Российская газета | Анатолий Шаповалов | 18.04.2005 |
И хотя участники конклава отказались от общения с прессой и обязались хранить обет молчания, воспрепятствовать утечке информации не удалось. В ходе недельной дискуссии о том, какой должна быть Римско-католическая церковь, мнения кардиналов разделились чуть ли не полярно. Одна часть выступавших повторяла тезисы кардинала-консерватора Йозефа Ратцингера, другая — поддерживала декларацию, представленную от имени европейских «прогрессивистов» архиепископом Милана Карло Мария Мартини.
Соперников многое и объединяет, и разъединяет. Обоим исполнилось по 78 лет. Оба пользуются огромным авторитетом, олицетворяя как бы две стороны понтификата Иоанна Павла II: строгий доктринальный порядок и привязанность к традициям (Ратцингер) и преодоление барьеров, евангелический радикализм (Мартини).
По некоторым данным, шансы Ратцингера растут с каждым днем. За него уже готовы отдать голоса 40 кардиналов (для избрания, напомним, требуется 77 голосов).
Есть одно обстоятельство, склоняющее чашу весов в пользу Ратцингера. Его называют «войтыланом», то есть продолжателем помыслов и деяний Иоанна Павла II. Их взгляды на теологию и этику мало чем разнятся. «Кардинал-танк» Ратцингер, на взгляд специалистов по Ватикану, — это «более твердое издание, чем только что ушедший понтифик».
Кардинал Ратцингер не обладает харизмой Иоанна Павла II. Но его ум, логика, широта взглядов подкреплены истинно немецким упорством, работоспособностью, пунктуальностью, педантизмом.
Йозеф Ратцингер родился в Баварии. Сын полицейского, он критически относился к нацистам. В 1943 году был призван из семинарии в корпус противовоздушной обороны, год спустя — в армию. Но в боевых действиях не участвовал. Весной сорок пятого дезертировал из вермахта. В течение нескольких недель находился в лагере для военнопленных, после освобождения вернулся в семинарию. В 1951 году был рукоположен в священники. В пятьдесят лет стал епископом, через год — кардиналом. В 1980 году по предложению Иоанна Павла II Ратцингер возглавил Конгрегацию католического образования, а потом Конгрегацию вероучения, которая занимает первое место среди прочих конгрегаций. Ее задача — оберегать учение, относящееся к вере и нравам всего католического мира.
В интервью газете «Репубблика» Ратцингер не отнес себя ни к оптимистам, ни к пессимистам. «Я, — сказал он, — реалист, убежденный во внутренней силе веры. Убеждаюсь в этом все больше, по мере того, что католичество становится все более „католическим“, то есть вселенским. В то время как другие континенты открывают свой способ быть христианами и католиками, Европа, колыбель и опора католицизма, утрачивает свой христианский дух. Для церкви Рима это решающий вызов.
Культура, которая распространилась в Европе, абсолютно и радикально противоречит не только христианству, но и религиозным и моральным традициям всего человечества».
И это — лишь малая толика из того, что написано и провозглашено Ратцингером, автором нескольких книг и многочисленных документов Конгрегации.
Впрочем, как утверждают наблюдатели, Ратцингер — это кандидат «переходного периода». Такие понтификаты, как правило, недолги и на великие свершения и перемены не претендуют.
16.04.2005