Русская линия
Русская линия Владимир Шульгин22.08.2007 

Преподавание истории и литературы — задача государственная!
Из цикла передач «Культурные войны» на радио «Русский край» (Калининград)

Отношение к отечественной истории и литературе всегда было мерилом гражданственности. Кто твои любимые исторические герои, какие писатели и поэты тебя волнуют — от ответа на эти вопросы зависит очень многое. Мы ещё переживаем переходный период, когда многим не вполне ясны стратегические цели будущего России как великой державы. От этого проистекают и сложности в подходе отдельных слоёв общества к родной истории. Заметны и некоторые перемены. Верховная власть уже несколько лет подряд провозглашает верные лозунги. Все помнят, как после очередного усиления террористической угрозы президент В.В. Путин заявил, что Россия должна быть сильной, поскольку «слабых всегда бьют». Действительно, это так. Государства и народы — это своеобразные коллективные личности со своей собственной историей и характером. Отсюда и соперничество, которого не избежать, пока существует человечество. Поэтому главной задачей государства является чисто идеальная в своей основе задача держать на высоте Славу Отечества, чтобы молва о могуществе твоей страны разносилась по всему свету, охлаждая пыл потенциальных соперников на международной арене.

Это хорошо понимали наши великие монархи прошлого, Пётр и Екатерина в 18 веке. Хотя и у них были серьёзные ошибки, которые проистекали из их общего курса подражательности по отношению к Западу, о чём очень сильно и обоснованно сказали Карамзин и Пушкин, Хомяков, другие самобытники, призвав тогдашний политический класс к прекращению ненужных духовных заимствований с Запада, придя к выводу, что у тысячелетней Православной России своя самобытная цивилизация, которая чужда Западу, инстинктивно чурающемуся нас. Но эти славные монархи поняли нечто существенное — России необходима современная армия и флот, иначе недружественный Запад нас просто растерзает. Вдумайтесь, даже такой гуманист, как Иммануил Кант восславил, что бы вы подумали, он восславил Зло, поскольку оно заставляет государства, как и отдельных людей, под давлением страха усиливаться и побеждать в конкурентной борьбе. Позднее с подобными западными «силовыми воззрениями» полемизировал Тютчев, сказав, что Христианская цивилизация должна основываться на любви, а не на «железе и крови». Так что ставка на голую силу это типичная особенность Запада, и как таковая она была понята и Петром, и Екатериной, которые противопоставили Западу, несмотря на их в общем проевропейский духовный уклон, русскую силу и мощь, которые являются главной предпосылкой нашего внутреннего цивилизационного развития, духовного, культурного, социального. В этой части их наследие актуально до сего дня. Поэтому вполне естественно, что действующий глава государства провозгласил возрождение курса на державную мощь России.

Конечно, в целом это возрождение курса Петра и Екатерины и попытка полного преодоления наследия бесхребетного «горбачевизма». Но есть и существенные проблемы. Об одной из главнейших хотелось бы поговорить сегодня.

Речь идёт об истории и литературе, о том, что их преподавание должно служить нашим национальным задачам, нашей Славе, её постоянному торжеству в новых поколениях, вступающих в жизнь. Вот тут то и начинаются странности. С одной стороны, наш Президент говорит истинные слова, как это было недавно и на его встрече с учителями истории. Глава государства сказал о недопустимости использования учебников, написанных на иностранные гранты, поскольку такие заказные учебные книги явно тенденциозны и не отвечают нашим национальным интересам. Таким образом, президент подчеркнул необходимость единства целей и средств исторического просвещения молодёжи и общества в целом, чтобы мы не походили на крыловских рака, лебедя и щуку, влекущих корабль нашего школьного исторического и иного просвещения в разные стороны. Тут все верно. С другой стороны мы должны понимать, что существующая система управления народным образованием России не в состоянии решить задачи правильной патриотической постановки дела народного просвещения.

Тут большая и острая проблема. И лично мне не понятно, понимает ли Президент всю степень её остроты. О чём идет речь? Поясню двумя цитатами, одна из которых принадлежит ответственному министерскому руководителю, посетившему в недавнее время нашу область. Он тоже высказался о целях школьного образования. Но сказал совершенно противоположные путинским (по смыслу) слова, заявив, что «мы должны готовить будущих граждан мира», то есть космополитов. Итак, президент горой стоит за патриотическое воспитание, что вызывает всяческое сочувствие нормального большинства граждан, а его подчиненный, видный функционер министерства образования — категорически против и не стесняется об этом говорить в аудитории, где присутствуют учителя и университетские преподаватели истории. Как это понимать? А это нужно понимать так, что если президенту и обществу не сломать радикально существующую минобразовскую космополитическую бюрократию, то ничего не получится и слова о патриотической перестройке дела исторического образования так и останутся словами.

