Русская линия
Общенациональный Русский Журнал Анисим Экимов,
Константин Пармененков
20.07.2007 

Кто кого? Кассовые аппараты против «чёрного нала»

Среди экспонатов всемирно известного Британского музея заметное место занимают первые кассовые машины, изобретённые ещё в конце ХIХ века. Это своего рода признание той роли, которую они сыграли в становлении принципиально новой культуры наличных денежных расчётов. Мировая практика однозначно свидетельствует, что ныне кассы, снабжённые множеством новых функций, стали серьёзным барьером на пути получения «чёрного нала» в сфере торговли и оказания услуг.

В настоящее время в нашей стране эксплуатируется около 2,5 млн касс. Но далеко не всё обстоит благополучно с их использованием. Достаточно сказать, что в результате нарушений, допускаемых при их применении, ежегодно бюджет Российской Федерации, согласно экспертным оценкам, теряет более 100 млрд руб.

Как известно, в СССР в последний год его существования в торговле и сфере услуг применялось более 300 тысяч кассовых машин. Но с началом экономических реформ в 1991 — 1992 гг. самое первое, что сделали собственники магазинов, ателье, кафе, ресторанов — избавились от касс.

Их не стало даже во многих секциях некогда образцового столичного ГУМа. Негативные последствия массового отказа от применения касс вскоре стали очевидными. Резко уменьшилась собираемость налогов с предприятий торговли и услуг. Сформировались условия для аккумулирования средств, используемых в противозаконных целях. Были нарушены элементарные права потребителей, фактически лишившихся возможности доказать, у какого именно продавца они приобрели недоброкачественный товар. В этих условиях государство, стремясь создать необходимые условия для продвижения рыночных реформ, вынуждено было начать формирование нормативно-правовой базы для обязательного применения касс.

1 августа 1993 г., когда вступил в силу Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением». 5215−1, стало чёрной датой для многих работников сферы торговли и услуг. В этот день в населённых пунктах, где вводился в действие закон, многие предприятия оказались закрытыми. И многие оппоненты Закона предпочли тогда не ссориться с ним, а приобрести кассы. Уже через год после принятия Закона использовалось более миллиона касс, повысилась наполняемость бюджета, лучше защищались права потребителей. Казалось бы, дело сдвинулось с мёртвой точки. Но на деле сопротивление применению касс в России не закончилось, а лишь приобрело другие формы.

Введение Государственного реестра контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию, вызвало волну контрафактной продукции. В качестве ответной меры на эти действия в 1996 г. было принято решение об установке на машинах средств визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», позволивших эффективно идентифицировать и изымать с рынка множество «серых» машин. Эта мера имела и важное профилактическое значение: в страну почти перестали ввозиться машины, не соответствующие установленным требованиям.

После этого борцы за «чёрный нал» направили усилия главным образом на фальсификацию данных, регистрируемых машиной. Для борьбы с новой «проказой» с 2000 г. в стране стали использоваться только кассы с фискальной памятью, с помощью которой обеспечивается хранение данных о работе предприятия до 5 лет. Это способствовало повышению эффективности работы налоговых органов. Кроме того, новейшие изобретения в области кассовой техники (автоматизированное производство расчётов с учётом различного рода скидок, наценок, дисконтных и платёжных карт, штрихкодирования) резко сузили возможности формирования «чёрного нала» путём обмана покупателей и клиентов.

Первоначально введение фискальной памяти имело огромный эффект. Но успех был недолгим. Сегодня массовыми становятся новые нарушения — не санкционированные корректировки фискальных данных. Как ни странно, соучастниками нарушителей выступили сами производители кассовой техники, которые начали поставлять на рынок пользовавшиеся особым спросом «дырявые машины». В борьбу против фискальной памяти включились и работники ряда центров технического обслуживания, которые в сговоре с пользователями кассовой техники немало поспособствовали тому, чтобы фискальная память машин не работала надлежащим образом. В результате оказалось, что даже при наличии фискальной памяти владельцы кассовой техники были в состоянии скрыть от налогообложения миллиарды рублей.

Необходимо было усовершенствовать саму защиту фискальной памяти. И средство для этого было предложено ФАПСИ, которое выступило с инициативой криптографической защиты фискальных данных. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в его поручении от 13 декабря 2001 г.. Пр-2184. Использование криптографических средств делает невозможным скрытное уничтожение данных, хранящихся в памяти машины. Следует особо подчеркнуть, что борьба против касс происходит и на нормативном уровне — не без успеха со стороны лоббистов. Так, после принятия в мае 2003 г. нового Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт». 54-ФЗ не стало Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, в работе которой участвовали представители многих министерств и ведомств (включая органы МВД и ФСБ). А ведь во многом благодаря именно этой комиссии удалось создать производственную базу для выпуска самой современной кассовой техники, которая ныне экспортируется за рубеж.

Согласно Федеральному закону. 54-ФЗ, исполнение функций по его реализации было возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который, однако, до сих пор не смог в полной мере развернуть свою работу. В немалой степени это связано с тем, что для фактического введения в действие Федерального закона. 54-ФЗ требовалось принятие нескольких десятков нормативно-правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации, её субъектов, а также Центробанком России.

Отсутствие большинства из этих документов стало серьёзным препятствием для внесения новых моделей машин в Государственный реестр. В сохранении такого положения крайне заинтересована уже закрепившая свои позиции на рынке монопольная группа производителей контрольно-кассовой техники. Есть к вышеназванному закону и другие вопросы. Например, в нём, в отличие от прежнего закона, не упоминаются центры технического обслуживания контрольно-кассовой техники. Поэтому некоторые «толкователи» закона делают далеко идущий вывод о том, что центры вообще не должны существовать. Между тем, в случае их ликвидации, от «чёрного нала», по понятным причинам, не спасала бы и самая совершенная кассовая техника.

И всё же главные проблемы реализации Федерального закона. 54-ФЗ связаны с продолжающимися попытками со стороны предпринимателей уклониться от применения машин. Например, острый характер приняла борьба против применения кассовых машин на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и других территориях, отведённых для осуществления торговли.

Стремление сузить сферу применения кассовой техники неизбывно. В парламенте находятся на рассмотрении различные законопроекты по этому вопросу. В частности, предлагается осуществлять торговлю без касс на предприятиях, которые уплачивают единый налог на вменённый доход. Такая мера вывела бы из использования несколько сотен тысяч контрольно-кассовых машин. Между тем, только при условии их применения может быть обоснованно рассчитана сумма налога. В новых же условиях ставки вменённого налога будут целиком зависеть от усмотрения чиновников, и, следовательно, объективно сложатся условия для совершения ими коррупциогенных действий.

Не трудно предсказать, что кассовая техника и «чёрный нал» ещё не раз сойдутся в схватке друг с другом. И вопрос «кто кого?» надолго останется актуальным.
Анисим Экимов, доктор юридических наук, профессор
Константин Пармененков, кандидат экономических наук


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика