ОВЦС МП | 18.04.2005 |
Тем более что сотрудничество между нашими Церквами я считаю возможным и необходимым. У нас сложились добрые отношения с отдельными епархиями, монастырями и приходами Римско-Католической Церкви, с католическими организациями. Все чаще православные паломники посещают христианские святыни Запада, а католики приезжают в Россию, чтобы прикоснуться к сокровищам православной духовности. Я мог бы привести много примеров таких положительных контактов и хотелось бы, чтобы их число постоянно увеличивалось.
Нам очень важно вместе свидетельствовать о Евангелии Царства Божия. Ведь нынешний духовно растерявшийся мир нуждается в живом и понятном слове Истины Христовой, в новом открытии тех христианских ценностей, которые были многими забыты. Для того, чтобы эти ценности вернулись в жизнь общества, в политику, экономику, культуру, — мы вместе с нашими католическими братьями и сестрами должны нести их власть имущим, лидерам международных организаций, молодежи, всем людям — ближним и дальним.
Но одновременно я убежден, что успешным наше совместное свидетельство может быть только при наличии доверия друг ко другу. Именно поэтому сегодня необходимо сделать то, что не удалось сделать вчера: устранить те проблемы, которые существуют в отношениях между православными и католиками в России, на Украине и некоторых других странах СНГ.
Верующие моей Церкви часто говорят и пишут мне о той боли, которую причиняют им действия католических миссионеров. Мои единоверцы переживают из-за того, что в католических приютах детей, крещенных в Православии, привлекают к участию в богослужениях, совершаемых по католическому обряду, учат молиться не так, как молились их отцы и предки. Православных же священников в эти приюты почти никогда не приглашают.
На Украине православные подвергаются притеснениям со стороны греко-католиков. Например, во Львове мы уже многие годы безуспешно добиваемся выделения земельного участка для строительства православного храма. Униатские церковные структуры искусственно создаются на востоке и юге этой страны, а также в Белоруссии и России — даже в Сибири, где никогда не было униатов.
Меня также часто спрашивают, почему в Россию приезжают иностранцы — представители католических монашеских орденов, которые часто без внимания относятся к традициям нашей Церкви. Разве они не имеют достаточных миссионерских возможностей у себя дома — в Западной Европе, где храмы пустеют, а люди все чаще предпочитают неверие? Да, католические миссионеры имеют право проповедовать по гражданским законам. Но есть и другой закон — нравственный закон межцерковных отношений. Он предполагает отказ от прозелитизма, стремление к сотрудничеству и разрешение проблем в духе братской любви. Мы ценим, что Ватикан признает этот закон и заверяет нас в решимости его исполнять. Будем надеяться на реальное осуществление этой позиции Святого Престола на практике.
Искренне надеюсь, что новый Папа Римский сделает все возможное, чтобы исключить из наших отношений недобрую конкуренцию и установить взаимное доверие, которое необходимо для становления полноценного сотрудничества.