Русская линия
Русская линия Владислав Краснов31.08.2007 

Памяти Великого князя Михаила Александровича
Фильм и дискуссия о судьбе Михаила Александровича Романова на форуме «Православная Русь-2007»

21 августа впервые в рамках межрегиональной выставки-форума «Православная Русь» был показан получасовой фильм о трагической судьбе Великого Князя Михаила Александровича Романова. Состоящий из актерских инсценировок, но основанный на новых и малоизвестных документальных материалах, фильм был создан под руководством талантливого режиссера Пермского телевидения Сергея Тупицына. Перед показом фильма священнослужитель Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря иеромонах Филипп благословил собравшихся представителей пермской общественности.

В режиссуре Тупицына Михаил Александрович, младший брат царя Николая II, предстает перед зрителями человеком незаурядным и вполне достойным титула императора Михаила II, хотя от власти он отказался. В фильме цитируются слова его адъютанта полковника Мордвинова: «Он действительно не любил (главным образом, из деликатности) настаивать на своем мнении, которое у него всегда все же было. Но в тех поступках, которые он считал исполнением своего нравственного долга, он проявлял обычно настойчивость, меня поражавшую».

Л. В.Перескоков показывает макет календаря на 2008 г.И настойчивость, и деликатность Великий Князь в полной мере проявил в своих неоднократных попытках побудить государя к решительным действиям в первые дни Февральской революции. Когда же эти попытки не удались, и бремя государственной власти вдруг пало на Михаила, он трезво рассудил, что для восстановления порядка нужны не менее решительные меры, чем во времена смуты и Земского Собора 1613 года. Он подписал Манифест, что взойдет на престол в том лишь случае, если на то будет воля народа, выраженная через Учредительное собрание. Он уполномочил Временное правительство восстановить порядок, завершить войну и провести выборы в Учредительное собрание. Не вина Михаила, что Керенскому не удалось этого сделать, что тот поддался большевикам, хотя и провел выборы. Не вина Михаила, что большевики насильно разогнали Учредительное собрание, оказавшись в нем в меньшинстве.

Такой образ царя-демократа явно не вяжется с расхожими представлениями о царях, как себялюбцах, не думающих о народном благе, не желающих пойти ни на какой компромисс. Дескать, неспособные на эволюцию упертые «динозавры» сделали революцию неизбежной, как это долгие годы внушалось советской пропагандой.

Убийцы же Михаила, группа пермских большевиков и чекистов, предстают в фильме людьми не только жестокими, но и мелочными. Они озабочены не столько общественным благом, сколько тем, кому какие часы достанутся от убиенных (вместе с Михаилом они убили и ограбили его верного слугу Брайана Джонсона). Один из заговорщиков позднее спился и был исключен из партии. «Идейный» вдохновитель убийства Гаврила Мясников выступил с «рабочей оппозицией» против Ленина, бежал за границу и там написал претенциозную книгу «Философию убийства, или почему и как я убил Михаила Романова». Чекистам удалось выманить Мясникова из Парижа, и в 1945 году, после войны, он был расстрелян в Москве (в фильме ошибочно сообщается, что он умер своей смертью).

Во время дискуссии Л.В. Перескоков, председатель Пермского Краевого отделения Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры (ВООПИК), назвал Великого Князя императором Михаилом II, чья «звезда горела на российском политическом небосклоне только один день, но очень ярко». Возражая тем исследователям, которые порицают Михаила за морганатический брак, Перескоков указал на то, что сам царь Николай простил брата, разрешив ему вернуться с чужбины в действующую армию в начале Первой мировой войны. Более того, «как самодержец, Николай II имел право назначать себе наследника», что он и сделал, отрекшись в пользу Михаила, а не сына Алексея. Михаил заслуживает увековечения не только как последний царь, но и как первый гражданин. «Ленин отказал Михаилу в просьбе стать гражданином под фамилией Брасов», — сказал Перескоков.

Хотя история жизни Михаила Александровича окутана тайной, несмотря на скудость средств, сделано уже немало. Перескоков напомнил о выходе под эгидой ВООПИКа брошюры «Уральская Голгофа» и о первом крестном ходе в Перми 12 июня, посвященном Михаилу. Перескоков также объявил, что 5 декабря, в день рождения Михаила, в Перми пройдет 2-я научная конференция на ту же тему. (За информацией обращайтесь к Перескокову в Пермский ВООПИК по тел. 342−212 72 35 или пишите по адресу: г. Пермь, ул. Ленина 27). Было особенно отрадно услышать, что ВООПИК выиграл грант городской администрации на проведение этой конференции, а также на печатание настенного календаря на 2008 год, — 90-ю годовщину убийства Михаила.

К. М.Соболева показывает икону РПЦЗ "Собор святых новомучеников Российских"Клавдия Максимовна Соболева, пермский историк-краевед и гид паломнического центра, сказала, что Михаил Александрович достоин всякого прославления, и церковного, и светского. Прожившая несколько лет в США, Соболева рассказала о почитании Михаила в зарубежье. РПЦЗ причислила его к лику святых еще в 1981 году наряду с Николаем и его семьей. Соболева показала собравшимся две редкие иконы, привезенные ею из США. На одной изображен «Святой Благоверный Мученик Михаил» индивидуально. Другая икона называется «Соборная святых новомучеников Российских, от безбожников избиенных». На ней Михаил изображен наряду с Николаем и его семьей. На ней также изображен Пермский архиепископ Андроник, погибший через неделю после Михаила от руки тех же злодеев и епископ Василий Черниговский, тоже убитый на Пермской земле.

Что касается аргумента против канонизации Михаила из-за «отсутствия мощей», то Соболева считает, что их присутствие само по себе не является решающим критерием для причисления к лику святых. Соболева также сопоставила судьбу Михаила Александровича с судьбой Михаила Никитича, дяди Михаила, первого царя из династии Романовых. Михаил Никитич был заморен в Ныробе на Пермской земле по приказу Бориса Годунова в 1602 году. В 1913 году, в связи с 300-й годовщиной дома Романовых, готовилась его канонизация, но процесс был прерван войной и революцией.

Пишущий эти строки резюмировал, что история дома Романовых начинается с Михаила Первого и кончается Михаилом Вторым. Более того, она провиденциально связана с Пермской землей. Как из песни слова не выкинешь, так и из истории никто не вправе выбросить ни одной страницы. Не вина Перми, что столичные города Москва и Петроград спихивают на нее свои грехи и проблемы. Но Пермь должна искупить эти грехи не упреками столицам, а осознанием того, что она органическая часть неделимой русской истории. Именно пермяки должны взять на себя инициативу увековечения памяти, как Михаила Никитича, так и Михаила Александровича. Придет время, когда царские дни будут начинаться не в Екатеринбурге и Тобольске, а в Ныробе и в Перми.

Об авторе: Доктор философии Владислав Краснов родился в Перми, закончил истфак МГУ. Бывший профессор Монтерейского Института Международных Исследований в Калифорнии, он возглавляет Общество Российско-Американской дружбы в Вашингтоне (www.raga.org), а этим летом гостит в Перми.

Фото:

1. Лев Валентинович Перескоков показывает макет городского настенного
календаря 2008.

2. Клавдия Максимовна Соболева показывает икону РПЦЗ «Собор святых
новомучеников Российских от безбожников избиенных».

http://rusk.ru/st.php?idar=111962

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика