Русская линия | Алла Калинникова | 20.07.2007 |
Оздоровительный процесс возрождения традиционной культуры не остановить. Как идет он в педагогике, рассказала Людмила Михайловна Ананченкова, отвечая на вопросы, заданные ей корреспондентом.
— Людмила Михайловна, 26 апреля этого года Калужскому православному педагогическому обществу, которое Вы возглавляете, исполнилось ровно два года. Возраст, по человеческим меркам, младенческий. Но ваш «младенец» уже известен в Калуге. Расскажите подробнее о деятельности «Общества», которое работает во имя возрождения духовной составляющей образования и воспитания. Каким образом возникло ваше «Общество»?
— Да, нашему «Обществу» уже два года. Создано Калужское православное педагогическое общество по инициативе школьных учителей, преподавателей техникумов и ВУЗов, воспитателей детских садов, которые остро почувствовали отсутствие созидающей силы в современном образовании.
В 90-е гг. была полностью разрушена система воспитания. А замена на государственном уровне не найдена до сих пор. Но одно образование может дать на выходе личность не просто безнравственную, но даже преступную. Об этом знали педагоги, не совсем забытые старшим поколением: Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили. Те учителя и воспитатели, кого современная школьная система до конца удовлетворить не может, и составили ядро «Общества».
— Причины создания понятны. Как же отнеслась губернская власть, Министерство образования, Церковь к идее создания «Общества»?
— Губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, Его Высокопреосвященство митрополит Калужский и Боровский Климент и заместитель министра образования Геннадий Иванович Ловецкий приветствовали создание «Калужского православного педагогического общества» на его учредительном собрании, которое состоялось 26 апреля 2005 г. С 8 сентября 2005 г. — мы юридическое лицо.
— Какова же основная цель создания «Общества»?
— Кое-что уже сказано. Можно добавить, что современная педагогика усиленно воссоединяется с историческим и культурным наследием всех веков христианской России. Ведь именно христианство объединило рассеянные княжества Руси. Россия возникла как православное государство. Без корней нет дерева. Нельзя забывать свои исторические корни, переписывать историю, изымая из нее христианство.
— Не для усвоения ли подобных ценностей во многих школах нашего города силами педагогов «Общества» преподается новый предмет «Основы православной культуры«?
— Да. И не только в школах, но и в гидромелиоративном техникуме, в педагогическом училище, в машиностроительном колледже, в Калужском государственном педагогическом университете на кафедре социальной и организационной психологии. А также в Аграрном университете, Областном реабилитационном центре, в школе дополнительного образования «Логос». Во всех этих образовательных учреждениях ОПК преподается либо в сетке часов, либо как факультативный предмет, в виде кружковой работы или классных часов.
— Если кратко, то что такое ОПК?
— Основы православной культуры — сюда входят и архитектура, и иконография, это и духовная музыка (песнопения) и святоотеческая литература. Этот предмет — словно ключ к верному пониманию всех пластов русской культуры: языка, литературы, изобразительного искусства, истории. Без знаний русских духовных традиций нельзя понять, например, где правда, а где ложь в творчестве писателя огромного таланта Льва Толстого, оценить духовные искания Пушкина.
— Каким образом внедрялся в систему образования новый предмет?
— С Министерством образования, культуры и спорта, Управлением образования 30 августа 2005 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве с Калужской епархией, где было выражено желание сторон об усилении духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения и ввода в школах города и области спецкурса «Основы православной культуры».
Приказом Министерства образования Калужской области за. 1417 от 27 сентября 2005 г., предмет ОПК введен в региональный учебный план. И сразу же целый ряд учителей взяли на себя ответственность, а также подвижнический труд вести новую дисциплину.
— Калуга, конечно, не единственный город в России, где внедряется новый учебный предмет?
— Уже более чем в 2.000 населенных пунктов России преподается новый предмет, от Калининграда до Магадана.
— Итак, мы не отстаем в хорошем начинании. Это радостно сознавать. Но где пополняют знания калужские педагоги, преподаватели ОПК?
— Базовое обучение было организовано Московским православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Курсы по переподготовке, которые прошли в Калуге в два этапа, закончили 256 педагогов, получив удостоверения государственного образца. Большую организаторскую поддержку оказал при их проведении Александр Сергеевич Аникеев — начальник Управления образования.
Также при Калужской епархии работает трехгодичная Православная богословская вечерняя школа для всех желающих. Многие члены нашего «Общества» успешно ее закончили.
А еще есть возможность пополнить знания в процессе ежемесячных регулярных духовных бесед, которые проводят преподаватели Калужской духовной семинарии: о. Ростислав Снегирев, о. Александр Кадин, о. Иоанн Паюл, о. Андрей Безбородов, о. Николай Казаков. Вот некоторые из тем бесед: «Православное понимание греха», «Молитва в жизни православного христианина», «Библейская археология», «Калужские пастыри — мученики за веру».
Делятся педагоги опытом проведения уроков ОПК и в своих изданиях. Это газеты «Вестник», «Информационный бюллетень», где публикуются отзывы детей и учителей о паломнических поездках, посещении выставок, участиях в конкурсах.
— И всё-таки, на мой взгляд, необходима связь с возрождающимися источниками Православной культуры — монастырями и Лаврами?
— Есть у нас и эта связь. Для духовного роста педагогов из «Общества» предоставлена еще одна прекрасная возможность — обучение в Троице-Сергиевой Лавре. Причем учиться можно в удобное для себя время — либо зимой, либо летом. А также ежегодные Рождественские образовательные чтения в Москве и Глинские образовательные чтения в Троице-Сергиевой Лавре.
Вот, например, в середине марта состоялась поездка директоров школ города и области в Троице-Сергиеву Лавру, где прошла трехчасовая экскурсия по Лавре, посещение музея, встреча с преподавателем Московской духовной академии А.И. Осиповым. Все остались довольны. А 20 апреля состоялась поездка для завучей школ г. Калуги в Малоярославецкий Черноостровский женский монастырь.
— А однодневные паломнические поездки для тех учителей, кто не может подолгу отлучаться из дома, существуют?
— Их у нас состоялось много: в Оптину Пустынь, Малоярославецкий Черноостровский монастырь, Успенский собор Кремля, Мещовский мужской монастырь. Свято-Тихонова Пустынь часто принимает детей и педагогов. Первая поездка «Общества» была к преподобному Тихону Калужскому. Именно поэтому первым изданием «Общества» явился буклет «Храмы земли Калужской» с полным их описанием — серьезное подспорье для одноименных уроков ОПК.
Вот отзыв о поездке в монастырь членов Методического объединения заведующих библиотек школ города: «Сегодня мы прикоснулись к духовной жизни. Это очень необычно для нас. Мы забыли о повседневном и думали о вечном». (Игнатова Л., школа-интернат N 1).
— Какова же отдача? Чему научили детей так хорошо и всесторонне обученные и приобщенные к сокровищам духовной культуры монастырей педагоги?
— Об отдаче говорить рано, но вот два фрагмента начала возрождения духовной жизни. Группа юношей из машиностроительного колледжа свои зимние каникулы провела в монастыре Свято-Тихонова Пустынь. Ребята с удовольствием трудились на хозяйственном дворе монастыря. У них было прекрасное настроение, ведь всякая работа в монастыре — во славу Божию.
А другая группа из гидромелиоративного техникума ездит летом в монастырь Спас-на-Угре и помогает его возрождать, не замечая, что работа в монастыре возрождает их души.
— Во многих городах созданы духовно-просветительские центры. Есть такой в Обнинске. Скоро будет в Калуге. Как вы используете этот потенциал?
— С Обнинском у нас давняя дружеская связь. Наши калужские старшеклассники и студенты — участники праздника «Рождественская звезда», который традиционно проходит в Обнинске, и Богородично-Рождественских чтений, которые проходят там же для педагогов. В этом году на Светлой Седмице в Обнинске прошла конференция «Мой род — мой народ», где впервые участие приняли ученики школ N 3, N 5, N 28 нашего города.
Школа духовно-интеллектуального развития для учащихся 5−6 классов скоро откроется и в Калуге на базе Калужского педагогического университета. Предполагается преподавание христианской этики, английского языка, русской словесности, истории края. Занятия будут проводиться по адресу Воскресенский пер., 4.
— Есть ли у вас выход на своих единомышленников за пределами нашей области?
— Начало положено. Наши дети, учащиеся школы N 28 — участники I Молодежных Рождественских образовательных чтений в Москве. Их работы «Река Угра — пояс Богородицы», «Архиепископ Ростовский Вассиан — достойный преемник Сергия Радонежского» оценены по достоинству. Авторы — члены православного историко-краеведческого музея «Угорщина» — ученики 8−11 классов, руководителем которого является В.И. Чайкина. В мае 2007 г. состоялась поездка делегации членов «Общества» в город Калининград на Всероссийский форум учителей по обмену опытом.
— Обычно в каждой организации постепенно складываются какие-то традиции. Вызрела ли в «Обществе» хотя бы одна?
— Вот первые две: приглашаем всех учеников, родителей и педагогов в начале и по окончанию учебного года на молебен в Троицкий кафедральный собор, где все — и дети, и родители, и учителя — принимают напутствие от митрополита Калужского и Боровского Климента. А каждый месяц поздравляем с Днями Ангела всех членов «Общества».
— А некоторые люди считают, что православные педагоги строги, озабочены, всё постятся, да постятся.
— Православные педагоги и дети — радостный, энергичный народ! И постятся, кстати, с радостью. И пошутить могут, и посмеяться, не впадая в шутовство и пересмешничество.
— Ну и как же оценен труд организации? Ведь существуют меры поощрения и пресечения. Что вам выпало?
— Огромный труд педагогов «Общества» оценен Администрацией президента РФ. Наше «Общество» приняло участие в конкурсе поддержки общественно-значимых проектов некоммерческих организаций и получило грант.
— По трудам и заслуга. Не зря же Калуга стала городом, в котором впервые были проведены образовательные чтения Центрального Федерального округа.
— Эти чтения прошли в сентябре прошлого года. На форуме присутствовало 18 делегаций из различных регионов России. Тема животрепещущая для современной педагогики: «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества». Вот выдержка из обращения к гражданам России: «Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, мы должны сказать, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребенке гражданина великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре».
— Число — восемнадцать — говорит о многом. Наши власти приветствовали это начинание?
— Да! И не только наши в лице губернатора Калужской области А.Д. Артамонова. Участников чтений приветствовал представитель президента РФ Г. С. Полтавченко. Но особо осталось в памяти участников форума выступление и благословение митрополита Калужского и Боровского Климента.
— Итак, деятельность «Общества», если можно так выразиться, «набирает обороты»: поощряется грантом президента РФ, приветствуется калужскими областными властными структурами, находит сторонников в среде разных слоев калужского социума, охватывает детские и юношеские коллективы всех видов учебных заведений, держит связь с подобными организациями в области и за ее пределами, ведет постоянную обучающую работу среди своих членов, обобщает опыт самых удачных мероприятий, ищет пути преодоления бездуховности в современном воспитательном и образовательном процессе, возвращаясь к чистым истокам нравственности, создает для ребенка спасительный, благодатный, духовный мир. Здоровья и успехов всем членам «Общества»!
— Спаси Вас Бог!
— И Вас.
Беседу вела Алла Калинникова, член Союза журналистов РФ
Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале «Православный Христианин»
http://rusk.ru/st.php?idar=111914
|