Пора вспомнить совет нашего старого царя Иоанна Грозного, сказавшего в подобном же случае, что «людишек перебирать надо». Слова жесткие, но верные. В нашем центральном министерстве в Москве давно сложилась неприемлемая для русского общества обстановка, когда к руководству народным просвещением пришел слой не патриотов, а космополитов. Причем это известно абсолютно всем. Не так давно мне удалось побывать на научной конференции в одном из университетов центральной России. Один преподаватель, доцент, также сослался на московского министерского работника, инспектировавшего работу того факультета, на котором он работает. Так вот министерская чиновница буквально навязывала преподавать детскую литературу по учебникам, и книгам для чтения, которые просто страшно брать в руки из-за их русофобского настроя. В этих пособиях для детей младших классов вы найдёте сказки народов Африки, но почти не встретите русской сказки. Материал там так «искусно» подобран, что наши национальные ценности любви к Родине, честности, правдивости, бескорыстия воспринимаются как некие уродства, а прославляется лживость, коварство, сребролюбие. То есть дети просто зомбируются в духе Мадлен Олбрайт, которая поставила задачу переделки «культурного кода» русских. Причем наша министерша-чиновница грозила, что в случае, если преподаватели не будут рекламировать угодные министерству пособия, то факультет просто расформируют. Скажите, дорогие соотечественники, кому служит такая чиновница, не Госдепартаменту ли США? И выполнит ли такой личный состав министерства указание В.В. Путина о преподавании истории и литературы в нашем национальном патриотическом духе, проникнутом любовью к своему, а не к чужому отечеству? Ответ ясен — с таким русофобским личным составом Министерства образования задачу патриотического воспитания не решить. Более того, все выделяемые деньги под перестройку в частности исторического образования в школе на патриотических началах эти сплоченные чиновники распределят «по своим», которых они за версту чуют, а подлинным патриотам ни копейки не достанется.

Дело в том, что за 90-е годы и наверху, и внизу в сфере управления народным образованием сформировался сплоченный коллектив, душа которого мысленно пребывает не в России, а на Западе, в районе Большого Парижа, Нью-Йорка и Лондона. Им Россия и русские давно стали костью в горле, и они инстинктивно не пропустят ничего, что служит действительному усилению России. Приведу и еще одно свидетельство. Оно касается уже одного видного местного школьного преподавателя, активно сотрудничающего в образовательных проектах. Этот преподаватель по высказыванию одного бывшего школьника, «большей частью ругает наших великих литераторов, превознося над ними малоизвестных писателей зарубежных стран», прославляя тех из них, которые употребляли наркотики во время своего творчества. Вот такая дидактика и такой патриотизм. Между тем этот человек на виду, участвует в работе неправительственных организаций западнической ориентации и именно такие преподаватели получают правительственные деньги для «улучшения» преподавания гуманитарных предметов в школе.

Есть ли выход из создавшегося положения. Несомненно! В стране имеется образованное русское общество, которое пока отстранено от руководства делом народного просвещения. Если государство решило навести порядок с преподаванием истории и литературы, то нужно к управлению этим делом в Москве и на местах поставить соответствующих людей, они общеизвестны. Но для начала необходимо просто закрыть существующее министерство в Москве, оставив одну бухгалтерию для начисления зарплаты. И осуществить перевод Министерства в один из центральных городов России со сложившимися кадрами университетских преподавателей и культурными патриотическими традициями.

По-моему, лучшим местом для пребывания Министерства образования является Нижний Новгород. Там достаточно патриотически настроенных ученых, готовых составить костяк нового министерства. А прежних космополитов из Москвы надо отправить на покой. И тогда курс на патриотизм придет, может быть, к опоре не на русофобию, как это сейчас часто фактически происходит, выхолащивая саму идею любви к Отечеству, а будет опираться на возрастающий духовный православный русизм. Пока же объективно русофобские сетевые структуры, захватившие всю информационно-образовательную сферу, пытаются «возглавить» и дело патриотического воспитания. Конечно, чтобы его уничтожить на деле. Опасная тенденция, которую надо переломить.
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, профессор Калининградского института ФСБ России
2 июля 2007 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=111938

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru