Русская линия
Русская линия18.07.2007 

Такая, вот, история с географией.
Текст передачи на радиостанции «Русский край» (Калининград)

В студии Максим Котов и программа «Оранжевая западня».

Сегодня мы поговорим об истории. Но, не о науке «истории», как таковой, а о некоем учебном курсе, который под названием «История западной России. Калининградская область. История края», внедряется в настоящее время в калининградских школах.

Напомним, прошлым летом было объявлено, что в школах нашей области, в рамках регионального компонента образования, вводится курс исторического краеведения под названием «История Западной России». С 6 по 11 классы, причем в объёме 1 часа в неделю, в каком в школе изучается история России и всемирная история. Хотелось бы отметить, что в некоторых Калининградских школах старшеклассникам на изучение предмета «русский язык» отводится всего два часа в неделю!

Сделано это было в рамках мероприятия «Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана», предусмотренного Федеральной целевой программой развития образования на 2006−2011 годы. С 1 сентября 2006 года в эксперимент включено 36 школ Калининградской области.

Дело, вроде бы, благое. Двигало большими чиновниками из Минобразования скорее всего желание привлечь школьников к более подробному изучению истории своей «малой родины». Для Рязани, Новгорода и любого другого российского региона это хорошо. Однако применительно к Калининградской области вышел казус. Её история началась в 1945 году. До этого территория области принадлежала России лишь короткий период в середине XVIII века, все остальное время являлась частью совсем другого государства. Но большие дяди и тети из Минобразования России об этом как-то не подумали, или решили, что на местах лучше разберутся. А зря…

Получив указание сверху областное министерство образования быстро нашло исполнителей «благого замысла» и… тут случилась «промашка». Авторский коллектив сотрудников РГУ (назовем их поименно, народ должен знать своих героев: Кретинин Г. В. Клемешев А.П., Федоров Г. М., Зверев Ю.М. Н.А.Строганова в сжатые сроки «накатал» (а другого слова тут не подобрать) учебники и методические пособия для нового курса. Чувствуется, что уважаемые ученые вспомнили своё студенческое юношество, поскольку качество состряпанного ими материала как раз подходит на ночную работу студента накануне экзамена под названием «Авось „препод“ читать этого не будет». Работали «с огоньком», как-никак впереди маячили бюджетные средства. Пилотный тираж учебников в количестве 300 экземпляров был отпечатан, прибыл в Калининград и тут случайно один экземпляр попал в руки историков, в авторскую группу не входивших. И выяснилось странное.

Во-первых, экспериментальный курс с названием «История западной России» на самом деле оказался курсом истории Восточной Пруссии, так как практически все учебные часы школьникам предлагается изучать историю Тевтонского ордена и Пруссии, как свою родную историю. К чему это приведет? Изучение истории другого государства, как своей родной приведет к воспитанию у учащихся сепаратизма и прогерманской ориентации. Голословно? Вот вам цифры и факты: 6 класс — «История России» — 30 часов, «Древнейшее прошлое края, древняя история и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики — не менее 34 часов. Из них — Тевтонский орден в Пруссии — 22 часа. Согласитесь, даже если все это время изучать, как наши прадеды во главе с Александром Невским постоянно давали сдачи тевтонским псам-рыцарям, — многовато будет. А ведь предполагается изучать не походы Александра Невского, а походы именно псов-рыцарей. И во всех остальных старших классах такая же картина. Пруссия, Тевтонский орден, Адальберт, Альбертина и, само собой, средней руки мелкопоместный протестантский философ Кант… Из года в год все более углубленно.

Во-вторых, количество фактических ошибок в учебниках и методических пособиях заставляет задуматься о соответствии членов авторского коллектива своим «высоким званиям». Мы не будем здесь останавливаться на всех нелепицах и несуразицах, которыми изобилует новоиспеченный курс, об этом подробно писали многие областные СМИ, высказывали свое мнение известные калининградские историки. Даже сами авторы «курса» не пытаются спорить по этому поводу. Да, дескать, говорят, есть ошибки, исправим.

Куда ж так спешили авторы, что в кратчайшие сроки «слепили горбатого»? Известно куда! За курс этот Минобразования пообещало сказать не просто «спасибо». Вот интересный документ, размещенный на всеобщее обозрение на сайте областного Минобразования: извещение Ф-121 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по проекту: «Обеспечение учебными и учебно-методическими материалами по курсу «История западной России» обучающихся основной и старшей школы». Заказчик — Федеральное агентство по образованию. А сумма там знаете какая написана? 16 миллионов рубликов на все про все.

Вот и торопился «авторский коллектив» денюжку эту немалую освоить. «Обкатали» в прошлом году эксперимент, а в этом уже готовились «выстрелить» в полном объеме. А от справедливой критики и замечаний коллег отмахивались, как от надоедливых мух. Ректор РГУ и, само собой член «авторского коллектива» Андрей Клемешев, на состоявшейся научной конференции специально посвящённой этому курсу на вопросы коллег: «Что за спешка с этим курсом?», бестрепетно отвечал: «А что? Это обычная практика, так всегда делается…». Ну, если Андрей Клемешев всегда так делает, то нам остаётся только руками развести о состоянии дел в руководимом им университете… Наверное, для того чтобы успокоить общественное мнение, в газете «Дворник» некая Яна Ильина попыталась оправдать авторов «курса» и их детище-уродца. Только вот статья получилась — сплошная «девичья эмоция». Дескать, любить надо восточно-прусское прошлое области изо всех сил. Ну, любовь, как говорят — слепа, поэтому мы лучше повнимательнее разберемся с документами и фактами. А любовь беззаветную девушке Яне оставим.

Вернемся лучше к обычному земному. К «освоению средств». Как ни старался авторский коллектив «курса», а пришлось делиться им со «старшими товарищами». Объявленный конкурс выиграл вовсе не РГУ им. Канта, а московское издательство «ОЛМА-пресс». Издательство очень известное, только какое отношение имеет это издательство собственно к написанию учебников истории — большой вопрос. Но это не смутило Федеральное агентство по образованию, не беда. Главное правильно поделиться. Вот и получилось, что пилотный тираж учебников издала «ОЛМА-пресс», а написал этот учебник — кто? Правильно, все тот же авторский коллектив из РГУ. Как говорится: «и мухи сыты и котлеты целы».

Так что, ждет наших детей в новом учебном году углубленное изучение истории Восточной Пруссии и Тевтонского Ордена? Очень хочется надеяться, что — нет. Не все сидят сложа руки и покорно ждут когда школьникам начнут прививать идеи «альтернативной» истории родного края. Общественная организация «Калининградский патриотический форум» обратилась к полномочному представителю Президента России в Северо-Западном Федеральном округе И.И.Клебанову, министру образования А.А.Фурсенко и местным властям с просьбой принять неотложные меры по запрещению этого эксперимента и провести проверку деятельности Министерства образования Калининградской области по разработке и внедрению курса «История западной России». Озабоченность «новым историческим курсом» высказывают и отдельные депутаты областной думы, которые направили обращение ректору РГУ А.П.Клемешеву. Надеемся, что общими силами удастся остановить этот страшный эксперимент, который решили провести в Калининградской области отдельные «историки». Ведь эксперимент этот хотят «поставить» на самом дорогом, что у нас с вами есть. На наших детях. И ведь прикрываются как всегда лозунгами о формировании патриотической убежденности учащихся. Патриотов Восточной Пруссии? Нацисткой Германии?

В заключение, хотелось бы остановиться на одном моменте. Калининградская область занимает менее одной трети территории бывшей Восточной Пруссии. Большая ее часть ныне является территорией Польши, есть бывшие восточно-прусские земли и в составе нынешней Литвы. Как вы думаете, возможно ли, чтобы в школах Польши и Литвы ввели некую «региональную компоненту» истории, в рамках которой предложили бы ученикам углубленно изучать историю Восточной Пруссии, как родную, и фактически заняться «самоидентификацией» в качестве представителей некоей «прусской нации»? С вероятностью в 100 процентов я могу предсказать судьбу человека, осмелившегося в этих странах выступить с такими предложениями. Общественные туалеты он мыл бы в развитых европейских странах. Но тут интересно другое. Что, члены авторского коллектива, накатавшие курс «История Запада России» о том, какого мнения придерживаются их коллеги из соседних государств в отношении пропаганды истории Восточной Пруссии у себя дома — не знают? А если знают, почему в данном вопросе не желают принимать во внимание мнение соседей? Ведь они так любят «обмениваться опытом» с коллегами из европейских стран. Чего тут больше — простой человеческой глупости? Желания по легкому заработать денег? Или осознанное стремление к внедрению в юные головы сепаратизма.

От последнего хотелось бы предостеречь не только авторов курса, но и руководство областного Минобразования, которое в конце концов будет отвечать за все эти эксперименты. Ведь не далее как 21 июня 2007 года в Ново-Огареве президент России Владимир Путин на встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей общественных наук сказал, что у нас практически нет учебников, которые бы глубоко отражали события новейшей истории, «последние события в них излагаются бегло, абстрактно и противоречиво» и предложил разработать новые образовательные стандарты. А заведующий кафедрой общественной политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков сказал, что мы должны попытаться найти некую опорную мировоззренческую точку, опираясь на которую смогли смотреть на мир с позиций российского человека. «В 90-х мы идейно разоружились, вместо этого пришла очень зыбкая идеология общечеловеческих ценностей», — пояснил преподаватель.

Как вяжется со словами Президента планируемое преподавание в школах курса «История Запада России», в котором большую часть времени российским школьникам предлагается изучать историю чужого государства, а новейшая истории области излагается «бегло, абстрактно и противоречиво»? Ответ на этот вопрос будем ждать от министра образования Калининградской области Натальи Сергеевны Шерри. Такая, вот, история с географией

С вами был Максим Котов, программа «Оранжевая западня», радио «Русский край».

http://rusk.ru/st.php?idar=111901

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика