Русская линия | Виктор Дауров | 16.07.2007 |
Суздальский Ризоположенский монастырь является одним из древнейших монастырей Северо-Восточной Руси и примечателен, прежде всего, тем, что он был местом иноческих подвигов преподобной Евфросинии Суздальской, небесной покровительницы града Суздаля и всей Владимиро-Суздальской земли, дочери великого благоверного князя-мученика Михаила Черниговского (+ 1245 г., память 20 сент./3 окт.). Слава о ее святой подвижнической жизни настолько укоренилась в народе, что даже в древних описях и писцовых книгах Суздаля монастырь назывался как «монастырь преподобные княжны Евфросинии Суждальской», а монастырская колокольня, самая высокая в Суздале, построенная на пожертвование жителей города в честь победы над Наполеоном, до сих пор зовется Преподобенская. К сожалению, время, пожары и лихолетье богоборческого периода прошлого, XX-ого, века истребили почти все архивные источники этого монастыря, за исключением очень немногих актов: отдельных разрозненных общих указов разного рода и разных учреждений, приходорасходных книг, заведенных для отчетности о казенных суммах, выдаваемых из казны, да двух описей 1739−41 г. и 1771. Наиболее полные сведения, таким образом, о первоначальной истории монастыря заключаются именно и в первую очередь в житие пр. Евфросинии, написанном в середине XVI в. «смиренным иноком» Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григорием и опирающимся на предания, хранившиеся в памяти монахинь Ризоположенского монастыря.
Время возникновения монастыря точно определить весьма затруднительно. В летописях не сохранилось об этом почти никаких известий; единственным основанием для определения некоей ориентировочной даты служит сказание ключаря Рождественского кафедрального собора Анания Федорова, который в своем «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» (1754 г.) годом возникновения называет 6715 т. е. 1207. Откуда Анания почерпнул сведения об этом годе — нам неизвестно. Во всяком случае, монастырь уже существовал до нашествия татар на русскую землю в 1238 г., так как во время их набега на Суздаль, он, по свидетельству «списателя» жития пр. Евфросинии монаха Григория, подвергался осаде. Время — первая четверть XIII столетия в церковном отношении было весьма благоприятное для Суздаля, отмеченное созидательно-благоустроительной деятельностью святителя Иоанна, епископа «Суздальской страны», так что в сообщении Анании Федорова о годе основания монастыря особых причин сомневаться, как будто бы, нет. Год 1207 посему официально принят за точку отсчета исторического возраста Суздальского Ризоположенского женского монастыря, и ныне он отмечает свой юбилей.
В 1238 году Суздаль наравне со всей русской землей постигло величайшее испытание: «Явил Господь силу врага, — говорит дошедшая до нас Летопись, — и вся земля Русская застонала под ужасом его нашествия: грады разорялись, князья поражаемы были посреди своих междоусобий. В престольном Владимире княжеское семейство погибло в соборе вместе с епископом». Хан Батый с полчищами татар обложил г. Владимир, бывший тогда великокняжеской столицей, отделил часть татарских войск и отправил их для взятия Суздаля.
Татары подошли к Суздалю вплотную с южной стороны от Владимира и стали лагерем на Яруновой горе, где и поныне на крутом берегу Каменки возвышается церковь Козьмы и Домиана. Многие черноризцы и черноризицы из окрестных монастырей ринулись в город, ища в нем спасения, но были настигнуты всадниками, и частью перебиты, а частью захвачены в плен, как и большинство других жителей города. Спаслись немногие да еще те, кому удалось во время скрыться за стенами Ризоположенского монастыря.
Это было чудо, истинное чудо! Превосходящие по силам татары, которым уже никто в городе не мог противостоять с оружием в руках, обложив монастырь, вдруг ни с того ни с сего, без всяких видимых причин, стали от него отступать, разворачивать лошадей и со страхом удаляться. Монастырь тогда был окружен не плотной и высокой каменной стеной, как теперь, а деревянной, бревенчатой, и татарам, при желании, ничего не стоило взломать и поджечь частокол, как они уже это не раз делали. Но они отступили…
В Летописи сказано: «Господь уберег (от врага) только девичий монастырь Положения Ризы Богоматери, где страдальчески вершила иноческую борьбу блаженная Феодулия, дочь великого князя Михаила Черниговского, нареченная в иночестве Евфросиния: по ее молитвам Господь покрыл тот монастырь чудным образом». Сохранилось предание, что над святым местом явился дивный свет, и в свете том видны были Животворящий крест и два огнеобразных юноши, держащие в руках натянутые луки.
Составитель жития преподобной Евфросинии инок Григорий так описывает это чудесное спасение от татарского разорения Ризоположенского монастыря: «…Блаженная же Евфросиния с великою (т. е. игуменьей) и черноризицами, не отступивше от монастыря своего, с великим воплем молящеся ко Господу, руце воздеюще на высоту, да ущедрит Господь град Суждаль… Плач и пагуба бе велия гражданом быша мнози, пребывшии же со святою в монастыре ни еден влас отпаде, яко столп крепости от лица вражия бысть им молитва преподобной… сниде мрак, во облаце, и пришедше невернии, поискавше места того и необретоша е». Татары не могли приблизиться к этому месту, даже когда на другой день явился Батый под стены монастыря.
Зимой 1240 г., через два года после нападения на Суздаль, хан Батый снова двинулся на Русь, но уже в южные ее пределы.
Киевом тогда владел черниговский князь Михаил, отец преподобной Евфросинии Суздальской. Хан Батый отправил к нему свою делегацию, которая льстивыми речами и сладкими посулами пыталась убедить Михаила подчиниться воле хана. Но князь приказал умертвить ханских послов, после чего ушел в отдаленную область Угорскую, где жил как изгнанник. Силы были неравными: Русь тогда была раздроблена на мелкие удельные княжества, и не могла оказать серьезного сопротивления многочисленной и подчиненной единой воле Орде Хана Батыя.
В том же 1240 году Батый взял Киев и сжег его. С этого времени хан целиком овладел всей Русской землей, которая стала платить дань Орде. Князь Михаил скорбел и плакал, слыша в своем изгнании о бедствиях на Руси.
В 1245 году, спустя семь лет после нападения Батыя на Суздаль, до княжны Евфросинии дошла весть о том, что ее отец, великий князь Михаил Всеволодович Черниговский, собирается, по требованию хана и по примеру многих других русских князей, ехать на поклон в Орду. Тотчас же она поспешила послать к отцу гонца, умоляя его в трогательном послании не изменять православной вере.
«Ты благий мой отче, — писала она отцу, — послушай меня: держись как добрый воин во славу Христа. А если не послушаешься меня, знай, что отселе я — чужая, а не дочь твоя. Царство же хана Батыя вскоре разрушится, ибо кровь православных христиан вопиет на него ко Господу».
Слова дочери ободрили и воодушевили князя Михаила и его верного боярина Феодора, который вызвался сопровождать его в пути. Духовник Михаила епископ Иоанн, наставляя князя в дорогу, сказал почти то же, что и княжна:
- Многие князья ездили в Орду и, прельстясь славою мира сего, кланялись идолам, вкушали оскверненную пищу и ходили сквозь огонь, но ты, князь, смотри, не подражай им.
Князь отвечал твердо:
- Нет. Веру свою я не отдам. Этого хан не получит.
То же сказал и боярин Феодор.
Благословив их обоих, епископ вручил им в дорогу святые дары.
Когда князь Михаил прибыл со своим верным спутником боярином Феодором в стан Батыя, хан приказал своим жрецам совершить над Михаилом все, что следует по их языческим законам, и потом уже привести на встречу в ханскую ставку.
Ханские жрецы потребовали, чтобы князь и боярин поклонились на юг, поклонились огню и поклонились войлочным идолам. Князь Михаил на это ответил:
- Христианин поклоняется Творцу, а не тварям, — что тотчас же было передано хану.
Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и передал ему через своих слуг повеление выбирать одно из двух: или поклониться идольским божкам, или умереть.
- Я готов поклониться царю, — отвечал Михаил, — потому что Бог вручил ему судьбу царств земных; но я христианин и не могу поклоняться тому, чему поклоняются твои жрецы.
Напрасно приехавшие в ставку хана Батыя другие русские князья взывали к его благоразумию и советовали поберечь жизнь свою. Князь Михаил, помня обращенные к нему слова дочери-инокини и напутствие своего духовника, не желал их и слушать. Верный его спутник благочестивый боярин Феодор ободрял и поддерживал князя в его твердом решении стоять до конца.
- Нет. Не погублю души моей, — сказал Михаил. — Прочь слава мира тленного сего, не хочу ее!
Татарские чиновники еще раз посоветовали им:
- Смотрите, убьют вас. Покоритесь и останетесь живы.
Михаил и Феодор отвечали в один голос:
- Уговоры ваши напрасны. Не хотим славы этого мира.
