Русская линия | Леонид Грач | 19.07.2007 |
Как показали майские события, когда СПУ и «Партия регионов» фактически отказались бороться за восстановление законности и смирились с грубым попранием Конституции, а лидеры этих партий продемонстрировали, что они не собираются защищать принципы, на которых была сформирована антикризисная коалиция парламентского большинства, сформировавшая правительство. Стало очевидным, что досрочные выборы затеяны проамериканским окружением президента для того, чтобы втянуть страну в НАТО и сделать принципиально невозможной экономическую, политическую и культурную интеграцию с Россией. К этому следует добавить, что реализация подобной внешнеполитической стратегии неминуемо приведет к ограничению сферы использования русского языка. Говорить в такой ситуации о предоставлении ему статуса государственного будет попросту смешно.
Тем не менее, «Партия регионов» и СПУ, обещавшие отстаивать курс на стратегическое партнерство с Россией и интеграцию в рамках ЕЭП, добиваться для русского языка статуса государственного и противодействовать курсу на вступление в НАТО, своим согласием с антиконституционными действиями президента выдали ему карт-бланш на проведением прямо противоположного курса. Все то, что в последнее время делалось или декларировалось В. Ющенко и его окружением, было в той или иной степени направлено на разрушение исторической памяти, моральных ценностей, традиционной духовности украинского народа, на превращение нашего государства в послушного сателлита Вашингтона, на предательство национальных интересов в обмен на личные гарантии для правящей украинской верхушки. Примеров подобной деятельности, к несчастью, можно привести множество. Непрекращающиеся попытки реабилитации фашистских прихвостней ОУН-УПА, признание так называемого «голодомора» актом геноцида и предложение создать «музей советской оккупации», нанесшие ощутимый удар по историческим связям с Россией. Поддержка планов американской администрации по размещению в Восточной Европе системы ПРО. Участие в сомнительных проектах по разработке маршрутов транспортировки энергоносителей, идущих в обход России — это далеко не исчерпывающий перечень делишек украинских русофобов.
На протяжении всего периода существования парламентского большинства, Компартия настойчиво повторяла, что главной задачей коалиции должна стать борьба за единство страны, за национальные интересы, за повышение уровня жизни народа. Разрушительная политика проамериканских оранжевых сил («Нашей Украины», «Самообороны» и Блока Юлии Тимошенко) раскалывает украинское общество, уничтожает национальный суверенитет. От нас образование коалиции с партиями, существенно отличающимися по своей идеологии и социальным ориентирам, потребовало готовности идти на существенные компромиссы. Мы пошли на это, поскольку рассчитывали, что общность геополитических позиций, официально задекларированная как на выборах в марте 2006 г, так и при создании антипомаранчевой коалиции в июле этого же года, поможет нам остановить развитие системного кризиса, провоцируемого политикой В. Ющенко. Очевидно, что, превращение Украины в периферию евро-атлантического пространства приведет к окончательному уничтожению промышленного и научного потенциала, сворачиванию социальной сферы, культурной деградации украинского общества. Нам удалось на год затормозить эти процессы. Но заставить президента и его проамериканскую русофобскую клику отказаться от разрушительного курса парламентская коалиция так и не сумела. Хотя социально-политическая обстановка и общественные настроения предоставляли соответствующие возможности. Но они были преступно упущены. В ночь с 27 на 28 мая стало ясно, что СПУ и «Партия регионов» окончательно отказались от их реализации, или, по-другому, капитулировали перед Вашингтоном и Брюсселем.
Стало очевидным, что политическая пассивность руководства этих партий была вызвана их нежеланием выполнять собственные обязательства, на примере разработанного мною законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, предусматривающего придание русскому языку статуса государственного. Казалось бы, решение этой проблемы было признано одной из важнейших задач коалиции, а потому я был вправе ожидать, что депутаты от СПУ и «Партии регионов» поддержат мою законодательную инициативу. Ничего подобного. Необходимых подписей под законопроектом, за исключением фракции Компартии, депутатов от «Регионов» и Соцпартии, не поставлено.
С одной стороны, в этом нет ничего удивительного. Александр Мороз неоднократно заявлял, что он не считает необходимым придавать русскому языку государственный статус. Тарас Черновол, считающийся в «Партии регионов» одним из главных идеологов, высказывался похожим образом. С другой, — официально ни СПУ, ни «Партия регионов» от своих обязательств не отказывались, постоянно заверяя общество, что будут их выполнять.
Сегодня ясно, что данное противоречие объясняется довольно просто. Лидеры этих партий боялись утратить популярность, отказавшись от своих предвыборных лозунгов, и в то же время боялись вызвать неодобрение политической элиты ЕС и США, выступив против курса Виктора Ющенко. Поэтому они делали все возможное для того, чтобы, формально не нарушая собственных обещаний, не позволять заподозрить себя в недостаточной лояльности по отношению к евро-интеграционному курсу, направленному в действительности на разрушение и уничтожение восточнославянского цивилизационного пространства.
Не так давно Виктор Янукович заявил, что вопрос о статусе русского языка будет рассмотрен на законодательном уровне после того, как в Верховной раде сформируется конституционное большинство в 300 депутатов. Спрашивается, зачем надо ждать подобного соотношения сил, когда при наличии желания, опираясь на общественную поддержку, используя общепринятые приемы парламентской борьбы, добиться принятия законопроекта о государственном статусе русского языка можно было уже в нынешней Верховной Раде. По крайней мере, законопроект, внесенный мною, позволял предпринять подобную попытку, имевшую значительные шансы на успех.
Возникает еще один, не менее серьезный вопрос. О каком же большинстве грезит Виктор Янукович? Понятно, что «Партия регионов» даже совместно с коммунистами (СПУ, по-видимому, не сможет пройти в парламент) после досрочных выборов конституционного большинства не получит. Такое большинство может быть образовано только тремя силами, — «Партией регионов», «Нашей Украиной» и Блоком Тимошенко. В таком случае «рассмотрение» законопроекта о государственном статусе русского языка даже теоретически не возможно. В связи с этим возникает подозрение, что «Партия регионов» готовится проделать эволюцию (точнее говоря, — деградацию) от недопустимой пассивности по отношению к своим обязательствам перед избирателями до полного предательства тех общественных настроений, опираясь на которые, она превратилась в ведущую парламентскую политическую силу.
Президент и компания последовательно проводят политику, направленную на раскол украинского общества, руководствуясь циничным принципом «разделяй и властвуй». Назначение так называемых «досрочных выборов» стало своеобразным триумфом сторонников этого курса, сумевших укрепить свои позиции после поражения в 2006 году. Была ли у нас возможность нейтрализовать силы, разрушающие общественное единство? Несомненно, — для этого надо было, прежде всего, обеспечить соблюдение закона, поскольку именно атмосфера всеобщего беззакония является основной причиной роста межрегиональных противоречий, межэтнической, межконфессиональной ни геополитической напряженности. Попытки восстановить законность предпринимались, но они, как правило, разбивались о нежелание руководства СПУ и «Партии регионов» в принципиальных вопросах выступать против окружения президента (в борьбе за распределение должностей и контроль над финансовыми потоками проявлялась куда большая смелость).
Я поясню эту мысль на примере принятых по моей инициативе изменений закона об уголовной ответственности за самовольный захват земельных участков («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за самовольный захват земельного участка»). Известно, как остро стоят проблемы, связанные с незаконным захватом земли на Украине и прежде всего в Крыму. Подобные действия не дают навести порядок в земельных отношениях, препятствуют развитию промышленности, сельского хозяйства и курортной сферы, порождают взаимные обиды между славянами и крымскими татарами. Безнаказанность лиц, стоящих за самозахватами, ведет к тому, что их число и масштаб из месяца в месяц растут. По сути, они превратились в основной род деятельности так называемого Меджлиса, незаконно присвоившего себе право выступать от имени крымско-татарского народа, практически установив этническую власть — в противовес государственной.
Если бы не было самозахватов, Меджлис не смог бы сеять взаимную рознь между крымчанами, держать под контролем крымско-татарскую общину, выставляя противников подобной тактики чуть ли не предателями народных интересов. Кроме того, самозахваты позволяют верхушке меджлиса с успехом решать свои личные экономические задачи.
Но, как известно, Меджлис является главным союзником «оранжевых» в Крыму, руководство его входит в круг «любых друзив» В. Ющенко. Других массовых общественных структур, готовых взаимодействовать с окружением президента, на полуострове практически нет. Поэтому законов для Меджлиса не существует. Правоохранительная система безмолвствует и не решается привлечь к уголовной ответственности организаторов самовольных захватов земли.
Союзники по коалиции не оказывали необходимой поддержки и социальным законопроектам, внесенным фракцией коммунистов. Мы предложили сформировать Государственный компенсационный фонд, средства которого были бы направлены на восстановление сбережений граждан, внесли законопроект, предусматривающий возможность вернуть средства, потерянные в ходе неолиберальных реформ, за счет бесплатного ремонта жилья, оплаты государством расходов на образование и лечение. Ни один из этих законопроектов не был поддержан парламентским большинством. За мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения до 2015 года проголосовали только фракции КПУ и СПУ. А из фракции «Партии регионов» его поддержало только два человека, но зато за принятие целого ряда законов, необходимых для вступления в ВТО на унизительных условиях, уничтожающих целые сектора экономики, регионалы и социалисты проголосовали, несмотря на наше сопротивление, и точки над i ими практически поставлены.
Удастся ли нам вернуть права и завоевания, отобранные правящей верхушкой, сможем ли мы добиться повышения качества жизни людей, напрямую зависит от того, каким будет геополитический курс государства. У страны, роль которой в мировой экономической системе сводится к поставкам сырья, дешевой рабочей силы и продукции с низкой степенью переработки, нет, и не может быть никаких перспектив. А именно эта ниша уготована нам в случае превращения в периферию евро-атлантического пространства. Предотвратить реализацию подобного курса может только наличие в парламенте мощной, влиятельной фракции коммунистов. Общество постепенно расстается с иллюзиями, заставлявшими его верить в то, что представители крупной буржуазии сами по себе, по доброй воле будут действовать в соответствии со своими предвыборными обещаниями. К этому их надо принуждать, заставляя выбирать между действиями в пользу своего обогащения и социально-политической катастрофой. Создать такую систему давления на представителей крупной промышленной буржуазии смогут только коммунисты. И чем быстрее общество избавится от политических иллюзии, тем полнее Компартия сможет реализовать задачи по спасению украинского общества.
Леонид Грач, председатель Комитета ВР Украины по правам человека, нацменьшинств и межнациональным отношениям
http://rusk.ru/st.php?idar=111910
|