающих его мыслить самостоятельно, до придания русскому языку статуса государственного и возвращения украинской культуре русскоязычной составляющей. Иначе у нашего общества не будет будущего, того самого, которое взрослеет сегодня в школьных стенах.
Леонид Иванович Грач, народный депутат Украины, Председатель комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений
http://rusk.ru/st.php?idar=111965
|