Русская линия | Валентина Калачева | 29.08.2007 |
Ответ этот основан на практическом опыте — вот уже пять лет петрозаводская школа N 4 преподает «Основы православной культуры» и сопряженные с этим предметом дисциплины в классах, где сидит весь интернационал: карелы, финны, вепсы, украинцы, армяне, азербайджанцы, цыгане, один ученик был даже из Никарагуа. В течение этого срока было сделано несколько материалов в прессе и на телевидении, где родители разных национальностей и вероисповеданий (особенно всех интересовали мусульмане) говорили, что зла они в «ОПК» не видят, а даже рады, что их дети изучают культуру страны, где им придется жить. Кроме того, было несколько прецедентов, когда азербайджанские дети меняли школу на более престижную или ближе расположенную к дому и возвращались назад, потому что ученики школы N 4, по их мнению, более добрые и по национальному признаку их не обзывают. Необходимо также заметить, что каждый родитель, отправляя ребенка в КРУЖОК по «ОПК», заполняет заявление на имя директора школы, знакомится с программой по реализации этнокультурного (русского) компонента образования и программой по «ОПК». Желающие консультируются у завуча по данному направлению работы. Это ж какая заинтересованность должна быть у человека неправославного, чтобы всё это пройти!
Но есть еще и теория.
Во-первых, многонациональная и многоконфессиональная Россия — это миф либерального общества, нужный лишь для того, чтобы всеми возможными средствами не допустить воспитания русских людей на основе своей культуры и базовых ценностях Отечества. Ведь до XIX века никто не сомневался в том, что они, ценности, — православные, и сейчас думающие люди в этом не сомневаются. Другое дело, что это признание весьма опасно для таких процессов, как глобализация, приватизация, монетизация льгот и т. д. Православный всегда назовет проституцию проституцией, извращение извращением, воровство воровством, минуя эвфемизмы. А толерантный человек будет, как учит его гуманистическая философия, рассуждать: с одной стороны, воровство, с другой, — преумножение благ, с третьей, — зачем допустили, что у них украли, с четвертой, — такие сложились обстоятельства и т. д.
С точки зрения формальной логики, все страны многонациональные. Где вы видели более ли менее населенный район земного шара, где жили бы представители только одной национальности? В Антарктиде их и то — десяток, живут себе мирно на разных станциях. Но согласно международным стандартам, принятым ООН, государство классифицируется как мононациональное, если удельный вес одной нации составляет не менее 67% (т. е. 2/3) населения. В России проживает около 120 млн. человек, 80% из которых русские, количество считающих себя православными колеблется от 70 до 90%. Таким образом, Россия одно из самых мононациональных и моноконфессиональных государств в мире. Это не означает, что все остальные нации и конфессии должны быть поражены в правах, просто реализовываться эти права должны не за счет ущемления прав русской нации.
Так, например, вводить или не вводить «Основы православной культуры» в школах с согласия родителей — дело сугубо православных людей, которые, почитая помимо православной культуры, еще и Конвенцию о правах ребенка, считают, что государство должно обеспечить детям право знать культуру своего народа. Есть лишь три страны, не изучающие свою традиционную культуру: США («плавильный котел наций»), Франция (имеющая, как всем известно, большие этнокультурные проблемы) и Россия. Почему? А потому что тысячи тысяч граждан РФ работают, как волы, стандарты по «ОПК» разрабатывают, учебники пишут, программы, педагогов готовят, а какой-нибудь муфтий во всеуслышание изречет без аргументации: «А я против!». И все усилия насмарку, сразу же начинают созывать примирительные комиссии, круглые столы и конференции и говорить: да ладно, мы уж потерпим, не обижайтесь, в следующий раз с вами согласуем и т. д. Протесты уместны, когда, допустим, государство обяжет всех без разбора изучать Православие как религию. Когда же мы изучаем культуру, да еще и по желанию, какие тут могут быть противоречия.
