Общенациональный Русский Журнал | Анисим Экимов, Константин Пармененков | 20.07.2007 |
В настоящее время в нашей стране эксплуатируется около 2,5 млн касс. Но далеко не всё обстоит благополучно с их использованием. Достаточно сказать, что в результате нарушений, допускаемых при их применении, ежегодно бюджет Российской Федерации, согласно экспертным оценкам, теряет более 100 млрд руб.
Как известно, в СССР в последний год его существования в торговле и сфере услуг применялось более 300 тысяч кассовых машин. Но с началом экономических реформ в 1991 — 1992 гг. самое первое, что сделали собственники магазинов, ателье, кафе, ресторанов — избавились от касс.
Их не стало даже во многих секциях некогда образцового столичного ГУМа. Негативные последствия массового отказа от применения касс вскоре стали очевидными. Резко уменьшилась собираемость налогов с предприятий торговли и услуг. Сформировались условия для аккумулирования средств, используемых в противозаконных целях. Были нарушены элементарные права потребителей, фактически лишившихся возможности доказать, у какого именно продавца они приобрели недоброкачественный товар. В этих условиях государство, стремясь создать необходимые условия для продвижения рыночных реформ, вынуждено было начать формирование нормативно-правовой базы для обязательного применения касс.
1 августа 1993 г., когда вступил в силу Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением». 5215−1, стало чёрной датой для многих работников сферы торговли и услуг. В этот день в населённых пунктах, где вводился в действие закон, многие предприятия оказались закрытыми. И многие оппоненты Закона предпочли тогда не ссориться с ним, а приобрести кассы. Уже через год после принятия Закона использовалось более миллиона касс, повысилась наполняемость бюджета, лучше защищались права потребителей. Казалось бы, дело сдвинулось с мёртвой точки. Но на деле сопротивление применению касс в России не закончилось, а лишь приобрело другие формы.
Введение Государственного реестра контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию, вызвало волну контрафактной продукции. В качестве ответной меры на эти действия в 1996 г. было принято решение об установке на машинах средств визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», позволивших эффективно идентифицировать и изымать с рынка множество «серых» машин. Эта мера имела и важное профилактическое значение: в страну почти перестали ввозиться машины, не соответствующие установленным требованиям.
После этого борцы за «чёрный нал» направили усилия главным образом на фальсификацию данных, регистрируемых машиной. Для борьбы с новой «проказой» с 2000 г. в стране стали использоваться только кассы с фискальной памятью, с помощью которой обеспечивается хранение данных о работе предприятия до 5 лет. Это способствовало повышению эффективности работы налоговых органов. Кроме того, новейшие изобретения в области кассовой техники (автоматизированное производство расчётов с учётом различного рода скидок, наценок, дисконтных и платёжных карт, штрихкодирования) резко сузили возможности формирования «чёрного нала» путём обмана покупателей и клиентов.
Первоначально введение фискальной памяти имело огромный эффект. Но успех был недолгим. Сегодня массовыми становятся новые нарушения — не санкционированные корректировки фискальных данных. Как ни странно, соучастниками нарушителей выступили сами производители кассовой техники, которые начали поставлять на рынок пользовавшиеся особым спросом «дырявые машины». В борьбу против фискальной памяти включились и работники ряда центров технического обслуживания, которые в сговоре с пользователями кассовой техники немало поспособствовали тому, чтобы фискальная память машин не работала надлежащим образом. В результате оказалось, что даже при наличии фискальной памяти владельцы кассовой техники были в состоянии скрыть от налогообложения миллиарды рублей.
Необходимо было усовершенствовать саму защиту фискальной памяти. И средство для этого было предложено ФАПСИ, которое выступило с инициативой криптографической защиты фискальных данных. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в его поручении от 13 декабря 2001 г.. Пр-2184. Использование криптографических средств делает невозможным скрытное уничтожение данных, хранящихся в памяти машины. Следует особо подчеркнуть, что борьба против касс происходит и на нормативном уровне — не без успеха со стороны лоббистов. Так, после принятия в мае 2003 г. нового Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт». 54-ФЗ не стало Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, в работе которой участвовали представители многих министерств и ведомств (включая органы МВД и ФСБ). А ведь во многом благодаря именно этой комиссии удалось создать производственную базу для выпуска самой современной кассовой техники, которая ныне экспортируется за рубеж.
Согласно Федеральному закону. 54-ФЗ, исполнение функций по его реализации было возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который, однако, до сих пор не смог в полной мере развернуть свою работу. В немалой степени это связано с тем, что для фактического введения в действие Федерального закона. 54-ФЗ требовалось принятие нескольких десятков нормативно-правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации, её субъектов, а также Центробанком России.
Отсутствие большинства из этих документов стало серьёзным препятствием для внесения новых моделей машин в Государственный реестр. В сохранении такого положения крайне заинтересована уже закрепившая свои позиции на рынке монопольная группа производителей контрольно-кассовой техники. Есть к вышеназванному закону и другие вопросы. Например, в нём, в отличие от прежнего закона, не упоминаются центры технического обслуживания контрольно-кассовой техники. Поэтому некоторые «толкователи» закона делают далеко идущий вывод о том, что центры вообще не должны существовать. Между тем, в случае их ликвидации, от «чёрного нала», по понятным причинам, не спасала бы и самая совершенная кассовая техника.
И всё же главные проблемы реализации Федерального закона. 54-ФЗ связаны с продолжающимися попытками со стороны предпринимателей уклониться от применения машин. Например, острый характер приняла борьба против применения кассовых машин на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и других территориях, отведённых для осуществления торговли.
Стремление сузить сферу применения кассовой техники неизбывно. В парламенте находятся на рассмотрении различные законопроекты по этому вопросу. В частности, предлагается осуществлять торговлю без касс на предприятиях, которые уплачивают единый налог на вменённый доход. Такая мера вывела бы из использования несколько сотен тысяч контрольно-кассовых машин. Между тем, только при условии их применения может быть обоснованно рассчитана сумма налога. В новых же условиях ставки вменённого налога будут целиком зависеть от усмотрения чиновников, и, следовательно, объективно сложатся условия для совершения ими коррупциогенных действий.
Не трудно предсказать, что кассовая техника и «чёрный нал» ещё не раз сойдутся в схватке друг с другом. И вопрос «кто кого?» надолго останется актуальным.
Анисим Экимов, доктор юридических наук, профессор
Константин Пармененков, кандидат экономических наук