Общенациональный Русский Журнал | Георгий Михайлов, Сергей Ларченко | 18.07.2007 |
На первоначальном этапе в расчёте на перекачивание государственных средств телекомпания НТВ была лояльна к Борису Ельцину и его команде и внесла большой вклад в его народную популярность как «человека — борца с коммунистическим режимом». В то же время НТВ решило свой кадровый вопрос переобучением и стажировкой своих журналистов прозападных настроений через систему грантов фондов Сороса и Форда. Эти настроения в ходе «бесплатного» обучения были сформированы в чёткую проамериканскую ориентацию.
Поворот на сто восемьдесят градусов произошёл в период 1-й и 2-й чеченских войн. Циничные репортажи из лагерей арабских наёмников, представляемых достойными борцами за национальную независимость, кадры захвата Будённовска и Кизляра, Дубровки и Бес лана с комментариями о беспомощности армии и спецслужб явно преследовали одну цель: сделать всё для принижения национального достоинства жителей России, насаждения и внедрения глубокой вины непонятно за что и перед кем, создания чувства незащищённости. На НТВ создавалась информационная картина того, как днём и ночью «федералы» бомбят без разбора мирные чеченские города и сёла, проводят незаконные зачистки и какие-то хаотичные спецоперации.
Благодаря этой информационной атаке наши 18 — 20-летние солдатики, которым противостояли профессионалы, прошедшие многомесячные тренировочные лагеря и имеющие многолетний опыт ведения боевых действий в горячих точках планеты, в большинстве своём уже не понимали, за что и почему они погибают. А главное, произошёл разрыв между русским обществом и русской армией. Общество охватило какое-то патологическое увлечение развенчиванием своих защитников, издевательством над героизмом, открытой травлей офицерского корпуса на радость нашим противникам. И этот процесс продолжается: ярким примером предательства по отношению к своим спецслужбам стал итог суда по делу группы капитана Ульмана. Правосудие успокоилось лишь тогда, когда выполнило политический заказ, заменив длительными сроками заключения два (!) оправдательных приговора, в том числе и вынесенный судом присяжных.
Разве кто мог предположить, что в своё время, в активной фазе войны во Вьетнаме, против лейтенанта американской армии Келли были начаты судебные преследования в его родной Америке?
Абсурдность приведённой ситуации может стать понятной, если на миг представить что, в декабре 1941 года диктор Юрий Левитан с группой корреспондентов ТАСС брал интервью в ставке у министра пропаганды третьего рейха Йозефа Геббельса на тему «Не холодно ли солдатам Великой Германии на просторах России, и достаточно ли тепло встречает их местное русское население». Или же в августе 1945 года какие-нибудь представители японского телевидения вели бы репортаж из Хиросимы и Нагасаки, в ходе которого опрашивали уцелевших после атомной бомбёжки, считают ли те предпринятые американской стороной меры вполне адекватными.
Дополнительная финансовая накачка в виде преференций и льготного кредитования, которое телекомпания НТВ получила накануне президентских выборов 1996 года, на какое-то время вернула некую лояльность к кремлёвской администрации.
Но далее, для осуществления операции «преемник» Кремль решил зачистить российское медийное пространство и господину Гусинскому напомнили про должок. Возвращать деньги было не в правилах молодого российского бизнеса, да и часть денег к этому времени уже была размещена в другие активах, потрачена на нужды себя любимого и своих близких. Команда Гусинского начала проводить защиту методом превентивного нападения. В наступление было брошено давно используемое в этих случаях правозащитное движение, на улицу выведен коллектив НТВ. На телеэкране замелькали различные заморские эксперты с комментариями на тему «Демократия и свобода слова в России в опасности».
Как помните, в те «жмуровские» годы отъём и перераспределение материальных активов происходил просто и со скоростью летящей пули. Но тут всё произошло на редкость цивилизовано и бескровно. Для выполнения этой миссии была привлечена на тот период едва созданная компания «Газпром-Медиа». О мастерстве проведённой Борисом Йорданом операции говорит тот факт, что из конфликта обе стороны вышли, не потеряв своё лицо: и компания НТВ сохранила эфир, продолжив вещание под другим флагом, и международный имидж России не пострадал. Спасли-таки «свободу слова». Правда, господин Гусинский так и не вернул заемные денежные средства. Но это мелочи перестроечной жизни.
Вроде бы — хеппи энд, и в пору прослезиться, но мы уже говорили, что кадры нового телевидения создавались не без участия известного господина Сороса, цена «благотворительности» которого стала известна в период разноцветных революций, произошедших на постсоветском пространстве. Поэтому оставим слёзы умиления до лучших времён и обратимся к содержательной части упомянутых нами телеканалов.