Тут же возникает возражение: у нас все культуры равны. Раз большинство стремится изучать православную культуру, значит, надо еще и исламскую культуру изучать, и иудейскую, и буддийскую и др. На что можно заметить следующее. Можно ли представить себе диссертационную работу на тему «Роль буддизма в формировании культурного наследия Карелии»? Нет. А почему, если все национальные и религиозные культуры у нас в Карелии на сегодняшний день равны? Потому что равенство мнимое, мифологическое, как и утверждение о многоконфессиональности и многонациональности России. Есть этнокультурные доминанты общества, то есть то, что в менталитете превалирует. Стремление поставить все с ног на голову чревато последствиями в виде Кондопоги.
Поэтому при введении курса «ОПК» в школу нужно руководствоваться нормами международного права, Конституцией РФ, Законом «Об образовании», письмами Министерства образования РФ от 22.10.02 N 14−52−87ин/1б «О примерном содержании курса «Основы православной культуры» и от 13 февраля 2003 г. N 01−51−013ин «О дополнительных разъяснения к письму Минобразования России от 22.10.02 N 14−52−87ин/1б «О примерном содержании курса «Основы православной культуры», а не дискуссиями и полемиками с кем бы то ни было. Благо, данные законы и письма предоставляют широкое поле деятельности для желающих преподавать и изучать «ОПК».
Единственный нюанс, касающийся Карелии, — это абсолютная пассивность населения в этом вопросе. Так, в апреле 2007 года в Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями пришло обращение Общественной Палаты Российской Федерации, осуществляющей контроль деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в отношении реализации прав граждан в области свободы совести и вероисповедания. Общественную палату интересовало, насколько полно реализуются права граждан на изучение их детьми в государственной и муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий (курсов православной культуры, культуры католицизма, лютеранства, ислама, иудаизма). Это обращение послужило поводом для проведения соответствующего мониторинга.
Некоторые результаты.
В ответе, пришедшем из администрации города Петрозаводска, сказано, что реализация курсов «Основы православной культуры Карелии», «Основы православной культуры» осуществляется за счет часов дополнительного образования в 1−5 и 7 классах в МОУ «Основная общеобразовательная школа N 4», где эти предметы изучают 102 ученика.
В 2006 — 2007 учебном году курсы Основ православной культуры преподавались в трех общеобразовательных учреждениях Лахденпохского района Карелии: МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа N 1» (12 обучающихся), МОУ «Райваттальская средняя общеобразовательная школа» (25 обучающихся) и МОУ «Таунанская средняя общеобразовательная школа» (5 обучающихся). В МОУ «Мийнальская средняя общеобразовательная школа» разработана и реализуется программа «Святыни и светочи России».
В МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа N 10» (Прионежский муниципальный район) имеется кружок «Основы православной культуры», который посещают дети начальных классов. Руководитель кружка Ольга Валерьевна Денисова использует для преподавания экспериментальную программу и учебник «Основы православной культуры» (автор Л. Л. Шевченко).
Итого: около 160 человек на всю Карелию.
Выводы, сделанные по мониторинговому исследованию консультантом отдела по связям с религиозными объединениями С. К. Хохловым:
1. Общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры изучен недостаточно. В муниципальных районах не торопятся изучать мнение граждан: хотят ли те, чтобы их дети изучали культуру традиционных российских религий в государственной и муниципальной системе общего образования, или не желают этого. И сами родители, судя по всему, не спешат проявлять инициативу в этом вопросе.
2. Поскольку общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры фактически отсутствует, о чем свидетельствуют ответы из большинства муниципальных районов, о нарушении прав граждан в области свободы совести и вероисповедания говорить, в общем, не приходится.
Так что нет инициативы, нет и преподавания «ОПК».
Валентина Калачева, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР школы N 4 г. Петрозаводска
http://rusk.ru/st.php?idar=111955
|