Русская линия | Анна Минакова | 10.07.2007 |
Когда-то конкурс Чайковского считался самым престижным музыкальным форумом в мире, но за последние 15 лет его репутация резко пошатнулась: на весь мир прогремели скандалы, связанные с предвзятостью судейства. Неудивительно, что в преддверье нынешнего — ХIII-го — организаторы без устали повторяли, что их цель — вернуть конкурсу былую славу и возродить его величие.
Главными изменениями по сравнению с предыдущими конкурсами должны были стать справедливое судейство и открытие ярких талантов. Среди фактических новшеств можно отметить, что впервые конкурс Чайковского был показан в прямой трансляции по Интернету, что значительно расширило круг слушателей и добавило горячих споров вокруг конкурсных баталий (в частности, на интернет-форуме «Классика»).
Однако без скандалов обойтись все равно не удалось.
Конкурс проводился в номинациях фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение, а также среди скрипичных мастеров. В последней номинации доминировали японские и польские мастера, которые получили главные призы. Несколько россиян были награждены дипломами, а представители Украины отмечены высокими наградами: за лучшую скрипку Владимир Антонюк удостоен 3-й премии, а Мирослав Пуцентела — 2-й премии за альт.
Подробней остановимся на конкурсе пианистов, поскольку вашему корреспонденту посчастливилось «живьем» прослушать полностью второй пианистический тур (первый и третий слушались по Интернет-трансляции, осуществленной телеканалом «Культура» при поддержке компании Corbina).
В конкурсе не приняли участие представители Америки, львиную долю участников составили азиаты (Япония, Китай, Корея) и россияне, по одному участнику представляли Белоруссию, Австрию, Германию, Польшу и Эстонию. Донетчанин Серхий Салов и харьковчанка Динара Наджафова представляли Украину, а Максим Аникушин и Анна Шелест (кстати, в прошлом харьковчанка) представляли США.
Отчасти такой состав можно объяснить тем, что в этом году — в связи с перенесением конкурса Чайковского с 2006 на 2007 год — по времени проведения он совпал с другим крупнейшим конкурсом — Королевы Елизаветы в Брюсселе. В Москву приехали соревноваться 46 пианистов. Европейские музыканты предпочли именно бельгийский конкурс — во многом благодаря тому, что в Москве их традиционно «недооценивали».
Уже после первого тура стало ясно, что тенденции судейства не изменились. Во второй тур прошли все участвовавшие ученики членов жюри, а 14 пианистов из 20-ти допущенных оказались представителями России, что пошатнуло международный статус конкурса, приблизив его к уровню всероссийского. Кроме того, искусственным образом было сокращено число участников ?? тура: вместо ожидавшихся 23-х (по регламенту во второй тур выходит половина) — осталось 20. Жюри объяснило такое решение тем, что 20 участников получили очень высокие оценки, а после них семеро набрали абсолютно одинаковые баллы. А по регламенту, дескать, не было никакой возможности допустить 27 человек. Нет нужды говорить, что существует масса методов решения подобных проблем. К тому же, изначально в конкурсе пианистов должно было участвовать 50 человек (то есть во втором туре — 25). Видимо, в числе этих семи оказались и солнечный австрийский пианист Ингольф Вундер, поразивший публику свежестью и подлинной живостью интерпретаций (особенно впечатлила соната Моцарта и «Мефисто-вальс» Листа в его исполнении), и огненный японец Фумио Кавамура, и также 18-летний новосибирец Павел Колесников, отличившийся зрелостью, даже мудростью в трактовках.
Второй тур открывался выступлением всеобщего любимца Андрея Коробейникова, степень разносторонней одаренности которого, кажется, близка к гениальности. Но во время исполнения прелюдии Шостаковича Андрей был остановлен председателем жюри Николаем Петровым за превышение временного регламента. Во втором туре пианистам разрешается играть не более 60 минут. Коробейников превысил лимит на 3 минуты. При этом большинство участников, выступавших после Андрея, играли дольше, чем дозволено, но никто остановлен не был. Этот инцидент вызвал бурю негодования в рядах слушателей, Коробейникову была устроена овация, не смолкавшая не менее 7 минут и продолжавшаяся даже после того, как жюри покинуло зрительный зал. Этим зрители выразили свой протест. Один из пристрастных слушателей даже высказал мнение, что «это был плевок не в Андрея, а в Шостаковича». В финал Коробейников не прошел, но стал дипломантом, а также получил приз от Московской консерватории (которую он окончил с красным дипломом), что было объявлено на закрытии конкурса и встречено шквалом аплодисментов.
В остальном результаты ?? тура выглядели вполне объективными. Из непрошедших в финал хочется отметить нескольких музыкантов. Елисей Бабанов, выпускник Московской государственной консерватории, отыграв выдающийся первый тур, немного сдал свои позиции на втором. Но его мягкое, волшебное звукоизвлечение и общий меланхолический настрой пришлись публике по душе. На его стороне были симпатии многих меломанов. Кореец Сонг Хун Ким отличился очень эмоциональным исполнением партиты Баха, а также сменой имиджа в течение выступления (пианист играл Чайковского и Скрябина в оранжевом галстуке, но снял его перед исполнением Баха). Много положительных отзывов получили Ирина Захаренкова (Эстония), Татьяна Колесова (Россия) и выпускник Лондонской школы музыки Серхий Салов (Украина).
Открытием конкурса, наверное, следует назвать молодых пианистов из Санкт-Петербурга — Мирослава Култышева (педагог — А. Сандлер) и Александра Лубянцева (педагог Н. Серегина). Отрадно, что они были оценены по достоинству не только публикой, но и судейской коллегией — и стали лауреатами 2 и 3 премий, соответственно (первая не была присуждена). А ведь мало кто верил, что жюри пропустит в финал обоих петербуржцев.
Мирослав Култышев обладает в чем-то болезненной энергетикой и заставляет слушателя мучительно переживать происходящее в музыке. От его игры сжимается сердце. Колоссальный надрыв, но при этом — огромное интонационное и тембровое разнообразие, множество звуковых находок, все услышано и прочувствовано «по-своему», очень глубоко, неожиданно. Этот пианист производит инопланетное впечатление и огромными марсианскими глазами, и самоуглубленностью и невероятной силой в хрупком теле. (Надо сказать, Лубянцев тоже не отличается атлетическими данными, на первый взгляд — обычный мальчишка).
А. Лубянцев в первом туре покорил публику «Ночным Гаспаром» Равеля. В его игре вообще присутствует некая фантастика, «волшебность», призрачные, нереальные звучания, причудливые образы, что было очень кстати для равелевского цикла. Но эта прозрачность, иллюзорность сочетается у Лубянцева с жизнетворным светлым началом. К тому же Александр обладает потрясающей техникой: в его распоряжении — сверхкачественная ясная фактура, удивительный звук и совершенно непостижимая свобода во фразировке. Нельзя было не заметить, что молодой пианист играл с чрезвычайным воодушевлением. Повлияла на Лубянцева атмосфера конкурса Чайковского и Большого зала консерватории или что-то другое — неизвестно, но душевный подъем, с которым он выступил во всех турах, создавал ощущение совершенного счастья — и у исполнителя, и у слушателей.
Четвертую премию разделили Сергей Соболев, выпускник Московской консерватории по классу М. Воскресенского, и Лим Дон Хек, закончивший Московскую консерваторию у Л. Наумова и затем учившийся в Высшей школе музыки Ганновера (Германия). Пятая премия досталась немцу Бенджамину Мозеру, который подкупил публику искренностью и теплотой трактовок музыки русских композиторов. Особенно запомнились его прелюдии Рахманинова и Вариации Фа мажор Чайковского. Недаром специальный приз за исполнение произведений Чайковского был вручен именно Мозеру, (а также Коробейникову и Соболеву). Немецкий пианист обладает изрядным исполнительским обаянием. В его облике привлекают лиризм и задушевность (в хорошем смысле слова), приятный мягкий звук, несуетность (пианист даже на сцену выходит будто бы не соревноваться, а музицировать в свое удовольствие, причем в кругу добрых друзей), неспешная походка и даже каланчевый рост, невольно вызывающий ассоциации с молодым Клиберном.
Шестую премию получил Федор Амиров (выпускник Московской консерватории, класс С. Доренского), личность почти одиозная. Его игра вызвала наиболее противоречивые оценки — от преклонения и восхищения до обвинения в профнепригодности. Пианист в кулуарах получил звание «черного мага». Его манеру игры можно назвать гипнотической. Причем — остается совершенно неясным, чем же он завораживает: звук у Федора как бы стеклянный, качество музыкальной ткани несовершенно, такое впечатление, что эмоции вообще отсутствуют, будто он играет в безвоздушном космическом пространстве при абсолютном нуле. Но оторваться от слушания его игры — невозможно. Амиров выделился не только своеобразными, в чем-то провокационными трактовками, но и специфическим выбором репертуара — с уклоном в современную музыку. Так, во втором туре в его исполнении прозвучали 12 этюдов Шимановского (как цикл они были исполнены впервые!), и 3 концертных этюда Амлена, которые ранее не звучали на публике. Фактически, в рамках тура Федором были сделаны две серьезные премьеры.
Председатель жюри пианистов Н. Петров высказался так: «Я не уверен в том, что люди, обладающие очень яркой индивидуальностью, вообще созданы для конкурсов. Достаточно вспомнить, как величайший Артуро Микеланджели получил в Брюсселе седьмое место. Но на нашем конкурсе были очень яркие индивидуальности, среди них — Мирослав Култышев, Александр Лубянцев, Ирина Захаренкова, Ингольф Вундер, Павел Колесников и Ван Цзюэ». Несколько странно слышать из уст главы судейской бригады комплименты в адрес пианистов, не прошедших даже во второй тур.
В конкурсе скрипачей — в отличие от пианистов — остро чувствовался дефицит российских исполнителей. Здесь жюри возглавил Владимир Спиваков. Во второй тур прошли только два россиянина, а до финала добрался один — Никита Борисоглебский, ставший обладателем второй премии. Победила у скрипачей японка Маюко Камио.
Ситуацию попытался проанализировать профессор Московской консерватории Владимир Иванов: «Такие итоги обидны для России, но закономерны. Японская скрипачка сразу выделилась среди конкурсантов лидерскими исполнительскими качествами. Мы же должны радоваться, что у нас сегодня осталось хотя бы второе место, потому что наши участники были действительно не подготовлены. И в этом есть вина государства, не оказавшего им никакой реальной поддержки: достаточно сказать, что инструменты из Госколлекции были выданы всего за 7 дней до конкурса! Кроме того, не было предоставлено возможности обыграть конкурсные программы на сцене, с оркестром. А как вообще может музыкант убедительно играть, если репетирует только в классе? У исполнителей из Кореи, Японии таких проблем нет».
Конкурс виолончелистов собрал наибольшее количество иностранных участников. В Москву прибыли музыканты из Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Испании, Венгрии, Польши, Чехии.
И здесь не обошлось без конфликтов. Украинский виолончелист Игорь Бобович написал письмо Александру Соколову, Министру культуры и массовых коммуникаций России, с требованием изменить решение жюри по результатам первого тура. В письме делается акцент на предвзятом отношении к нему лично и ситуации на конкурсе в целом. В день выступления Бобовича на первом туре его неожиданно, по решению жюри, вычеркнули из списков конкурсантов. Виолончелист не проходил отборочный тур по записи на DVD, а был автоматически зачислен в список участников как победитель конкурса WFIMC (Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов). Но жюри заострило внимание на том, что это конкурс камерных ансамблей, хотя в регламенте эта позиция не уточнена. Оргкомитет разрешил виолончелисту выступить в первом туре, но дальше он пропущен не был. В письме министру Бобович написал: «Наводят на размышления результаты первого тура — из 5 учеников г-жи Шаховской — все 5 — во втором туре, оба сына членов жюри — Тонха и Вейс также прошли во второй тур. Помнится, когда конкурс начинался, Николай Петров говорил: мы надеемся провести этот конкурс честно. К сожалению, надежды не оправдались».
Жюри конкурса вокалистов возглавляли Ирина Богачева и Игорь Фролов.
Среди женщин лидерство с первого тура захватила Альбина Шагимуратова, получившая в итоге I премию. Отметим успех украинских музыкантов: победу Александра Цымбалюка и 3-ю премию Максима Пастера. Максим последние годы является солистом Большого театра; напомним, что на прошлом конкурсе Чайковского Пастер стал дипломантом.
Теперь остается ждать концертов лауреатов. Как известно, все они подписали контракты на серию концертов в России и за рубежом. Возможно, это новшество позволит свежеиспеченным лауреатам реализовать себя на мировой арене — и тогда престиж конкурса и интерес к нему повысятся.
Анна Минакова,
Харьков — Москва — Харьков.
На снимках: Большой зал Московской консерватории. Сейчас на сцену выйдет…; Мирослав Култышев; Александр Лубянцев; Бенджамин Мозер дает автограф (фото автора).
Награды XIII Международного конкурса имени Чайковского распределились так:
«Фортепиано»:
1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ — не присуждена;
2 ПРЕМИЯ, СЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Мирослав Култышев (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Александр Лубянцев (Россия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Lim Dong Hyek (Южная Корея),
Сергей Соболев (Россия);
5 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Benjamin Moser (Германия);
6 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Федор Амиров (Россия).
«Виолончель»:
1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТОЯ МЕДАЛЬ — Антонов Сергей (Россия);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Бузлов Александр (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Вардаи Иштван (Венгрия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Румянцев Евгений (Россия);
5 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Ахназарян Нарек (Армения);
6 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Пиа Давид (Швейцария).
«Сольное пение»:
Женщины:
1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТОЯ МЕДАЛЬ — Шагимуратова Альбина (Россия);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Петрова Олеся (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Гулордава Марика (Грузия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Викторова Анна (Россия).
Мужчины:
1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ — Цымбалюк Александр (Украина);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Белосельский Дмитрий (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Пастер Максим (Украина);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Толстенко Петр (Россия);
«Скрипка»:
1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ — Маюко Камио (Япония);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Никита Борисоглебский (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Юкки Мануэла Янке (Германия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Юн Соенг (Республика Корея);
5 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Хён-Су Шин (Республика Корея);
6 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Чжицзюн Ван (Китай).
http://rusk.ru/st.php?idar=111884
Страницы: | 1 | |