При проведении анализа содержания вещания каналов «Газпром-Медиа» необходимо учитывать два момента, без которых, на наш взгляд, трудно понять всю глубину деструктивной схемы, закладывающейся, внедряющейся в стереотипы поведения молодого поколения.
В основе нашего системного анализа мы расположили два кита — это контекст содержания и контент поведения (от англ. content — содержание. Информационное наполнение — тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы). Большинство авторов, затрагивающих эту тему, не идут дальше содержания тех или иных программ. Мы же обращаем внимание читателя на тот момент, что содержание медийного пространства должно рассматриваться в неразрывной связи с последующим поведением потребителя этой медиапродукции.
Именно контекст содержания закладывает ценностные ориентиры, формирует последующее поведение индивида в жизненных ситуациях, создаёт мотивационный фон для отношения к тем или иным общечеловеческим ценностям, формирует общественные ориентиры. Это воздействие пролонгировано во времени, не является моментальным и потому, зачастую, не увязывается аналитиками с содержанием эфирного вещания. Если быть более точным, то молодому поколению, не имеющему сложившихся ценностных предпочтений и собственного жизненного опыта, навязываются отнюдь не примеры библейской добродетели по американскому образцу. Программы ТНТ, рассчитанные на самую младшую возрастную часть аудитории, содержат в большинстве своём американские мультфильмы, которые пропагандируют ценности американского образа жизни. Формируется простая логическая цепочка: лучшие мультфильмы производятся в Америке — мы показываем лучшие их образцы. Но, согласно анализу детских психиатров, следствиями просмотра современных западных (читай: американских) мультфильмов является возрастающая необоснованная агрессия и жестокость, повышенная утомляемость и раздражительность, ограничение словарного запаса и задержка эмоционального развития ребенка. Эти негативные тенденции в детском развитии отмечаются и на научных конференциях российской педагогической общественностью.
Напомним читателям случаи нападения и расправ с применением оружия в американских школах и колледжах, получившие распространение в последние годы. В наших школах, если улыбнётся удача, вам даже продемонстрируют свежие записи расправ над сверстниками, скачённые из интернета или отснятые в соседнем дворе.
Воздействие информационного влияния, и ТВ в том числе, может быть оценено только после системного анализа всей ситуации в целом. Видимо, поэтому в демократической Франции так щепетильно следят за содержанием вещания своего телевидения и не преминут лишний раз напомнить о лимитировании американского вещания и соблюдении квот национальных французских программ. Подобные примеры вы можете найти и в законодательстве федеральных земель Германии.
Итак, НТВ позиционирует себя как «новый для России телевизионный формат, который составляют сбалансированная комбинация независимого информационного вещания с современными развлекательными программами и шоу». Как информирует официальный сайт НТВ — «с лета 2004 года вещание НТВ осуществляется во всех регионах РФ, а с 12 октября 2004 года телеканал перешёл на круглосуточное вещание. В 2005 году телекомпании в планах которых было: увеличение аудитории до 123 млн человек, а охват территории вещания достигать 85 — 86% страны». (Более поздняя информация об аудитории вещания отсутствует.) В период нахождения медиаактивов НТВ под контролем «Газ пром-Медиа» никакой конфронтации по отношению к Кремлю и его политике не было замечено. Нельзя не признать, что содержательная сторона редакционной политики компании отличается высоким профессионализмом и выверенностью. Большинство передач НТВ, помещённых в сетку вещания, составляют программы собственного производства или продукты, изготовленные по заказу дочерними компаниями.
Обратившись же к вещательному содержанию другого актива «Газпром-Медиа», канала ТНТ, мы увидим прямо противоположную картину. Так, среди самых рейтинговых программ, рассчитанных на молодёжную аудиторию, числятся такие «продукты», как «Дом-2», «Камеди Клаб», «Наша Russia».
Главной целью реалити-шоу ТНТ «Дом- 2» провозглашён «поиск любви» молодыми людьми. Но что мы видим на самом деле? Нам демонстрируют нескончаемую череду конфликтов между какими-то ничтожествами, формирование группировок для протаскивания эгоистических интересов в голосованиях, молодых людей и девиц, в открытую провозглашающих свою нетрадиционную половую ориентацию.
Интриги, возведённые в абсолют, отсутствие каких-либо позитивных, созидательных идей. Цель программы — «выживание» на экране любой ценой: унижением соседей, предательством недавних друзей, временными сговорами с врагами.
А ведь всё это давно описано в классической психологии как личностная компенсация, которая ведёт к деструктивному, разрушающему, деформированному развитию личности.
Другой яркой иллюстрацией является программа ТНТ «Камеди Клаб», объединившая недавних участников КВН. Технология раскручивания подобных программ очень проста: за основу берётся калька с передачи западного вещания, для затравки — постмодерновое самоназвание, вроде «Гламурных подонков». Не будем вдаваться в семантический анализ этих разнонаправленных по своему значению слов — пошлость бессмысленна по природе.
Контингент приглашённых на передачу участников неслучаен, зачастую это публичные люди, бывшие когда-то героями новостей спорта, культуры, политики, но выпавшие из солидных «тусовок».
На протяжении всей передачи великовозрастные юнцы из КВН самоутверждаются за счёт этих бывших звезд и знаменитостей, унижая, надсмехаясь и подтрунивая над ними и их былыми заслугами.
Главным героем «Камеди Клаб» является стёб, который представляет собою юмор, доведённый до абсурда, потерявший восприимчивость к объективности происходящего, с гипертрофированным характером негативизма и отрицания; ставящий целью высмеивание ради высмеивания. Если юмор облегчает жизнь, помогая переживать негативные моменты и неприятности, то стёб способствует саморазрушению личности. Стёб, пришедший в повседневную жизнь, имеет деструктивный характер как по отношению к окружающей действительности, так и по отношению к самому индивиду, его проповедующему. Стёб выжигает жизнь души, как жаркий ветер пустыни.
Телевизионная картинка псевдореальности создаёт у молодого поколения ощущение того, что только «законченный лох не знает, как срубить бабло», что «кинуть не стрёмно», «это сладкое слово — халява» и, конечно же, нескончаемый «пик-пик», кокетливо щадящий наши уши от крепкого мата, летящего из уст юнцов и девиц. Всё это взято из содержания программ телеканала ТНТ.
Руководство «Газпром-Медиа», включающего в себя НТВ и ТНТ, считает себя командой профессиональных менеджеров, которая «осуществляет стратегическое управление с учётом современных тенденций развития медиарынка и изменений рыночной конъюнктуры» и заявляет о «профессионализме творческого коллектива, признанном в России и во всём мире». Согласно информации официального сайта «Газпром-Медиа», её главным акционером является подконтрольная государству компания ОАО «Газпром» (около 86% акций).
Но как же тогда получается, что при этом ТНТ проводит редакционную политику, явно расходящуюся с интересами Российского государства, т. е. ОАО «Газпром» опосредованно участвует в активном разрушении общественной морали и этики, традиций и норм поведения? Как практически на народные деньги производится целенаправленное развращение российской молодёжи, наносится — доказанный медициной — урон психологическому здоровью нации?
Написание статьи уже подходило к концу, когда НТВ представило на суд зрителей новую передачу о любви. По названию похоже, что нас подводят к очередной «новой» трактовке этого понятия: «Сук@ любовь». Передачу доверили вести жеманному трансвеститу, видимо, знающему толк в этой разновидности животной «любви».
Напомним, что в основу современной западноевропейской культуры были положены идеи кальвинизма и протестантизма, которые разительно отличаются от православых идей, заложенных в основу Российского государства. Прежде всего, в восприятии последовательными протестантами материального успеха как проявления божественной благословенности.
И вот с приходом в Россию эпохи «дикого капитализма» нам настойчиво стали навязывать идеи либерализма, круглосуточно проповедуя, что мерилом всего в жизни являются деньги.
Мы не хотим показаться ретроградами, но если на каком-то медиаканале осуществляется целенаправленная пропаганда деструктивных идей, ведущих к разрушению общественной системы, то пусть тогда активы этих компаний будут проданы в частные руки, и тогда хотя бы будет понятно, кто и за что платит. Пора прекратить нам самим финансировать и лоббировать чуждые России интересы за счёт взымаемых государством налогов и дивидендов от других видов деятельности.
«Общенациональный Русский Журнал» поставил перед собой цель — анализировать технологии, методы и механизмы войны, ведущейся против нашей страны и нашего народа с помощью «четвёртой власти», а по существу — пятой колонны, к которой невозможно не причислить и ТНТ «Газпром-Медиа».
Редакция «РЖ» предлагает руководству ОАО «Газпром» отреагировать на данную статью, дав разъяснения по поводу косвенного соучастия в массовой пропаганде деструктивных антирусских идей.
Сергей Ларченко, доктор философских наук
Георгий Михайлов