Вскоре прискакали палачи татарские; соскочив с коней, они схватили Михаила, растянули его за руки, за ноги и начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и били ногами. Долго длилось это зверство. Наконец острым ножом отрезали голову святому мученику Михаилу. Последние его слова были:
- Я христианин!..
Тогда татары стали уговаривать боярина Феодора поклониться идолам. Но и он отвечал:
- Не хочу кланяться твари, хочу пострадать за Христа моего, как и государь мой, великий князь.
Его стали мучить, как князя, и тоже отрезали голову. Это произошло 20 сентября (по ст. ст.) 1245 года. Тела исповедников Христовых были брошены в пищу псам, но псы их не тронули. Господь Бог, за которого пострадали мученики, явил в этом месте Свое знамение: над святыми мощами встал светлый столп, возгорелись огоньки и слышалось небесное пение. Но и в ставке Батыя не все были язычники. Нашлись и там смелые христиане. Однажды тайно, под покровом ночи, они забрали мощи мучеников Михаила и Феодора и перевезли их в Чернигов.
Через некоторое время святой князь Михаил, вместе с боярином Феодором, явился в сиянии небесного света его дочери княжне Евфросинии. На них были белые ризы, а головы украшали венцы с драгоценными каменьями. И сказал князь своей дочери:
- Чадо мое, прославил меня Бог — сопричислил к лику мучеников, и, вместе с боярином Феодором, получил я небесное блаженство. Благословенна ты, чадо мое, у Господа, так как воистину твоим посланием я укрепился и получил свое спасение.
За этот подвиг свой мученик и исповедник веры Христовой князь Михаил Черниговский не только на небесах, но и на земле был награжден благословением Божиим: в то время как роды многих других потомков равноапостольного Владимира угасли, от святого Михаила произошли такие благочестивые княжеские фамилии, как: князья Волконские, Горчаковы, Долгорукие, Елецкие, Звенигородские, Оболенские, Одоевские и Щербаковы. Ведь у князя Михаила, кроме его старшей дочери, затворницы Суздальского Ризоположенского монастыря Евфросинии, оставалось в миру еще четверо сыновей. Вот они-то и явились продолжателями и родоначальниками столь известных на Руси своими добрыми делами княжеских фамилий.
После первого явления подвижница Евфросиния еще ни один раз видела своего отца и боярина Федора в обители райских.
Ризоположенский монастырь при Евфросинии со временем достиг самого цветущего состояния, славился особым порядком, своим благочинием и разросся так, что из одного монастыря образовалось два. По совету Евфросинии обитель разгородили стеной на две части: в одной стали жить никогда не бывшие замужем девицы, в другом — потерявшие своих мужей бездетные вдовы. Евфросиния убедила игуменью построить для вдовиц особый Троицкий храм.
Такое деление было произведено с той мудрой целью, чтобы инокини-девицы не могли получать от инокинь-вдов ненужные и неспасительные знания о мире, из которого сами ушли. С этой же целью девицам-черноризицам было запрещено беседовать с приходившими в монастырь замужними женщинами.
Преподобная все более и более умножала свои труды. Непрестанно молясь и поучаясь в Законе Божием, она возложила на себя подвиг молчания и долгое время пребывала в полном безмолвии. Пример иноческой жизни преподобный был настолько поучителен, что многие мирские девицы из подражания ей шли в монастырь и здесь принимали монашеский постриг.
При земной жизни будущей святой Евфросинии не было женской обители, которая могла бы сравняться с Ризоположенской по благочестию и подвигам инокинь. Сама же подвижница сияла как свеча на подсвечнике. Она была высоким примером для других черноризиц и истинной невестой Христовой.
Еще при жизни Господь прославил будущую святую даром прозорливости и чудотворений. На Руси свирепствовали в то время заразные болезни, многие умирали. Подвижница и молитвенница земли русской Евфросиния не могла смотреть на это без слез жалости и часто обращалась с мольбою об исцелении недужных к усердной Заступнице рода христианского. Однажды Пресвятая Богородица явилась ей и сказала:
- Я умолю Сына Моего, и дарует Он тебе власть спасать и исцелять всех, кто через тебя будет призывать Христа и Меня, рождшую Его.
С тех пор, если кто-то, страдая тяжелым недугом, призывал именем Евфросинии Господа нашего Иисуса Христа и Царицу Небесную, то вскоре получал или облегчение, или полное исцеление.
У одной знатной суздальской благочестивой вдовы, была единственная дочь, отроковица Таисия, которую постигла лютая болезнь — беснование. Мать очень надеялась на помощь Пресвятой Богородицы и поклялась перед ее иконой, что отдаст дочь в монастырь, если её покинет болезнь. Взяв с собой больную, она отправилась в Ризоположенский монастырь и стала просить преподобную Евфросинию исцелить её дочь. Блаженная, воздев руки, тотчас вознесла молитву о несчастной. Тогда злой дух, сидящий в отроковице, заговорил устами болящей, но грубым, мужским голосом, как бы плача и жалуясь:
- С тех пор, как пришла в монастырь эта княжна, нет мне больше места в черноризицах сей обители! Вот, уже и из этой девицы гонит она меня!
Сказав это, он своею бесовскою силой согнул больную к земле и бросил ее к ногам Евфросинии. После чего навсегда отошел от нее. Преподобная помогла ей встать на ноги, и та поднялась совершенно здоровой. Благодарная и растроганная мать, немедленно выполнила свое обещание: отдала исцеленную дочь в монастырь, а вскоре после этого и сама приняла иноческий постриг.
Помимо дара исцеления явных духовных и телесных недугов, Евфросиния обладала умением обычного уврачевания душ человеческих с помощью сказанного во время слова, вразумления, наставления на правильный путь. Однажды к ней пришел один богатый житель Суздаля. Часто видя ее в монастыре в простой, ветхой, залатанной одежонке и зная об ее высоком княжеском происхождении, он поднес ей в дар новую дорогую одежду из шелковой ткани. Евфросиния сказала:
- Зачем мне это? Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и даже бывает вкуснее. Так и мы, черноризицы: когда терпим холод и лишения, только крепнем духом и телом; в жизни же вечной, нетленной будем еще более приятны Господу.
Богач, видя, что перед ним настоящая святая подвижница, просил научить его, что ему делать для спасения души.
- Вот что я тебе скажу, христолюбче! Счастлив тот дом, в котором господа благочестивые; счастлив корабль, который управляется искусным кормчим; блажен и монастырь, в котором обитают неизнеженные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; кораблю, на котором нет искусного кормчего; горе и монастырю, где нет воздержания и простоты. Ибо дом тогда обнищает, корабль разобьется, а монастырь запустеет.
Зная же, что человек этот скуп и жесток в обращении со своими домашними, Евфросиния просила его ничего более не приносить в обитель, кроме ладана и масла для лампады, а пуще всего быть милостивым и добрым к членам своей семьи, детям и слугам. И богач внял словам преподобной — переменил свое отношение к ближним: стал намного щедрей и добрей.
Незадолго до своей блаженной кончины Евфросинии было видение, и она предсказала великое землетрясение, которое поколеблет весь град Суздаль. Действительно, в тот же день во время литургии случилось землетрясение, земля заколебалась, густое облако покрыло град тьмою, люди в ужасе бросились в обитель за помощью к преподобной.
- Кайтесь и просите милости у Бога, — ободряла она их. — Я видела небо отверстое и в неизреченном свете Сына Божия, а перед Ним стояла Пречистая Матерь Его, со святыми угодниками, и умоляла Господа ниспослать щедроты Свои, пощадить сей град и повелеть бедствию перестать.
Вскоре землетрясение прекратилось.
Некоторое время спустя к Евфросинии снова явился князь Михаил, вместе с боярином Феодором, и возвестил ей о скором окончании ее земного пути:
- Гряди, чадо мое возлюбленное, Христос зовет тебя. Он даст тебе насладиться несказанной радостью и исполниться света небесного!
Поняв, что приближается конец ее земной жизни, княжна Евфросиния в последний раз обратилась с напутственным словом к сестрам-черноризицам. После чего, чувствуя приближение кончины, причастилась Святых Божественных тайн, осенила себя крестным знамением и со словами: «Господи, в руце Твои предаю дух мой», — тихо отошла в жизнь вечную.
«Блаженная Феодулия, — как сказано в летописи, — дочь великого князя Михаила Черниговского, нареченная в иночестве Евфросиния» скончалась в 1250 году. Долгое время после преставления Евфросинии сведения об ее жизни и подвигах хранились лишь в памяти черноризиц Ризоположенского монастыря и передавались изустно друг другу. Многие чудеса были явлены в первый же день ее преставления и продолжали истекать от ее могилы впоследствии.
Весть о смерти славной монастырской подвижницы быстро распространилась повсюду, и в обитель стало стекаться множество народа. Ко гробу почившей приводили недужных и одержимых злыми духами. Прикасаясь к ее телу, они получали исцеление.
После погребения при гробе преподобной происходили поразительные чудеса: слепые прозревали, хромые обретали твердую походку, немые отверзали уста, бесноватые освобождались от власти демонов, расслабленные получали укрепление тела, к лишенным ума возвращался рассудок, и всякий одержимый недугом душевным или телесным, с верою притекая ко гробу угодницы Божией, получал исцеление по ее молитвам.
В середине XVI века преподобная Евфросиния, благодаря ходатайству перед царем Иоанном Грозным и митрополитом Антонием святителя Варлаама (+ 1583 г.; память 21 августа/3сентября), занимавшего в то время Суздальскую кафедру, была причислена к лику святых. В самый день прославления у гроба преподобной совершилось несколько исцелений. Одно из них особенно поразительно. Некто Матфей был одержим нечистым духом. Когда его привели в Ризоположенский монастырь, то у гроба преподобной Евфросинии демон стал мучить его, и больной как бы лишился разума. Очнувшись, он указал на икону преподобной Евфросинии, и все присутствовавшие при этом увидели на иконе святой подвижницы выступившую росу. В этот день Матфей получил полное исцеление от своего недуга.
С благословения митрополита Антония (1572−1581) при гробе преподобной стали торжественно совершать службы, каноны и молебны, днем же празднества было назначено 25-е сентября (8-е октября по нов. ст.).
Еще ранее, лишь только сделалось известным житие преподобной Евфросинии, найденное епископом Варлаамом в Махрищском монастыре, как толпы богомольцев стали стекаться в Ризоположенскую обитель, и случаи чудесных исцелений у гробницы преподобной умножились. Очевидцы этих чудес описали в течение года с 20 июля по 5 июля 56 случаев чудесных исцелений от разных болезней, совершившихся по молитвам преподобной Евфросинии. Весть об этих чудесах быстро разнеслась повсюду, и когда в первый раз торжественно была отправлена служба святой, в течение одного сентября, по сказанию жития, «десять человек чудоносных исцелени быша, слепии, храмии, сухии, немии, недужнии разслабении, кто кацем недугом одержим бысть».
18 сентября 1699 года при преосвященном Иларионе, митрополите Суздальском (+ 1707 г.; память 14/27 декабря), состоялось обретение честных мощей преподобной Евфросинии. Когда обрели гроб и открыли его, увидели нетленные мощи преподобной, нетленными оказались и погребальные ризы, не смотря на 450-летнее пребывание их в земле. Преосвященный Иларион повелел учинить «звон велик» и совершил торжественное богослужение при громадном стечении народа. Мощи преподобной были переложены в новую раку и поставлены близ северных врат. На это торжество прибыло множество народа и из окрестных местностей и также совершилось нисколько чудесных исцелений «для памяти и на пользу будущим родом».
Между тем в положении монастыря в материальном отношении в самом начале нового столетия, в 1700 г. совершилась некоторая перемена, которая могла быть более тягостной для обители, если бы не увеличилось число богомольцев в монастыре.
В 1700 г. в числе многих других монастырей, получавших ругу государеву из Приказа Большого Дворца в виде денег и хлеба, Ризоположенский монастырь лишен был государева жалованья. Эта выдача из казны была заменена пожалованием поместий, разбросанных очень далеко в разных уездах. Монастырю были пожалованы поместья князя Семена Романовича Пожарского, перешедшие в казну по смерти его и вдовы его княгини Авдотьи Васильевой.
Доходы с этих вотчин князя Семена Романовича Пожарского, состоящие из оброчных денег и хлеба, а также с печей, в которых выжигалась известь, были невелики. Это уменьшение доходов монастыря, а главным образом запретительные указы того времени, которые издавались тогда правительством, по желанию Петра I, с целью уменьшить количество монашествующих, отчасти повлияли на сокращение числа инокинь монастыря, хотя и не в таких размерах, как в других обителях. Так к половине XVIII в., в 1739−41 г., в Ризоположенском монастыре количество монахинь уменьшилось до 56, и было почти столько же, сколько и в 1628 году, т. е. более чем столетие тому назад.
В царствование Елизаветы Петровны, когда запретительные указы, стеснявшие монашество, потеряли свою силу, количество инокинь в Ризоположенском монастыре снова стало увеличиваться и ко времени монастырской реформы, т. е. к 1764 году, в монастыре было уже 132 человека.
Правительство в XVIII веке, назначая скудное жалованье монастырям, требовало, по мысли Петра I, чтобы монастыри несли наравне с прочими государственными и общественными учреждениями государственную службу и доставляли материальную пользу государству. Правительство того времени заставило монастыри устраивать благотворительные заведения, брать на свое содержание нищих и калек, подкидышей, а затем, после шведской войны 1701−1721 года, когда скопилось много увечных и больных отставных солдат, издало целый ряд указов, предписывающих принимать в монастыри на монастырское содержание больных и увечных воинов, часто даже семейных. Такие лица «из отставных» жили и в женских монастырях, в том числе и в Ризоположенском монастыре. (По описи, «учиненной прапорщиком Иваном Григорьевым в 1761 году», при Ризоположенском монастыре жил отставной подпоручик Дмитрий Афонин, от роду 42-х лет, «из купечества», женатый «на солдацкой дочери», отставленный из полку «за слабостию здоровья»; и даже получал из монастырских средств определенное жалованье по 16 руб. 66 коп. в год).
Монастырская реформа 1764 года (время правления императрицы Екатерины II), по которой все монастырские вотчины, заселенные крестьянами, были отобраны в казну, нанесла также весьма тяжелый удар монастырям того времени, лишив их главных материальных средств, нужных для содержания монастырей с их церковными зданиями и прочей недвижимостью. Немалый ущерб в материальном отношении нанесен был и Ризоположенскому монастырю, владевшему вотчинами в двух уездах.
Только что введена была эта реформа, как Ризоположенский монастырь постигло большое бедствие. 13 августа 1769 г. случился «от купецких домов в Суздале пожар. Пламя охватило значительную часть города, загорелся и Ризоположенский монастырь с Троицким монастырем и все деревянные постройки выгорели «без остатку». Пожар был настолько силен, что медные колокола на колокольне растопились, и после пожара было найдено разбившейся и растопившейся меди 62 пуда. Многое погибло и из монастырского имущества. Мощи пр. Евфросинии были вынесены во время пожара и помещены в приходской церкви Праведного Лазаря.
Мало того, понеся громадный материальный ущерб от пожара, обитель должна была еще и терпеть большие стеснения от запретительных указов Петровских времен при постройке монастырских зданий. Указом преосвященного Геннадия было дозволено выстроить в Ризоположенском монастыре кельи, но, — строго согласуясь с требованиями указа 1722 года, в силу которого дозволялось строить только тем монахиням и белицам, которые определены в монастырь по указам, согласно утвержденным штатам.
В консистории, однако, выдали игуменье «сборную книжку». На собранные от доброхотных пожертвований средства монастырь и обстраивался в течение более чем 20-ти лет. Кельи все были выстроены вновь, церкви, колокольня и ограды были перекрыты железом. Перекрыты были башни и сделаны вновь из железа ворота въездные и водяные в ограде монастыря, которая была во многих местах исправлена, а в деревянных частях выстроена вновь. Словом, понемногу монастырь был приведен в прежнее благоустроенное состояние.
Пользуясь благосклонным отношением к монашествующим и монастырям правительства в царствование Императора Павла I, издавшего в 1797 г. указ о наделении монастырей рыбными ловлями, пашенной землей и покосами, Ризоположенский монастырь исходатайствовал себе несколько угодий. После упразднения суздальского архиерейского дома, и перевода его во Владимир оставались свободными многие земельные дачи архиерейского дома, которые и были распределены между монастырями.
В силу того же указа 1797 г. об улучшении материального положения монастырей, Ризоположенский монастырь получил 25 десятин пашенной земли близ села Шиповой слободки и рыбные ловли в копанном пруде в с. Мордыше.
В начале XIX столетия Консистория разрешила постройку новой колокольни. Это та самая грандиозная колокольня — Преподобенская — с колоннами в стиле неоклассицизма, которая стоит без изменения и до настоящего времени. Она четырехъярусная; всего в высоту имеет 72 м. На постройку ее потребовалось несколько тысяч рублей.
В это время несколько увеличено и казенное содержание монастыря — ассигновано между прочим на починки монастырских зданий 150 рублей в год.
Дальнейшая история монастыря тесно связана с именем той или другой настоятельницы, от большей или меньшей энергии которых зависело более или менее цветущее состояние монастыря.
Наибольшего процветания и благоустройства монастырь достиг в период управления игумении Серафимы, с 1874 по 1907 гг. За это время была приведена в благоустроенный вид Троицкая церковь, на втором этаже которой была устроена прекрасная ризница; отстроена заново Сретенская церковь, превратившаяся в обширный благолепный храм, один из самых удобных и красивых храмов в обители. Кроме того, игумения Серафима завела золотошвейное мастерство в монастыре, приобрела в собственность несколько участков пахотной, огородной и сенокосной земли и завела свое монастырское подворье. Благодаря ее же ходатайствам монастырь получил из казны большой участок леса в 200 десятин в полную свою собственность. Словом, монастырь повел правильное и умелое хозяйство, и сестры перестали нуждаться в пропитании.
В 1893 при монастыре была устроена церковно-приходская школа для девочек. Сначала школа помещалась в келии игумении, затем, в виду увеличения количества учениц, было выстроено особое здание, обширное и светлое, вмещающее свыше 60 учениц. Школа снабжалась от монастыря всеми учебными пособиями и, кроме того, была обеспечена капиталом в 2400 руб., проценты с которого шли на нужды школы.
Наконец, в 1899 г. Св. Синод особым указом, упразднив мужской Васильевский монастырь, приписал его к Ризоположенскому монастырю, переименовав в женский. Монастырь этот принадлежит также к числу древнейших Суздальских монастырей, и в XIII веке уже имел жалованные грамоты на земельные владения. Однако благодаря монастырской реформе 1764 г. монастырь этот обеднел и до последнего времени еле влачил свое существование.
Это присоединение Васильевского монастыря к Ризоположенскому и обращение его в женский было особенно благоприятно для Ризоположенской обители. Васильевский монастырь владел большими наделами пахотной, покосной и огородной земли, а также рыбной ловлей в с. Гнездилове и мукомольной мельницей на р. Каменке. Так как монахини все полевые и сенокосные работы производили своими руками, то эта земля являлась для них большим подспорьем в их монастырском хозяйстве.
Замечательно, что почти все эти земельные владения подарены Васильевскому монастырю инокиней Мариной, женой Ростовско-Суздальского князя Василька Константиновича Ростовского, в миру Марией Михайловной, родной сестрой преподобной Евфросинии, младшей дочерью великого благоверного князя-мученика Михаила Черниговского, в 1253 г. на помин души брата своего мужа Дмитрия Константиновича, князя Угличского, скончавшегося в 1249 г.
Из новейшей истории монастыря
В 1923 году, при последней игумении Капитолине, монастырь был закрыт. В нем расквартировали особый дивизион войск ОГПУ по охране суздальского политизолятора Спасо-Евфимиева монастыря (до конца 40-х годов). В Ризоположенском соборе была устроена электростанция. Насчет внутреннего убранства вопрос богоборческой властью был решен просто: «Все металлические части культовой утвари: разбросанные паникадила, подсвечники… - являются в настоящее время металлическим ломом, который должен пойти в качестве Госфондовского имущества на реализацию». Мощи преподобной Евфросинии были переданы в музей.
Двухэтажная Троицкая церковь с колокольней, по мнению многих архитекторов, была лучшим памятником XVII века. Вот как описывал её в начале века Милий Достоевский: «Изящество и чувство меры в украшении смешиваются с самобытным замыслом и большим художественным чутьем. Невысокие галереи и шатровая колокольня удивительно гармонируют с внешним видом храма; богатейшая орнаментация из лекального кирпича и разноцветных изразцов».
В 1934 году под руководством Яна Брамбата, красного латышского стрелка, уникальный собор был уничтожен, даже без эвакуации иконостаса и остатков внутреннего убранства. Вместе с другими погибла и редчайшая икона, о которой в «Путеводителе» Н.Н. Ушакова сказано: «В Троицкой церкви интересна большая икона Страшного Суда, находящаяся на паперти около входных дверей. Она представляет собой памятник Суздальского иконописного искусства 1780 года, как видно из подписи. Икона громадных размеров, около трех аршин в длину и двух с половиной в ширину (220×180 см), она заключает в себе полный перевод сюжета Страшного Суда с изображением мытарств и множества различных видов мучений людей за разные грехи».
В настоящее время от бывшего Троицкого монастыря сохранились лишь входные Святые ворота — небольшая изящная постройка в восточной стене монастыря. Если войти на территорию монастыря через эти ворота, то направо по центру будет место, хранящее фундаменты Троицкого храма.
В 1930 году с суздальских храмов начали сбрасывать колокола. В 31 году настал черед главной вертикали города — Преподобенской колокольни. По рассказам очевидцев, сброс колоколов с Преподобенской колокольни привлек внимание всего города, вокруг колокольни было милицейское оцепление. Самый большой колокол висел внутри верхнего яруса звона. Его спустили на два бревна, привязали веревки, оттянули и сбросили. Он упал, от него откололась часть, а весь он как бы вонзился в землю, на земле осталась вмятина, видимая много лет. Разбитый колокол увезли под покровом ночи — на переплавку в Рудметаллоторг. Тогда же были сброшены и остальные одиннадцать колоколов с Преподобенской.
Уникальным для Суздаля являются Святые ворота монастыря — «двухшатровое чудо суздальского зодчества». В свое время завершения в виде двух соединенных шатров были не редки в Суздале, но сохранил такое завершение лишь памятник Ризоположенского монастыря. В помещении, примыкающем к Шатровым воротам, вплоть до 1938 года, находился крольчатник. После чего там был размещен склад горючего НКВД.
В Сретенской церкви был устроен клуб особого дивизиона ОГПУ, а позднее — городской кинотеатр.
В игуменском доме, в кельях жили семьи работников политизолятора. После его закрытия в освобожденные помещения въехали местные жители.
Повсеместно изымались мощи святых: св. останки преп. Евфимия и преп. Евфросинии Суздальских лежали до 1988 года в музейном хранилище в коробках из-под пива. Голову святителя Иоанна Суздальского во время антирелигиозной кампании 20-х годов тогдашний предисполкома Михаил Иринин носил вокруг собора на палке. Теперь его именем (Иринина) названа улица в Пушкарской слободе.
В январе 1989 года решением горсовета в Ризоположенском монастыре предполагалось устройство Центра по подготовке и переподготовке реставраторов. Но реализация решения задержалась, и монастырь был занят художественно-реставрационным училищем и Центром детского туризма и краеведения.
К 1000-летию Крещения Руси честные мощи святой подвижницы Евфросинии, а также преподобного Евфимия Суздальского, были переданы Русской православной церкви и установлены в раках для поклонения в Цареконстантиновском храме. Однако в самом начале 90-х настоятель этого храма, архимандрит Валентин (Русанцов) уходит в раскол, и там же, «в расколе» (увы, до сих пор) покоятся мощи святых.
В 1999 году Ризоположенский монастырь был передан Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви. Здесь заново основана женская обитель (настоятельница монахиня Екатерина с сестрами). В единственном сохранившемся Ризоположенском храме возобновились богослужения. Ныне иноческая жизнь постепенно восстанавливается, несмотря на ряд проблем, связанных с присутствием на территории монастыря гостиничного комплекса и др. мирских учреждений. Сестры обители бережно хранят память о преподобной Евфросинии Суздальской, издано её житие и акафист. В храме, «близ северных врат», в нише, недалеко от того места, в которой до закрытия монастыря стояла рака с мощами святой подвижницы, теперь стоит другая, новая рака. Правда, пока пустая. Но сестры, сегодняшние черноризицы, усердно молятся и верят: преподобная к ним вернется. Обязательно вернется. Бог, мол, Сам всё управит. Так они говорят. Причем, говорят с такой убежденностью, что не остается никаких сомнений — так всё и будет. Духом же святая никогда и не покидала обитель. По чьим же, если не по ее святым молитвам, произошло это чудо — возрождение монастыря? Всякое, как говорится, было: и нашествия иноплеменников, и разорительные царские реформы, и (неоднократные) опустошительные пожары, и разрушительная вакханалия богоборцев, и последовавшая затем «мерзость запустения» — но монастырь жив, отстраивается, в нем творится молитва, совершаются службы, и это — самое главное.
Сегодня, в день — торжественного — празднования Положения Честной ризы Пресвятой Богородицы, Суздальскому Ризоположенскому (Евфросиниевскому) женскому монастырю — 800 лет! Поздравляем с этой действительно великой (грмадной) датой настоятельницу монастыря матушку Екатерину с сестрами, весь клир, благодетелей, постоянных прихожан Ризоположенского храма и паломников, руководство Владимиро-Суздальской епархии, во главе с архиепископом владыкой Евлогием, и всех вообще братьев и сестер, всечестных отцев (недавно объединившейся) Русской православной церкви, — ибо это наш праздник, всеобщий!
Преподобная мати Евфросиния, моли Бога о нас!
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Виктор Григорьевич Дауров, член Союза писателей России
г. Суздаль
Литература:
В. Георгиевский. «Суздальский Ризоположенский женский монастырь». Историко-археологическое писание. Г. Владимир. Типо-Литография Губернского Правления. 1900 г.
Житие преподобной Евфросинии Суздальской по списку XVII века. Г. Владимир. Типо-Литография Губернского Правления. 1900 г.
Мученики князь Михаил и боярин Феодор Черниговские. Житие.
«История русской церкви». Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.
http://rusk.ru/st.php?idar=111897
|