Русская линия
Русская линия Анна Минакова10.07.2007 

Под именем Чайковского

С 13 по 30 июня в Москве проходил XIII Международный конкурс имени П. И. Чайковского. За историю существования с 1958 г. этот крупнейший музыкальный форум открыл миру имена таких выдающихся исполнителей как Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Андрей Гаврилов, Михаил Плетнев, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Александр Князев. Марио Брунелло. Среди лауреатов конкурса бывали и харьковчане: Владимир Крайнев, Татьяна Гринденко, братья Фейгины.

Большой зал Московской консерваторииКогда-то конкурс Чайковского считался самым престижным музыкальным форумом в мире, но за последние 15 лет его репутация резко пошатнулась: на весь мир прогремели скандалы, связанные с предвзятостью судейства. Неудивительно, что в преддверье нынешнего — ХIII-го — организаторы без устали повторяли, что их цель — вернуть конкурсу былую славу и возродить его величие.

Главными изменениями по сравнению с предыдущими конкурсами должны были стать справедливое судейство и открытие ярких талантов. Среди фактических новшеств можно отметить, что впервые конкурс Чайковского был показан в прямой трансляции по Интернету, что значительно расширило круг слушателей и добавило горячих споров вокруг конкурсных баталий (в частности, на интернет-форуме «Классика»).
Однако без скандалов обойтись все равно не удалось.

Конкурс проводился в номинациях фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение, а также среди скрипичных мастеров. В последней номинации доминировали японские и польские мастера, которые получили главные призы. Несколько россиян были награждены дипломами, а представители Украины отмечены высокими наградами: за лучшую скрипку Владимир Антонюк удостоен 3-й премии, а Мирослав Пуцентела — 2-й премии за альт.

Подробней остановимся на конкурсе пианистов, поскольку вашему корреспонденту посчастливилось «живьем» прослушать полностью второй пианистический тур (первый и третий слушались по Интернет-трансляции, осуществленной телеканалом «Культура» при поддержке компании Corbina).

В конкурсе не приняли участие представители Америки, львиную долю участников составили азиаты (Япония, Китай, Корея) и россияне, по одному участнику представляли Белоруссию, Австрию, Германию, Польшу и Эстонию. Донетчанин Серхий Салов и харьковчанка Динара Наджафова представляли Украину, а Максим Аникушин и Анна Шелест (кстати, в прошлом харьковчанка) представляли США.

Отчасти такой состав можно объяснить тем, что в этом году — в связи с перенесением конкурса Чайковского с 2006 на 2007 год — по времени проведения он совпал с другим крупнейшим конкурсом — Королевы Елизаветы в Брюсселе. В Москву приехали соревноваться 46 пианистов. Европейские музыканты предпочли именно бельгийский конкурс — во многом благодаря тому, что в Москве их традиционно «недооценивали».

Мирослав КултышевУже после первого тура стало ясно, что тенденции судейства не изменились. Во второй тур прошли все участвовавшие ученики членов жюри, а 14 пианистов из 20-ти допущенных оказались представителями России, что пошатнуло международный статус конкурса, приблизив его к уровню всероссийского. Кроме того, искусственным образом было сокращено число участников ?? тура: вместо ожидавшихся 23-х (по регламенту во второй тур выходит половина) — осталось 20. Жюри объяснило такое решение тем, что 20 участников получили очень высокие оценки, а после них семеро набрали абсолютно одинаковые баллы. А по регламенту, дескать, не было никакой возможности допустить 27 человек. Нет нужды говорить, что существует масса методов решения подобных проблем. К тому же, изначально в конкурсе пианистов должно было участвовать 50 человек (то есть во втором туре — 25). Видимо, в числе этих семи оказались и солнечный австрийский пианист Ингольф Вундер, поразивший публику свежестью и подлинной живостью интерпретаций (особенно впечатлила соната Моцарта и «Мефисто-вальс» Листа в его исполнении), и огненный японец Фумио Кавамура, и также 18-летний новосибирец Павел Колесников, отличившийся зрелостью, даже мудростью в трактовках.

Второй тур открывался выступлением всеобщего любимца Андрея Коробейникова, степень разносторонней одаренности которого, кажется, близка к гениальности. Но во время исполнения прелюдии Шостаковича Андрей был остановлен председателем жюри Николаем Петровым за превышение временного регламента. Во втором туре пианистам разрешается играть не более 60 минут. Коробейников превысил лимит на 3 минуты. При этом большинство участников, выступавших после Андрея, играли дольше, чем дозволено, но никто остановлен не был. Этот инцидент вызвал бурю негодования в рядах слушателей, Коробейникову была устроена овация, не смолкавшая не менее 7 минут и продолжавшаяся даже после того, как жюри покинуло зрительный зал. Этим зрители выразили свой протест. Один из пристрастных слушателей даже высказал мнение, что «это был плевок не в Андрея, а в Шостаковича». В финал Коробейников не прошел, но стал дипломантом, а также получил приз от Московской консерватории (которую он окончил с красным дипломом), что было объявлено на закрытии конкурса и встречено шквалом аплодисментов.

В остальном результаты ?? тура выглядели вполне объективными. Из непрошедших в финал хочется отметить нескольких музыкантов. Елисей Бабанов, выпускник Московской государственной консерватории, отыграв выдающийся первый тур, немного сдал свои позиции на втором. Но его мягкое, волшебное звукоизвлечение и общий меланхолический настрой пришлись публике по душе. На его стороне были симпатии многих меломанов. Кореец Сонг Хун Ким отличился очень эмоциональным исполнением партиты Баха, а также сменой имиджа в течение выступления (пианист играл Чайковского и Скрябина в оранжевом галстуке, но снял его перед исполнением Баха). Много положительных отзывов получили Ирина Захаренкова (Эстония), Татьяна Колесова (Россия) и выпускник Лондонской школы музыки Серхий Салов (Украина).

Открытием конкурса, наверное, следует назвать молодых пианистов из Санкт-Петербурга — Мирослава Култышева (педагог — А. Сандлер) и Александра Лубянцева (педагог Н. Серегина). Отрадно, что они были оценены по достоинству не только публикой, но и судейской коллегией — и стали лауреатами 2 и 3 премий, соответственно (первая не была присуждена). А ведь мало кто верил, что жюри пропустит в финал обоих петербуржцев.

Мирослав Култышев обладает в чем-то болезненной энергетикой и заставляет слушателя мучительно переживать происходящее в музыке. От его игры сжимается сердце. Колоссальный надрыв, но при этом — огромное интонационное и тембровое разнообразие, множество звуковых находок, все услышано и прочувствовано «по-своему», очень глубоко, неожиданно. Этот пианист производит инопланетное впечатление и огромными марсианскими глазами, и самоуглубленностью и невероятной силой в хрупком теле. (Надо сказать, Лубянцев тоже не отличается атлетическими данными, на первый взгляд — обычный мальчишка).

Александр ЛубянцевА. Лубянцев в первом туре покорил публику «Ночным Гаспаром» Равеля. В его игре вообще присутствует некая фантастика, «волшебность», призрачные, нереальные звучания, причудливые образы, что было очень кстати для равелевского цикла. Но эта прозрачность, иллюзорность сочетается у Лубянцева с жизнетворным светлым началом. К тому же Александр обладает потрясающей техникой: в его распоряжении — сверхкачественная ясная фактура, удивительный звук и совершенно непостижимая свобода во фразировке. Нельзя было не заметить, что молодой пианист играл с чрезвычайным воодушевлением. Повлияла на Лубянцева атмосфера конкурса Чайковского и Большого зала консерватории или что-то другое — неизвестно, но душевный подъем, с которым он выступил во всех турах, создавал ощущение совершенного счастья — и у исполнителя, и у слушателей.

Четвертую премию разделили Сергей Соболев, выпускник Московской консерватории по классу М. Воскресенского, и Лим Дон Хек, закончивший Московскую консерваторию у Л. Наумова и затем учившийся в Высшей школе музыки Ганновера (Германия). Пятая премия досталась немцу Бенджамину Мозеру, который подкупил публику искренностью и теплотой трактовок музыки русских композиторов. Особенно запомнились его прелюдии Рахманинова и Вариации Фа мажор Чайковского. Недаром специальный приз за исполнение произведений Чайковского был вручен именно Мозеру, (а также Коробейникову и Соболеву). Немецкий пианист обладает изрядным исполнительским обаянием. В его облике привлекают лиризм и задушевность (в хорошем смысле слова), приятный мягкий звук, несуетность (пианист даже на сцену выходит будто бы не соревноваться, а музицировать в свое удовольствие, причем в кругу добрых друзей), неспешная походка и даже каланчевый рост, невольно вызывающий ассоциации с молодым Клиберном.

Шестую премию получил Федор Амиров (выпускник Московской консерватории, класс С. Доренского), личность почти одиозная. Его игра вызвала наиболее противоречивые оценки — от преклонения и восхищения до обвинения в профнепригодности. Пианист в кулуарах получил звание «черного мага». Его манеру игры можно назвать гипнотической. Причем — остается совершенно неясным, чем же он завораживает: звук у Федора как бы стеклянный, качество музыкальной ткани несовершенно, такое впечатление, что эмоции вообще отсутствуют, будто он играет в безвоздушном космическом пространстве при абсолютном нуле. Но оторваться от слушания его игры — невозможно. Амиров выделился не только своеобразными, в чем-то провокационными трактовками, но и специфическим выбором репертуара — с уклоном в современную музыку. Так, во втором туре в его исполнении прозвучали 12 этюдов Шимановского (как цикл они были исполнены впервые!), и 3 концертных этюда Амлена, которые ранее не звучали на публике. Фактически, в рамках тура Федором были сделаны две серьезные премьеры.

Председатель жюри пианистов Н. Петров высказался так: «Я не уверен в том, что люди, обладающие очень яркой индивидуальностью, вообще созданы для конкурсов. Достаточно вспомнить, как величайший Артуро Микеланджели получил в Брюсселе седьмое место. Но на нашем конкурсе были очень яркие индивидуальности, среди них — Мирослав Култышев, Александр Лубянцев, Ирина Захаренкова, Ингольф Вундер, Павел Колесников и Ван Цзюэ». Несколько странно слышать из уст главы судейской бригады комплименты в адрес пианистов, не прошедших даже во второй тур.

В конкурсе скрипачей — в отличие от пианистов — остро чувствовался дефицит российских исполнителей. Здесь жюри возглавил Владимир Спиваков. Во второй тур прошли только два россиянина, а до финала добрался один — Никита Борисоглебский, ставший обладателем второй премии. Победила у скрипачей японка Маюко Камио.

Бенджамин Мозер дает автографСитуацию попытался проанализировать профессор Московской консерватории Владимир Иванов: «Такие итоги обидны для России, но закономерны. Японская скрипачка сразу выделилась среди конкурсантов лидерскими исполнительскими качествами. Мы же должны радоваться, что у нас сегодня осталось хотя бы второе место, потому что наши участники были действительно не подготовлены. И в этом есть вина государства, не оказавшего им никакой реальной поддержки: достаточно сказать, что инструменты из Госколлекции были выданы всего за 7 дней до конкурса! Кроме того, не было предоставлено возможности обыграть конкурсные программы на сцене, с оркестром. А как вообще может музыкант убедительно играть, если репетирует только в классе? У исполнителей из Кореи, Японии таких проблем нет».

Конкурс виолончелистов собрал наибольшее количество иностранных участников. В Москву прибыли музыканты из Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Испании, Венгрии, Польши, Чехии.

И здесь не обошлось без конфликтов. Украинский виолончелист Игорь Бобович написал письмо Александру Соколову, Министру культуры и массовых коммуникаций России, с требованием изменить решение жюри по результатам первого тура. В письме делается акцент на предвзятом отношении к нему лично и ситуации на конкурсе в целом. В день выступления Бобовича на первом туре его неожиданно, по решению жюри, вычеркнули из списков конкурсантов. Виолончелист не проходил отборочный тур по записи на DVD, а был автоматически зачислен в список участников как победитель конкурса WFIMC (Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов). Но жюри заострило внимание на том, что это конкурс камерных ансамблей, хотя в регламенте эта позиция не уточнена. Оргкомитет разрешил виолончелисту выступить в первом туре, но дальше он пропущен не был. В письме министру Бобович написал: «Наводят на размышления результаты первого тура — из 5 учеников г-жи Шаховской — все 5 — во втором туре, оба сына членов жюри — Тонха и Вейс также прошли во второй тур. Помнится, когда конкурс начинался, Николай Петров говорил: мы надеемся провести этот конкурс честно. К сожалению, надежды не оправдались».

Жюри конкурса вокалистов возглавляли Ирина Богачева и Игорь Фролов.

Среди женщин лидерство с первого тура захватила Альбина Шагимуратова, получившая в итоге I премию. Отметим успех украинских музыкантов: победу Александра Цымбалюка и 3-ю премию Максима Пастера. Максим последние годы является солистом Большого театра; напомним, что на прошлом конкурсе Чайковского Пастер стал дипломантом.

Теперь остается ждать концертов лауреатов. Как известно, все они подписали контракты на серию концертов в России и за рубежом. Возможно, это новшество позволит свежеиспеченным лауреатам реализовать себя на мировой арене — и тогда престиж конкурса и интерес к нему повысятся.
Анна Минакова,
Харьков — Москва — Харьков.

На снимках: Большой зал Московской консерватории. Сейчас на сцену выйдет…; Мирослав Култышев; Александр Лубянцев; Бенджамин Мозер дает автограф (фото автора).

Награды XIII Международного конкурса имени Чайковского распределились так:

«Фортепиано»:

1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ — не присуждена;
2 ПРЕМИЯ, СЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Мирослав Култышев (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Александр Лубянцев (Россия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Lim Dong Hyek (Южная Корея),
Сергей Соболев (Россия);
5 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Benjamin Moser (Германия);
6 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Федор Амиров (Россия).

«Виолончель»:

1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТОЯ МЕДАЛЬ — Антонов Сергей (Россия);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Бузлов Александр (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Вардаи Иштван (Венгрия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Румянцев Евгений (Россия);
5 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Ахназарян Нарек (Армения);
6 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Пиа Давид (Швейцария).

«Сольное пение»:

Женщины:

1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТОЯ МЕДАЛЬ — Шагимуратова Альбина (Россия);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Петрова Олеся (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Гулордава Марика (Грузия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Викторова Анна (Россия).

Мужчины:

1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ — Цымбалюк Александр (Украина);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Белосельский Дмитрий (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Пастер Максим (Украина);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Толстенко Петр (Россия);

«Скрипка»:

1 ПРЕМИЯ, ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ — Маюко Камио (Япония);
2 ПРЕМИЯ, СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ — Никита Борисоглебский (Россия);
3 ПРЕМИЯ, БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ — Юкки Мануэла Янке (Германия);
4 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Юн Соенг (Республика Корея);
5 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Хён-Су Шин (Республика Корея);
6 ПРЕМИЯ, ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК — Чжицзюн Ван (Китай).

http://rusk.ru/st.php?idar=111884

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ирина Чернова    14.07.2007 21:42
Про пианистов.скрипачей, виолончелистов ничего не могу добавить к выше сказанному, а о вокале имею очень удручающее впечатление, прослушав 2-й тур целиком, не могу сказать уверенно, что Петрова имеет заслуженно 2-ю премию, ведь ей по видимому больше надо заниматься с логопедом. а не участвовать на конкурсах….Жаль Викторову, Садовникову, Крамареву и многих хороших ребят.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика