Русская линия
Православие на Дальнем ВостокеСвященник Вячеслав Лопатко04.07.2007 

Почему молодежь уходит из Церкви?

Проблема ухода верующей молодежи из Церкви является одной из самых серьезных и актуальных вопросов современной духовной жизни. И думается, что подходить к ее решению нужно глубоко, а поэтому придется начать немного издалека.

Итак, сначала — общий обзор ситуации.

В основании данной проблемы лежит не одна причина, а сложный комплекс переплетающихся и взаимодействующих факторов. Однако, среди множества можно видеть некий общий, доминирующий аспект. Мне этой общей проблемообразующей доминантой представляется, с одной стороны, — огромный урон, причиненный Церкви (в Ее человеческой составляющей, ибо Божественная остается неистребимой) жесточайшим безбожием в недавнем историческом прошлом; а с другой — все более ускоряющееся нарастание зла в мире.

Истребление в нашем отечестве духовно-нравственных и культурных ценностей христианства и утверждение сознательной атеистической идеологии привело несколько поколений людей, с одной стороны, родившихся и воспитанных в атеистической системе, — к оторванности от жизни по вере; с другой, сохранявших веру, — к весьма значительной утрате преемственности подлинного богословского ведения, чистого и живого аскетического опыта (молитва, послушание), грамотного пастырского руководства, и христианской культуры общения. В результате, у неверующих сформировано ложное, карикатурное представление о Церкви и жизненное неприятие веры; примерно у 50% верующих — где-то невежество, где-то фанатизм, где-то формализм, где-то обскурантизм, где-то замкнутость, грубость и бескультурие.

Наряду с таким духовным опустошением происходит все большее нарастание в жизни, в обществе, в мире гедонизма, конформизма, цинизма, агрессивности и эгоизма.

Такова картина современного состояния жизни как последствие всего вышеперечисленного. При таком положении вещей естественно, что алчущая и жаждущая Божественной правды молодежь рискует стать жертвой либо обмана (всякого рода сектантства), либо заблуждения (экстремизм), или разочарования (полная или частичная автономизация от Церкви).

Теперь конкретно о данной проблеме.

Во-первых, следует начать с самой важной, как мне кажется, составляющей духовного поиска молодого человека или девушки — с искренности, но только не в плане ее наличия или отсутствия, ибо ее наличие, безусловно, предполагается самим вопросом, а в плане ее объективного качества. Ведь искренность еще не означает истинности. Искренность как личностное явление в значительной степени определяется субъективными содержаниями и состояниями ума, чувства и воли человека. Молодая личность, как заложница выше проиллюстрированной духовно-исторической ситуации, сама не осознавая того, будет, так или иначе, преломлять духовные реалии через призму своего духовно-неопытного сознания. Отсюда возможны следующие виды деформации духовной жизни: романтизация или прагматизация, идеализация или рационализация, фанатизм, радикализация в требованиях (абсолютный консерватизм или абсолютная реформация). В этих случаях очевиднейшим образом возникает риск конфронтации личности с нормами веры и жизни в Церкви.

Поэтому и требуется сопоставление субъективных содержаний/состояний личности с объективно утвержденным, как проверенным и правильным, опытом веры.

Итак, это было «во-первых» — то, что является субъективным аспектом проблемы.

Во-вторых, не менее существенным является и объективный аспект. Имеется ввиду то реальное состояние Церкви (напомню, что именно в ее человеческой составляющей, а не в Божественной, которая не подвержена ущербности), в котором она оказалась в результате сильнейшей атеистической агрессии.

Пришедшая в Церковь, полная надежд и ожиданий молодежь, столкнувшись с, увы, возможными, в некоторой степени, формализмом, пассивностью, эпигонством, невежеством и самодурством, оказывается перед двумя видами риска.

Первый вид риска — это моментальное разочарование и отчуждение. Второй вид — это постепенное духовно-психологическое травмирование по причине следующего: безусловно веря в святость Церкви (что — правда) молодое, искреннее, но неопытное сознание пытается подавить усилием лишь теоретически ему известным «вкусом меда» церковной правды, практически ощущаемую им горечь «дегтя» человеческих изъянов церковной действительности. В конце концов, такое сознание может «стошнить» и позитивистски утвердиться в неприязни ко всему церковному.

Таковой видится мне логика возникновения данной проблемы.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что разнообразными причинами ухода молодежи из Церкви и барьерами к нормализации церковной жизни следует назвать с одной стороны — драматическое состояние субъекта молодой личности в современном мире (у кого-то инфантильность, у кого-то максимализм, поспешность суждений, у кого-то идеализация, романтизация и фантазерство, у кого-то излишняя эмоциональность, у кого-то безоглядочная впечатляемость, у кого-то произвол в интерпретации духовных истин, но, все это, не само по себе, а в общем духе эгоцентризма и невменяемости); с другой стороны — также драматизм объективно сложившегося духовно-исторического состояния человеческого аспекта Церкви (духовная и богословская безграмотность некоторых клириков, инертность и некоммуникабельность внутриприходской жизни некоторых общин и т. п.) в результате мировоззренческих и политических катастроф.

А теперь о самом главном — преодолении проблемы, обозначенной в вопросе. Как и всегда, это оказывается самым трудным. Гораздо легче анализировать со стороны и ставить диагноз, чем находить положительные механизмы внутреннего изменения личности и выписывать рецепты. Наверное, человек может помочь больше в постановке диагноза, чем в выписке рецепта. Последнее более лежит во власти Божией Премудрости и Силы, чем в возможностях человека, хотя и первое без Божия просвещения будет слепым и опасным.

Церковь есть единая богочеловеческая реальность, в которой и божественное, и человеческое нераздельно и неслитно. Поэтому способ преодоления нашей проблемы должен иметь нераздельно-неслитный богочеловеческий характер. Сам же этот богочеловеческий способ есть дар, сообщаемый Богом и воспринимаемый человеком. Поэтому методически верным представляется первоочередность трудолюбивой, терпеливой, смиренной и спокойной молитвы за себя и за переживаемого человека. Только при условии постоянной памяти о Творце и Спасителе нашем, в нас будет возрастать упование на Него. А упование будет делать плодотворными наши воздыхания о разрешении скорби. Наряду с этим следует искренне и трезво видеть свои грехи и совершенствовать свой опыт покаяния. Таким образом божественная благодать будет созидать в нас единство веры и дел. Живая вера, правильная молитва, покаяние и жертвенная работа над собой, терпение и умиротворенность будут благодатно просвещать, ориентировать, подсказывать, поддерживать и укреплять нас в соображениях, делах и начинаниях, чтобы мы с подлинной христианской любовью могли помогать алчущим и жаждущим правды, помогать ранимым и соблазненным, заблуждающимся и ожесточенным, немощным и поврежденным, сознательно или бессознательно «милости Божией и помощи требующим».

Об авторе: священник Вячеслав Лопатко, преподаватель Хабаровской духовной семинарии, заведующий церковно-исторической кафедрой, выпускник Московской духовной академии

http://pravostok.ru/ru/journal/theology/?id=363


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика